г. Ессентуки |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А63-3102/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2024.
Полный текст постановления изготовлен 27.04.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Егорченко И.Н., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства здравоохранения Ставропольского края и территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.02.2024 по делу N А63-3102/2023, при участии в судебном заседании представителей от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница" Цалоевой М.А. (доверенность от 17.04.2024), Тленкопачевой И.С. (доверенность от 25.03.2024), от комитета Ставропольского края по государственным закупкам Мурзиной И.Н. (доверенность от 09.01.2024), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница" (далее - заявитель, детская больница, ГБУЗ СК "Краевая детская клиническая больница") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к территориальной комиссии Ставропольского края для рассмотрения заявок медицинских организаций в целях формирования плана мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (далее - территориальная комиссия), министерство здравоохранения Ставропольского края (далее - Минздрав) о признании незаконным оформленное протоколом от 21.11.2022 N 7 решение территориальной комиссии Ставропольского края для рассмотрения заявок медицинских организаций в целях формирования плана мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования о невключении мероприятия по заявке 26-02-2022-00169-00 на изменение мероприятия по приобретению медицинского оборудования в плане мероприятий по организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, а так же по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год, в части внесения изменений в код вида медицинского изделия на 232870 "Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых";
о признании незаконным оформленное протоколом от 21.11.2022 N 8 решение территориальной комиссии Ставропольского края для рассмотрения заявок медицинских организаций в целях формирования плана мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования о невключении мероприятия по заявке 26-02-2022-00179-00 на изменение мероприятия по приобретению медицинского оборудования в плане мероприятий по организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, а так же по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год, в части внесения изменений в код вида медицинского изделия на 232870 "Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых";
об обязании территориальную комиссию Ставропольского края для рассмотрения заявок медицинских организаций в целях формирования плана мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в течение 30 дней с даты вступления в законную силу судебного акта повторно рассмотреть заявки на изменение мероприятия по приобретению медицинского оборудования в плане мероприятий по организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, а так же по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год, в части внесения изменений в код вида медицинского изделия на 232870 "Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых", и принять решение о внесении изменений в план мероприятий по приобретению медицинского оборудования на 2022 год, а именно изменить код вида медицинского изделия с 275750 на 232870 (уточненные исковые требования, том 5, л.д. 14-20).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены: территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ставропольского края (далее - фонд), общественная организация "Врачи Ставропольского края", Ставропольская краевая организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Ставропольский филиал акционерного общества "Страховая компания "Согаз-Мед", филиал общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" (далее - ООО СК "Ингосстрах-М", комитет Ставропольского края по государственным закупкам (далее - комитет), общество с ограниченной ответственностью "Ставропольский аптечный склад" (далее - ООО "САС").
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.02.2024 по делу N А63-3102/2023 заявление детской больницы удовлетворено. Суд пришел к выводу, что рассматривая заявку детской больницы, территориальная комиссия была обязана в рамках своей основной функции оценить данную заявку на соответствие включенных в неё сведений о мероприятии (в том числе, сведений о закупаемом оборудовании, коде вида данного медицинского изделия, сведений о характеристиках товара в коммерческих предложениях поставщиков, цена которых принята к расчету НМЦК) критериям отбора мероприятий, в том числе на соответствие стандартам оснащения медицинских организаций, в данном случае стандарту, утвержденному Приказом Минздрава России от 12.11.2012 N 909н.
Не согласившись с принятым судебным актом, фондом подана апелляционная жалоба, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать. Фонд указывает, что комиссией правомерно отклонена заявка ГБУЗ СК "Краевая детская клиническая больница", направленная в рамках Соглашения, на финансирование мероприятия по приобретению медицинского оборудования, не включённого в План мероприятий. Апеллянт считает, что нарушений прав детской больницы действиями комиссии не допущено.
Кроме того, с апелляционной жалобой также обратился Минздрав, в которой просил решение суда первой инстанции отменить. Апеллянт указывает, что включенное в план мероприятий оборудование с кодом вида медицинского изделия с 275750 "Аппарат искусственной вентиляции легких анестезиологический", указанное в заявке на включение в план мероприятий по приобретению медицинского оборудования в 2022 году за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования, и оборудование, фактически приобретенное истцом по контракту от 30.08.2022 N 0121200004722000840 с кодом вида медицинского изделия 232870 "Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых", являются разным медицинским оборудованием, однако, указанное не было оценено судом первой инстанции. Минздрав также в своей жалобе поддержало доводы жалобы фонда.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" апелляционные жалобы приняты к совместному рассмотрению.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru/ в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с этого момента является общедоступной.
В отзыве на апелляционные жалобы, детская больница просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Комитет в своих отзывах просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
ООО СК "Ингосстрах-М" в своем отзыве просило отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении требований детской больницы отказать в полном объеме.
В судебном заседании представители детской больницы и комитета поддержали доводы отзывов на жалобы, одновременно дали пояснения по обстоятельствам спора.
Иные участники дела, надлежащим образом извещенные, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы рассматриваются в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.02.2024 по делу N А63-3102/2023 следует оставить без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, детская больница сформировала запрос от 12.05.2023 N 1263/1 о стоимости аппарата искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых с указанием характеристик товара, соответствующих стандарту оснащения медицинских организаций, в ответ на который поступили коммерческие предложения от ООО "Центр медицинских инноваций", ООО "Медимпульс" и ООО "САС". Всеми тремя потенциальными поставщиками было предложено одно и тоже оборудование, соответствующее запросу и заявленным в нем характеристикам товара: аппарат ИВЛ Mindray SV800.
Детской больницей 23.05.2022 в территориальную комиссию была подана заявка N 26-02-2022-00107-02 о включении мероприятия по приобретению медицинского оборудования в план мероприятий по организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год.
Поскольку Территориальной комиссией было установлено, что заявка детской больницы от 23.05.2022 N 26-02-2022-00107-02 на включение мероприятия по приобретению медицинского оборудования в план мероприятий соответствовала всем установленным критериям, территориальной комиссией принято решение о включении мероприятия в план мероприятий по организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год (протокол от 05.07.2022 N 2).
26.07.2022 ГБУЗ СК "Краевая детская клиническая больница" заключила с фондом соглашение N 05-2022-01245 о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, предметом которого является финансовое обеспечение в пределах средств нормированного страхового запаса бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края в 2022 году мероприятий по приобретению детской больницей медицинского оборудования (том 1, л.д. 123-133).
Согласно пункту 6 Соглашения, перечисление средств на финансовое обеспечение мероприятий осуществляется при наличии у Детской больницы заключенного контракта на поставку медицинского оборудования.
Во исполнение указанного Соглашения закупочная документация была направлена детской больницей организатору аукциона комитету для размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Единственная поданная ООО "САС" заявка была признана комиссией комитета соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки N 0121200004722000840.
По результатам проведённого аукциона 30.08.2022 между ООО "САС" (поставщик) и детской больницей (заказчик) был заключен контракт N 0121200004722000840 на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее - контракт), а именно - Система искусственной вентиляции легких SV800 (далее - оборудование) на сумму 10 482 600 руб. (том 2, л.д. 70-83).
В последующем, между поставщиком и заказчиком заключено дополнительное соглашение от 03.11.2022 N 1, в котором стороны снизили цену контракта до 8 335 850 руб. (том 2, л.д. 103).
Детской больницей 05.10.2022 в территориальную комиссию была направлена заявка N 26-02-2022-00140-00 на изменение мероприятия по приобретению медицинского оборудования в плане мероприятий по организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, а так же по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год, а именно в части внесения изменения в наименование приобретаемого медицинского оборудования с "Аппарата искусственной вентиляции легких" на "Систему искусственной вентиляции легких" (том 1, л.д. 136-139).
Заявка удовлетворена, территориальной комиссией принято решение о внесении соответствующих изменений (протокол от 20.10.2022 N 5).
Дополнительным соглашением N 05-2022-01245/1, заключенным между детской больницей и фондом 24.10.2022, данные изменения были внесены (том 1, л.д. 140-143).
Письмом от 25.10.2022 N 18/07-363 детская больница уведомлена об указанном изменении в плане мероприятий (том 1, л.д. 144-145).
Детской больницей 25.10.2022 в соответствии с пунктом 13.2 Соглашения была направлена заявка N 26-2022-00274300-00003 на перечисление средств, предусмотренных на финансовое обеспечение мероприятия медицинской организации, включенного в план мероприятий (том 1, л.д. 146).
Протоколом от 31.10.2022 вышеуказанная заявка детской больницы отклонена (том 1, л.д. 148). Из протокола следует, что детской больницей не соблюдено условие, предусмотренное подпунктом 5 пункта 8 Соглашения, а именно не представлены сведения, подтверждающие соответствие предмета поставки в контракте плану мероприятий.
03.11.2022 детской больницей в территориальную комиссию направлена заявка N 26-02-2022-00169-00 на изменение мероприятия по приобретению медицинского оборудования в плане мероприятий по организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, а так же по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год, а именно изменение кода вида медицинского изделия с 275750, указанного в заявке на включение в план мероприятий по приобретению медицинского оборудования в 2022 году за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования, на 232870, соответствующий коду вида медицинского изделия, закупленного по контракту (том 1, л.д. 149-152).
По результатам рассмотрения заявки территориальная комиссия постановила: установить по заявке ПМО N 26-02-2022-00169-00 на изменение в план мероприятий 2022 года заключение о том, что мероприятие не соответствует критериям оценки и вынести решение не включать в план мероприятий, что следует из протокола от 21.11.2022 N 7 (том 1, л.д. 155).
ГБУЗ СК "Краевая детская клиническая больница" 23.11.2022 в территориальную комиссию направлена заявка N 26-02-2022-00178-00 на изменение мероприятия по приобретению медицинского оборудования в плане мероприятий по организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год в части изменение кода вида медицинского изделия с 275750 "Аппарат искусственной вентиляции легких анестезиологический" на 232870 "Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых", соответствующий коду вида медицинского изделия, закупленного по контракту (том 1, л.д. 156-159).
Настоящая заявка комиссией не рассмотрена.
В этот же день 23.11.2022 детской больницей была направлена заявка N 26-02-2022-00179-00 на изменение мероприятия по приобретению медицинского оборудования в плане мероприятий по организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год в части изменение кода вида медицинского изделия с 275750 "Аппарат искусственной вентиляции легких анестезиологический" на 232870 "Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых", соответствующий коду вида медицинского изделия, закупленного по контракту (том 1, л.д. 160-163).
Детской больницей на рассмотрение территориальной комиссии с сопроводительным письмом от 24.11.20222 N 3749 предоставлено заключение специалиста от 24.11.2022 N 200-И/2022, в котором эксперт установил, что закупленное медицинское оборудование с кодом вида медицинского изделия 232870 соответствует качественным, техническим, функциональным характеристикам товара, указанным в контракте и обладает всеми функциями, соответствующими классификационным признакам кода вида медицинского изделия 275750, при этом закупленное оборудование имеет более широкие функциональные возможности применения в медицинских целях (том 2, л.д. 1-60).
По результатам рассмотрения заявки был получен ответ от 29.11.2022 N 01/07-428, согласно которому территориальной комиссией принято решение не включать мероприятие по заявке N 26-02-2022-00179-00 в план мероприятий на 2022 год, что также отражено в протоколе от 28.11.2022 N 8 (том 2, л.д. 61-62). Основанием к отказу послужило то, что мероприятие не соответствует критериям оценки, вынесено решение не включать в план мероприятий.
Указывая на то, что решения комиссии, оформленные протоколами от 21.11.2022 N 7 и от 28.11.2022 N 8 фактически нарушают права и законные интересы детской больницы, препятствуя к осуществлению ее деятельности, поскольку решения комиссии влекут невозможность использования поставленного оборудования, ГБУЗ СК "Краевая детская клиническая больница" обратилась в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ГБУЗ СК "Краевая детская клиническая больница", суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего, с чем соглашается коллегия судей.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).
Федеральный план мероприятий формируется и ведется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) и утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Федеральным фондом (пункт 2 Приказа Минздрава России от 14.09.2021 N 922н "Об утверждении порядка и сроков формирования, утверждения и ведения планов мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, состава включаемых в них сведений, порядка и сроков формирования и направления заявок на включение мероприятий в такие планы мероприятий, а также форм указанных заявок" (далее - Приказ N 922н).
Территориальный план мероприятий формируется и ведется территориальным фондом обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд), согласовывается им и страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями (союзами) и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), представители которых включены в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона (далее соответственно - представители тарифной комиссии, тарифная комиссия) и утверждается уполномоченным органом. Федеральный план мероприятий формируется на текущий финансовый год в течение первого квартала текущего финансового года начиная с 1 января 2022 года при наличии средств нормированного страхового запаса Федерального фонда, предусмотренных в бюджете Федерального фонда на финансовое обеспечение мероприятий, указанных в пункте 1 Правил (далее - мероприятие), в объеме, определенном в соответствии с пунктом 4 Правил, и поступлении сформированных в соответствии с пунктом 10 Правил заявок на включение мероприятий в план мероприятий. Территориальный план мероприятий формируется на текущий финансовый год в течение первого квартала текущего финансового года (в 2021 году - до 1 декабря включительно) в соответствии с пунктом 5 Правил и при поступлении сформированных в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка заявок на включение мероприятий в план мероприятий. Территориальный фонд ежемесячно информирует представителей тарифной комиссии о сформировавшемся по состоянию на первое число соответствующего месяца объеме средств на финансовое обеспечение мероприятий (пункты 3,4,5 Приказа N 922н).
В соответствии с пунктом 7 Приказа N 922н заявки на текущий финансовый год направляются федеральной медицинской организацией, региональной медицинской организацией соответственно в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования не ранее 15 января текущего финансового года и не позднее 1 октября текущего финансового года.
В соответствии с частью 6 статьи 26 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее - Закон N 326-ФЗ), в составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас (далее - НСЗ), включающий средства, в том числе: для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
В соответствии с пунктом 7.1 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства нормированного страхового запаса Федерального фонда, нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Данный порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 N 273 "Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования" (далее - Правила N 273).
Абзацем 3 пункта 2 Правил N 273 определено, что средства НСЗ на финансирование мероприятий, в том числе по приобретению медицинского оборудования, выделяются территориальным фондом для медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС субъекта РФ, с которыми заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на текущий финансовый год.
Согласно пункту 3 Правил N 273, средства для финансового обеспечения мероприятий предоставляются на основании заключенного территориальным фондом с региональной медицинской организацией соглашения о финансовом обеспечении мероприятий, порядок заключения и типовая форма которого утверждаются министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 6 Правил N 273 средства для финансового обеспечения мероприятий предоставляются региональной медицинской организации - в случае включения мероприятий в план мероприятий, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и согласованный с территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями и профсоюзами либо их объединениями.
Подпунктом "б" пункта 8 Правил N 273 установлены обязательные требования использования медицинскими организациями средств финансового обеспечения НСЗ по реализации мероприятий на приобретение медицинского оборудования:
- наличие у медицинской организации потребности в приобретаемом медицинском оборудовании в соответствии со стандартами оснащения медицинских организаций (их структурных подразделений), предусмотренными положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, порядком организации медицинской реабилитации либо правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации;
- соответствие назначения приобретаемого медицинского оборудования целям оказания медицинской помощи по формам, видам и профилям медицинской помощи, оказываемой федеральной медицинской организацией в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, региональной медицинской организацией - в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования;
- наличие медицинского работника (медицинских работников), имеющего соответствующий уровень образования и квалификации для работы на приобретаемом медицинском оборудовании;
- наличие в медицинской организации помещения для установки приобретаемого медицинского оборудования (если приобретаемое медицинское оборудование требует специального помещения для установки и (или) использования).
Помимо общих требований, установленных пунктами 8 Правил N 273, введены дополнительные условия.
Региональные медицинские организации формируют заявки на включение мероприятий в территориальный план мероприятий, которые направляют в территориальный фонд в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования.
Приказом Минздрава России от 16.08.2021 N 859н утверждены критерии отбора мероприятий для включения в план мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утверждаемый Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - критерии).
Согласно пункту 2 данных критериев критериями отбора мероприятий по приобретению медицинского оборудования являются:
а) соответствие мероприятия требованиям, указанным в подпункте "б" пункта 8 Правил;
б) истечение срока годности (срока службы) медицинского оборудования, предусмотренного эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) медицинского изделия (в случае замены медицинского оборудования);
в) стоимость приобретаемого медицинского оборудования составляет свыше 100 тысяч рублей за единицу оборудования;
г) мероприятие направлено на устранение нарушений, выявленных в ходе проведения экспертизы качества медицинской помощи.
Как следует из материалов дела, мероприятие по приобретению медицинского оборудования, заявленное больницей, соответствовало всем установленным критериям, в связи с чем, данное мероприятие было включено Территориальной комиссией в план мероприятий 2022 года.
Принятие территориальной комиссией решения об исключении уже включенного мероприятия из плана мероприятий ни Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 N 273, ни Порядком формирования планов мероприятий, утвержденным приказом Минздрава России от 14.09.2021 N 922н, не предусмотрено
Заключенное Соглашение подтверждает включение мероприятия по приобретению больницей медицинского оборудования в план мероприятий.
Согласно пункту 6 Соглашения перечисление средств на финансовое обеспечение мероприятий осуществляется "при наличии у Медицинской организации заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации контракта на поставку медицинского оборудования".
В свою очередь, детская больница соответствующий контракт заключила с ООО "САС".
Согласно пункту 7 Соглашения перечисление средств на финансовое обеспечение мероприятий осуществляется Фондом в срок не позднее 5 рабочих дней до дня наступления срока оплаты по договору, контракту, указанным в пункте 6 настоящего Соглашения, но не ранее 5 рабочих дней со дня получения от Медицинской организации заявки (уточненной заявки) на перечисление средств по форме согласно приложению N 2 к настоящему Соглашению, являющемся его неотъемлемой частью, отдельно по каждому мероприятию Медицинской организации, включенному в план мероприятий, с приложением копий документов, указанных в пункте 6 настоящего Соглашения, и по итогам их проверки, проводимой Фондом в соответствии с пунктом 8 настоящего Соглашения.
Согласно пункту 8 Соглашения проверка заявки на перечисление средств и документов, представленных Медицинской организацией, осуществляется Фондом, в том числе, на предмет соответствия сведений об оборудовании в контракте на поставку медицинского оборудования, в настоящем Соглашении и в плане мероприятий.
Согласно пункту 9 Соглашения Фонд в течение 5 рабочих дней со дня получения от Медицинской организации заявки на перечисление средств и прилагаемых к ней документов, в случае наличия по итогам проверки, проведенной Фондом в соответствии с пунктом 8 на-стоящего Соглашения, замечаний к заявке на перечисление средств и (или) прилагаемым к ней документам, направляет Медицинской организации протокол, составленный по форме согласно приложению N 3 к настоящему Соглашению, являющемся его неотъемлемой частью.
При этом, согласно пункту 11.5 Соглашения Фонд обязуется обеспечивать заключение дополнительного соглашения о внесении изменений в настоящее Соглашение не позднее 5 рабочих дней со дня поступления в Фонд от Медицинской организации обоснованной информации о необходимости внесения изменений в настоящее Соглашение, а также в случае внесения изменений в план мероприятий в отношении мероприятий Медицинской организации - не позднее 5 рабочих дней со дня утверждения указанных изменений.
Стороны не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Соглашения (пункт 17 Соглашения).
В соответствии с пунктом 22 Порядка формирования планов мероприятий ведение плана мероприятий осуществляется путем формирования информации, указанной в пункте 6 настоящего Порядка, для образования новых реестровых записей, внесения изменений в действующие реестровые записи или признания утратившими силу действующих реестровых записей.
Согласно подпункту 6 пункта 24 Порядка формирования планов мероприятий при внесении изменений в план мероприятий учитывается обнаружение в информации, включенной в план мероприятий, технических ошибок (описок, опечаток, грамматических ошибок либо иных подобных ошибок).
Таким образом, ни Соглашением, ни Порядком формирования планов мероприятий не предусмотрена возможность исключения мероприятия из плана мероприятий, однако Порядком предусмотрена возможность внесения изменений в план мероприятий, а Соглашением предусмотрена обязанность внесения изменений в Соглашение в случае внесения изменений в план мероприятий в отношении мероприятий Медицинской организации.
Единственным основанием отказа в удовлетворении заявок N 26-02-2022-00169-00 и N 26-02-2022-00179-00 является несоответствие мероприятия критериям оценки.
Между тем, комиссией не учено, что утвержденные Приказом Минздрава России от 16.08.2021 N 859н критерии отбора мероприятий установлены для включения в план мероприятий по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования. То есть применяются на стадии рассмотрения заявок о включении мероприятия по приобретению медицинского оборудования в план мероприятий.
Заявки N 26-02-2022-00169-00 и N 26-02-2022-00179-00 были поданы на изменение уже включенного в план мероприятия по приобретению медицинского оборудования на 2022 год, применение утвержденных Приказом Минздрава России от 16.08.2021 N 859н критериев отбора мероприятий является необоснованным.
Наличие правовой возможности внесения изменений в план мероприятий подтверждается решением территориальной комиссией, оформленным протокол от 20.10.2022 N 5, об удовлетворении заявки детской больницы от 05.10.2022 N 26-02-2022- 00140-00 и внесении изменения в наименование приобретаемого медицинского оборудования с "Аппарата искусственной вентиляции легких" на "Систему искусственной вентиляции легких".
Таким образом, доводы фонда об обоснованности отклонения комиссией заявки детской больницы отклоняются на основании вышеизложенного.
Довод Территориального фонда о том, что "расходование бюджетных средств на цели, не предусмотренные Соглашением, однозначно являлось бы нецелевым использованием бюджетных средств", также является несостоятельным и отклоняется.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств. В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Согласно приказу Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" номенклатурная классификация медицинских изделий по видам содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
Классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частями 1, 2 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" коду вида медицинского изделия 275750 (заявленный) соответствуют следующие классификационные признаки вида медицинского изделия: автономное работающее от сети (сети переменного тока) обеспечивающее автоматическую циркуляцию изделие, используемое для проведения контролируемой альвеолярной вентиляции легких в процессе общей анестезии, которое можно использовать совместно с ингалируемыми анестетиками. Имеет упрощенную конструкцию и меньше функций по сравнению аппаратом искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии, однако, соответствующим образом удовлетворяет потребности пациента в обмене кислорода (02) и диоксида углерода (С02) для поддержания нормальных концентраций газа в крови. Изделие позволяет контролируемым образом подавать пациенту газ для дыхания; оно оборудовано устройством подачи сигналов тревоги, предупреждающих об изменениях в манере дыхания пациента.
Согласно контракту, к поставке предложено медицинское оборудование с кодом вида медицинского изделия 232870 (закупленный), которому соответствуют следующие классификационные признаки вида медицинского изделия: автоматическое циклическое устройство, работающее от сети переменного тока, предназначенное для обеспечения поддержания долгосрочной альвеолярной вентиляции легких для всех возрастов пациентов, от неонатальных, педиатрических до взрослых, в условиях реанимации. Оно обычно использует положительное давление для доставки газа в нормальном ритме дыхания и дыхательного объема через эндотрахеальную трубку или трахеостому, и состоит из дыхательного контура, системы управления, мониторов и устройства подачи сигнала. Порт вдоха включает в себя зоны, где вдыхаемый газ может быть подогрет/увлажнен, а порт выдоха содержит выпускной клапан для выпуска газа в атмосферу. Оно может работать в нескольких режимах (например, вспомогательный/контрольный, синхронизирование, для стимуляции пациента).
Согласно представленному заключению специалиста от 24.11.2022 N 200-И/2022, закупленное медицинское оборудование с кодом вида медицинского изделия 232870 соответствует качественным, техническим, функциональным характеристикам товара, указанным в контракте и обладает всеми функциями, соответствующими классификационным признакам кода вида медицинского изделия 275750, при этом закупленное оборудование имеет более широкие функциональные возможности применения в медицинских целях. Указанное заключение принято судом первой инстанции в качестве относимого и допустимого доказательства в обоснование заявленных требований.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что поставлен аппарат искусственной вентиляции легких, который соответствует изначально заявленному, при этом имеет более широкую область применения (для всех возрастов пациентов, от неонатальных до взрослых).
Учитывая, что расчет начальной (максимальной) цены контракта осуществлялся на основании коммерческих предложений, представленных на поставку товара "Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии" с соответствующими характеристиками (с более расширенным функционалом, чем у "Аппарата искусственной вентиляции легких анестезиологического"), внесение изменений в заявку в части замены кода вида медицинского изделия 275750 на код 232870 соответствует принципам эффективности и целевого расходования бюджетных средств, что исключает нарушение бюджетного законодательства изменением кода вида медицинского изделия.
Кроме того, при несоответствии кода, но соответствии закупленного медицинского оборудования всем заданным техническим характеристикам и целям его использования суды признают действия заказчиков по приобретению такого оборудования соответствующими требованиям бюджетного законодательства в части целевого использования денежных средств: постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.08.2022 N Ф06-21260/2022 по делу N А72-6874/2021, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.04.2022 N Ф07-4151/2022 по делу N А21-4632/2021, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по делу N А42-8078/2021.
Более того, техническая возможность подобной проверки у комиссии имелась, поскольку вся необходимая для проверки информация размещена в открытом доступе в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch, далее - Росздравнадзор). Достаточно было ввести указанное в коммерческих предложениях наименование предложенного всеми тремя потенциальными поставщиками аппарата Mindray SV800, чтобы убедиться в том, что Mindray SV800 имеет наименование медицинского изделия "Система искусственной вентиляции легких" и код вида 232870.
При этом закупленное оборудование имеет более широкие функциональные возможности применения в медицинских целях, что правомерно учтено судом первой инстанции.
Таким образом, доводы Министерства здравоохранения Ставропольского края об отсутствии оснований считать технической ошибкой (опиской, опечаткой, грамматической ошибкой либо иной подобной ошибкой) установление первоначального кода вида медицинского изделия, отклоняются.
Утверждения Территориального фонда о том, что "в рассматриваемом случае нормативные требования относят код вида медицинского оборудования к индивидуализирующей характеристике медицинского оборудования, включаемого в план. Функциональные особенности и прочие характеристики оборудования при этом правового значения не имеют", не выдерживают критики и также не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание ввиду следующего.
Пунктом "б" пункта 8 Правил N 273 установлены требования, которым должны соответствовать мероприятия по приобретению медицинского оборудования. Одним из таких требований является наличие у медицинской организации потребности в приобретаемом медицинском оборудовании в соответствии со стандартами оснащения медицинских организаций (их структурных подразделений), предусмотренными положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, порядком организации медицинской реабилитации либо правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Как следует из пункта 6 Порядка формирования планов мероприятий, в территориальный план мероприятий по каждому мероприятию помимо наименования медицинского оборудования и кода вида медицинского оборудования в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий включается следующая информация:
нормативный правовой акт, определяющий потребность в медицинском оборудовании в соответствии с абзацем вторым подпункта "б" пункта 8 Правил, а также планируемая стоимость медицинского оборудования (начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, в случае закупки медицинского оборудования в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Потребность в приобретаемом медицинском оборудовании в соответствии со стандартами оснащения медицинских организаций (их структурных подразделений) означает ничто иное, как соответствие характеристик приобретаемого медицинской организацией оборудования характеристикам оборудования, указанного в стандартах оснащения медицинских организаций (их структурных подразделений).
Согласно пункту 4 Приказ N 922н заявки формируются региональной медицинской организацией в форме электронного документа в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования по формам согласно приложениям N 3 - 5 к настоящему приказу.
Приложением N 4 к Приказу N 922н является Форма заявки на включение мероприятия по приобретению медицинского оборудования в план мероприятий. Формой заявки предусмотрено указание реквизитов нормативного правового акта, определяющего потребность в медицинском оборудовании.
Из материалов дела следует, что заявка больницы содержала указание на Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 909н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология" (далее - Порядок оказания медицинской помощи детям).
Приложением N 3 к данному Порядку является стандарт оснащения группы анестезиологии-реанимации, Приложением N 6 - стандарт оснащения отделения анестезиологии-реанимации, Приложением N 9 - стандарт оснащения центра анестезиологии-реанимации.
Стандартом оснащения группы анестезиологии-реанимации (Приложение N 3) предусмотрено оснащение операционного блока аппаратом искусственной вентиляции легких транспортным педиатрическим с мониторированием дыхательного и минутного 20 объема дыхания, давления в контуре аппарата (N 2).
Стандартом оснащения отделения анестезиологии-реанимации (Приложение N 6) предусмотрено оснащение отделения анестезиологии-реанимации с преднаркозной палатой и палатой пробуждения и отделения анестезиологии-реанимации с палатами реанимации и интенсивной терапии аппаратами искусственной вентиляции легких транспортными педиатрическими (CMV, SIMV, СРАР) (N 3 и N 2 соответственно).
Стандартом оснащения центра анестезиологии-реанимации (Приложение N 9) предусмотрено оснащение центра аппаратом искусственной вентиляции легких транспортным (с встроенным компрессором и увлажнителем, с режимами искусственной и вспомогательной вентиляции легких (далее - ИВЛ) для детей и новорожденных) (N 2).
Таким образом, исходя из стандартов оснащения, больница должна была приобрести аппарат искусственной вентиляции легких транспортный педиатрический (CMV, SIMV, СРАР) (для отделения анестезиологии-реанимации).
Именно эти характеристики медицинского оборудования являлись определяющими для установления Территориальной комиссией наличия у больницы потребности в медицинском оборудовании, соответствующей стандартам оснащения медицинских организаций (их структурных подразделений).
С учетом этих характеристик было сформировано обоснование начальной (максимальной) цены контракта, также приложенное к заявке больницы.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что основной функцией территориальной комиссии является рассмотрение заявок на включение мероприятий в план мероприятий.
Таким образом, рассматривая заявку детской больницы, территориальная комиссия была обязана в рамках своей основной функции оценить данную заявку на соответствие включенных в неё сведений о мероприятии (в том числе, сведений о закупаемом оборудовании, коде вида данного медицинского изделия, сведений о характеристиках товара в коммерческих предложениях поставщиков, цена которых принята к расчету НМЦК) критериям отбора мероприятий, в том числе на соответствие стандартам оснащения медицинских организаций, в данном случае стандарту, утвержденному Приказом Минздрава России от 12.11.2012 N 909н.
Необоснованным является утверждение Минздрава о том, что пересмотр принятых комиссией решений не представляется возможным, поскольку в соответствии с пунктом 8 Правил в план мероприятий включаются мероприятие, финансовое обеспечение которых предусмотрено только в соответствующем финансовом году. Мероприятие по приобретению медицинского оборудования включено в план мероприятий на 2022 год.
Согласно пункту 16 Соглашения о финансовом обеспечении мероприятий N 05-2022-01245 от 26.07.2022, оно вступает в силу со дня подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств, в связи чем, как пояснил представитель Фонда, последний располагает денежными средствами на финансовое обеспечение указанного мероприятия. При этом данные денежные средства не могут быть направлены на оплату иных целей.
Ссылка фонда на то, что "Выполнение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является сферой ответственности ГБУЗ СК "Краевая детская клиническая больница" и не относится к сфере рассматриваемых правоотношений, так как предоставление средств в рамках реализации Соглашения регулируется законодательством в сфере обязательного медицинского страхования нормативные требования относят код вида медицинского оборудования к индивидуализирующей характеристике медицинского оборудования, включаемого в план. Функциональные особенности и прочие характеристики оборудования при этом правового значения не имеют" не основана на нормах действующего законодательства, поскольку, согласно пункту 6 заключенного Соглашения и подпункту "б" пункта 8 Правил N 273, перечисление средств на финансовое обеспечение мероприятий осуществляется при наличии у Медицинской организации заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации контракта на поставку медицинского оборудования, законодательство в сфере обязательного медицинского страхования содержит прямые отсылки к Закону о контрактной системе.
Довод Минздрава о том, что при проведении закупки медицинского изделия путем проведения электронного аукциона N 0121200004722000840 больницей был неправильно применён код КТРУ 32.50.21.123-00000010, необоснован, не соответствует действующему законодательству и опровергается материалами дела. Ставя своей целью закупить аппарат искусственной вентиляции легких, соответствующий стандарту оснащения отделения анестезиологии-реанимации, утвержденному Приказом Минздрава России от 12.11.2012 N 909н, больница, используя код КТРУ 32.50.21.123-00000010, законно и обоснованно включила в описание объекта закупки дополнительные характеристики, не предусмотренные позицией каталога ТРУ, такие как:
Принудительная вентиляция легких с управлением по объему
Принудительная вентиляция легких с управлением по давлению
Синхронизированная перемежающаяся принудительная вентиляция легких с управлением по объему и поддержкой давлением спонтанных вдохов
Самостоятельное дыхание с постоянным положительным давлением в дыхательных путях с поддержкой давлением
Апноэ-вентиляция
Синхронизированная перемежающаяся принудительная вентиляция легких с управлением по давлению и поддержкой давлением спонтанных вдохов
Принудительная вентиляция легких с управлением по давлению и доставкой гарантированного объема
Вспомогательная вентиляция легких с двумя уровнями давления в дыхательных путях, с возможностью самостоятельного дыхания на любом уровне давления, с поддержкой давлением самостоятельного вдоха пациента
Вентиляция со сбросом давления в дыхательных путях, возможностью свободного дыхания
Синхронизированная перемежающаяся принудительная вентиляция легких с управлением по давлению, с гарантированным дыхательным объемом и с поддержкой спонтанных вдохов
Неинвазивная вентиляция легких
Вентиляция с поддержкой объемом самостоятельных вдохов пациента
Адаптивная вентиляция с автоматическим поддержанием заданной минутной вентиляции вне зависимости от респираторной активности пациента.
Справочная информация (в том числе классификационные признаки вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Закона N 44-ФЗ и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога обязательному использованию заказчиком". Аналогичной позиции придерживается и Минздрав России в своем письме от 08.02.2023 N 25-3/1152.
В письме от 04.09.2020 N 24-06-08/77872 Минфин России вышеуказанную позицию повторно подтвердил, а также дополнительно указал, что в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" обеспечение организации работы по формированию и ведению номенклатурной классификации медицинских изделий по видам осуществляется регистрирующим органом. Государственную регистрацию медицинских изделий в соответствии с пунктом 5.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323, осуществляет Росздравнадзор".
В соответствии с приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), код 232870 присвоен медицинскому изделию "Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых" со следующими классификационными признаками (характеристиками):
"Автоматическое циклическое устройство, работающее от сети переменного тока, предназначенное для обеспечения поддержания долгосрочной альвеолярной вентиляции легких для всех возрастов пациентов, от неонатальных, педиатрических до взрослых, в условиях реанимации. Оно обычно использует положительное давление для доставки газа в нормальном ритме дыхания и дыхательного объема через эндотрахеальную трубку или трахеостому, и состоит из дыхательного контура, системы управления, мониторов и устройства подачи сигнала. Порт вдоха включает в себя зоны, где вдыхаемый газ может быть подогрет/увлажнен, а порт выдоха содержит выпускной клапан для выпуска газа в атмосферу. Оно может работать в нескольких режимах (например, вспомогательный/контрольный, синхронизирование, для стимуляции пациента)".
Таким образом, информация о классификационных признаках медицинского изделия с кодом вида 232870, сформированная Росздравнадзором и размещенная им на официальном сайте, не содержит в себе сведений "обычно предназначается для взрослых, но может применяться и в педиатрии, и даже в неонатологии, но только в самом крайнем случае.
Ссылка Минздрава на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 N 06АП-1825/2023 по делу N А73-19533/2022 обоснованно не принята судом первой инстанции во внимание, поскольку в рамках рассмотрения настоящего спора и указываемого Минздравом, имеют различные обстоятельства спора.
Доводы Минздрава о том, что в план мероприятий в соответствии с пунктом 8 Правил включаются мероприятия, финансовое обеспечение которых предусматривается только в соответствующем финансовом году, что делает невозможным пересмотр принятых комиссией решений по спорным заявкам больницы и не приведет к возникновению права на финансирование истца в 2023 году. Между тем, данное обстоятельство свидетельствует о неверном выборе способа защиты права детской больницы в настоящем споре. Более того, указанному доводу судом первой инстанции уже дана соответствующая оценка.
Несогласие заявителей жалоб с решением суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права. Судом первой инстанции исследованы все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.02.2024 по делу N А63-3102/2023 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.02.2024 по делу N А63-3102/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-3102/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "КРАЕВАЯ ДЕТСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: Министерство здравоохранения Ставропольского края, Территориальная комиссия Ставропольского края для рассмотрения заявок медицинских организаций в целях формирования плана мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования
Третье лицо: "ВРАЧИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ", АО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОГАЗ-МЕД", АО Ставропольский филиал "Страховая компания "Согаз-Мед", КОМИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ, ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "ИНГОССТРАХ-М", ООО Филиал "Страховая компания "Ингосстрах-М " в г.Ставрополе, СТАВРОПОЛЬСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ, Буркалева Людмила Павловна, ООО "СТАВРОПОЛЬСКИЙ АПТЕЧНЫЙ СКЛАД", ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ