Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к настоящему Обзору
Нарушения, выявленные по результатам проверок контролируемых лиц, по итогам проведения которых возбуждены дела об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 статьи 15.27 КоАП РФ
N |
Вид нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ |
Примеры нарушений и разъяснения требований законодательства о ПОД/ФТ |
Лизинговые компании
| ||
1 |
Ненадлежащее выполнение требований по идентификации клиентов |
На основании требований Федерального закона N 115-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 (далее - постановление N 667), приказа Росфинмониторинга от 20.05.2022 N 100 (далее соответственно - приказ N 100, Требования к идентификации) организации обязаны проверять наличие или отсутствие в отношении клиента (его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца) сведений в Перечнях. В соответствии с п. 19 Требований к идентификации при проведении организациями проверок, указанных в п. 18 Требований к идентификации, используются сведения, актуальные на дату такой проверки. В ходе проверки лизинговой компании установлено, что в проверяемом периоде Перечни, размещенные в Личном кабинете, лизинговой компанией просматривались/скачивались не на постоянной основе. Лизинговой компанией в 2023 году заключено 6 договоров лизинга. В соответствии с ПВК лизинговой компании установлено, что результаты проверки клиентов (их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев) на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечнях, а также дата проверки, фиксируются в анкетах клиентов. В представленных для проверки анкетах клиентов лизинговой компании дата проверки по Перечням не соответствовала данным об использовании Личного кабинета. В указанные в них даты Перечни лизинговой компанией не просматривались/не скачивались. Таким образом, лизинговая компания в указанных случаях идентификацию клиентов (их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев) проводила ненадлежащим образом, что нарушает положения законодательства о ПОД/ФТ, в частности, приказа N 100, а также ПВК |
2 |
Несвоевременное представление информации о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества |
В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организация должна не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 7 данного Федерального закона (далее - проверка клиентов), и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг (далее - отчет). Порядок предоставлении в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Федеральным законом N 115-ФЗ, определен приказом N 18. В частности, вышеуказанный отчет представляется в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки клиентов. В ходе проверки лизинговой компании установлено, что в ПВК лизинговой компании определен период вышеуказанной проверки на ежеквартальной основе, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. Нарушений срока проверки клиентов в проверяемом периоде не выявлено. Вместе с тем в нарушение требований подп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ и ПВК соответствующие отчеты представлены лизинговой компанией в Росфинмониторинг несвоевременно: за IV квартал 2022 г. - 03.04.2023, за II квартал 2023 г. - 02.08.2023 |
3 |
Непредставление сведений, подлежащих обязательному контролю |
В соответствии с п. 1 приказа N 94 в качестве подлежащей обязательному контролю определена операция по предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) физическому лицу, в рамках которого данное физическое лицо выступает продавцом имущества, являющегося предметом лизинга, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 100 тыс. руб., но не более 1 млн руб. В ходе проверки лизинговой компании выявлена операция (сделка) с имуществом, результатом совершения которой являлось предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга) физическому лицу, в рамках которого данное физическое лицо выступало продавцом имущества, являющегося предметом лизинга, стоимостью 600 тыс. руб., сведения по которой не были направлены в Росфинмониторинг. Дата совершения операции 20.06.2023, сведения необходимо было представить в Росфинмониторинг не позднее 23.06.2023. Лизинговой компанией нарушены требования подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, п. 4 Положения о представлении информации в Росфинмониторинг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 209 |
Риелторы | ||
1 |
Отсутствие СДЛ, ответственного за реализацию ПВК. Несоблюдение требований к подготовке и обучению кадров (непрохождение целевого инструктажа) |
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана назначить СДЛ, ответственное за реализацию ПВК. Квалификационные требования к СДЛ устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 N 492 определены квалификационные требования к СДЛ. Проверкой Агентства недвижимости установлено, что в течение длительного периода времени, а именно, с 05.09.2022 по 15.11.2023 СДЛ, ответственное за реализацию ПВК Агентства недвижимости, целевой инструктаж в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ не проходил, документы, свидетельствующие об обратном в ходе проверки не представлены, следовательно, СДЛ не соответствовало предъявляемым квалификационным требованиям. В виду отсутствия проведения обучения в порядке, установленном приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 (далее соответственно - приказ N 203, Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров), в Агентстве недвижимости отсутствовало СДЛ, соответствующее квалификационным требованиям, что свидетельствует о ненадлежащей организации системы внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ |
2 |
Несоблюдение требований к подготовке и обучению кадров организаций |
В организациях, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, СДЛ проводит обучение сотрудников, обязанных проходить обучение в целях ПОД/ФТ, в т.ч. при изменении действующих и вступления в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ/ФРОМУ, при утверждении организацией новых или изменении действующих ПВК и программ его осуществления (п. 8 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров). Проверкой Агентства недвижимости установлено, что в проверяемом периоде вступил в силу ряд нормативных правовых актов в области ПОД/ФТ/ФРОМУ, в т.ч.: - приказ Росфинмониторинга от 29.12.2022 N 355 "О внесении изменений в требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, утвержденные приказом Росфинмониторинга от 20.05.2022 N 100"; - приказ Росфинмониторинга от 19.01.2023 N 12 "О внесении изменений в Особенности представления в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденные приказом Росфинмониторинг от 08.02.2022 N 18". В нарушение установленных требований дополнительные инструктажи в Агентстве недвижимости не проводились. Отсутствие проведения обучения в порядке, установленном приказом N 203, свидетельствует об отсутствии надлежащего осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ |
3 |
Непредставление сведений, подлежащих обязательному контролю |
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами. Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, начиная с 14.07.2022 обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения о совершаемой их клиентом операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемой по сделке с недвижимым имуществом, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 5 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 5 млн руб., или превышает ее (п. 1.1, подп. 11.1 п. 4 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ). Проверкой Агентства недвижимости установлено, что отсутствие реализации программ документального фиксирования и выявления операций, предусмотренных ПВК Агентства недвижимости, повлекло фактическое невыявление и непредставление в Росфинмониторинг в проверяемом периоде сведений о следующих операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю: - договор купли-продажи реализованного с публичных торгов имущества от 02.10.2023, заключенный Агентством недвижимости с физическим лицом на сумму 13 млн руб., предметом которого являлась продажа нежилого здания и земельного участка; - договор купли-продажи реализованного с публичных торгов имущества от 26.05.2023, заключенный Агентством недвижимости с физическим лицом на сумму 15,5 млн руб., предметом которого явилась продажа нежилого помещения. С учетом наличия у Агентства недвижимости вышеуказанных сведений и документов, информацию о совершении данных операций, подлежащих обязательному контролю согласно п. 1.1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ, необходимо было представить в Росфинмониторинг не позднее 31.05.2023, 05.10.2023, соответственно. Таким образом, в Агентстве недвижимости не исполнялись требования законодательства о ПОД/ФТ в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю |
Операторы по приему платежей | ||
1 |
Несоответствие ПВК установленным требованиям |
В ходе проверки оператора по приему платежей представлена копия действующих в проверяемом периоде ПВК, утвержденных оператором по приему платежей 29.12.2021. Проверкой установлено, что в течение длительного периода времени ПВК фактически не соответствовали требованиям редакций постановления N 667): - программа идентификации не содержит процедуры проверки наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений в перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН (подп. "б" п. 8 постановления N 667); - программа оценки риска и программа отказа от выполнения распоряжения клиента не содержат изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 N 1092 (п. 13-15.2, п. 28 (1) и п. 28 (2) постановления N 667); - программа выявления операций не содержит процедуры выявления необычных разовых операций (сделок), в т.ч. подпадающих под признаки, указывающие на необычный характер операций (сделок), либо совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, осуществление которых может быть направлено на ОД/ФТ (подп. "в" п. 16 постановления N 667); процедуру выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии п. 6 ст. 7.4 Федерального закона N 115-ФЗ (подп. "а" п. 16 постановления N 667); - программа документального фиксирования информации не предусматривает процедуры, формы и способы документального фиксирования информации о совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, осуществление которых может быть направлено на ОД/ФТ (подп. "б" п. 24, п. 28 постановления N 667); не содержит документального фиксирования информации об операции (сделке), подлежащей обязательному контролю в соответствии с п. 6 ст. 7.4 Федерального закона N 115-ФЗ (подп. "а" п. 26 постановления N 667); - программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не содержит изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2022 N 1912 (п. 29 (1) постановления N 667). Таким образом, отсутствие у оператора по приему платежей в течение длительного периода ПВК, соответствующих требованиям постановления N 667, повлекло отсутствие надлежаще организованной системы внутреннего контроля |
2 |
Непринятие мер по выявлению подозрительных операций |
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в п. 2 данной статьи ПВК возникают подозрения, что какая-либо разовая операция либо совокупность операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, осуществляются в целях ОД/ФТ, данная организация не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций и (или) действий, обязана направить в Росфинмониторинг сведения о таких операциях и (или) действиях независимо от того, относятся или не относятся такие операции к операциям, предусмотренным ст. 6, п. 6 ст. 7.4 и п. 1 ст. 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ. Проверкой оператора по приему платежей установлено, что у него на обслуживании в проверяемом периоде находилось 6 организаций, основным видом деятельности которых являлось управление эксплуатацией жилого фонда, из них анализ операций двух клиентов показал, что операции соответствуют критериям необычной операции с кодом 1194 "Осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц" (приложение N 5 к Описанию структуры ФЭС. приказ N 18). Данные операции подлежали выявлению, документальному фиксированию сведений о них и осуществлению дальнейших действий с целью возможного принятия руководителем решения о признании необычных операций подозрительными, и в случае принятия такого решения, последующему направлению сведений о них в Росфинмониторинг. Вместе с тем проверкой установлено отсутствие в проверяемом периоде у оператора по приему платежей внутренних сообщений (документов, содержащих сведения о выявленных и зафиксированных операциях (сделках), поскольку вышеуказанные операции им не выявлялись. Таким образом, в проверяемом периоде процедура внутреннего контроля, установленная требованиями законодательства о ПОД/ФТ и ПВК оператора по приему платежей, в указанных случаях соблюдена не была, что свидетельствует об отсутствии надлежащего осуществления оператором по приему платежей внутреннего контроля |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.