г. Краснодар |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А61-5640/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Воловик Л.Н. и Гиданкиной А.В., в отсутствие в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Автолайн-1" (ИНН 1513000801, ОГРН 1101513000710), Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1515900068, ОГРН 1041501903739), Управления транспорта администрации местного самоуправления г. Владикавказ (ИНН 1500007334, ОГРН 1221500006199), Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автолайн-1" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 22.01.2024 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2024 по делу N А61-5640/2022, установил следующее.
Комитет по транспорту и дорожной инфраструктуре Республики Северная Осетия - Алания (далее - комитет) обратился в суд с заявлением к ООО "Автолайн-1" (далее - общество) о прекращении действия свидетельств серии 000090 N 004171, серии 000090 N 0041704, серии 000090 N 004168, серии 000090 N 004169, серии 000090 N 004167, серии 000090 N 004166 по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 15, 17, 19, 26, 57, 59.
Определением суда от 29.03.2023 произведено процессуальное правопреемство, комитет заменен на Управление транспорта администрации местного самоуправления г. Владикавказ (далее - управление).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - антимонопольный орган) и Управление Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - налоговая служба).
Решением суда от 22.01.2024 заявление удовлетворено. Действие свидетельств по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 15, 17, 19, 26, 57, 59 серии 000090 N 004171, серии 000090 N 004170, серии 000090 N 004168, серии 000090 N 004169, серии 000090 N 004167, серии 000090 N 004166 прекращено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.05.2024 решение суда от 22.01.2024 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его заявление. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, приведенные в качестве основания для прекращения действия спорных свидетельств в части 5 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), не предусмотрены. У общества не было налоговой задолженности по обязательным платежам в бюджет на момент продления срока действия свидетельств на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении жалобы общества.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, антимонопольный орган установил, что в 2021 году комитет на основании части 5 статьи 19 Закона N 220-ФЗ продлил сроки действия свидетельств ряду хозяйствующих субъектов, имевших на дату продления им свидетельств задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, в том числе и обществу. Данный вывод был сделан согласно справке налоговой службы от 16.08.2022 N 6622777.
По состоянию на 15.06.2021, то есть на дату продления свидетельств на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам г. Владикавказа с номерами 15, 17, 19, 26, 57, 59, общество имело задолженность по обязательным платежам в бюджет: 4934 рубля 47 копеек налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, 1125 рублей 84 копейки пеней, 18 924 рубля 93 копейки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, 1461 рубль 02 копейки пеней, 2328 рублей 93 копейки страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 170 рублей 38 копеек пеней, 5690 рублей 78 копеек страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, 404 рубля 13 копеек пеней; 528 рублей 31 копейку пеней по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, 1872 рубля штрафа по камеральной налоговой проверке.
Антимонопольный орган выдал комитету предупреждение от 25.10.2022 N АП/3519/22, которым предписано прекратить нарушение требований пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем принятия мер, направленных на создание равных условий для действующих участников товарного рынка по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам в пределах г. Владикавказа, в том числе общества, обслуживающего маршруты N 15, 17, 19, 26, 57, 59, и потенциальных участников (перевозчиков) - претендентов на получение свидетельств об осуществлении перевозок по указанным маршрутам.
В целях исполнения данного предупреждения комитет обратился в суд с заявлением о прекращении действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по данным маршрутам.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 17, 19, 23, 29 Закона N 220-ФЗ.
Суды исходили из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье обстоятельств.
Частью 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ установлены требования к участникам открытого конкурса, в том числе: непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства (пункт 3); отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период (пункт 4).
Анализ указанных норм Закона свидетельствует о том, что окончание срока действия свидетельства является основанием для прекращения его действия. Закон N 220-ФЗ допускает продление действия свидетельства, но в том же порядке, который установлен для выдачи свидетельства. Продление действия свидетельства возможно при соответствии претендента требованиям, поименованным в части 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ.
Согласно сведениям налогового органа на дату выдачи свидетельств у общества имелась задолженность по налоговым платежам, подлежащим уплате в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В соответствии со справками, представленными налоговой службой и приобщенными к материалам дела, налоговым органом сформированы сведения о наличии задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС по состоянию на 15.06.2021, которое свидетельствует о том, что общество имело неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Судебные инстанции выяснили, что общество запрашивало следующие справки у налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей: от 17.06.2021 N 59591 по состоянию на 10.05.2021, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа от 17.06.2021; от 09.08.2021 N 75372 по состоянию на 09.08.2021, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа от 09.08.2021.
Из изложенного следует, что 15.06.2021 на момент продления сроков действия свидетельств по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 15, 17, 19, 26, 57, 59 общество было осведомлено о наличии налоговой задолженности. Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о прекращении действия свидетельств по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 15, 17, 19, 26, 57, 59 серии 000090 N 004171, серии 000090 N 004170, серии 000090 N 004168, серии 000090 N 004169, серии 000090 N 004167, серии 000090 N 004166.
Суды дали оценку доводу общества о том, что часть 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ не содержит такого основания для прекращения лицензии, как наличие налоговой задолженности, и обоснованно исходили из того, что Закон N 220-ФЗ разграничивает административный и судебный порядок прекращения действия свидетельства на осуществление регулярных перевозок.
При этом судебный порядок не ограничивается формальным установлением наличия или отсутствия обстоятельств, перечисленных в части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ. При рассмотрении таких заявлений суд оценивает их на предмет существенности допущенных перевозчиком нарушений и возможности (соразмерности) применения к нему такой меры ответственности, как прекращение действия свидетельства на осуществление регулярных перевозок по маршруту.
В данном случае антимонопольным органом выявлено несоответствие общества требованиям для продления срока действия лицензии и сокрытие такого обстоятельства.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 22.01.2024 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2024 по делу N А61-5640/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность прекращения действия свидетельств на муниципальные маршруты регулярных перевозок, установив наличие налоговой задолженности у перевозчика на момент продления свидетельств. Судебные инстанции отметили, что законодательство требует соблюдения условий для продления лицензий, в том числе отсутствие задолженности по обязательным платежам. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 августа 2024 г. N Ф08-6068/24 по делу N А61-5640/2022