Определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 мая 2024 г. N 310-ЭС24-5611 по делу N А84-6572/2021
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Парки и Скверы" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 23.11.2022, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.01.2024 по делу N А84-6572/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" (далее - ООО "БГС", Общество, Региональный оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному бюджетному учреждению города Севастополя "Парки и Скверы" (далее - ГБУ "Парки и Скверы", Учреждение, ответчик, заявитель) о взыскании 1 852 385,80 руб. основного долга по оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с территорий пляжей за период с 01.06.2021 по 30.09.2021, 167 237,29 руб. неустойки за период с 11.07.2021 по 31.03.2022.
Дело рассмотрено при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента городского хозяйства города Севастополя (далее - Департамент) и общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Балаклавского района" (далее - ООО "УК Балаклавского района").
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 23.11.2022, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023, требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22.01.2024 указанные судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В числе прочих доводов податель жалобы указывает на следующее.
Исходя из объёмов финансирования (государственного задания), а также в целях реализации полномочий по санитарной очистке и благоустройству города между ГБУ "Парки и скверы" и ООО "БГС" заключены контракты N 136Гк-20 от 30.12.2020 со сроком действия до 30.06.2021, N 50 Гк-21 от 30.06.2021 по 31.12.2021.
Указанными контрактами предусмотрен вывоз ТКО Региональным оператором с оборудованных контейнерных площадок.
Департаментом городского хозяйства города Севастополя 25.03.2019 издан приказ N 125-ОД "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории города Севастополя" (далее - Приказ N 125-ОД).
Согласно указанному реестру мест (площадок) накопления ТКО территории города Севастополя отсутствуют оборудованные контейнерные площадки на территории пляжа "Солнечны", "Яшмовый", "Васили", "Альбатрос", "Любимовка-1", "Любимовка-2", контейнерная площадка по ул. Калина, 12 не закреплена за ГБУ "Парки и скверы", а передана в обслуживание третьего лица - ООО "УК Балаклавского района".
Пляжи "Яшмовый", "Васили" находятся в труднодоступном месте, не имеют подъездных путей сухопутным транспортном, оборудование площадок на этих пляжах невозможно физически, вывоз отходов может проводиться только с использованием водного транспорта.
Таким образом, ООО "БГС" предлагало заключить Договор N 1080-НЗ и вело подсчёт норм накопления ТКО и его вывоза с несуществующих объектов накопления ТКО.
В ходе рассмотрения дела ответчик заявлял, что сбор и вывоз ТКО с территорий указанных пляжей осуществлен силами работников ГБУ "Парки и скверы" (помешочный сбор) с последующей транспортировкой собранных отходов в ближайшие расположенные по отношению к указанным пляжам контейнерные площадки, закрепленные за Учреждением на законных основаниях.
Подтверждением самостоятельного сбора и вывоза отходов силами ГБУ "Парки и скверы" в контейнерную площадку, расположенную на Таврической набережной г. Балаклава являются: контракт N 56-Д-21 от 03.06.2021, заключенный ГБУ "Парки и скверы" с ООО "Газэнергострой" на предоставление транспортных услуг (катер или моторная лодка); заявки, направленные в адрес ООО "Газэнергострой" на оказание транспортных услуг (катер), в которых определен маршрут движения катера, и из которого следует, что выгрузка отходов осуществлена в районе Таврической набережной, а не ул. Калича, 12, как то указано Региональным оператором.
Суды не дали оценку возражениям ответчика в части следующих доводов: контейнерная площадка по ул. Калича, 12 расположена на территории многоквартирных домов и служит для сбора отходов именно жильцами многоквартирных домов; истцом в материалы не предоставлены сведения относительно количества контейнеров, а также их вместимости (объемы), было ли региональным оператором увеличено количество контейнеров на момент спорного периода правоотношений (период обслуживания ответчиком пляжей).
Суды не учли, что на сегодняшний день законодательное регулирование вопросов, связанных с определением площадей пляжей, подлежащих включению в расчет норм накопления ТКО - отсутствует (должна ли включаться в расчет вся длина береговой линии не пригодной для купания или только оборудованный благоустроенный пляж). Каких - либо нормативно правовых актов на уровне субъекта также не выносилось, поэтому Региональный оператор ведет учет норм накопления с пляжных территорий по собственном устроению, в своем понимании и толковании подзаконных нормативных правовых актов, изданных на территории субъекта (постановления Правительства Севастополя от 09.03.2016 N 153-ПП "О нормах накопления твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов для жилого фонда, частного сектора и юридических лиц на территории города Севастополя", а также от 17.09.2018 N 605-ПП "Об установлении перечня пляжей в городе Севастополе").
По мнению заявителя, расчет накопления отходов и сумма заложенности за оказанные услуги начислена Региональным оператором неверно.
Истцом нарушен порядок заключения договора.
Согласно позиции заявителя, отсутствие письменного ответа со стороны ответчика в адрес Регионального оператора не может считаться принятием условий типового договора.
Перечень объектов в приложении к Договору N 1080-НЗБ от 05.06.2021 не соответствует требованиям законодательства в области обращения с отходами и санитарных правил.
В данном случае, определяя перечень объектов - контейнерных площадок в приложении к спорному Договору, истец в обход требований закона, фактически без согласования уполномоченного органа - Департамента, а также органа местного самоуправления определил самовольно места для сбора ТКО.
В ходе рассмотрения дела судами достоверно не установлено наличие организованных в соответствии с требованиями законодательства контейнерных площадок, на которых, по указанию истца, им оказывались услуги по вывозу ТКО.
С учетом изложенного, типовой договор, направленный в качестве оферты не может считаться соответствующим требованиям закона в понимании пункта 1 статьи 432 и пункта 1 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
ГБУ "Парки и скверы" обращало внимание судов на свой правовой статус и необходимость применения к правоотношениям сторон положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В данном случае Региональным оператором в адрес Учреждения не направлялись акты выполненных работ, подписанные сторонами в установленном законом порядке (либо с отказом от подписания).
Сведения системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, предоставленной в качестве обоснования заявленных требований, не могут являться доказательством оказания услуги Региональным оператором ввиду того, что содержит данные свидетельствующие о невозможности оказания услуги по обращению с ТКО в столь короткие промежутки времени (от нескольких секунд до минуты).
Судами проигнорирован факт того, что эти же самые сведения могли являться подтверждением оказанной ГБУ "Парки и скверы" услуги в рамках действующего государственного контракта, оплата по которому уже была ранее произведена со стороны ответчика.
Выводы суда о наличии в государственных контрактах N 136-Гк и 50-Гк лишь контейнерных площадок, расположенных на пляжах "Учкуевка" и "Парка Победы", не соответствуют действительности, ввиду того, что содержат более обширный перечень объектов по обращению с ТКО, в том числе и по спорным территориям, который судами не проанализирован.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 АПК РФ, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, согласно постановлению Правительства Севастополя от 27.05.2021 N 228-ПП о внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 17.09.2018 N 605-ПП ГБУ "Парки и скверы" признано ответственным за содержание пляжей на территории города Севастополя в 2021 году.
В соответствии с приложением N 2 к указанному постановлению ГБУ "Парки и скверы" является ответственным за содержание пляжей "Солнечный", "Яшмовый", "Альбатрос", "Васили", "Любимовка-1", "Любимовка-2".
10.06.2021 истцом в адрес ответчика направлен проект Договора от 05.06.2021 N 1080-НЗБ на оказание услуг по обращению с ТКО с территории указанных пляжей сроком действия с 01.06.2021 по 31.12.2021, который соответствует типовому договору об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - (далее - Правила N 1156), также учитывает, что среднегодовая норма накопления отходов для пляжей утверждена постановлением Правительства города Севастополя N 153-ПП от 09.03.2016 и составляет 0,1 м.куб. на 1 кв.м.
Подписанный со стороны регионального оператора экземпляр договора ответчик согласно штампу регистрации входящей корреспонденции получил 11.06.2021, подписанный со своей стороны экземпляр истцу не вернул, о разногласиях не сообщил.
ООО "БГС" ежемесячно нарочно представляло в адрес ГБУ "Парки и скверы" акты оказанных услуг от 30.09.2021 N НФ-37907, от 31.08.2021 N НФ-33998, от 31.07.2021 N НФ-30195, от 30.06.2021 N НФ-26772, счета на оплату от 30.09.2021 N НФ-37312, от 31.08.2021 N НФ-33998, от 31.07.2021 N НФ-29773 и счета-фактуры от 30.09.2021 N НФ-37907, от 31.08.2021 N НФ34508, от 31.07.2021 N НФ-30195, от 30.06.2021 N НФ-26772, о чем также свидетельствуют штампы регистрации входящей корреспонденции, согласно которым стоимость оказанных услуг по вывозу мусора с пляжей за период с 01.06.2021 по 30.09.2021 составила 1 852 385,80 руб.
Согласно объяснениям истца, местами сбора накопления твердых коммунальных отходов в отношении пляжа "Солнечный" определена контейнерная площадка парка "Анны Ахматовой", пляжей "Яшмовый", "Васили" - включенная в реестр мест (площадок) накопления ТКО контейнерная площадка Калича, 12, пляж "Альбатрос" оборудован двумя контейнерами, пляжи "Любимовка-1", "Любимовка-2" также оснащены контейнерами, что подтверждено фотоматериалами.
Истцом в адрес ответчика направлены претензии от 16.06.2021, 23.08.2021 с требованием об оплате оказанных услуг, которые оставлены без удовлетворения, в связи с чем заявлен настоящий иск.
В процессе рассмотрения спора 15.11.2021 ГБУ "Парки и скверы" сообщило ООО "БГС" о несогласии с актами оказанных услуг, сославшись на то, что договор между сторонами не заключен, заявки на вывоз ТКО не направлялись.
Суды первой и апелляционной инстанций, с выводами которых впоследствии согласился суд округа, исследовав и оценив по правилам статей 9, 65, 68, 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 8, 307, 309 - 310, 329 - 330, 332, 421, 426, 445, 779, 781 ГК РФ, статьями 1, 24.6 - 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктами 4, 8(4), 8(17), 9, 15 Правил N 1156, пунктами 5, 13, 15 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), правовой позицией, изложенной в пунктах 1 - 3, 10, 15 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, установив факт оказания Региональным оператором услуг в заявленном объеме и неоплаты их потребителем, проверив расчет задолженности и неустойки, признав его верным, удовлетворили иск.
При этом судебные инстанции исходили из того, что в соответствии с Правилами N 1156 договор между сторонами заключен на условиях типового; фактическое оказание услуг подтверждается актами оказанных услуг, счетами-фактурами, направляемыми ежемесячно ответчику, отчетами системы спутниковой навигации автомобилей, вывозивших в спорный период ТКО, актами обследования.
Отклоняя доводы ответчика о том, что контейнерная площадка, расположенная по адресу ул. Калича 12, не закреплена за ГБУ "Парки и скверы" и складирование ТКО с пляжей "Яшмовый", "Васили" осуществлялось на контейнерную площадку, расположенную на Таврической набережной, а с пляжей "Любимовка-1", Любимовка-2", "Альбатрос" на территорию пляжа "Учкуевка", суды указали, что транспортирование ТКО силами ответчика на другие точки накопления, как утверждает Учреждение, документально не подтверждено, кроме того ответчик не обладает лицензией на данный вид деятельности, а значит, не имеет законных оснований перевозить ТКО. Такие действия являются грубым нарушением положений пункта 9, 15 Правил N 1156, установивших запрет на складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Ссылка ГБУ "Парки скверы" на увеличение объемов и кратности вывозов ТКО с площадок, определенных в иных контрактах, в качестве меры, предпринятой по вывозу ТКО со спорных пляжей, признана судами несостоятельной, так как увеличение объема отходов обусловлено внесением изменений в приказ Департамента от 25.03.2019 N 125-ОД в части увеличением территории, подлежащей саночистке, а также в связи с увеличением кратности вывоза мусора в летний период согласно установленным требованиям.
Коммерческий учет ТКО по спорному договору осуществлялся истцом по утвержденному постановлением Правительства города Севастополя N 153-ПП от 09.03.2016 нормативу и с учетом установленных постановлением площадей пляжей, ответственность за содержание которых возложена на ответчика постановлением Правительства города Севастополя от 17.09.2018 N 605-ПП (в ред. от 27.05.2021 N 228-ПП).
Доказательства оказания услуг в спорном периоде в меньшем объеме либо ненадлежащего качества ответчик не представил, правом на изменение условий договора, в том числе в части расчета не воспользовался.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов и получили правовую оценку, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и в силу статьи 291.6 АПК РФ не являются основанием для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в передаче кассационной жалобы государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Парки и Скверы" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 мая 2024 г. N 310-ЭС24-5611 по делу N А84-6572/2021
Опубликование:
-