г. Краснодар |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А32-19628/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367) и ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Агат" (ИНН 2319025444, ОГРН 1022302830483), извещенных о времени и месте судебного заедания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 по делу N А32-19628/2023, установил следующее.
Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью "Агат" (далее - общество) с иском о взыскании задолженности по арендной плате с 01.04.2022 по 31.12.2022 в размере 1 560 735 рублей 44 копеек, пени с 11.09.2022 по 31.01.2023 в размере 97 765 рублей 82 копеек.
Иск основан на положениях 209, 309. 310, 424, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и мотивирован ненадлежащим исполнением обществом обязательства по внесению арендной платы из договора аренды от 24.03.1998 N 4900000726.
Решением от 09.02.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.04.2024, в удовлетворении исковых требований отказано.
Суды установили, что 24.03.1998 между комитетом по управлению имуществом города Сочи (арендодатель) и ИЧП Свечникова М.П. "Агат" (правопредшественник общества) заключен договор N 4900009730 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301013:1030 площадью 3932 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, район Хостинский, ул. Транспортная. Договор аренды от 24.03.1998 N 4900000726 заключен сторонами в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, удостоверенного государственным актом N 426000974, согласно которому (приложение N 2) земельный участок полностью входит в границы второй зоны округа санитарной защиты курортов, а также в водоохранные зоны малых рек. На земельном участке с кадастровым номером 23:49:0301013:1030 расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности обществу. Договор заключен на 49 лет и зарегистрирован в установленном законом порядке. Размер арендной платы за земельный участок устанавливается в размере базовой ставки арендной платы в зоне С-2. Арендная плата вносится ежеквартально равными частями до истечения 15 дня начала следующего квартала. В соответствии с пунктом 1 дополнительного соглашения от 18.01.2022 к договору аренды от 24.03.1998 N 4900000726 размер годовой арендной платы, установленный пунктом 2.2 договора, определяется в соответствии с отчетом об определении величины годовой арендной платы от 30.09.2021 N 03-11-65/21 и составляет 2 085 297 рублей. Администрация указывает, что общество обязательство по внесению арендной платы с 01.04.2022 по 31.12.2022 не исполнило, задолженность арендатора составляет 1 560 735 рублей 44 копейки. Администрация направила обществу претензию от 07.10.2022 N 14737/02.01-30 с требованием о незамедлительном погашении задолженности по арендной плате. Поскольку требование, содержащееся в претензии, обществом не исполнено, администрация обратилась в арбитражный суд с иском. При разрешении спора суды руководствовались статьями 209, 424, 606, 607, 614 Гражданского кодекса, статьями 1, 22, 27, 39.7, 65, 95 Земельного кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582) в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582" (далее - постановление N 531). Также судами учтены разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды". Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0301013:1030 относится к землям, ограниченным в обороте (находится во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта), на данном участке расположены принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимого имущества. В этой связи размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2023 по делу N А32-54220/2022, вступившим в законную силу, урегулированы разногласия, возникшие между сторонами при заключении дополнительного соглашения к договору аренды. На администрацию возложена обязанность заключить с обществом дополнительное соглашение к договору аренды, изложив подпункт 2.2 в следующей редакции: "Размер годовой арендной платы, определяется в соответствии с принципом N 7, согласно которому размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют". По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301013:1030 - фактически занимаемый зданиями и сооружениями производственно-торгово-складской базы. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) общество является строительно-торговой фирмой, предоставляет полный спектр услуг в области строительства, ремонта, в том числе продажу заказчикам строительных материалов. Земельный налог на территории города-курорта Сочи установлен Решением Городского Собрания Сочи Краснодарского края от 26.11.2020 N 58. В силу пункта 3 названного решения, в случае, если земельный участок имеет более одного вида разрешенного использования, в целях налогообложения применяется наибольший размер ставки земельного налога по видам разрешенного использования, определенным для данного участка. В этой связи судами применена налоговая ставка за земельные участки, предназначенные для торговли, размер которой в 2022 году составил 0,85%. По сведениям ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301013:1030 по состоянию на 01.01.2022 составляла 20 914 661 рубль 88 копеек. С учетом установленной кадастровой стоимости и подлежащей применению ставки земельного налога, арендная плата общества в 2022 году за арендуемый земельный участок составляет 177 774 рубля 63 копейки. Администрацией заявлено требование о взыскании с общества арендной платы с 01.04.2022 по 31.12.2022, за этот период размер арендной платы составляет 133 939 рублей 79 копеек. С учетом произведенных обществом платежей за пользование земельным участком, у арендатора отсутствует задолженность (имеется переплата), что исключает удовлетворение требований администрации о взыскании с общества долга по арендной плате и пени.
Администрация обжаловала решение и постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. Жалоба обоснована ссылками на положения статей 209, 309, 310, 330 Гражданского кодекса, статьи 65 Земельного кодекса, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и мотивирована следующим. Обществом ненадлежаще исполнены свои обязательства по договору аренды от 24.03.1998 N 4900000726, что влечет взыскание с него задолженности и неустойки в размере, указанном администрацией в исковом заявлении. Размер арендной платы определен в соответствии с отчетом оценщика об определении величины годовой арендной платы от 30.09.2021 N 03-11-65/21 и составляет 2 085 297 рублей. Администрацией также соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Суд округа не располагает сведениями о поступлении от общества отзыва на кассационную жалобу.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 24.03.1998 между комитетом по управлению имуществом города Сочи (арендодатель) и ИЧП Свечникова М.П. "Агат" (правопредшественник общества) заключен договор N 4900009730 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301013:1030. Участок площадью 3932 кв. м расположен по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, район Хостинский, ул. Транспортная. Договор аренды от 24.03.1998 N 4900000726 заключен сторонами в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, удостоверенного государственным актом N 426000974, согласно которому (приложение N 2) земельный участок полностью входит в границы второй зоны округа санитарной защиты курортов, а также в водоохранные зоны малых рек.
На земельном участке с кадастровым номером 23:49:0301013:1030 расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности обществу. Договор заключен на 49 лет и зарегистрирован в установленном законом порядке. Размер арендной платы за земельный участок устанавливается в размере базовой ставки арендной платы в зоне С-2. Арендная плата вносится ежеквартально равными частями до истечения 15 дня начала следующего квартала.
В соответствии с пунктом 1 дополнительного соглашения от 18.01.2022 к договору аренды от 24.03.1998 N 4900000726 размер годовой арендной платы, установленный пунктом 2.2 договора, определяется в соответствии с отчетом об определении величины годовой арендной платы от 30.09.2021 N 03-11-65/21 и составляет 2 085 297 рублей.
Администрация указывает, что общество обязательство по внесению арендной платы с 01.04.2022 по 31.12.2022 не исполнило, задолженность арендатора составляет 1 560 735 рублей 44 копейки. Администрация направила обществу претензию от 07.10.2022 N 14737/02.01-30 с требованием о незамедлительном погашении задолженности по арендной плате. Поскольку требование, содержащееся в претензии, обществом не исполнено, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота и регулирует, в частности, договорные и иные обязательства (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса).
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (подпункт 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса).
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (пункты 1, 2 статьи 421 Гражданского кодекса).
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (статья 606, пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса и статьи 39.7 Земельного кодекса плата за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности (подпункт 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса).
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39.7 Земельного кодекса).
Постановлением N 531, действующим с 12.08.2017, Основные принципы определения арендной платы, утвержденные постановлением N 582, дополнены принципом N 7. В соответствии с названным принципом арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в публичной собственности, определяется исходя из наличия предусмотренных законодательством ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения. Размер арендной платы за такие земельные участки не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, сформулирован следующий правовой подход. Если установленный компетентным органом в нормативном правовом акте размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, выше указанного в принципе N 7 Основных принципов, арендная плата подлежит исчислению с применением данного принципа.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 Кодекса).
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора установили, что арендная плата за земельный участок площадью 3932 кв. м с кадастровым номером 23:49:0301013:1030, находящийся в муниципальной собственности, является регулируемой. Данный участок, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности, находится во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2023 по делу N А32-54220/2022, вступившим в законную силу, урегулированы разногласия, возникшие между сторонами при заключении дополнительного соглашения к договору аренды. На администрацию возложена обязанность заключить с обществом дополнительное соглашение к договору аренды, изложив подпункт 2.2 в следующей редакции: "Размер годовой арендной платы, определяется в соответствии с принципом N 7, согласно которому размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют". Следовательно, арендуемый обществом земельный участок является ограниченным в обороте (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса). С учетом установленного размера арендной платы в спорный период и представленных ответчиком доказательств внесения арендной платы, судебные инстанции признали, что у общества отсутствует задолженность по договору от 24.03.1998 N 4900000726. В этой связи суды первой и апелляционной инстанций отказали администрации в удовлетворении исковых требований о взыскании с общества долга по арендной плате и договорной пени.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы администрации судом округа не принимаются, поскольку заявленные в жалобе доводы не влияют на оценку законности и (или) обоснованности принятых по делу судебных актов. Каких-либо иных мотивированных доводов о несогласии с содержанием обжалуемых судебных актов орган местного самоуправления не приводит. Выводы судебных инстанций по существу спора соответствуют фактическим обстоятельствам, они основаны на исследовании материалов дела и им не противоречат. Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Администрация (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 по делу N А32-19628/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении иска о взыскании задолженности по арендной плате, установив, что у арендатора отсутствует задолженность, так как размер арендной платы не превышает земельного налога, а также учтя, что арендованный участок ограничен в обороте. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 августа 2024 г. N Ф08-5840/24 по делу N А32-19628/2023