"Конституция установила общеобязательные правила политической игры, провозгласила нерушимость и приоритет прав человека"
(интервью с Б.А. Страшуном)
День Конституции - праздник государственный. Рядовые граждане, голосовавшие десять лет назад на референдуме, вряд ли вспомнят теперь хотя бы о том, сколько проектов и их вариантов было обнародовано за время подготовки Конституции. Весь этот процесс до мельчайших подробностей помнят лишь те, кто работал над созданием Конституции России. Думается, для них день 12 декабря навсегда останется особенной и глубоко личной памятной датой. Редакции представилась возможность побеседовать с видными российскими учеными, активно работавшими в Конституционной комиссии, и выяснить их мнение по наиболее принципиальным вопросам, касающимся содержания Основного Закона и оценки ближайших и отдаленных перспектив. На вопросы нашего корреспондента Людмилы Грудцыной отвечают заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук профессор Б.А. Страшун; ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации кандидат юридических наук В.И. Лафитский; профессор кафедры конституционного права зарубежных стран Московской государственной юридической академии, член Независимого экспертно-правового совета, в недавнем прошлом - советник Конституционного Суда Российской Федерации В.А. Кикоть; главный научный сотрудник Института государства и права РАН доктор юридических наук Л.С. Мамут.
Борис Александрович, Вы были экспертом Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР и принимали участие в создании всех подготовленных ею вариантов Конституции Российской Федерации, а также были членом рабочей комиссии Конституционного совещания, которая готовила текст российской Конституции.
Нашей Конституции 10 лет - самое время подвести предварительные итоги, оценить ее соотношение с реальностью.
Что касается соотношения Конституции и реальности, то стопроцентное совпадение является большой редкостью даже в странах с вековыми демократическими традициями. Наша Конституция создавалась в переломный момент истории, и естественно, что отраженное в ней видение будущего таково, каким оно представлялось ее разработчикам. Общественное устройство, а тем более общественную психологию нельзя изменить в одночасье. После тысячелетнего рабства люди - и чиновники в том числе - не могут моментально превратиться в сознательных граждан. Поэтому в Конституции есть декларативные положения, которые, однако, представляют собой юридически обязательный ориентир для движения. Таково, в частности, положение о правовом государстве: оно будет в России через одно-два, а может, и три поколения, но создавать его, внедряя его принципы в каждодневную жизнь общества, надо уже сейчас, иначе это положение так и останется нереализованным.
В то же время в отличие от советских конституций современная Конституция России не политико-правовой, а правовой, т.е. юридический, документ, который все шире применяется непосредственно и не только Конституционным Судом Российской Федерации, но и другими судами. Поэтому можно утверждать, что российская Конституция имеет много общего с реальностью, и с каждым годом эта связь укрепляется, хотя к стопроцентной реализации конституционных положений лежит неблизкий путь.
Каково, по Вашему мнению, отношение российского народа к Конституции? Насколько сильно в российской Конституции отражены политическая и идеологическая составляющие?
Может быть, я ошибаюсь, но впечатление такое, что Конституция мало кого интересует. Слишком многие наши граждане живут трудно, можно сказать, выживают в современных непростых условиях. Это большая проблема. Немало чиновников не воспринимают Конституцию в качестве обязательного документа - высшего закона общества и государства. Думается, это результат нашей истории, для преодоления которого нужно время и, конечно же, усилия многих людей. Мне представляется правильной идея восстановить изучение Конституции в средней школе. Некоторые ее основополагающие принципы, например права и свободы человека, стоило бы доводить до детей даже в дошкольных учреждениях. Это, кстати говоря, необходимый элемент гражданского, патриотического воспитания, которого обществу сейчас так не хватает.
Конституция - прежде всего и главным образом юридический документ, содержащий предписания, подлежащие соблюдению всеми и каждым независимо от политических и идеологических воззрений. Ее политическая и идеологическая составляющие отражены в содержащихся в ней правовых нормах, и только. Большее недопустимо, поскольку демократически организованное общество признает политический и идеологический плюрализм.
Насколько наша Конституция социальна?
Первоначально задача любой конституции сводилась к гарантии гражданских (личных) и политических прав человека и гражданина. Однако в дальнейшем все сильнее стала проявляться тенденция к социализации конституций. Они, в частности, стали регулировать основы общественного строя, а в круг защищаемых ими прав и свобод вошли экономические, социальные и культурные права и свободы. То же относится и к конституционным обязанностям. В связи с этим можно уверенно говорить о том, что нынешние конституции, в том числе Конституция России 1993 г., суть высшие законы государства и общества. Что касается основ правосознания, то они закладываются в семье и вообще в процессе социализации личности. Конституция, если угодно, их кодифицирует и уточняет.
Борис Александрович, известно, что Конституция принималась в спешке, под эхо залпов: Считаете ли Вы Конституцию ельцинской? Есть ли у Конституции минусы, если да, то какие?
Конституция была принята 12 декабря, спустя более чем два месяца после залпов и через месяц после того, как ее проект был опубликован для всеобщего сведения. Действительно, она разрабатывалась в спешке, и спешка эта была обусловлена политической обстановкой: конституцию стране надо было дать как можно быстрее, чтобы обрести реальную правовую основу для прекращения политической конфронтации. Латанная-перелатанная советская Конституция 1978 г. такой основой служить не могла.
Я бы не стал называть нашу Конституцию ельцинской, точно так же, как французскую Конституцию 1958 г. не называют деголлевской. Рабочая комиссия Конституционного совещания под руководством С.А. Филатова, тогдашнего руководителя Администрации Президента, использовала, хотя и в недостаточной мере, трехлетние наработки Конституционной комиссии Съезда народных депутатов, чьи конституционные проекты ни Верховный Совет, ни съезд упорно не хотели принимать из-за позиции коммунистов и их союзников.
Несомненные достоинства ныне действующей Конституции заключаются прежде всего в установлении гарантий прав человека и гражданина, общедемократических принципов политического устройства государства, что признано авторитетными международными экспертами. Что касается недостатков, то среди них я бы отметил, во-первых, пробелы в части регулирования публичных финансов, во-вторых, терминологические несогласованности (например, когда в тексте сначала говорится об обнародовании законов, а потом об их опубликовании), в-третьих, некоторый дисбаланс между законодательной и исполнительной ветвями власти и, в-четвертых, недоработанность судебной системы.
За 10 лет в России произошли стремительные перемены, может быть, нужна новая Конституция?
Думаю, со временем некоторые реформы понадобятся. Но сегодня и в обозримом будущем российскую Конституцию, на мой взгляд, трогать не следует. При нынешнем состоянии политической системы конституционная реформа может больше навредить, чем исправить недостатки. Сначала необходимо полностью использовать потенциал существующего конституционного текста. Недостатки же можно (и это успешно делается во многих странах) компенсировать текущим законодательством, толкованием конституционных норм Конституционным Судом Российской Федерации, формированием конституционных обычаев.
В 2000-2001 гг. были приняты новые законы, важнейшие из которых о новом порядке формирования Совета Федерации, о политических партиях. Кроме того, созданы федеральные округа. Считаете ли Вы, что подобная законотворческая деятельность может стать предвестницей изменения Конституции?
Эти законодательные акты подтверждают то, о чем я говорил, отвечая на предыдущий вопрос. Практика была и будет критерием истины, и реализация нового законодательства даст опыт, с учетом которого можно будет усовершенствовать конституционное регулирование. Но упомянутые законы и поправки к ним - это, извините, результат мнения не общества, а элиты. Основная масса общества, повторюсь, о совершенствовании Конституции вряд ли помышляет. В то же время необходимость государственных преобразований, о которых Вы упомянули, ощущалась в системе управления уже давно, и действующую Конституцию они не нарушают.
Конституция закрепляет обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Почему эта обязанность не реализуется?
Нельзя сказать, что она совсем уж не реализуется. Правильнее, думается, считать, что реализуется в совершенно недостаточной степени. На мой взгляд, главное препятствие реализации этой нормы и вытекающих из нее многих других конституционных норм и федеральных законов - сохраняющаяся в обществе феодальная психология и обусловленное этим правосознание. Период капитализма в России оказался слишком коротким, обремененным к тому же тяжкими феодальными пережитками (я убежден: то, что у нас называли социализмом, в действительности представляло собой государственный феодализм). Значительная часть наших людей не самодостаточна, люди боятся не выжить без внешней поддержки, отсюда - приверженность к общине, коллективу, чинопочитание и, что хуже всего, неосознание ценности каждой личности (помните: "отряд не заметил потери бойца", "незаменимых у нас нет"?). Мы, как японцы, не любим права, но в отличие от японцев часто неспособны договариваться, чтобы избежать юридического, а то и силового пути разрешения конфликтов. События 1993 г. - ярчайший тому пример и важный урок для всех россиян.
Как заставить заложенный в Конституции огромный потенциал заработать в полную силу?
Думается, что конституционный механизм у нас не так плох, как кажется. Проблема - в реализации, а она зависит от состояния общественной морали и климата доверия в обществе. Мы на удивление быстро научаемся извращать на практике любое правило, призванное упорядочить наши отношения. Поэтому норма, принятая с самыми лучшими намерениями, на деле нередко приносит вред: прямо по Черномырдину выходит. Например, совершенно правильная и необходимая в любом демократическом государстве норма о независимости судей нередко оборачивается их полной безнаказанностью и безответственностью. Чтобы эффективно защищать права человека, надо сначала воспитать, внедрить в сознание уважение к человеческой личности. Пока этого нет, законодательные и другие правовые средства дадут лишь частичный результат.
Борис Александрович, на Ваш взгляд, что дала Конституция российскому обществу?
Конституция установила общеобязательные правила политической игры, провозгласила и в определенной мере гарантировала нерушимость и приоритет прав человека, создала приемлемые для большинства общества условия социального мира. Когда научимся ее соблюдать, она даст много больше, уверяю Вас.
"Законодательство и экономика", N 12, декабрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституция установила общеобязательные правила политической игры, провозгласила нерушимость и приоритет прав человека" (интервью с Б.А. Страшуном)
"Законодательство и экономика", 2003, N 12