г. Краснодар |
|
01 ноября 2024 г. |
Дело N А32-40587/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 ноября 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Зотовой И.И., судей Аваряскина В.В. и Афониной Е.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Благодатской Н.Э., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции, от истца - общества с ограниченной ответственностью "Отал" (ИНН 7702377593, ОГРН 1157746162090) - Кинда Г.А. (доверенность от 30.10.2023), Сивакова Н.Ю. (генеральный директор), от ответчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2311040088, ОГРН 1022301815524) - Кужильной Ю.В. (доверенность от 15.12.2023), Беляевой Н.М. (доверенность от 15.12.2023), в отсутствие третьих лиц: акционерного общества "Амтео-М", Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Отал" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2024 по делу N А32-40587/2022, установил следующее.
ООО "Отал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ГБУЗ "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - учреждение) со следующими требованиями:
- возложить обязанность на учреждение принять товар, поставленный по договору поставки от 17.12.2021 N 0318200065621000699, и подписать акт приема-передачи;
- взыскать 108 297 рублей задолженности по договору поставки от 17.12.2021 N 0318200065621000699, 7625 рублей 91 копейку неустойки с 28.01.2022 по 15.07.2022 и с 16.07.2022 по дату фактического исполнения решения суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Амтео-М", Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю.
Решением от 16.04.2024 исковые требования удовлетворены частично. Суд возложил обязанность на учреждение принять товар, поставленный по договору поставки от 17.12.2021 N 0318200065621000699, и подписать акт приема-передачи; с учреждения в пользу общества взыскано 108 297 рублей задолженности, 3312 рублей 09 копеек неустойки с 28.01.2022 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по дату фактического исполнения решения суда, 80 тыс. рублей судебных расходов на проведение судебной экспертизы, 10 088 рублей 22 копейки расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 14.06.2024 решение от 16.04.2024 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление от 14.06.2024, оставить в силе решение от 16.04.2024. Заявитель указывает на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам дела. Апелляционный суд не принял во внимание результаты судебной экспертизы, которыми подтверждено, что выявленные несоответствия не влияют на функциональные характеристики товара. Положения договора и аукционная документация не содержат обоснование заказчика необходимости предъявления требований к количеству отверстий и внутренним размерам кассет. Гистологические кассеты производства АО "Амтео-М" являются универсальными, прошли клинические испытания в Научно-исследовательском институте скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, являются изделием медицинского назначения для использования в гистологии. Указание заказчиком таких параметров имеет целью приобретение изделия определенного производителя и влечет ограничение конкуренции. Решение об одностороннем расторжении договора является недействительным.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность постановления от 14.06.2024, просило в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, просили суд отменить постановление от 14.06.2024. Представители учреждения возражали против удовлетворения жалобы, ссылались на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество (поставщик) и учреждение (покупатель) заключили договор от 17.12.2021 N 0318200065621000699, по условиям которого поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные договором, осуществить поставку медицинских изделий (кассета для гистологической обработки/хранения тканей) (далее - медицинские изделия, товар) в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к договору) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные договором, принять и оплатить поставленные медицинские изделия (пункт 1.1 договора).
Договор заключен по результатам электронного аукциона, проведенного в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). В приложении N 1 к договору содержится описание количественных, качественных, технических (функциональных) характеристик медицинских изделий.
Согласно пункту 3.1.1 договора поставщик обязан поставить медицинские изделия в строгом соответствии с условиями договора в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
Поставка медицинских изделий осуществляется поставщиком в место доставки в соответствии и на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 договора. Поставщик производит поставку медицинских изделий в течение 5 рабочих дней с даты заключения договора (пункт 5.1 договора).
В силу пункта 6.1 договора приемка поставленных медицинских изделий осуществляется в ходе передачи медицинских изделий заказчику в месте доставки и включает в себя следующее: проверку по упаковочным листам номенклатуры поставленных медицинских изделий на соответствие спецификации и техническим показателям (приложение N 1 к договору); проверку полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных документов в соответствии с условиями договора; контроль наличия/отсутствия внешних повреждений оригинальной упаковки медицинских изделий; проверку наличия необходимых документов (копий документов) на медицинские изделия - регистрационных удостоверений, деклараций соответствия (при наличии) или сертификатов соответствия (при наличии) на медицинские изделия; проверку наличия технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинских изделий на русском языке; проверку комплектности и целостности поставленных медицинских изделий.
Пунктом 8.2 договора установлено, что оплата по договору осуществляется заказчиком после представления поставщиком документов, предусмотренных пунктом 5.2 договора, а также документов на оплату и исполнения обязательств поставщиком по поставке медицинских изделий. Оплата производится по безналичному расчету, срок расчета - не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Цена договора составляет 108 297 рублей (пункт 2.2 договора).
28 декабря 2021 года во исполнение принятых на себя обязательств по договору общество поставило в адрес учреждения товар на сумму 108 297 рублей, однако от его получения заказчик отказался, о чем составлен акт об установленном расхождении по качеству при приемке товарно-материальных ценностей от 10.01.2022 N 01.
В обоснование отказа заказчик указал следующие несоответствия характеристик товара: расхождения с данными, указанными в спецификации (приложение N 1 к договору).
Согласно акту выявлены следующие расхождения: требования заказчика - внутренние размеры 30,8 х 26, 6 х 5, тогда как у товара 33,6 х 26 х 5; требования заказчика - основание кассеты имеет 56 штук отверстий, тогда как у товара 52 штуки; требования заказчика - дополнительные отверстия уменьшенного размера со стороны крепления крышки 10 штук, тогда как у товара 8 штук; требования заказчика - материал полиоксиметилен, тогда как у товара полимерацеталя-коцеталь К900.
Указанные медицинские изделия помещены учреждением на ответственное хранение.
19 мая 2022 года общество направило в адрес учреждения досудебную претензию о необходимости принять товар, а также произвести оплату по договору.
11 августа 2022 года учреждение опубликовало в ЕИС информацию об одностороннем расторжении договора, а также представило сведения в антимонопольный орган для включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с рассматриваемым иском.
Спорные правоотношения по своей правовой природе подпадают под правовое регулирование общих норм обязательственного права, содержащихся в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также подлежат специальному регулированию нормами главы 30 Гражданского кодекса и положениями Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 525 Гражданского кодекса поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 Гражданского кодекса).
На основании статьи 469 Гражданского кодекса продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
По смыслу приведенных норм товар должен соответствовать, прежде всего, характеристикам, зафиксированным сторонами при заключении сделки. Только при отсутствии в нормативном акте или договоре требований, предъявляемых к качеству товара, и неинформирования продавца о конкретных целях приобретения товара, он должен быть пригоден для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
В части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в числе прочего наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 данного Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования (пункт 5).
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в числе прочего наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
В части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
С учетом требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ указанная в технической части информация позволяет довести до потенциальных участников закупки сведения относительно требований к характеристикам поставляемого товара с учетом его потребностей.
В силу части 4 статьи 23 Закона N 44-ФЗ наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных названным Законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Частью 6 статьи 23 Закона N 44-ФЗ установлено, что порядок формирования и ведения каталога утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N 145).
Из пункта 4 Правил N 145 следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 названных Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). В пункте 5 Правил N 145 указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса предоставленное названным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если указанным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 данного Федерального закона) и (или) поставляемому товару.
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" этого пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (подпункт "б" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции назначил судебную экспертизу, проведение которой было поручено экспертам АНО "Судебный эксперт" Кравцову Д.В. и Зотовой А.А.
В заключении от 30.10.2023 N 487/23 эксперты пришли к выводу, что представленные на исследование гистологические кассеты не соответствуют условиям, содержащимся в спецификации (приложение N 1) к договору. В соответствии с приказом Минздрава России от 24.03.2016 N 179н "О правилах проведения патолого-анатомических исследований" гистологические кассеты производства АО "Амтео-М" соответствуют требованиям работы с ними в патолого-анатомической лаборатории. Различия дополнительных характеристик, установленных в акте от 10.01.2022 N 01 (внутренние размеры, основание кассеты, дополнительные отверстия со стороны крепления, материал), двух исследуемых объектов на функциональные характеристики изделия и качество проводки в них гистологического материала не влияют.
В силу части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, установив, что поставщик ненадлежащим образом исполнил свою обязанность по поставке товара (поставка товара, не соответствующего характеристикам, указанным в спецификации к договору), выявленные недостатки поставщиком не устранены, договор расторгнут, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что в соответствии с условиями электронного аукциона объектом закупки является кассета для гистологической обработки/хранения тканей, которая относится к позиции КТРУ, установленной в извещении 32.50.50.000-00000540, дата включения позиции в каталог 31.01.2019, дата начала обязательного применения позиции каталога 05.01.2020, характеристики, обязательные для применения: длина отверстия - 5 миллиметров, количество в упаковке до 500 штук, крышка - отрывная, ширина отверстия > 0,9 и < 1 миллиметров. Суд указал, что, реализуя свое право на установление дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, заказчик установил и надлежащим образом обосновал каждую из дополнительных характеристик (в том числе внутренние размеры, размер, отверстия). В описании объекта закупки (9 столбец) содержится раздел "Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик".
Как следует из положений Закона N 44-ФЗ, заказчик имеет право детализировать предмет закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Законодательством не предусмотрены нормы, ограничивающие право заказчика описывать закупаемые расходные материалы теми или иными характеристиками.
Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что в рассматриваемом случае, формируя дополнительные требования к характеристикам товара, учреждение руководствовалось существующей потребностью с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки конкретных расходных материалов для нужд учреждения, а также учитывало необходимость получения конечного результата - обеспечения лечебного учреждения необходимыми изделиями. Апелляционный суд отметил, что кассеты для гистологической обработки/хранения тканей находятся в свободном обращении на российском рынке, электронный аукцион объявлен на поставку товара, а не на его производство, в данном электронном аукционе могло участвовать неограниченное количество поставщиков, способных предложить к поставке препарат с требуемыми характеристиками. Отсутствие товара с необходимыми характеристиками у какого-либо потенциального участника закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Суд обоснованно учел выработанный правовой подход, сформулированный в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.04.2019 N 301-ЭС19-4478 по делу N А38-2827/2018, согласно которому заказчик, устанавливая требования к характеристикам товара, определяет потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки конкретных расходных материалов для нужд учреждения, в связи с чем требования заказчика к объекту закупки носят объективный характер и не влекут ограничение количества участников проводимой аукционной процедуры.
Апелляционный суд установил, что в договор включена информация о медицинском изделии и его характеристиках, подавая заявку на участие в электронном аукционе с предложением наиболее низкой цены договора 108 297 рублей, общество выразило согласие на поставку товаров, соответствующих требованиям документации об электронном аукционе на поставку изделий медицинского назначения на условиях, предусмотренных указанной документацией об электронном аукционе, и признано его победителем. Суд отметил, что Закон N 44-ФЗ предусматривает возможность подачи запроса на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке в случае возникновения вопросов к ее отдельным пунктам, а также подачи участником закупки жалобы на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке. Согласно сведениям с официального сайта https://www.rts-tender.ru/ запрос о даче разъяснений не поступал, жалоба не направлялась.
Устанавливая обстоятельства одностороннего расторжения договора, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 3.1.6 договора поставщик обязан своими силами и за свой счет устранять допущенные недостатки при поставке медицинских изделий и оказании услуг.
10 января 2022 года учреждение в адрес общества направило акт о несоответствии товара. Акт направлен по электронной почте, указанной в договоре ooo.otal2015@gmail.com.
Обществу направлено требование от 17.02.2022 N 93-01.2 с просьбой произвести поставку товара, соответствующего условиям договора. Однако требования учреждения не исполнены.
Таким образом, основанием для одностороннего расторжения договора послужило то обстоятельство, что общество поставило в адрес учреждения товар с иными характеристиками, не соответствующими условиям договора (спецификации), а также не устранило допущенные нарушения в разумный срок.
Кроме того, суд установил, что общество нарушило срок поставки товара. С учетом пункта 5.1 договора поставщик должен поставить медицинские изделия в течение 5 рабочих дней с даты заключения договора, то есть до 24.12.2021. Товар поставлен учреждению 28.12.2021 с нарушением срока, установленного договором.
Пунктом 7.13 договора стороны согласовали, что нарушениями существенных условий договора являются, в частности, несоответствие медицинских изделий требованиям договора, нарушение срока (сроков) поставки.
Пунктом 11.6 договора предусмотрено, что заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора, если в ходе исполнения договора установлено, что поставщик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям.
Заказчик на основании части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ принял решение о расторжении договора, так как в ходе его исполнения установлено, что поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке требованиям к поставляемому товару и поставщик представил недостоверную информацию о соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
С учетом указанных обстоятельств апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что требования общества об оплате товара по договору, от приемки которого учреждение правомерно отказалось, а также неустойки за нарушение сроков оплаты при установленном факте просрочки самого поставщика и расторжении договора является незаконным. Суд указал, что требование истца о возложении обязанности принять товар также нельзя признать обоснованным, поскольку после расторжения договора обязанность произвести приемку товара не может быть возложена на учреждение.
Правовые основания для иных выводов, в том числе для иной оценки представленных в материалы дела доказательств, у суда кассационной инстанции отсутствуют. Несогласие заявителя кассационной жалобы с судебным актом не может служить основанием для его отмены, поскольку свидетельствует о необходимости иной оценки доказательств по делу, что в соответствии со статьей 286 Кодекса к компетенции суда кассационной инстанции не относится.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в частности, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2024 по делу N А32-40587/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Зотова |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу на решение апелляционного суда, который отменил частичное удовлетворение иска о принудительной приемке товара и взыскании задолженности. Суд установил, что поставленный товар не соответствовал условиям договора, а также был поставлен с нарушением сроков, что дало основание для одностороннего расторжения договора.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 ноября 2024 г. N Ф08-8370/24 по делу N А32-40587/2022