Заслушав и обсудив информацию руководителя департамента информатизации и связи Краснодарского края С.В. Завального о реализации на территории Краснодарского края законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае системно и комплексно реализуются положения Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон), Закона Краснодарского края от 2 марта 2012 года N 2446-КЗ "Об отдельных вопросах организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края" (далее - Закон Краснодарского края N 2446-КЗ), подзаконных актов федерального и краевого уровней, муниципальных правовых актов в области совершенствования порядка оказания публичных услуг гражданам и юридическим лицам.
Мониторинг, проведенный Законодательным Собранием Краснодарского края в форме выездных мероприятий и анализа полученной от органов исполнительной власти Краснодарского края и профильного комитета Совета молодых депутатов Краснодарского края информации, показал, что в целях повышения удобства при взаимодействии заявителей с органами государственной власти и органами местного самоуправления в Краснодарском крае эффективно ведется работа по развитию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее также - МФЦ).
Филиалы государственного автономного учреждения Краснодарского края "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края" (далее также - ГАУ КК "МФЦ КК") расположены в 44 муниципальных образованиях. В настоящее время система многофункциональных центров Краснодарского края включает в себя 62 крупных офиса (в 2021 году - 61), из них в городе Краснодаре - 8, городе-курорте Сочи - 6, городе Новороссийске и Северском районе - по 3, городе-курорте Анапе и Динском районе - по 2, в остальных муниципальных образованиях - по 1; 286 территориально обособленных структурных подразделений (далее - ТОСП); 1407 окон приема заявителей (в 2021 году - 1367). Во всех офисах и ТОСП организовано предоставление 66 государственных услуг федерального уровня, 159 государственных услуг регионального уровня, 10513 муниципальных услуг.
В 2022 году проведена работа по открытию крупного офиса в станице Анапской муниципального образования город-курорт Анапа. В более комфортные и удобные для заявителей здания в 2022 - 2023 годах переехали 6 МФЦ (в городе-курорте Сочи, Апшеронском, Славянском, Новокубанском районах) и 12 ТОСП. Кроме того, в 2023 году организована работа 2 окон приема ТОСП в региональном филиале Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества" в городе Краснодаре.
Посредством МФЦ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления в Краснодарском крае предоставляют публичные услуги по принципу "одного окна", который реализован на территории Краснодарского края на 100 процентов.
Департамент информатизации и связи Краснодарского края (далее также - департамент) в рамках установленных полномочий координирует деятельность многофункциональных центров. По информации департамента, МФЦ в полной мере соответствуют Правилам организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1376.
Для совершенствования системы государственного управления важной задачей является создание надежной информационно-технологической платформы предоставления государственных и муниципальных услуг, поэтому органами государственной власти Краснодарского края принимаются комплексные меры в целях внедрения современных технологий для защиты личных данных, организации информационного обмена между уполномоченными органами, оперативного получения информации.
Органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления ведется системная работа по актуализации сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях) на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края (далее - Портал).
Департаментом обеспечена полная техническая готовность к предоставлению услуг в электронном виде и получению доступа к федеральным сервисам системы межведомственного электронного взаимодействия. В настоящее время организована возможность подачи заявления на получение услуги в электронном виде посредством Портала по 224 государственным услугам из 296 государственных услуг и по 9000 муниципальным услугам из 10268 муниципальных услуг, сведения о которых опубликованы в автоматизированной информационной системе "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края" (далее - Реестр). Не организована возможность получения 72 государственных услуг в электронном виде посредством Портала, в том числе министерством природных ресурсов Краснодарского края - 14 услуг; министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края - 8 услуг; министерством физической культуры и спорта Краснодарского края, управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края и департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края - 7 услуг; министерством труда и социального развития Краснодарского края - 6 услуг; министерством здравоохранения Краснодарского края - 4 услуг; департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, министерством гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края и министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края - 3 услуг; государственной жилищной инспекцией Краснодарского края и управлением записи актов гражданского состояния Краснодарского края - 2 услуг; министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, департаментом строительства Краснодарского края, управлением делами и правовым департаментом администрации Краснодарского края - 1 услуги.
В этой связи депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края считают, что вышеперечисленным органам исполнительной власти Краснодарского края необходимо активизировать деятельность по предоставлению государственных услуг в электронном виде посредством Портала.
В соответствии с Законом Краснодарского края N 2446-КЗ реализован принцип экстерриториальности в отношении государственных и муниципальных услуг, который предусматривает возможность обращения заявителя для получения государственных и муниципальных услуг в любом МФЦ в пределах территории Краснодарского края независимо от его места жительства или места пребывания (для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей) либо места нахождения (для юридических лиц). В 2022 году количество заявлений, поступивших в МФЦ по экстерриториальному принципу, составило 17475, в 2023 году - 11544, в первом квартале 2024 года - 3298.
Предоставление публичных услуг должно осуществляться на основе административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливающих необходимый уровень их качества и доступности, сроки и последовательность административных действий и принятия решений. Однако отдельными краевыми органами исполнительной власти не утверждены административные регламенты по некоторым государственным услугам и, следовательно, не обеспечено размещение сведений о таких услугах в Реестре. Отмечается, что указанная деятельность должна осуществляться согласно законодательным требованиям без затягивания предусмотренных сроков исполнения.
В августе 2022 года Губернатором Краснодарского края утвержден план-график приведения административных регламентов предоставления государственных услуг органов исполнительной власти Краснодарского края и муниципальных услуг органов местного самоуправления в соответствие с требованиями Федерального закона, которым в отношении муниципальных услуг определены сроки разработки, а также сроки принятия административных регламентов с использованием конструктора цифровых регламентов в порядке, установленном актами Правительства Российской Федерации. Проведенный мониторинг показал, что органы местного самоуправления всех муниципальных образований Краснодарского края последовательно осуществляют деятельность по разработке, принятию и утверждению цифровых административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
Департаментом в рамках оказания методической поддержки проводится работа по направлению в муниципальные образования типовых административных регламентов предоставления муниципальных услуг, а также описаний целевых состояний муниципальных услуг, методических рекомендаций по работе с использованием конструктора цифровых регламентов.
Финансирование деятельности по организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края в МФЦ осуществляется из средств бюджета Краснодарского края в соответствии с мероприятиями государственной программы Краснодарского края "Информационное общество Кубани", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года N 960 (далее также - государственная программа). В 2022 году в рамках государственной программы предоставлены субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания ГАУ КК "МФЦ КК" в сумме 1769852,0 тыс. рублей, в 2023 году - 1931663,0 тыс. рублей. Объем финансирования вырос на 9,1 процента в 2023 году в связи с увеличением заработной платы сотрудников ГАУ КК "МФЦ КК".
Выполнение государственного задания ГАУ КК "МФЦ КК" составило 104,2 процента в 2022 году, 104,4 процента - в 2023 году.
В 2023 году на сопровождение и модернизацию региональной инфраструктуры "электронного правительства Краснодарского края" было выделено 18166,7 тыс. рублей, на обеспечение предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Краснодарского края в электронной форме - 9391,6 тыс. рублей. По сравнению с 2022 годом объем финансирования увеличен на 23,9 процента.
В 2024 году запланировано предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания ГАУ КК "МФЦ КК" в размере 2292760,1 тыс. рублей. Увеличение по сравнению с 2023 годом составит 18,7 процента.
Прием заявлений о предоставлении государственных и муниципальных услуг, информирование и консультирование заявителей о порядке предоставления услуг, ходе рассмотрения запросов, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением услуг, в МФЦ осуществляется бесплатно. Во всех 62 офисах филиалов ГАУ КК "МФЦ КК" организованы прием наличных денежных средств и возможность использования платежных карт посредством 81 платежного терминала и 81 POS-терминала.
При открытии новых офисов МФЦ и переезде в новые помещения внешнее и внутреннее их оформление происходит в едином стиле, в том числе соблюдаются элементы бренда "Мои Документы", единая цветовая палитра и фирменная графика. В настоящее время в едином стиле оформлен 31 офис, иные офисы содержат элементы фирменного стиля.
В целях повышения качества предоставляемых услуг, квалификации и профессионального уровня лиц, непосредственно занимающихся предоставлением услуг, в ГАУ КК "МФЦ КК" на постоянной основе проводится дистанционное и очное обучение специалистов МФЦ, осуществляющих прием заявителей. В филиалах ГАУ КК "МФЦ КК" организуется проведение очных обучающих мероприятий, в том числе с участием представителей краевых органов власти. Так, в 2023 году проведено 52 обучающих мероприятия.
Проведенный анализ показал, что фонд оплаты труда специалистов ГАУ КК "МФЦ КК" формируется с учетом отнесения структурных подразделений к группам по оплате труда в зависимости от численности населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. В период с 2018 по 2023 год средняя заработная плата специалистов МФЦ выросла всего на 25 процентов, при этом рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций по Краснодарскому краю согласно официальной статистической информации составил 62 процента. Депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края выражают обеспокоенность данными о низкой заработной плате работников МФЦ, что ведет к отсутствию заинтересованности в трудоустройстве при поиске подходящей работы, увеличению численности увольняющихся специалистов МФЦ.
Должность (профессия, специальность) специалиста МФЦ отсутствует в квалификационных справочниках (в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих). Руководство филиалов ГАУ КК "МФЦ КК" заинтересовано в наличии квалифицированных кадров, поскольку повышение профессионального уровня персонала является необходимым условием для успешного выполнения государственных заданий учреждений и иных поставленных перед ними задач. Отсутствие возможности профессионального обучения специалистов МФЦ усложняет организацию работы по подбору персонала. Принимая во внимание социальную значимость выполняемых специалистами МФЦ функций, депутаты Законодательного Собрания полагают актуальными и целесообразными разработку и утверждение профессионального стандарта "Специалист многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг". Приобретение специалистами МФЦ должного уровня профессионального обучения и присвоение соответствующей квалификации (профессии, должности) необходимо для предоставления им права на определенные компенсации, льготы, гарантии, установленные в области профессиональной деятельности и социальной сфере.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию руководителя департамента информатизации и связи Краснодарского края С.В. Завального о реализации на территории Краснодарского края законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг принять к сведению.
2. Признать удовлетворительной работу департамента информатизации и связи Краснодарского края по координации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Краснодарском крае, осуществлению методического руководства по вопросам оптимизации и регламентации государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Краснодарского края.
3. Рекомендовать департаменту информатизации и связи Краснодарского края:
1) продолжить работу, направленную на совершенствование механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг;
2) обеспечить полное освоение средств бюджета Краснодарского края, выделенных на реализацию мероприятий государственной программы Краснодарского края "Информационное общество Кубани", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года N 960, и достижение плановых значений установленных целевых показателей в 2024 году;
3) совместно с органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае проработать вопрос о внесении изменений в административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, предусмотрев предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме на Портале посредством автоматизированной информационной системы "Единый центр услуг" либо на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), обеспечив перевод государственных (муниципальных) услуг посредством визуального конструктора услуг Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);
4) совместно с министерством финансов Краснодарского края при подготовке проекта закона Краснодарского края "О бюджете Краснодарского края на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" рассмотреть возможность повышения средней заработной платы специалистов МФЦ в 2025 году.
4. Постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству и финансовым рынкам подготовить проект обращения Южно-Российской Парламентской Ассоциации к Министру труда и социальной защиты Российской Федерации А.О. Котякову по вопросу определения квалификационных требований, предъявляемых к специалистам многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, и внести его на рассмотрение очередной Конференции Южно-Российской Парламентской Ассоциации.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству и финансовым рынкам.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
30 мая 2024 года
N 1000-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 30 мая 2024 г. N 1000-П "О реализации на территории Краснодарского края законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг"
Вступает в силу с 15 июня 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 4 июня 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru) 6 июня 2024 г. N 2300202406060009