Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 июля 2017 г. N 24739-НС/06
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с письмом от 21 июня 2017 г. N ВНС-4/332 и письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 г. N П9-34203 рассмотрело предложения участников VIII Международного форума "Экология", организованного Автономной некоммерческой организацией "Общественный форум "Экология", который состоялся 20-21 марта 2017 года в городе Москве, и направляет позицию по вопросам, относящимся к компетенции Минстроя России.
Одновременно сообщаем, что по вопросам, связанным со сферами водоснабжения и водоотведения и формирования комфортной городской среды, информация будет представлена дополнительно.
Приложение: на 10 л в 1 экз.
|
Н.Е. Стасишин |
Позиция Минстроя России по предложениям участников VIII Международного форума "Экология", организованного Автономной некоммерческой организацией "Общественный форум "Экология"
(20-21 марта 2017 года)
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предложениям участников VIII Международного форума "Экология" в пределах своей компетенции сообщает следующее.
По пунктам 2.3 и 2.4 сообщаем, что рассмотрение предложений, касающихся вопросов накопленного вреда окружающей среде, относится к компетенции Минприроды России.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 июня 2017 г. N Пр-1180 Минстрой России является соисполнителем по выработке предложений, направленных на своевременную ликвидацию полигонов твердых коммунальных отходов и усиление ответственности организаций, осуществляющих эксплуатацию таких полигонов.
Относительно определения собственников промышленных и коммунальных отходов сообщаем, что в силу статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В части внесения изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на установление материальной, административной, уголовной и других видов ответственности юридического лица, у которого образуются отходы на протяжении всего цикла обращения с момента образования до момента прекращения их существования (обезвреживания или утилизации) сообщаем следующее.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность физических и юридических лиц за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Вместе с этим, Минприроды России разработан проект федерального закона N 690757-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации", который направлен на дифференциацию составов административных правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления.
По пункту 2.5 в части внесения изменений в Закон N 89-ФЗ сообщаем следующее.
Минстроем России внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", ряд положений которого был включен в проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 22886-7 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - проект поправок).
Оставшиеся положения Минстрою России поручено дополнительно проработать с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и направить в Правительство Российской Федерации (далее - законопроект).
Проект поправок устанавливает прямую обязанность собственников твердых коммунальных отходов заключать договор с региональным оператором по обращению с ТКО (далее - региональный оператор).
При этом законопроектом вводится понятие "раздельного накопления отходов", уточняется ряд понятий, в том числе "обработка отходов". Обсуждается вопрос обустройства контейнерных площадок.
Введение дополнительных понятий в Закон N 89-ФЗ (таких как "свалка", "захламление", "несанкционированное размещение отходов") требует дополнительного обсуждения.
По вопросу запрета на осуществление деятельности на объектах обращения с отходами, не включенных в территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема), обращаем внимание, что юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора, в случае несоблюдения схемы потоков отходов, предусмотренную территориальной схемой.
Одновременно обращаем внимание, что проектом поправок предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению правил разработки, утверждения, согласования, корректировки и общественного обсуждения территориальной схемы обращения с отходами. Таким образом, только после определения положений о том, какие объект обращения с отходами и каким образом попадают в территориальную схему, можно вернуться к вопросу о запрете использования иных объектов, не включенных в такую территориальную схему.
По предложению относительно обязанности осуществления региональным оператором деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению иных отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходов, сообщаем, что статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено право регионального оператора заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Таким образом, установлена возможность региональным оператором осуществлять деятельность по обращению с иными видами отходов. Установление обязательного характера осуществления данной деятельности является избыточным, требует дополнительного обоснования, в том числе финансово-экономического.
По пункту 2.7 в части внесения дополнений в действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по обращению с отходами, предусматривающих организацию раздельного сбора отходов в многоквартирных домах сообщаем следующее.
Согласно положениям статьи 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора).
При соответствующем экономическом и технологическом обосновании, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение о целесообразности введения раздельного сбора твердых коммунальных отходов и утвердить порядок раздельного сбора твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, основываясь на анализе образующихся видов отходов, их классе опасности и имеющейся инфраструктуры по обращению с данными видами отходов на территории субъекта Российской Федерации.
В случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решения о раздельном сборе твердых коммунальных отходов на соответствующей территории, раздельный сбор и накопление твердых коммунальных отходов будет предусматривать разделение твердых коммунальных отходов потребителями (население, проживающее в многоквартирных домах, владельцы частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы) по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов, в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
По пункту 2.8, 2.67-2.69 вопрос о саморегулируемых организациях операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами принципиально поддерживается, но требует дополнительной проработки и обсуждения.
По пункту 2.9, 2.10 сообщаем, что проект поправок предусматривает указанные положения.
По пункту 2.12 относительно внесения изменений в Правила обращения с ТКО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО), сообщаем, что указанные изменения будут внесены после изменения Закона N 89-ФЗ.
По пункту 2.16 в части переноса сроков вступления в силу положений Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", касающихся внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов сообщаем следующее.
24 апреля 2017 года под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака проведено совещание о вопросах, возникающих при переходе к новой системе регулирования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, а также размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" документации об отборе региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (протокол совещания от 24 апреля 2017 г. N ДК-П9-115пр, далее - протокол совещания), в соответствии с которым Минприроды России, Минстрою России и ФАС России поручено внести изменения в части установления порядка перерасчета размера платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов и установления предельного срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.
По пунктам 2.17, 2.18 и 2.64 относительно внесения изменений в Закон N 89-ФЗ, предусматривающих конкретизацию участия органов местного самоуправления в организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, сообщаем следующее.
В целях уточнения полномочий органов местного самоуправления по участию в организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами законопроектом предлагается отнести к сфере ведения органов местного самоуправления: определение схемы размещения контейнерных площадок; создание и организация содержания контейнерных площадок в соответствии с правилами благоустройства, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, когда такие обязанности лежат на других лицах; организацию экологического воспитания и формирования экологической культуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
При этом вопросы охраны окружающей среды не входят в полномочия по благоустройству территорий, которые уже закреплены за органами местного самоуправления Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вопрос закрепления полномочий по ликвидации и рекультивации несанкционированных свалок за органами местного самоуправления требует дополнительной проработки с учетом того, что финансирование указанных мероприятий требует значительных вложений, которые отсутствуют в бюджетах муниципальных образований.
По мнению Минстроя России, необходимо комплексно решать вопросы ликвидации объектов накопленного экологического вреда и несанкционированных свалок.
Пункт 2.19 требует дополнительных пояснений, о каких требованиях идет речь.
По пункту 2.21 в части уточнения понятия "твердые коммунальные отходы" сообщаем, что в настоящее время Минстроем России совместно с экспертами ведется работа по уточнению состава твердых коммунальных отходов в федеральном классификационном каталоге отходов. Одновременно планируется уточнить понятие "твердые коммунальные отходы" в ходе работы над законопроектом.
По пункту 2.22 отмечаем, что Правилами обращения с ТКО не установлены ограничения по обнаружению несанкционированных свалок вне населенных пунктов.
По пункту 2.24 относительно внесения изменений в Закон N 89-ФЗ, направленных на введение для региональных операторов обязательств по предоставлению информации об объемах и местах размещения твердых коммунальных отходов с публичным доступом (возможностью общественного контроля) к этим сведениям, сообщаем следующее.
Информация об образуемых отходах, местах их обезвреживания, обработки, утилизации, размещения, схема потоков отходов содержится в территориальных схемах.
Вместе с этим, проектом поправок вводится норма, согласно которой уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает при разработке проекта территориальной схемы, общественные обсуждения и размещение его в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации. При этом утвержденная территориальная схема, в том числе после ее корректировки, должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.
Также законопроектом предлагается наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению порядка отчетности от региональных операторов об объемах и (или) массе накопленных твёрдых коммунальных отходов, а также твердых коммунальных отходов, в отношении которых был осуществлен их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение, а также полномочия по установлению порядка ее представления и контроля, в целях контроля за обращением с твердыми коммунальными отходами
Постановлением Правительством Российской Федерации от 21 июня 2016 г. N 564 утверждены Стандарты раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Указанный документ устанавливает состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию регулируемыми организациями - операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональными операторами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов, и органами местного самоуправления, которым в соответствии с законами субъектов Российской Федерации переданы полномочия по утверждению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами,
Таким образом, дополнительного регулирования в этой части не требуется.
По пунктам 2.28 и 2.29 сообщаем, что технологии по термическому обезвреживанию отходов применяются в развитых странах мира. С учетом международного опыта полагаем возможным их применение при обращении с твердыми коммунальными отходами при условии соблюдения всех экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
По пункту 2.33 относительно развития инфраструктуры для сбора отходов сообщаем следующее.
Пунктом 22 Правил обращения с ТКО установлено, что сбор отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, может осуществляться путем организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов.
При этом, согласно пункту 21 Правил обращения с ТКО, запрещается организовывать места сбора отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без письменного согласия регионального оператора.
Таким образом, у компаний, реализующих расширенную ответственность производителя, или заготовительных компаний имеется возможность по организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, в том числе через автоматические устройства для приема отходов с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Указанные нормы позволяют выстроить экономически обоснованную систему по загрузке построенных предприятий по обработке твердых коммунальных отходов и обеспечить возврат инвестиций, вложенных частными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, дополнительное регулирование не требуется.
По подпунктам 2.34.1-2.34.6 пункта 2.34 сообщаем, что в соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ порядок сбора (в том числе раздельного сбора) твердых коммунальных отходов определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - региональная программа), утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Требования к региональным программам установлены статьей 13.2 Закона N 89-ФЗ. С учетом особенностей субъектов Российской Федерации полагаем нецелесообразным на федеральном уровне закреплять единые целевые показатели по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении субъектов Российской Федерации и положения о раздельном сборе твердых коммунальных отходов.
По подпункту 2.34.7 пункта 2.34 сообщаем, что согласно пункту 10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505, владельцы объектов, используемых для обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу указанных Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.
По пункту 2.35 сообщаем, что вопросы раздельного сбора отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к компетенции субъектов Российской Федерации.
По пункту 2.38 сообщаем, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации", Минпромторг России осуществляет полномочия по координации и стимулированию вовлечения отходов производства и потребления в производственные процессы, которые в большей степени представлены отходами V класса опасности. В рамках своих полномочий Минпромторг России разрабатывает проект федерального закона, направленный на учет и урегулирование вопросов, связанных с оборотом вторичных материальных ресурсов.
По пунктам 2.39 и 2.47 относительно внесения изменений в санитарные правила и нормы сообщаем следующее.
Действующие санитарные правила и нормы содержат положения, которые морально устарели, входят в прямое противоречие с действующим законодательством, устанавливают требования и ограничения, основанные на применении устаревших технологий, и не всегда реализуемы, например, в части периодичности вывоза твердых коммунальных отходов.
В связи с этим, а также учитывая переход к новой системе регулирования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, Роспотребнадзору поручено внести изменения в действующие санитарные правила и нормы и согласовать необходимые нормативные правовые акты с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации (поручения Правительства Российской Федерации от 24 октября 2016 г. N ДК-П9-217пр (пункт 5) и от 16 января 2017 г. N ДК-П9-177).
По пункту 2.42 относительно установления требований к объектам хранения и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Арктической зоны Российской Федерации с учетом современных технологий, позволяющих минимизировать ущерб окружающей среде, затраты на строительство и эксплуатацию данных объектов, сообщаем следующее.
Согласно части 9 статьи 12 Закона N 89-ФЗ требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В целях реализации части 9 статьи 12 Закона N 89-ФЗ и в соответствии с подпунктом 5.2.63 пункта 63 Положения, Минприроды России разработан проект приказа Минприроды России "О требованиях к объектам размещения твердых коммунальных отходов" (далее - проект приказа). Проект приказа размещен на сайте www.regulation.gov.ru.
Таким образом, предложения, связанные с установлением особенностей к объектам хранения и захоронения отходов твердых коммунальных отходов в Арктической зоне Российской Федерации, могут быть рассмотрены Минприроды России.
По пункту 2.45 относительно создания специализированного оператора по ликвидации накопленного вреда окружающей среде сообщаем, что указанный вопрос требует дополнительного обсуждения и комплексного подхода. Требуется определить источник финансирования деятельности указанного оператора и порядок его контроля.
По пункту 2.55 относительно создания на федеральном уровне единой информационной системы "Электронная модель территориальных схем" сообщаем следующее.
Законопроектом устанавливается требование к отражению сведений территориальной схемы в государственной информационной системе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, позволяющей корректно рассчитать единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оперативно вносить изменения в территориальную схему обращения с отходами,
По пункту 2.59 сообщаем, что законодательством Российской Федерации установлены положения, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе процедуры торгов на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов. В случае осуществления деятельности в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации у субъектов Российской Федерации отсутствуют основания невключения таких организаций в территориальные схемы.
По пункту 2.60 сообщаем, что законопроектом вводится норма согласно которой уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает при разработке проекта территориальной схемы, общественные обсуждения и размещение его в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации. При этом утвержденная территориальная схема, в том числе после ее корректировки, должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.
По пункту 2.61 сообщаем, что полномочия, затрагивающие сферу обращения с твердыми коммунальными отходами распределены между Минприроды России, Минстроем России, ФАС России, Минпромторгом России и Роспотребнадзором в соответствии с их компетенцией.
Передача отдельных или всех полномочий одному федеральному органу исполнительной власти нецелесообразна и нарушает принципы разграничения сфер ведения.
Так, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами в ходе реформирования переходит из жилищной услуги в коммунальную, вместе с тем Минприроды России не уполномочено на выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование жилищно-коммунальной сферы. Кроме того, Минприроды России также не наделено надзорными полномочиями, что не решит вопросы, поставленные в предложениях.
По пункту 2.62 сообщаем, что все подзаконные нормативные правовые акты, необходимые для реализации положений Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", ответственным за разработку которых является Минстрой России, утверждены в установленном порядке.
Утвержденные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации позволяют органам государственной власти субъектов Российской Федерации реализовывать полномочия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, закрепленные в статье 6 Закона N 89-ФЗ.
По пункту 2.63 сообщаем, что статьей 24.5 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, в частности, расходование средств, поступивших в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование утвержденных в установленном порядке региональных программ и территориальных схем, на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.
С учетом изложенного полагаем, что законодательством Российской Федерации предусмотрены необходимые мероприятия.
По пункту 2.72 отмечаем, что Законом N 89-ФЗ предусмотрена возможность накопления отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Вопрос увеличения указанного срока требует дополнительного обоснования.
По пункту 2.76 сообщаем, 1 января 2017 года вступили в силу положения части 8 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, согласно которым захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Минприроды России разработало проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Перечня видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается", которым устанавливается перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, захоронение которых запрещается.
По пункту 2.77 сообщаем, что вопросы тарифного регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся к полномочиям ФАС России в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331.
Одновременно отмечаем, что полномочия по организации обращения с твердыми коммунальными отходами закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем отнесение полномочий по тарифному регулированию на уровень органов местного самоуправления считаем нецелесообразным.
По пункту 2.88 считаем излишним установление типовых форм правил, порядков и требований на федеральном уровне, так как основные положения закреплены в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
По пункту 2.89 сообщаем, что проектом поправок предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части дополнения случая закупки услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) приобретением услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами у регионального оператора.
По пункту 2.92 сообщаем, что при подготовке изменений в акты Правительства Российской Федерации указанные предложения по возможности будут учтены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 июля 2017 г. N 24739-НС/06
Опубликование:
-