г. Краснодар |
|
13 сентября 2024 г. |
Дело N А63-3102/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края (судья Якунь В.Д., секретарь судебного заседания Писаренко Е.Е.), ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ахмадовой А.Д., от заявителя - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница" - Цалоевой М.А. (доверенность от 11.09.2024), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам - Мурзиной А.Н. (доверенность от 09.01.2024), в отсутствие в судебном заседании заинтересованных лиц - территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края, территориальной комиссии Ставропольского края, Министерства здравоохранения Ставропольского края, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, -общества с ограниченной ответственностью "Ставропольский аптечный склад", общества с ограниченной ответственностью "Врачи Ставропольского края", Ставропольской краевой организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингострах-М"", акционерного общества "Страховая компания "Согаз-Мед"", рассмотрев кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.02.2024 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2024 по делу N А63-3102/2023, установил следующее.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница" (далее - больница) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к территориальной комиссии Ставропольского края (далее - комиссия) для рассмотрения заявок медицинских организаций в целях формирования плана мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (далее - территориальная комиссия), министерству здравоохранения Ставропольского края (далее - министерство) о признании незаконным оформленное протоколом от 21.11.2022 N 7 решение комиссии для рассмотрения заявок медицинских организаций в целях формирования плана мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования о невключении мероприятия по заявке 26-02-2022-00169-00 на изменение мероприятия по приобретению медицинского оборудования в плане мероприятий по организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год, в части внесения изменений в код вида медицинского изделия на 232870 "Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых";
о признании незаконным оформленное протоколом от 21.11.2022 N 8 решение комиссии для рассмотрения заявок медицинских организаций в целях формирования плана мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования о невключении мероприятия по заявке 26-02-2022-00179-00 на изменение мероприятия по приобретению медицинского оборудования в плане мероприятий по организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год, в части внесения изменений в код вида медицинского изделия на 232870 "Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых";
об обязании комиссии для рассмотрения заявок медицинских организаций в целях формирования плана мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в течение 30 дней с даты вступления в законную силу судебного акта повторно рассмотреть заявки на изменение мероприятия по приобретению медицинского оборудования в плане мероприятий по организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год, в части внесения изменений в код вида медицинского изделия на 232870 "Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых", и принять решение о внесении изменений в план мероприятий по приобретению медицинского оборудования на 2022 год, а именно изменить код вида медицинского изделия с 275750 на 232870.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ставропольского края (далее - фонд), общественная организация "Врачи Ставропольского края", Ставропольская краевая организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Ставропольский филиал акционерного общества "Страховая компания "Согаз-Мед", филиал общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "ИнгосстрахМ" (далее - "Ингосстрах-М"), комитет Ставропольского края по государственным закупкам (далее - комитет), общество с ограниченной ответственностью "Ставропольский аптечный склад" (далее - ООО "САС").
Решением суда первой инстанции от 02.02.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.04.2024, требования удовлетворены. Суд указал, что рассмотрении заявки больницы комиссия обязана оценить соответствие включенных в нее сведений о мероприятии (в том числе, сведений о закупаемом оборудовании, коде вида данного медицинского изделия, сведений о характеристиках товара в коммерческих предложениях поставщиков, цена которых принята к расчету НМЦК) критериям отбора мероприятий, в том числе на соответствие стандартам оснащения медицинских организаций (в данном случае - стандарту, утвержденному Приказом Минздрава России от 12.11.2012 N 909н). Комиссия также не вправе исключать из программы уже включенные в нее мероприятия.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратился фонд, просит отказать в удовлетворении требований. Считает законным отклонение комиссией заявки больницы по соглашению о финансировании приобретаемого медицинского оборудования, не включенного в план мероприятий.
В отзывах на кассационную жалобу больница и комитет просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения. В отзыве на жалобу "ИнгосстрахМ" поддерживает доводы кассационной жалобы фонда.
В судебном заседании представители больницы и комитета поддержали возражения, изложенные в отзывах на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что больница сформировала запрос от 12.05.2023 N 1263/1 о стоимости аппарата искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых с указанием характеристик товара, соответствующих стандарту оснащения медицинских организаций, в ответ на который поступили коммерческие предложения от ООО "Центр медицинских инноваций", ООО "Медимпульс" и ООО "САС". Всеми тремя потенциальными поставщиками было предложено одно и то же оборудование, соответствующее запросу и заявленным в нем характеристикам товара: аппарат ИВЛ Mindray SV800.
Больница 23.05.2022 подала в комиссию заявку N 26-02-2022-00107-02 о включении мероприятия по приобретению медицинского оборудования в план мероприятий по организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год.
Заявка больницы от 23.05.2022 N 26-02-2022-00107-02 на включение мероприятия по приобретению медицинского оборудования в план мероприятий признана комиссией соответствующей всем установленным критериям, территориальная комиссия приняла решение о включении мероприятия в план мероприятий по организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год (протокол от 05.07.2022 N 2).
Больница 26.07.2022 заключила с фондом соглашение N 05-2022-01245 о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, предметом которого является финансовое обеспечение в пределах средств нормированного страхового запаса бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края в 2022 году мероприятий по приобретению детской больницей медицинского оборудования (далее - спорная закупка). Пунктом 6 соглашения установлено, что перечисление средств на финансовое обеспечение закупки производится при наличии у больницы заключенного контракта на поставку медицинского оборудования. Во исполнение соглашения больница направила закупочную документацию организатору аукциона (комитету для) размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Единственная поданная ООО "САС" заявка была признана комиссией комитета соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки N 0121200004722000840. По результатам проведенного аукциона 30.08.2022 между ООО "САС" (поставщик) и больницей (заказчик) заключен контракт N 0121200004722000840 на поставку системы искусственной вентиляции легких SV800 (далее - оборудование), ее ввод в эксплуатацию, обучение правилам ее эксплуатации и технического обслуживания специалистами (далее - контракт) стоимостью 10 482 600 рублей. В последующем поставщик и заказчик заключили дополнительное соглашение от 03.11.2022 N 1, где снизили цену контракта до 8 335 850 рублей.
Больница 05.10.2022 направила в комиссию заявку N 26-02-2022-00140-00 на изменение мероприятия по приобретению медицинского оборудования в плане мероприятий по организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год, - изменении наименования приобретаемого медицинского оборудования с "аппарата искусственной вентиляции легких" на "систему искусственной вентиляции легких".
Заявка удовлетворена, комиссия решила внести соответствующие изменения (протокол от 20.10.2022 N 5). Дополнительным соглашением N 05-2022-01245/1 больница и фонд 24.10.2022 внесли эти изменения. Больница письмом от 25.10.2022 N 18/07-363 уведомила о внесенных изменениях в плане мероприятий, тогда же с учетом пункта 13.2 соглашения направила заявку N 26-2022-00274300-00003 на перечисление средств, предусмотренных на финансовое обеспечение мероприятия медицинской организации, включенного в план мероприятий. Протоколом от 31.10.2022 эта заявка отклонена по мотиву несоблюдения подпункта 5 пункта 8 соглашения, - непредставления сведений о соответствии предмета поставки в контракте плану мероприятий. Больница 03.11.2022 направила в территориальную комиссию заявку N 26-02-2022-00169-00 на изменение мероприятия по приобретению медицинского оборудования в плане мероприятий по организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год, - изменении кода вида медицинского изделия с 275750, указанного в заявке на включение в план мероприятий по приобретению медицинского оборудования в 2022 году за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования, на 232870, соответствующий коду вида медицинского изделия, закупленного по контракту.
По результатам рассмотрения заявки комиссия заключила по заявке ПМО N 26-02-2022-00169-00 на изменение в план мероприятий 2022 года, что мероприятие не соответствует критериям оценки и решила не включать закупку в план мероприятий, что следует из протокола от 21.11.2022 N 7.
Больница 23.11.2022 направила в комиссию заявку N 26-02-2022-00178-00 на изменение мероприятия по приобретению медицинского оборудования в плане мероприятий по организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год в части изменения кода вида медицинского изделия с 275750 "аппарат искусственной вентиляции легких анестезиологический" на 232870 "аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых", соответствующий коду вида медицинского изделия, закупленного по контракту. Эту заявку комиссия не рассмотрела.
В тот же день 23.11.2022 больница направила заявку N 26-02- 2022-00179-00 на изменение мероприятия по приобретению медицинского оборудования в плане мероприятий по организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год в части изменения кода вида медицинского изделия с 275750 "аппарат искусственной вентиляции легких анестезиологический" на 8 232870 "аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых", соответствующий коду вида медицинского изделия, закупленного по контракту.
Больница на рассмотрение комиссии письмом от 24.11.20222 N 3749 представила заключение специалиста от 24.11.2022 N 200-И/2022, в котором эксперт установил, что закупленное медицинское оборудование с кодом вида медицинского изделия 232870 соответствует качественным, техническим, функциональным характеристикам товара, указанным в контракте, и обладает всеми функциями, соответствующими классификационным признакам кода вида медицинского изделия 275750. При этом закупленное оборудование имеет более широкие функциональные возможности применения в медицинских целях.
По результатам рассмотрения заявки больнице направлен ответ от 29.11.2022 N 01/07-428 о том, что территориальная комиссия решила не включать мероприятие по заявке N 26-02-2022-00179-00 в план мероприятий на 2022 год (протокол от 28.11.2022 N 8). Основанием отказа указано несоответствие закупки критериям оценки. Принято решение не включать в план мероприятий закупку.
Больница обжаловала действия и решения комиссии в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд обоснованно исходил из следующего.
Федеральный план мероприятий формируется и ведется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) и утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с ФОМС (пункт 2 Приказа Минздрава России от 14.09.2021 N 922н "Об утверждении порядка и сроков формирования, утверждения и ведения планов мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, состава включаемых в них сведений, порядка и сроков формирования и направления заявок на включение мероприятий в такие планы мероприятий, а также форм указанных заявок" (далее - Приказ N 922н).
Территориальный план мероприятий формируется и ведется территориальным фондом обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд), согласовывается им и страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями (союзами) и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), представители которых включены в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее - Закон N 326-ФЗ, представители тарифной комиссии, тарифная комиссия) и утверждается уполномоченным органом. Федеральный план мероприятий формируется на текущий финансовый год в течение первого квартала текущего финансового года начиная с 1 января 2022 года при наличии средств нормированного страхового запаса Федерального фонда, предусмотренных в бюджете ФОМС на финансовое обеспечение мероприятий, указанных в пункте 1 Правил (далее - мероприятие), в объеме, определенном в соответствии с пунктом 4 Правил, и поступлении сформированных в соответствии с пунктом 10 Правил заявок на включение мероприятий в план мероприятий. Территориальный план мероприятий формируется на текущий финансовый год в течение первого квартала текущего финансового года (в 2021 году - до 1 декабря включительно) в соответствии с пунктом 5 Правил и при поступлении сформированных в соответствии с пунктом 10 Порядка заявок на включение мероприятий в план мероприятий. Территориальный фонд ежемесячно информирует представителей тарифной комиссии о сформировавшемся по состоянию на первое число соответствующего месяца объеме средств на финансовое обеспечение мероприятий (пункты 3,4,5 Приказа N 922н).
В соответствии с пунктом 7 Приказа N 922н заявки на текущий финансовый год направляются федеральной медицинской организацией, региональной медицинской организацией соответственно в ФОМС, территориальный фонд ОМС не ранее 15 января текущего финансового года и не позднее 1 октября текущего финансового года.
В соответствии с частью 6 статьи 26 Закона N 326-ФЗ в составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас (далее - НСЗ), включающий средства, в том числе: для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
В силу пункта 7.1 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства нормированного страхового запаса ФОМС, нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Данный порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 N 273 "Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования" (далее - Правила N 273).
Абзацем 3 пункта 2 Правил N 273 определено, что средства НСЗ на финансирование мероприятий, в том числе по приобретению медицинского оборудования, выделяются территориальным фондом для медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС субъекта РФ, с которыми заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на текущий финансовый год.
Согласно пункту 3 Правил N 273 средства для финансового обеспечения мероприятий предоставляются на основании заключенного территориальным фондом с региональной медицинской организацией соглашения о финансовом обеспечении мероприятий, порядок заключения и типовая форма которого утверждаются министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 6 Правил N 273 средства для финансового обеспечения мероприятий предоставляются региональной медицинской организации - в случае включения мероприятий в план мероприятий, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и согласованный с территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями и профсоюзами либо их объединениями.
Подпунктом "б" пункта 8 Правил N 273 установлены обязательные требования использования медицинскими организациями средств финансового обеспечения НСЗ по реализации мероприятий на приобретение медицинского оборудования:
- наличие у медицинской организации потребности в приобретаемом медицинском оборудовании в соответствии со стандартами оснащения медицинских организаций (их структурных подразделений), предусмотренными положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, порядком организации медицинской реабилитации либо правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации;
- соответствие назначения приобретаемого медицинского оборудования целям оказания медицинской помощи по формам, видам и профилям медицинской помощи, оказываемой федеральной медицинской организацией в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, региональной медицинской организацией - в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования;
- наличие медицинского работника (медицинских работников), имеющего соответствующий уровень образования и квалификации для работы на приобретаемом медицинском оборудовании;
- наличие в медицинской организации помещения для установки приобретаемого медицинского оборудования (если приобретаемое медицинское оборудование требует специального помещения для установки и (или) использования).
Помимо общих требований, установленных пунктами 8 Правил N 273, введены дополнительные условия.
Региональные медицинские организации формируют заявки на включение мероприятий в территориальный план мероприятий, которые направляют в территориальный фонд в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования.
Приказом Минздрава России от 16.08.2021 N 859н утверждены критерии отбора мероприятий для включения в план мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утверждаемый Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - критерии).
Согласно пункту 2 Критериев критериями отбора мероприятий по приобретению медицинского оборудования являются:
а) соответствие мероприятия требованиям, указанным в подпункте "б" пункта 8 Правил;
б) истечение срока годности (срока службы) медицинского оборудования, предусмотренного эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) медицинского изделия (в случае замены медицинского оборудования);
в) стоимость приобретаемого медицинского оборудования составляет свыше 100 тысяч рублей за единицу оборудования;
г) мероприятие направлено на устранение нарушений, выявленных в ходе проведения экспертизы качества медицинской помощи.
Суд установил, что закупка, заявленная больницей, соответствовала всем установленным критериям, в связи с чем она включена комиссией в план мероприятий 2022 года.
Как правильно указал суд, принятие комиссией решения об исключении уже включенного мероприятия из плана мероприятий ни Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 N 273, ни Порядком формирования планов мероприятий, утвержденным приказом Минздрава России от 14.09.2021 N 922н, не предусмотрено.
Заключенное соглашение также подтверждает включение закупки больницей в план мероприятий. Пунктом 6 соглашения установлено, что перечисление средств на финансовое обеспечение мероприятий осуществляется "при наличии у медицинской организации заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации контракта на поставку медицинского оборудования".
Больница, в свою очередь, соответствующий контракт заключила с ООО "САС".
Согласно пункту 7 соглашения перечисление средств на финансовое обеспечение мероприятий осуществляется фондом не позднее 5 рабочих дней до дня наступления срока оплаты по контракту, но не ранее 5 рабочих дней со дня получения от больницы заявки (уточненной заявки) на перечисление средств по форме согласно приложению N 2 к соглашению, являющемся его неотъемлемой частью, отдельно по каждому мероприятию Медицинской организации, включенному в план мероприятий, с приложением копий документов, указанных в пункте 6 соглашения, и по итогам их проверки, проводимой фондом в соответствии с пунктом 8 соглашения.
Согласно пункту 8 соглашения проверка заявки на перечисление средств и документов, представленных больницей, осуществляется фондом в том числе с целью проверки соответствия сведений об оборудовании в контракте на поставку медицинского оборудования, в настоящем соглашении и плане мероприятий.
Пунктом 9 соглашения установлено, что фонд в течение 5 рабочих дней со дня получения от больницы заявки на перечисление средств и прилагаемых к ней документов, в случае наличия по итогам проверки, проведенной фондом по пункту 8 соглашения, замечаний к заявке на перечисление средств и (или) прилагаемым к ней документам, направляет больнице протокол по форме согласно приложению N 3 к соглашению, являющемся его неотъемлемой частью. Пунктом 11.5 соглашения фонд обязался обеспечивать заключение дополнительного соглашения о внесении изменений в соглашение не позднее 5 рабочих дней со дня поступления в фонд от больницы обоснованной информации о необходимости внесения изменений в Соглашение, а также в случае внесения изменений в план мероприятий в отношении мероприятий больницы - не позднее 5 рабочих дней со дня утверждения указанных изменений. Стороны не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения соглашения (пункт 17 Соглашения).
В соответствии с пунктом 22 Порядка формирования планов мероприятий ведение плана мероприятий осуществляется путем формирования информации, указанной в пункте 6 Порядка, для образования новых реестровых записей, внесения изменений в действующие реестровые записи или признания утратившими силу действующих реестровых записей.
Исходя из подпункта 6 пункта 24 Порядка формирования планов мероприятий при внесении изменений в план мероприятий учитывается обнаружение в информации, включенной в план мероприятий, технических ошибок (описок, опечаток, грамматических ошибок либо иных подобных ошибок).
Таким образом, ни соглашение, ни Порядок формирования планов мероприятий, не предусматривают возможность исключения мероприятия из плана мероприятий, но Порядок допускает внесение изменений в план мероприятий, а соглашением установлена обязанность внесения изменений в соглашение в случае внесения изменений в план мероприятий в отношении мероприятий больницы.
Единственным основанием отказа в удовлетворении заявок N 26-02-2022-00169-00 и N 26-02-2022-00179-00 является несоответствие мероприятия критериям оценки. При этом комиссия не учла, что Критерии отбора мероприятий установлены для включения в план мероприятий по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, то есть применяются на стадии рассмотрения заявок о включении мероприятия по приобретению медицинского оборудования в план мероприятий.
Однако, как правильно установил суд, заявки N 26-02-2022-00169-00 и N 26-02-2022-00179-00 поданы на изменение уже включенного в план мероприятия по приобретению медицинского оборудования на 2022 год, и применение Критериев отбора мероприятий в такой ситуации является необоснованным. Наличие правовой возможности внесения изменений в план мероприятий в том числе подтверждается решением комиссией, оформленным протоколом от 20.10.2022 N 5, об удовлетворении заявки больницы от 05.10.2022 N 26-02-2022-00140-00 и внесении изменения в наименование приобретаемого медицинского оборудования с "аппарата искусственной вентиляции легких" на "систему искусственной вентиляции легких".
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств. В статье 38 Кодекса сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса под нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Согласно приказу Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" номенклатурная классификация медицинских изделий по видам содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
Классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частями 1, 2 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323- ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" коду вида медицинского изделия 275750 (заявленный) соответствуют следующие классификационные признаки вида медицинского изделия: автономное работающее от сети (сети переменного тока) обеспечивающее автоматическую циркуляцию изделие, используемое для проведения контролируемой альвеолярной вентиляции легких в процессе общей анестезии, которое можно использовать совместно с ингалируемыми анестетиками. Имеет упрощенную конструкцию и меньше функций по сравнению аппаратом искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии, однако, соответствующим образом удовлетворяет потребности пациента в обмене кислорода (02) и диоксида углерода (С02) для поддержания нормальных концентраций газа в крови. Изделие позволяет контролируемым образом подавать пациенту газ для дыхания; оно оборудовано устройством подачи сигналов тревоги, предупреждающих об изменениях в манере дыхания пациента.
По контракту к поставке предложено медицинское оборудование с кодом вида медицинского изделия 232870 (закупленный), которому соответствуют следующие классификационные признаки вида медицинского изделия: автоматическое циклическое устройство, работающее от сети переменного тока, предназначенное для обеспечения поддержания долгосрочной альвеолярной вентиляции легких для всех возрастов пациентов, от неонатальных, педиатрических до взрослых, в условиях реанимации. Оно обычно использует положительное давление для доставки газа в нормальном ритме дыхания и дыхательного объема через эндотрахеальную трубку или трахеостому, и состоит из дыхательного контура, системы управления, мониторов и устройства подачи сигнала. Порт вдоха включает в себя зоны, где вдыхаемый газ может быть подогрет/увлажнен, а порт выдоха содержит выпускной клапан для выпуска газа в атмосферу. Оно может работать в нескольких режимах (например, вспомогательный/контрольный, синхронизирование, для стимуляции пациента).
Из заключения специалиста от 24.11.2022 N 200-И/2022 следует, что закупленное медицинское оборудование с кодом вида медицинского изделия 232870 соответствует качественным, техническим, функциональным характеристикам товара, указанным в контракте и обладает всеми функциями, соответствующими классификационным признакам кода вида медицинского изделия 275750, при этом закупленное оборудование имеет более широкие функциональные возможности применения в медицинских целях. Это доказательство правомерно признано судом как относимое и допустимое.
Материалами дела подтверждается поставка больнице аппарата искусственной вентиляции легких, соответствующего изначально заявленному, при этом он имеет более широкую область применения (для всех возрастов пациентов, от неонатальных до взрослых).
Учитывая, что расчет начальной (максимальной) цены контракта осуществлялся на основании коммерческих предложений, представленных на поставку товара "аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии" с соответствующими характеристиками (с более расширенным функционалом, чем у "Аппарата искусственной вентиляции легких анестезиологического"), внесение изменений в заявку в части замены кода вида медицинского изделия 275750 на код 232870 обоснованно признано судом соответствующим принципам эффективности и целевого расходования бюджетных средств, что исключает нарушение бюджетного законодательства изменением кода вида медицинского изделия. Несоответствие кода при совпадении закупленного медицинского оборудования всем заданным техническим характеристикам и целям его использования действия заказчиков по приобретению такого оборудования могут соответствовать при определенных условиях, наличие которых суд установил при рассмотрении дела и выводы об их наличии соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, требованиям бюджетного законодательства о целевом использовании денежных средств.
Суд также учел, что у комиссии имелась техническая возможность проверки поставленного оборудования, необходимая для проверки информация размещена в открытом доступе в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch, далее - Росздравнадзор). Достаточно было ввести указанное в коммерческих предложениях наименование предложенного всеми тремя потенциальными поставщиками аппарата Mindray SV800, чтобы убедиться в том, что Mindray SV800 имеет наименование медицинского изделия "Система искусственной вентиляции легких" и код вида 232870.
Более того, закупленное оборудование имеет более широкие функциональные возможности применения в медицинских целях, что правомерно учел суд.
Пунктом "б" пункта 8 Правил N 273 установлены требования, которым должны соответствовать мероприятия по приобретению медицинского оборудования. Одним из них является наличие у медицинской организации потребности в приобретаемом медицинском оборудовании в соответствии со стандартами оснащения медицинских организаций (их структурных подразделений), предусмотренными положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, порядком организации медицинской реабилитации либо правилами проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Как следует из пункта 6 Порядка формирования планов мероприятий, в территориальный план мероприятий по каждому мероприятию помимо наименования медицинского оборудования и кода вида медицинского оборудования в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, включается следующая информация:
нормативный правовой акт, определяющий потребность в медицинском оборудовании в соответствии с абзацем вторым подпункта "б" пункта 8 Правил, а также планируемая стоимость медицинского оборудования (начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, в случае закупки медицинского оборудования в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Потребность в приобретаемом медицинском оборудовании в соответствии со стандартами оснащения медицинских организаций (их структурных подразделений) означает ничто иное, как соответствие характеристик приобретаемого медицинской организацией оборудования характеристикам оборудования, указанного в стандартах оснащения медицинских организаций (их структурных подразделений).
Согласно пункту 4 Приказ N 922н заявки формируются региональной медицинской организацией в форме электронного документа в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования по формам согласно приложениям N 3 - 5 к настоящему приказу.
Приложением N 4 к Приказу N 922н является форма заявки на включение мероприятия по приобретению медицинского оборудования в план мероприятий. Формой заявки предусмотрено указание реквизитов нормативного правового акта, определяющего потребность в медицинском оборудовании.
Из материалов дела следует, что заявка учреждения содержала указание на Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 909н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология" (далее - Порядок оказания медицинской помощи детям).
Приложением N 3 к данному Порядку является стандарт оснащения группы анестезиологии-реанимации, Приложением N 6 - стандарт оснащения отделения анестезиологии-реанимации, Приложением N 9 - стандарт оснащения центра анестезиологии-реанимации. Стандартом оснащения группы анестезиологии-реанимации (Приложение N 3) предусмотрено оснащение операционного блока аппаратом искусственной вентиляции легких транспортным педиатрическим с мониторированием дыхательного и минутного 20 объема дыхания, давления в контуре аппарата (N 2).
Стандартом оснащения отделения анестезиологии-реанимации (Приложение N 6) предусмотрено оснащение отделения анестезиологии-реанимации с преднаркозной палатой и палатой пробуждения и отделения анестезиологии-реанимации с палатами реанимации и интенсивной терапии аппаратами искусственной вентиляции легких транспортными педиатрическими (CMV, SIMV, СРАР) (N 3 и N 2 соответственно).
Стандартом оснащения центра анестезиологии-реанимации (Приложение N 9) предусмотрено оснащение центра аппаратом искусственной вентиляции легких транспортным (с встроенным компрессором и увлажнителем, с режимами искусственной и вспомогательной вентиляции легких (далее - ИВЛ) для детей и новорожденных) (N 2).
Таким образом, исходя из стандартов оснащения, учреждение должно приобрести аппарат искусственной вентиляции легких транспортный педиатрический (CMV, SIMV, СРАР) (для отделения анестезиологии-реанимации). Именно эти характеристики медицинского оборудования являлись определяющими для установления комиссией наличия у больницы потребности в медицинском оборудовании, соответствующей стандартам оснащения медицинских организаций (их структурных подразделений). С учетом этих характеристик было сформировано обоснование начальной (максимальной) цены контракта, также приложенное к заявке больницы.
Рассматривая заявку больницы, комиссия обязана в рамках своей основной функции оценить ее на соответствие включенных в неё сведений о мероприятии (в том числе, сведений о закупаемом оборудовании, коде вида данного медицинского изделия, сведений о характеристиках товара в коммерческих предложениях поставщиков, цена которых принята к расчету НМЦК) критериям отбора мероприятий, в том числе на соответствие стандартам оснащения медицинских организаций, в данном случае стандарту, утвержденному Приказом Минздрава России от 12.11.2012 N 909н.
Согласно пункту 16 соглашения о финансовом обеспечении мероприятий N 05- 2022-01245 от 26.07.2022 оно вступает в силу со дня подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств, в связи чем, как пояснил представитель фонда, последний располагает денежными средствами на финансовое обеспечение указанного мероприятия. При этом данные денежные средства не могут быть направлены на оплату иных целей.
Ссылка фонда на то, что выполнение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является сферой ответственности больницы и не относится к регулируемым правоотношениям, обоснованно отклонена судом как не имеющая правового значения. Пунктом 6 соглашения и подпунктом "б" пункта 8 Правил N 273 установлено, что перечисление средств на финансовое обеспечение мероприятий осуществляется при наличии у медицинской организации заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации контракта на поставку медицинского оборудования, законодательство в сфере обязательного медицинского страхования содержит прямые отсылки к Закону.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" обеспечение организации работы по формированию и ведению номенклатурной классификации медицинских изделий по видам осуществляется регистрирующим органом. Государственную регистрацию медицинских изделий в соответствии с пунктом 5.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323, осуществляет Росздравнадзор".
В соответствии с приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), код 232870 присвоен медицинскому изделию "аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых" со следующими классификационными признаками (характеристиками):
"автоматическое циклическое устройство, работающее от сети переменного тока, предназначенное для обеспечения поддержания долгосрочной альвеолярной вентиляции легких для всех возрастов пациентов, от неонатальных, педиатрических до взрослых, в условиях реанимации. Оно обычно использует положительное давление для доставки газа в нормальном ритме дыхания и дыхательного объема через эндотрахеальную трубку или трахеостому, и состоит из дыхательного контура, системы управления, мониторов и устройства подачи сигнала. Порт вдоха включает в себя зоны, где вдыхаемый газ может быть подогрет/увлажнен, а порт выдоха содержит выпускной клапан для выпуска газа в атмосферу. Оно может работать в нескольких режимах (например, вспомогательный/контрольный, синхронизирование, для стимуляции пациента)".
Таким образом, информация о классификационных признаках медицинского изделия с кодом вида 232870, сформированная Росздравнадзором и размещенная им на официальном сайте, не содержит в себе сведений "обычно предназначается для взрослых, но может применяться и в педиатрии, и даже в неонатологии, но только в самом крайнем случае.
Всем доводам участвующих в деле лиц суд дал надлежащую правовую оценку, исследовал и оценил все представленные в материалы дела доказательства с соблюдением правил оценки. Выводы суда об установленных им обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм права. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.02.2024 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2024 по делу N А63-3102/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о включении заявки на приобретение медицинского оборудования в план мероприятий, указав на недопустимость исключения уже включенных мероприятий. Комиссия обязана учитывать соответствие заявок критериям отбора и стандартам оснащения, что было проигнорировано при отклонении заявок на изменение кода вида медицинского изделия. Суд оставил без изменения решения нижестоящих инстанций.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 сентября 2024 г. N Ф08-6280/24 по делу N А63-3102/2023