Новый закон о связи: проблемы правоприменения
С 1 января 2004 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", в котором устанавливаются правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией РФ территориях, определяются полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи. В законе содержится много новых для правоприменителей положений, противоречий и неясностей, требующих уточнения и разъяснения.
Использование технологических линий связи
Каков порядок перевода технологической линии связи в сеть связи общего пользования?
В соответствии со ст.15 Федерального закона "О связи" технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве. В законодательстве существуют также специальные ограничения по использованию имущества, связанного с технологическими сетями связи. Так, согласно ст.8 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" юридическое лицо не вправе передавать в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог следующее имущество, внесенное в его уставный капитал: магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. Изложенные в данной статье ограничения в отношении сдачи в аренду технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте, не распространяются на технологическую связь, которая до вступления в силу Федерального закона о связи была уже (в соответствии с техническими возможностями) переведена в сеть связи общего пользования и, следовательно, является сетью связи общего пользования. Если же технологическая сеть связи не была переведена в категорию сети связи общего пользования, то сдача ее в аренду противоречит ст.8 Федерального закона об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта.
Сеть связи общего пользования, наоборот, предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории Российской Федерации (ст.13 Федерального закона о связи). Соответственно для использования сети в коммерческих целях, в том числе для сдачи ее в аренду, необходим перевод сети связи из категории технологической в сеть связи общего пользования.
Порядок такого перевода определен в ст.15 Федерального закона о связи. Перевод сети связи осуществляется только при наличии свободных ресурсов технологической сети связи. Формирование таких свободных ресурсов осуществляется в отношении той части технологической сети связи, которая может быть технически или программно, или физически отделена собственником от технологической сети связи. Сеть должна соответствовать требованиям функционирования сети связи общего пользования. Определение части технологической сети, которая может быть отнесена к сети связи общего пользования, и само отнесение данной части сети осуществляется ее собственником.
Какие действия должна осуществить организация в целях приведения деятельности по оказанию услуг на платной основе населению и юридическим лицам на вышеуказанных линиях в соответствие с требованиями Федерального закона "О связи"?
Для приведения деятельности по оказанию услуг связи на платной основе населению и юридическим лицам на находящихся в собственности организации технологических линиях связи необходимо осуществить следующие основные юридические и фактические действия:
1) принятие руководителем организации решения о выделении из технологической сети связи участка, соответствующего требованиям п.2 ст.15 Федерального закона о связи, который может быть отнесен к категории сети связи общего пользования;
2) обеспечение полного соответствия выделенного участка сети связи общего пользования нормативно-техническим требованиям, предъявляемым к сетям связи общего пользования;
3) принятие руководителем организации решения об отнесении указанного участка к категории сети связи общего пользования;
4) получение сертификата о соответствии средств связи техническому регламенту, принятому в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи по вопросам применения средств связи, в порядке, определенном ст.41-43 Федерального закона о связи;
5) получение лицензии на оказание услуг связи в соответствии со ст.29-40 Федерального закона о связи;
6) в случае необходимости присоединение к другой сети связи общего пользования путем заключения договора в соответствии со ст.18 Федерального закона о связи;
7) заключение договора об оказании услуг связи в соответствии с гл.7 Федерального закона о связи.
Какие последствия могут наступить в отношении организации после вступления в действие Федерального закона "О связи" в случае, если к этому моменту сети связи общего пользования не будут отделены от технологических?
Законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная и гражданская правовая ответственность за правонарушения в области связи, в том числе связанные с эксплуатацией технологических сетей связи с нарушением установленных законодательством РФ обязательных требований.
Так, в соответствии со ст.171 УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - трактуется как незаконное предпринимательство.
В КоАП РФ также предусмотрена ответственность за:
использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи (ст.13.6);
несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи (ст.13.7);
изготовление, реализацию или эксплуатацию технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех (ст.13.8);
самовольные строительство или эксплуатация сооружений связи (ст.13.9); несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (ст.19.21).
В соответствии со ст.168 ГК РФ в случае сдачи в аренду технологических линий связи такая сделка может быть признана недействительной (ничтожной) по иску заинтересованных лиц, т.к. в законодательстве о связи предусмотрено использование с целью извлечения прибыли только сетей общего пользования и выделенных сетей.
В соответствии со ст.173 ГК РФ также может быть признана недействительной сделка юридического лица, выходящая за пределы его правоспособности, например, совершенная без лицензии.
Если сети связи являются недвижимым имуществом, то договор аренды и изменения к нему подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии со ст.165 ГК РФ сделка, не прошедшая государственную регистрацию, является ничтожной. Такая сделка не влечет юридических последствий и предполагает двухстороннюю реституцию.
Порядок создания операторами связи системы
информационно-справочного обслуживания
Как применяются нормы ст.46 и 53 Закона о связи и ст.6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" в части предоставления сведений об абонентах?
Статья 46 (п.3) Федерального закона "О связи" устанавливает, что оператор связи обязан в целях информирования пользователей услугами связи о действующей на его сети связи нумерации создавать систему бесплатного информационно-справочного обслуживания, а также предоставлять на платной основе сведения об абонентах его сети связи организациям, заинтересованным в создании своих систем информационно-справочного обслуживания, т.е. в данной статье лишь установлены обязанности оператора связи при создании системы информационно-справочного обслуживания.
Статья 53 Закона о связи более конкретно определяет порядок создания информационно-справочного обслуживания и предусматривает, что сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи являются конфиденциальной информацией и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения, указанные в п.2 ст.53 Закона о связи, операторы связи вправе использовать без согласия абонентов - юридических лиц и абонентов - индивидуальных предпринимателей при создании баз данных об этих абонентах для осуществления информационно-справочного обслуживания. Что касается абонентов-граждан, то Закон о связи делает здесь исключение и предусматривает их обязательное согласие (в письменной форме) для включения всех сведений о них для информационно-справочного обслуживания.
В статье 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (в новой редакции) предусмотрено, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением некоторых сведений, к которым относятся: сведения о паспортных данных и других персональных данных физических лиц, предоставляемые исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, установленных Правительством РФ. При этом следует учитывать, что ст.6 Закона о госрегистрации распространяет режим открытости сведений и документов также и на индивидуальных предпринимателей.
Никаких противоречий между содержанием статей Закона о связи и Закона о госрегистрации нет. Фактически ст.5 и 6 Закона о госрегистрации и ст.46 и 53 Закона о связи дополняют друг друга.
При этом не следует исключать и Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", в ст.11 которого детально регламентируются положения, регулирующие предоставление информации о гражданах (персональные данные), которые могут быть использованы в установленном Законом порядке.
Таким образом, в систему информационно-справочного обслуживания включаются:
а) с согласия абонентов-граждан все данные об абонентах-гражданах;
б) без согласия абонентов - юридических лиц - только те данные о них, для которых установлено исключение из режима конфиденциальности в соответствии с п.2 ст.53 Закона о связи (наименование (фирменное наименование), абонентские номера, адрес установки оконечного оборудования), а также в соответствии с п.1 ст.5 и ст.6 Закона о госрегистрации;
в) без согласия абонентов - индивидуальных предпринимателей - только те данные о них, для которых установлено исключение из режима конфиденциальности в соответствии с п.2 ст.53 Закона о связи (фамилия, имя, отчество, абонентские номера, адрес установки оконечного оборудования), а также в соответствии с п.2 ст.5 и ст.6 Закона о госрегистрации;
г) иные данные об абонентах - юридических лицах и абонентах - индивидуальных предпринимателях, позволяющие идентифицировать абонентов или их оконечные оборудования, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента (банковские реквизиты, адрес электронной почты и др.) с согласия абонентов - юридических лиц и абонентов - индивидуальных предпринимателей.
Являются ли идентичными следующие понятия: а) использование сведений для оказания справочных и иных информационных услуг (абз.3 п.2 ст.53 Закона о связи); б) предоставление третьим лицам сведений об абонентах (абз.4 п.2 ст.53 Закона о связи)?
Понятия, изложенные в абз.3 и 4 п.2 ст.53 Закона о связи, не являются идентичными, т.к. в абз.3 установлено, что оператором связи или третьими лицами (уже располагающими такими сведениями) не могут быть использованы сведения об абонентах-гражданах без их согласия в письменной форме для включения в данные информационно-справочного обслуживания, а в абз.4 установлено, что не может быть предоставлена (передана) информация третьим лицам (т.е. информация не может быть предоставлена оператором, уже располагающим такой информацией) об абонентах-гражданах без их согласия в письменной форме.
Абзац 4 п.2 ст.53 Федерального закона о связи детализирует абз.3 п.2 данной статьи тем, что определяет письменную форму согласия на предоставление третьим лицам сведений и возможные исключения. Такие исключения допустимы в случае вступления в силу устанавливающего их федерального закона, а не какого-либо другого подзаконного акта. Противоречия между абз.3 и 4 п.2 ст.53 Закона о связи нет.
Вправе ли организация с 1 января 2004 г. предоставлять третьим лицам на платной основе сведения об абонентах, если в договорах об оказании услуг телефонной связи, заключенных ранее, не выражено согласие абонентов о включении сведений о них в данные для информационно-справочного обслуживания и об использовании для оказания справочных и иных информационных услуг оператором связи или третьими лицами?
Заключаемые договоры об оказании услуг телефонной связи относятся к числу гражданско-правовых договоров, и поэтому при исполнении условий таких договоров на них распространяются положения гражданского законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст.422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного ранее договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (т.е. в новом законе устанавливается положение об обратной силе закона). Поэтому, несмотря на вступление в силу с 1 января 2004 г. Закона о связи, положения ранее заключенных договоров, в которых определены условия создания и использования информационных и иных справочных систем, если срок их действия истекает после вступления в силу Закона о связи, до истечения такого срока будут действовать в той редакции, которая была согласована сторонами при их заключении.
В случае, если такие договоры прекращают свое действие до вступления в силу Закона о связи, заключение новых договоров должно осуществляться в соответствии с Законом о связи. Однако, если в указанных договорах предусмотрена их автоматическая пролонгация, сторонам необходимо внести изменения, учитывающие условия Закона о связи о предоставлении информации об абонентах. Если стороны не достигнут соглашения о приведении договора в соответствие с Законом о связи, договор может быть расторгнут или изменен судом по требованию заинтересованной стороны.
Также необходимо учитывать, что если условия договоров не касаются создания и использования системы информационно-справочного обслуживания (имеются в виду договоры об оказании услуг телефонной связи), то будут применяться нормы ст.53 Закона о связи, в том числе устанавливающие необходимость получения согласия абонентов на использование информации о них. Соответственно, необходимо будет получение четко выраженного согласия абонентов на указанные выше условия распространения информации о них. Такое согласие может быть выражено абонентом в произвольной письменной форме, а также путем внесения дополнений в уже заключенные договоры на оказание услуг телефонной связи.
В.А. Вайпан,
главный редактор журнала "Право и экономика",
руководитель отдела научных договорных работ Института
законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ,
член Центрального совета Союза юристов России
и Координационного совета Международного союза юристов,
член научно-методического совета при ЦИК России,
специалист по трудовому и гражданскому праву,
адвокат, кандидат юридических наук
В.А. Егиазаров,
главный научный сотрудник Института законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве РФ,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ,
специалист по гражданскому праву
С.С. Щербинин,
руководитель Аналитического правового центра ЗАО "Юридический
Дом "Юстицинформ", специалист по гражданскому,
конституционному праву, кандидат юридических наук
"Право и экономика", N 1, январь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Новый закон о связи: проблемы правоприменения
Авторы
В.А. Вайпан - главный редактор журнала "Право и экономика". Руководитель отдела научных договорных работ Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Член Центрального совета Союза юристов России и Координационного совета Международного союза юристов. Член научно-методического совета при ЦИК России. Специалист по трудовому и гражданскому праву. Адвокат. Кандидат юридических наук
Родился 19 июня 1964 г. в г.Волхове Ленинградской обл. В 1986 г. с отличием окончил юрфак Одесского госуниверситета. 1986-1989 гг. - очная аспирантура во ВНИИ советского государственного строительства и законодательства. Научная проблематика: оплата труда, юридические лица, собственность. Участвовал во многих крупных арбитражных делах.
Автор многочисленных публикаций, в том числе: Коллективный договор сквозь призму перестройки (1988); Социальная справедливость и трудовое право (1987); Комментарий к Основам законодательства Союза ССР об аренде (1990); Ликвидация юридического лица (1997); Комментарий к Закону об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ, (2003); отв. редактор Комментария к новому Гражданскому процессуальному кодексу РФ (2003), Комментария к новому Закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (2003), Комментария к новому Уставу железных дорог РФ (2003).
В.А. Егиазаров - главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Доктор юридических наук, профессор. Заслуженный юрист РФ. Специалист по гражданскому праву
Родился 16 октября 1936 г. в г.Баку. В 1965 г. окончил Азербайджанский госуниверситет им. С.М.Кирова. Вначале своей карьеры работал государственным арбитром в Госарбитраже при Совете Министров Азербайджанской ССР, затем старшим консультантом Госарбитража РФ; в настоящее время - главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Участвовал в работе над всеми законопроектами, касающимися экономической реформы в СССР в период 1980-1990 гг., над проектом Конституции СССР 1977 г.
Автор трудов: "Совершенствование законодательства о перевозках грузов в прямом смешанном сообщении", 1984; "Арбитражная практика и транспортное законодательство", 1984; "Гражданско-правовые сделки", 1995; "Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая", 1995; учебник "Транспортное право", 2003.
С.С. Щербинин - руководитель Аналитического правового центра ЗАО "Юридический Дом "Юстицинформ". Специалист по гражданскому, конституционному праву. Кандидат юридических наук
Родился 26 января 1975 г. в Москве. В 1997 г. окончил юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
Автор Комментария к Закону об экспортном контроле (2002), Комментария к Закону об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений (2002), соавтор Комментария к новому Закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (2003), а также статей в научных сборниках, юридических и экономических журналах.
"Право и экономика", 2004, N 1