Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина М.В. Тарханова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин М.В. Тарханов оспаривает конституционность части 2 статьи 4 "Избирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы", частей 4.1 и 6 статьи 17 "Порядок включения в список избирателей и исключения из списка избирателей граждан Российской Федерации" и части 6 статьи 81 "Порядок голосования" Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Заявитель также оспаривает конституционность пункта 4 статьи 17 "Составление списков избирателей, участников референдума" Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Из представленных материалов следует, что М.В. Тарханов, зарегистрированный по месту жительства в Московской области и находящийся в период выборов депутатов Государственной Думы восьмого созыва под стражей в следственном изоляторе, расположенном в городе Москве, принял участие в голосовании по федеральному избирательному округу на избирательному участке, образованном в месте его временного пребывание в данном учреждении.
Решением районного суда, с которым согласились суды вышестоящих инстанций, заявителю отказано в удовлетворении его административного искового заявления к участковой избирательной комиссии о признании незаконным бездействия в связи с непредоставлением ему избирательного бюллетеня для голосования на данных выборах по одномандатному избирательному округу, в пределах которого располагалось место его вынужденного временного пребывания. Суды пришли к выводу о том, что данный избирательный бюллетень не был выдан административному истцу правомерно, поскольку М.В. Тарханов голосовал за пределами территории одномандатного избирательного округа, в котором он обладает активным избирательным правом.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 2, 3, 6, 18, 19 и 32 Конституции Российской Федерации, поскольку препятствуют принятию участия в голосовании по одномандатному избирательному округу заключенного под стражу гражданина, если место его нахождения в следственном изоляторе располагается за пределами территории того одномандатного избирательного округа, в котором он обладает активным избирательным правом ввиду наличия у него регистрации по месту жительства по соответствующему адресу.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 3), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Право избирать и быть избранным в органы публичной власти относится к основным политическим правам, определяющим конституционно-правовой статус гражданина, важнейшую форму его участия в управлении делами государства. Особенности избирательных прав и их реализации предполагают необходимость обеспечения надлежащих гарантий этих прав на основе баланса законных интересов каждого гражданина и общества в целом в соответствии с предписаниями Конституции Российской Федерации, ее статей 1-3, 17-19, 32, 55 и 60 (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2004 года N 4-П, от 26 декабря 2005 года N 14-П, от 20 января 2021 года N 2-П и др.). Одними из таких гарантий являются правовые меры обеспечения реализации активного избирательного права гражданином, находящимся вне места жительства во время проведения голосования на соответствующих выборах.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", являющийся основой регулирования отношений, связанных с реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1), предусматривает следующее:
гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (пункт 1 статьи 3);
избирателем, т.е. гражданином, обладающим активным избирательным правом, является совершеннолетний гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа; пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления; законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (подпункт 18 статьи 2, пункты 1 и 4 статьи 4);
гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, включается в список избирателей только на одном избирательном участке (пункт 10 статьи 17).
Пункт 4 статьи 17 названного Федерального закона закрепляет, что основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права); факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Конкретизирующие данное регулирование применительно к выборам депутатов Государственной Думы оспариваемые нормы Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривают, что совершеннолетний гражданин Российской Федерации, место жительства которого находится на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, имеет право избирать депутата Государственной Думы по этому одномандатному избирательному округу (часть 2 статьи 4); избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, в том числе в больнице или месте содержания под стражей, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения (части 4.1 и 6 статьи 17); каждый избиратель имеет право получить два избирательных бюллетеня - один для голосования по федеральному избирательному округу и один для голосования по соответствующему одномандатному избирательному округу, а при голосовании за пределами территории одномандатного избирательного округа, в котором он обладает активным избирательным правом, а также за пределами территории Российской Федерации, он вправе получить только один избирательный бюллетень - для голосования по федеральному избирательному округу (часть 6 статьи 81).
Таким образом, оспариваемые законоположения в системе действующего правового регулирования направлены на обеспечение на основе баланса законных интересов каждого гражданина и общества надлежащих гарантий осуществления активного избирательного права гражданами, которые в день голосования находятся вне места своего жительства, и не содержат различий в реализации данного права по отношению к избирателям, находящимся в местах содержания под стражей. Следовательно, они не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в данной жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тарханова Максима Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2024 г. N 1098-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тарханова Максима Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 4, частями 4.1 и 6 статьи 17 и частью 6 статьи 81 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а также пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)
-