Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 10
к приказу Министерства здравоохранения
Республики Татарстан
от 16 апреля 2024 г. N 880
Перечень
рекомендованных функций врача для передачи среднему и прочему персоналу и модели перераспределения
1. Перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих функциональные обязанности медицинских работников.
1) Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
2) постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 N 682 "Об утверждении правил распределения и перераспределения объемов предоставления специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, между медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти";
3) приказ Минздрава России от 14.01.2019 года N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядке оформления указанных бланков, их учета и хранения";
4) приказ Минтруда России от 21.03.2017 N 293н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)";
5) приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению";
6) приказ Минздрава России от 15.03.2022 N 168н "Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения за взрослыми";
7) приказ Минздравсоцразвития России от 23.03.2012 N 252н "Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты";
8) приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации".
9) приказ Минтруда России от 31.07.2020 N 475н "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат";
10) приказ Минтруда России от 31.07.2020 N 470н "Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер";
11) приказ Минздрава России N 345н, Минтруда России N 372н от 31.05.2019 "Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья";
12) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.08.2016 N 625н "Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности";
13) приказ Минздрава России от 23.11.2021 N 1089н "Об утверждении Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации";
14) приказ Минздрава России от 29.10.2020 N 1177н "Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях";
15) приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 788н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых";
16) приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения";
17) приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2005 N 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового";
18) приказ Минздрава России от 02.12.2014 N 796н "Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи";
19) приказ Минздравсоцразвития России от 18.01.2006 N 28 "Об организации деятельности врача-педиатра участкового";
20) приказ Минздрава России от 07.03.2018 N 92н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям";
21) приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 N 366н "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи";
22) приказ Минтруда России от 27.03.2017 N 306н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый";
23) приказ Минздрава России от 10.08.2017 N 514н (ред. от 13.06.2019) "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних";
24) приказ Минздрава России от 15.02.2013 г. N 72н "О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации";
25) приказ Минздрава России от 11.04.2013 года N 216н "Об утверждении Порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную и патронатную семью".
2. Организационные решения для увеличения доли рабочего времени врачей для осуществления приема пациентов в медицинской организации.
В целях оптимизации нагрузки на врачей и увеличения доли рабочего времени врачей для непосредственного оказания медицинской помощи, в том числе проведения профилактических мероприятий, могут быть приняты следующие организационные решения:
- перераспределение функций между врачами, работниками медицинской организации со средним медицинским образованием и немедицинскими работниками;
- перераспределение потоков пациентов с различными целями обращений между структурными подразделениями медицинской организации.
2.1. Организационные решения по перераспределению функций между работниками медицинской организации.
Рекомендуемые изменения организационных подходов к оказанию первичной медико-санитарной помощи предусматривают передачу части функций, не связанных непосредственно с процессом оказания медицинской помощи, но предусматривающих выполнение административных функций немедицинскими работниками, отвечающими за техническое внесение данных о пациенте, диспетчеризацию потоков пациентов, внесение сведений в электронное расписание медицинской организации, подтверждение явки пациентом, информирование пациента о предстоящем приеме, в том числе, в рамках диспансеризации, профилактического медицинского осмотра и диспансерного наблюдения.
В настоящее время штатные нормативы численности немедицинских работников устанавливаются приказом руководителя медицинской организации, исходя из производственной необходимости в случае, если данные должности не предусмотрены действующим штатным расписанием за счет должностей других структурных подразделений при наличии соответствующих фондов оплаты труда.
На основе анализа действующих нормативных правовых актов разработана оптимальная модель перераспределения функций между медицинским и немедицинским персоналом (Рисунок 1).
2.1.1. Функции, которые могут быть распределены между врачом-терапевтом участковым и персоналом со средним медицинским образованием:
1. Предоставление отчетности о своей деятельности;
2. Активное посещение маломобильных пациентов на дому для динамического наблюдения;
3. Оформление листков нетрудоспособности;
4. Диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями;
5. Определение медицинских показаний к введению ограничительных мероприятий (карантина);
6. Оценка эффективности и безопасности применения медикаментозных и не медикаментозных методов лечения;
7. Организация и проведение школ здоровья;
8. Оформление экстренных извещений;
9. Контроль проведения профилактических мероприятий;
10. Работа с медицинской документацией;
11. Направление пациента на лабораторные и инструментальные обследования;
12. Проведение медицинских осмотров (профилактических, предварительных, периодических).
2.1.2. Функции, совместно выполняемые врачом-терапевтом участковым и средним медицинским персоналом, которые можно передать в исключительное ведение персоналу со средним медицинским образованием:
1. Проведение санитарно-гигиенического просвещения;
2. Подготовка списков для диспансеризации населения (функция - организация проведения диспансеризации выполняется в структуре медицинской профилактики).
2.1.3. Функции, совместно выполняемые врачом-терапевтом участковым и средним медицинским персоналом, которые можно передать в исключительное ведение немедицинским работникам:
1. Ведение паспорта врачебного (терапевтического) участка;
2. Ведение персонального учета, информационной (компьютерной) базы данных состояния здоровья обслуживаемого населения.
2.1.4. Функции персонала со средним медицинским образованием, передаваемые в исключительное ведение немедицинским работникам:
1. Информирование пациентов о врачебном приеме, в том числе с целью прохождения диспансерного наблюдения;
2. Сопровождение пациентов на диагностические и лечебные процедуры;
3. Регулировка потока пациентов на врачебном приеме;
4. Предоставление информации по вопросам приема населения непосредственно или с использованием технических средств, в том числе электронных;
5. Получение результатов лабораторных и других исследований пациентов и внесение сведений в медицинскую документацию;
6. Организация амбулаторного приема врачом-специалистом.
2.1.5. Функция, распределенная между врачом-терапевтом участковым, персоналом со средним медицинским образованием и немедицинскими работниками:
1. Организация и проведение мероприятий по пропаганде ЗОЖ.
"Рис. 1. Модель оптимального перераспределения функций между медицинским и немедицинским персоналом"
Организационные решения для увеличения доли рабочего времени врачей для осуществления приема пациентов в медицинской организации
В зависимости от цели обращения пациента в медицинскую организацию можно выделить следующие основные организационные решения по перераспределению потоков пациентов в целях оптимизации времени работы врачей-терапевтов участковых:
1) Перераспределение потока пациентов, обращающихся с запросами информации.
В рамках реализации данного блока организационных решений необходимо обеспечить наличие отдельных кабинетов (подразделений) для обработки информационных обращений (выдачи справок, выписки льготных рецептов, оформления пакета документов на плановую госпитализацию и т.п.). Эти функции могут быть переданы также регистратуре, работникам сестринского поста.
2) Перераспределение потока пациентов, нуждающихся в оказании помощи в неотложной форме, в отделение (кабинет) неотложной помощи.
В рамках реализации данного блока организационных решений необходимо обеспечить наличие отделения (кабинета) неотложной помощи, при этом оказание медицинской помощи в неотложной форме пациентам на дому должно осуществляться работниками отделения (кабинета) неотложной помощи.
3) Перераспределение потока пациентов, обращающихся с целью прохождения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации и углубленной диспансеризации, в отделение (кабинет) медицинской профилактики.
В рамках реализации организационных решений необходимо обеспечить наличие отделений (кабинетов) медицинской профилактики в целях выделения отдельного потока пациентов для проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, в т.ч. углубленной, осуществления диспансерного наблюдения за пациентами 2 группы здоровья.
Указанные организационные решения, связанные с перераспределением потоков пациентов, обращающихся с запросами информации, могут быть внедрены в медицинских организациях, оказывающих первичную специализированную медико-санитарную помощь, а также первичную медико-санитарную помощь детям. Остальные организационные решения в указанных медицинских организациях внедряются, если это не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, регулирующему их деятельность.
Руководителями медицинских организаций, указанных в Приложении N 1 к настоящему приказу, в течение 20 дней с момента издания настоящего приказа принимается локальный нормативный акт о порядке внедрения в медицинской организации организационных решений с указанием конкретных мероприятий, сроков и ответственных лиц. При принятии решений рассматривается целесообразность их внедрения в каждом территориально выделенном структурном подразделении медицинский организации (кроме врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских здравпунктов, здравпунктов).
"Рис. 2. Блок-схема перераспределения потоков пациентов, цель обращения которых может быть достигнута без привлечения врача-терапевта участкового"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.