Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 декабря 2003 г. N КА-А40/9893-03
Инспекция МНС РФ N 26 ЮАО г. Москвы обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с ГУП "523 Управление строительно-монтажных работ Министерства обороны РФ" налоговых санкций в сумме 2.765.127,60 руб., начисленных на основании решения Инспекции от 31.10.02 N 06-15/19625, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки филиала (ГУП "481 Управление начальника работ").
Решением от 24.06.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.09.03, в удовлетворении заявленного налоговым органом требования отказано. При этом судебные инстанции исходили из того, что налоговым органом не доказан факт совершения налоговых правонарушений головной организацией.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ИМНС РФ N 26 по ЮАО г. Москвы, в которой инспекция просит решение и постановление суда отменить, указывая на то, что в ходе выездной налоговой проверки филиала установлены правонарушения, влекущие доначисление налогов, пени и взыскание налоговых санкций.
В судебное заседание представитель общества не явился, извещен. Суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
Выслушав представителя инспекции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст.ст. 9, 11, 19, 107 Налогового кодекса Российской Федерации филиалы и представительства российских организаций с 01.01.1999, то есть с момента вступления в силу названного Кодекса, не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).
Это также следует из ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального Закона РФ N 156-ФЗ от 09.07.99 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации") и п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вероятно, имеется в виду Федеральный закон РФ N 155-ФЗ от 9 июля 1999 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Судом правильно применен п. 6 ст. 108 НК РФ, согласно которому лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Судом установлено и не оспаривается инспекцией, что встречная проверка головной организации налогоплательщика налоговым органом не проводилась, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что не доказано совершение налоговых правонарушений головной организацией, являющейся налогоплательщиком. Кроме того, в процессе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представитель налогового органа подтвердил, что доказательств неуплаты ГУП "523 Управление строительно-монтажных работ Министерства обороны РФ", то есть непосредственным налогоплательщиком, налоговых платежей, доначисленных филиалу, у ИМНС РФ N26 по ЮАО г. Москвы не имеется.
Представитель общества, в свою очередь, со ссылкой на приказ об учетной политике, указал, что доначисленные филиалу налоговые платежи входили в единую налогооблагаемую базу ГУП "523 Управление строительно-монтажных работ Министерства обороны РФ" и уплачивались непосредственно налогоплательщиком.
Данное обстоятельство инспекцией не опровергнуто.
В связи с вышеизложенным судебные инстанции пришли к выводу о том, что заявителем в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации не доказано совершение налогового правонарушения ГУП "523 Управление строительно-монтажных работ Министерства обороны РФ", непосредственно являющимся налогоплательщиком.
Жалоба не содержит аргументов, опровергающих выводы судебных инстанций, а также доводов о неправильном применении норм материального права, в том числе ст. 4 Федерального закона N 155-ФЗ от 09.07.99, из буквального содержания которой следует, что филиалы и представительства только исполняют обязанности своих головных организаций по уплате налогов, не являясь при этом самостоятельными налогоплательщиками.
Оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, кассационная инстанция также исходит из того, что при проведении налоговой проверки филиала юридического лица налоговым органом не принято во внимание, что в целях налогообложения финансовые результаты деятельности обособленных подразделений подлежат учету в составе финансового результата деятельности организации в целом за соответствующий налоговый период.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции пришли к правильному выводу о необоснованности заявленных инспекцией требований. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, и оснований для их переоценки, на что направлены доводы жалобы, у кассационной инстанции не имеется.
Учитывая вышеизложенное, судебные акты являются законными и обоснованными, вынесенными с соблюдением норм материального и процессуального права, а потому отмене и изменению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 24.06.2003 и постановление от 03.09.2003 апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-13065/03-116-204 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 26 по Южному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 декабря 2003 г. N КА-А40/9893-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании