Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2
Защита гражданских прав
2.1. Право на свободное определение национальности
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Данное право закреплено в статье 26 Конституции Российской Федерации.
Статья 9 Декларации ООН о правах коренных народов: "Коренные народы и принадлежащие к ним лица имеют право принадлежать к коренной общине или народности в соответствии с традициями и обычаями данной общины или народности...".
Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", в статье 7.1 "Учет лиц, относящихся к малочисленным народам" подробно описывает механизм признания национальной принадлежности граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Уполномоченным органам по ведению учета определено Федеральное агентство по делам национальностей.
В мой адрес и адрес Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае поступают многочисленные обращения граждан из числа коренных малочисленных народов в Красноярском крае, проживающих в отдаленных населенных пунктах в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов по вопросу предоставления государственной услуги по учету лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
Только за 2023 год поступило 39 таких обращений, преимущественно от граждан из числа коренных малочисленных народов, проживающих в с.п. Хатанга.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" с многофункциональными центрами (далее - МФЦ) по предоставлению государственных и муниципальных услуг субъектов РФ заключены соглашения о взаимодействии при предоставлении государственной услуги ФАДН России.
Заявитель с письменным заявлением, выполненным собственноручно, машинописным способом либо посредством электронных печатающих устройств, обращается лично либо через своего уполномоченного представителя в МФЦ.
Должностное лицо МФЦ, принявшее заявление и документы, оформляет расписку о приеме заявления. Заявления принимаются к рассмотрению после предоставления всех необходимых для предоставления государственной услуги документов и подлежат регистрации в течение рабочего дня. Должностное лицо МФЦ, принявшее заявление и документы, оформляет расписку о приеме заявления.
К сожалению, на территории сельского поселения Хатанга гражданам из поселков расписки о приеме заявлений, подтверждающие подачу документов, не выдают.
Со слов сотрудников МФЦ с. Хатанга, каждому гражданину необходимо лично звонить в ФАДН и просить принять заявление к рассмотрению. Не каждый гражданин из отдаленного поселка имеет возможность позвонить в ФАДН из-за отсутствия интернета и связи.
Уполномоченный рекомендуют КГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" провести организационно-техническую работу с МФЦ, расположенными в муниципальных образованиях, где традиционно проживают коренные малочисленные народы на предмет соблюдения регламента предоставления услуги.
2.2. Право на достоинство личности
В адрес Уполномоченного поступили обращения от представителя Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае по сельскому поселению Хатанга Будиной Н.Н. в интересах гр. М., гр. Р., гр. Р., проживающих в сельском поселении Хатанга, по вопросу внесения корректировок в Справочную программу Единого государственного реестра (далее - ЕГР) ЗАГС в части указания национальной принадлежности без ущемления национального достоинства.
Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р утвержден перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, где указано наименование национальности - "Долганы". В орфографических словарях русского языка применительно к женскому роду в именительном падеже используется слово "долганка", а для мужского рода в именительном падеже "долганин". Иные написания, как, например, "долган" являются некорректными при указании национальности.
Для достоверности и понимания ситуации приведем обращение Будиной Н.Н. (стилистика и орфография сохранены).
В части 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации каждый гражданин вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 536-р утвержден перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, к которым относится и национальность - долгане.
07.09.2022 гр. М. обратился в Ермаковский территориальный отдел Агентства ЗАГС Красноярского края для регистрации рождения в отношении своей дочери гр. М., 29.08.2022 рождения. При регистрации рождения гр. М. указал сотруднику ЗАГСа о своей национальной принадлежности - долганин и необходимости указания ее в записи акта о рождении и в свидетельстве о рождении ребенка. Для подтверждения своей национальности, гр. М. предъявил свое свидетельство о рождении серии III-БА N 427422, выданное Крестовским сельским советом Хатангского района Красноярского края, в котором национальность его отца указана как "долганин", национальность матери как "долганка".
Несмотря на просьбу заявителя, пояснив, что в справочнике программы ЕГР ЗАГС такого наименования национальности нет, гр. М. было выдано свидетельство о рождении дочери серии IV-БА N 743196 от 07.09.2022, где указана его национальность "долган".
Вышесказанное свидетельствует о том, что в настоящее время в органах ЗАГС имеется недопонимание в части указания национальной принадлежности со слов заявителя, рекомендованные справочники не совсем соответствует общепринятому наименованию в Таймырском Долгано-Ненецком районе лиц мужского пола "долганин", что повлечет снова разночтения в документах родителей и их детей. К примеру, у гр. М. отец и его дедушка указаны в документах как "долганин", а гр. М. у своей дочери как "долган".
Повторяется ситуация с наименованием национальности "саха" в отношении долган. В связи с вышесказанным прошу Вас оказать содействие по урегулированию вышеуказанной проблемы.
На запрос Уполномоченного поступил ответ Агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края от 17.03.2023:
"Рассмотрев обращение представителя Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае по сельскому поселению Хатанга Будиной Н.Н. по вопросу отсутствия в справочнике национальностей программы ЕГР ЗАГС "общепринятого" наименования национальности долган в отношении лиц мужского пола "долганин", направленное в наш адрес для рассмотрения в рамках нашей компетенции, сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон) полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации. Согласно положениям Федерального закона государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом ЗАГС посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. Ведение Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, включая формирование, хранение, обработку и предоставление информации, осуществляется в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - ФГИС ЕГР ЗАГС). Создание, развитие, эксплуатацию ФГИС ЕГР ЗАГС и обработку содержащейся в ней информации осуществляет оператор федеральной информационной системы - ФНС России.
В соответствии с пунктом 2 Правил заполнения форм записей актов гражданского состояния, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 01.10.2018 N 202, при заполнении записей актов используются справочники, реестры, классификаторы, содержащиеся в ФГИС ЕГР ЗАГС. В системе ФГИС ЕГР ЗАГС используется справочник национальностей Министерства финансов Российской Федерации, размещенный на официальном сайте (https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/population/catalogs).
Значение наименование национальности в отношении лиц мужского пола "долган", женского "долганка" соответствует национальности "долганы", содержащейся в Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255, Перечне коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р, и произведено по правилам русского языка.
Наименование национальности "долганин" также не предусмотрено Приказом Федеральной службы государственной статистики от 27.01.2010 N 74 "Об утверждении нормативно-справочных документов для автоматизированной обработки материалов Всероссийской переписи населения 2010 года и подведения ее итогов по вопросу 7 и вопросам Глава 9 Переписного листа формы Л".
Согласно статье 26 Конституции Российской Федерации каждый имеет право определять свою национальную принадлежность и указывать ее в любом документе, в котором могут содержаться такие сведения. Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе, при этом обращаем внимание, что согласно положениям законодательства "национальность" вносится по желанию заявителя, а не "со слов заявителя".
Таким образом в случае, если сведения о национальности, указанные в актовых записях, составленных до 01.10.2018, не соответствуют справочным значениям, неправильные сведения могут быть исправлены и приведены в соответствие со значением справочника по заявлению заинтересованного лица".
Также был сделан запрос в Федеральное агентство по делам национальностей (ответ от 26.04.2023):
"Информируем Вас, что по данному вопросу ФАДН России в адрес Минфина России в 2022 году направлялись предложения о необходимости актуализации справочника национальностей.
По информации Минфина России, в соответствии с ранее поступавшими обращениями граждан и организаций аналогичной направленности прорабатывается вопрос указания наименований отдельных национальностей в справочнике национальностей совместно с Минюстом России и ФНС России.
ФНС России сообщила, что при составлении записи акта гражданского состояния в ФГИС "ЕГР ЗАГС" на обозначенный момент времени была реализована возможность:
- выбора значения национальности из выпадающего списка в соответствии со справочником национальностей;
- ввода произвольного значения в текстовом виде - для указания любой национальности без ограничений.
Учитывая вышеизложенное, при наличии обращений в Ваш адрес о написании органами ЗАГС в документах, подтверждающих отнесение заявителя к коренным малочисленным народам Российской Федерации, наименования национальности, не соответствующей указанной в документах родителей, полагаем целесообразным направлять обращения по каждому факту в ФНС России.
Кроме того, ФАДН России по данному вопросу запросил позицию Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук.
ИЭА РАН считает допустимым использовать в управленческой практике различные наименования народов, так как по отношению к представителям народов Севера в ходе истории применялось множество различных названий. Дополнительно сообщаем, что в рамках предоставления государственной услуги по учету лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, разница в наименованиях коренных малочисленных народов Российской Федерации "долганы", "долганин", "долганка", либо "долган" в документах, подтверждающих отнесение заявителя к коренным малочисленным народам Российской Федерации, не влияет на результат ее предоставления.
Вместе с тем ФАДН России продолжит проработку вопроса о дальнейшей корректировке указанного справочника национальностей.
В случае указания в документах иной национальности, не внесенной в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255, например "саха", гражданин вправе обратиться в суд с исковым заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение".
Уполномоченный отмечает, что такая же проблема существует и в отношении национальности - нганасаны. Для подтверждения приведем текст обращения (стилистика и орфография сохранены).
В соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" при регистрации рождения ребенка в запись акта гражданского состояния о рождении сведения о национальности родителей ребенка вносятся по желанию родителей (одного из родителей).
На протяжении всего советского, постсоветского исторического периода, а также в современный период развития Таймыра, примерно с 1964 по настоящее время, в отношении представителей мужского пола народов "долганы" и "нганасаны", использовался этноним "долганин", "нганасанин". в отношении женщин "нганасанка".
Позиция Агентства ЗАГС Красноярского края о том, что наименование "долганин" является неправильным и не соответствующим правилам русского языка, мне категорически не понятна, поскольку данное наименование (этноним) является частью исторического развития долганского народа, и исключение его из использования в официальных документах является фактически "вычеркиванием" из исторического прошлого народа, который активно развивался в советский период.
Народ - нганасаны являются самым северным народом Евразии, Основной территорией проживания этого народа является наш общий дом - Таймыр. Этот народ настолько древний и уникальный, что является в настоящее время главным этнографическим достоянием Таймыра. благодаря мерам поддержки для сохранения культуры этого народа и активным мерам поддержки коренным малочисленным народам Севера. Факт отсутствия наименований в отношении народа "нганасаны" по половому признаку - "нганасанин", "нганасанка", считаю нарушением прав этого народа на самоопределение не только по национальному, но и по половому признаку. Этнонимы "нганасанка", "нганасанин" были приняты для использования в официальных документах еще в советские годы активного изучения этого народа.
Позицию официальных государственных органов: "Раньше название Вашего народа писали неправильно, а сейчас мы все исправим" в отношении коренных малочисленных народов Севера считаем категорически неправильной.
Полагаю, что в настоящее время необходимо инициировать вопрос о включении этнонимов "долганин", "нганасанин", "нганасанка" во все справочники национальностей, используемые государственными структурами Российской Федерации, поскольку они являются ярким примером осознания своей не только национальной, но и половой принадлежности представителей этих народов.
Уполномоченный полностью поддерживает инициативу ФАДН России по актуализации и корректировке указанного справочника национальностей, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 12.10.2017 N 150н.
Тема проведения судебно-медицинских экспертиз и захоронения умерших лиц уже неоднократно поднималась в предыдущих докладах. И все же Уполномоченный в очередной раз обращает на эту проблему внимание органов государственной власти и правоохранительной системы. Право на достоинство личности согласно статье 21 Конституции Российской Федерации охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления. В том числе тот факт, что человек умер. В культуре всех народов мира оказывается почитание умершему человеку, его достоинство сохраняется за ним и после его смерти.
Уже не первый год реализуется мероприятие по поставке мобильных моргов в отдаленные поселки муниципальных образований Красноярского края и, к сожалению, приходится констатировать, что в ряде районов это мероприятие реализуется не должным образом.
Так, по информации, предоставленной Администрацией города Дудинки от 22.09.2023, на приобретение и доставку мобильных моргов для поселков муниципального образования направлялись следующие средства:
- в 2018 году из средств бюджета Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района было выделено 5400,00 тыс. руб. на покупку и доставку 3 мобильных моргов.
В соответствии с условиями контракта стоимость 1 объекта составила 1800,00 тыс. руб., также по условиям контракта доставка для поселков Волочанка, Усть-Авам осуществлялась до г. Дудинки, для поселка Хантайское Озеро предусмотрена доставка непосредственно в поселок;
- в 2019 году для приобретения одного мобильного морга для поселка Потапово стоимостью 1630,44 тыс. руб., а также доставку 2 объектов из г. Дудинки в поселки Усть-Авам и Волочанку выделено 650,00 тыс. руб. за счет перераспределения единовременных средств, выделенных из районного бюджета.
В настоящее время мобильными моргами обеспечены следующие населенные пункты муниципального образования "Город Дудинка": п. Волочанка, п. Усть-Авам, п. Хантайское Озеро, п. Потапово.
Все мобильные морги находятся в рабочем состоянии, однако имеют технические недостатки:
- п. Потапово: неисправен насос подачи воды, предположительно, данная неисправность возникла в процессе эксплуатации, а именно - не слита часть воды в насосе после помывки и уборки помещения данного здания. При наступлении отрицательных температур и наличии влаги в насосе произошла деформация внутренних механизмов.
Такую же неисправность имеют морги, расположенные в п. Хантайское озеро и п. Волочанка.
В п. Усть-Авам повреждено оконное заполнение одного из окон мобильного морга, закрыта металлическая ставня для предотвращения попадания осадков. Поврежденное стекло планируется заменить до наступления зимнего периода.
В п. Сындасско и п. Попигай мобильные морги не используются по причине отсутствия секционных столов, отопления, слива воды и электропитания.
Министерство здравоохранения Красноярского края считает нецелесообразным приобретение и установку новых мобильных моргов для отдаленных населенных пунктов в районах Крайнего Севера и предлагает проработать вопрос о дополнительном финансировании органов местного самоуправления для содержания, укомплектования уже приобретенных мобильных моргов и на транспортировку трупов в судебно-медицинские подразделения для проведения полноценных исследований в рамках действующего законодательства.
Уполномоченный согласен с позицией Министерства здравоохранения Красноярского края в части выделения дополнительных средств на транспортировку умерших к месту проведения судебно-медицинских экспертиз.
2.3. Право на добросовестные консультации
В последние годы возрастает актуальность права коренных малочисленных народов на добросовестные консультации с органами власти, промышленными компаниями, научными и гражданскими структурами через их собственные представительные институты.
К представительным институтам нужно отнести те объединения граждан из числа коренных малочисленных народов, которые сформированы самими коренными малочисленными народами по своим традициям, обычаям, процедурам избрания. Такие представительные институты имеют организационную структуру, которую сами коренные народы определили.
К примеру, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации является "зонтичной" организацией для более чем 30 общественных объединений коренных малочисленных народов.
В нашем субъекте основным представительным институтом является Региональная Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Красноярского края (далее - Региональная Ассоциация), объединяющая восемь общественных объединений, созданных коренными малочисленными народами в местах их традиционного проживания.
Региональная Ассоциация на системной основе взаимодействует с Агентством по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края (далее - Агентство). Представители Региональной Ассоциации входят в состав Общественного совета при Агентстве, в частности Руководитель исполнительного комитета Региональной Ассоциации Биланин Виктор Николаевич избран председателем данного консультативно-совещательного органа. Из одиннадцати членов Общественного совета шесть представляют местные общественные объединения коренных малочисленных народов.
Решения руководящих органов Региональной Ассоциации, как правило, направляются органам государственной власти и органам местного самоуправления в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов.
Для примера можно привести Резолюцию V Съезда Региональной Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Красноярского края, который проходил 10 августа 2023 г. Делегаты съезда выступили с рядом предложений в адрес Губернатора, Правительства, депутатов Законодательного Собрания Красноярского края и сообщества коренных малочисленных народов.
О серьезном, ответственном отношении органов власти края говорит тот факт, что ряд решений по итогам Резолюции Правительство Красноярского края приняло буквально в течение 3 - 4 недель. Более сложные вопросы решаются на системной основе, в том числе посредством внесения изменений в региональные законодательные акты, что требует большего времени для их воплощения в жизнь.
С полным текстом Резолюции V Съезда Региональной Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Красноярского края можно ознакомиться в приложении N 4 к настоящему докладу.
2.3.1. О деятельности Совета представителей коренных малочисленных народов при Правительстве Красноярского края
В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 02 декабря 2017 г. N 653-п полное наименование данного совещательного органа - Совет представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края, при Правительстве Красноярского края (далее - Совет).
В настоящее время в него входят 11 представителей региональных и местных общественных объединений коренных малочисленных народов Севера. Особенность Совета в том, что в его состав входят только граждане из числа коренных малочисленных народов.
Правовым основанием для создания Совета является статья 6 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". На региональном уровне правоустанавливающие положения изложены в статье 24 "Советы представителей малочисленных народов" закона Красноярского края от 01.07.2003 N 7-1215 "Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края".
С момента формирования персонального состава Совета до настоящего времени прошло пять заседаний. Часть из них проходила с участием Губернатора Красноярского края. Как правило, в работе заседания Совета принимает личное участие Председатель Правительства Красноярского края и его заместители, региональные министры, руководитель Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края.
Обсуждаются различные решения проблемных вопросов жизнедеятельности коренных малочисленных народов, высказываются предложения по совершенствованию нормативно-правовых актов Красноярского края. Дается оценка эффективности государственных программ по поддержке коренных малочисленных народов. Вырабатываются механизмы реализации совместных мероприятий коренных малочисленных народов, органов власти края и иных заинтересованных сторон.
На постоянной системной основе с членами Совета согласовываются проекты нормативно-правовых актов Красноярского края. Ни одно распоряжение, постановление или закон края не принимается без предварительного обсуждения с Советом. Подобная практика позволяет уже на этапе разработки документа исключить положения и нормы, противоречащие интересам коренных малочисленных народов.
Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в статье 7 предусматривает возможность создания Советов представителей коренных малочисленных народов при главах муниципальных образований в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
К сожалению, из семи муниципальных образований края, отнесенных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, только в Эвенкийском муниципальном районе создан Совет представителей при главе муниципального образования. По свидетельствам общественности из числа коренных малочисленных народов Эвенкии, этот Совет создан, но не функционирует на системной основе.
Уполномоченный рекомендует главам муниципальных образований воспользоваться правовыми возможностями и организовать работу Советов представителей коренных малочисленных народов в целях реализации их права на добросовестное консультирование и принятие решений с их участием.
2.3.2. О праве коренных малочисленных народов на свободное, предварительное, осознанное согласие
Процедура свободного, предварительного, осознанного согласия (далее - СПОС) не прописана в национальном законодательстве Российской Федерации, но право коренных малочисленных народов на консультации перед принятием решений о реализации проектов, касающиеся их земель, территорий и ресурсов все же закреплено в подзаконных актах. К таковым нужно отнести Приказ Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики от 23 ноября 2020 г. N 181 "Об утверждении стандарта ответственности резидентов Арктической зоны Российской Федерации во взаимоотношениях с коренными малочисленными народами Российской Федерации, проживающими и (или) осуществляющими традиционную хозяйственную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации".
Ряд промышленных компаний добровольно принимают на себя обязательство провести процедуру СПОС, что конечно же достойно уважения и поощрения.
К примеру, такой компанией является АО "Норильсктрансгаз", которая первой провела процедуру СПОС в Арктической зоне Российской Федерации при реализации проекта переселения жителей п. Тухард из старого поселка, расположенного вблизи с производственными объектами компании, на новое место в нескольких километрах от старого поселка.
Процесс получения СПОС в Тухарде занял около пяти месяцев. За это время организаторы провели три схода местных жителей, несколько консультаций и несколько социологических исследований. К процедуре привлекли команду юристов и международных экспертов, имеющих высокий авторитет в среде коренных народов мира.
Чтобы избежать раскола среди жителей, были учтены интересы разных групп населения - как постоянно проживающих в п. Тухарде, так тех, кто занимается домашним северным оленеводством и тесно связан с поселком. Учитывали и тех, у кого вообще нет документов на жилье, факт проживания подтверждался со слов соседей и знакомых.
В общей сложности поселок Тухард - это чуть меньше тысячи жителей, включая детей, пенсионеров и оленеводов. Но большинство проживает в тундре, часть откочевывает зимой на дальние пастбища, и собрать сразу несколько сотен взрослых жителей невозможно в условиях Арктики. Поэтому в сходах участвовали те, кто мог приехать, и состав участников менялся от мероприятия к мероприятию.
Первый сход прошел в октябре 2021 года. На нем жителям рассказали о процедуре СПОС и правах коренных народов, провели социологическое исследование, выявили особо уязвимые группы.
На втором раунде консультаций в ноябре 2021 г. жители согласились на процедуру получения СПОС и избрали Совет представителей, который стал органом принятия коллективных решений. Он координировал обсуждения как между жителями п. Тухард, так и переговоры с компанией АО "Норильсктрансгаз". Стороны договорились об алгоритме проведения консультаций и получения СПОС.
На третьем сходе в марте 2022 г. обсуждали место строительства и инфраструктуру нового поселка. Этот вопрос был одним из самых спорных. Некоторые жители предлагали альтернативные, в том числе более удаленные от п. Тухард участки. Например, в 10 км выше по течению реки Большая Хета есть заброшенный поселок геологов Семеновский. Но этот участок оказался слишком маленьким и не давал возможностей для развития.
Да и в целом уезжать слишком далеко от производственных объектов оказалось невыгодно. Многие жители работают на объектах АО "Норильсктрансгаз", а в пургу проехать даже 2 - 3 км по тундре - большая проблема. Дети, которые учатся в начальной школе, бесплатно питаются в столовой предприятия - их тоже пришлось бы как-то сопровождать. К тому же в старом поселке остается больница и вертолетная площадка. А за счет близости к объектам электрогенерации и газовой инфраструктуре можно сохранить более выгодные коммунальные тарифы.
После получения СПОС АО "Норильсктрансгаз" провел открытый всероссийский конкурс на разработку архитектурно-планировочной концепции поселка Тухард.
Предполагается, что в новом поселке построят дома примерно на 600 человек со всей необходимой инфраструктурой - дорогами, причалами для лодок, школой, детсадом, магазинами, спортзалом, административными зданиями, мастерскими и т.д. Для оленеводов сделают гостиницу, в которой можно остановиться на время. Рядом с домами разместят хозяйственные помещения для хранения одежды и снаряжения.
Строительство нового поселка планируется завершить к 2026 году.
Ранее построенные дома, к которым были нарекания, пройдут экспертизу. Возможно, их будут использовать как временное жилье для приезжающих специалистов или в качестве социальной гостиницы для оленеводов.
Уполномоченный рекомендует промышленным компаниям, осуществляющим свою деятельность в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов при реализации проектов использовать передовой, даже по международным меркам, опыт компании "Норильсктрансгаз".
2.3.3. Право коренных малочисленных народов на участие в консультативно-совещательных советах при иных органах власти
Участие граждан, относящихся к малочисленным северным этносам в работе консультативно-совещательных органов, не ограничивается только Советом представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края, при Правительстве Красноярского края или Общественным советом при Агентстве по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края.
В составе Гражданской Ассамблеи Красноярского края создана Палата коренных малочисленных народов Севера, правовым основанием для ее функционирования является Закон Красноярского края от 19.04.2018 N 5-1553 "Об Общественной палате Красноярского края и Гражданской ассамблее Красноярского края".
Есть муниципальные практики участия граждан из числа коренных малочисленных народов в работе общественных советов при Отделах МВД по муниципальным образованиям. В Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе представители общественности входят в состав Общественного совета при КГБУЗ "Таймырская МРБ", при Управлении образования муниципального образования. Входят в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и иные консультативно-совещательные органы.
На федеральном уровне представители Региональной Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Красноярского края входят в состав Общественного совета при Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, в Общественный совет Арктической зоны Российской Федерации при Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Работа в консультативно-совещательных органах расширяет возможности коренных малочисленных народов, и эти практики нужно расширять, поэтому Уполномоченный обращается к сообществу коренных малочисленных народов более активно включаться в деятельность общественных структур. Эффективное отстаивание Ваших интересов может и должно строиться на системной основе, в том числе посредством построения взаимодействия внутри консультативно-совещательных структур при органах власти.
2.4. Право получать и распространять информацию на родных языках
Законодательные нормы Российской Федерации в части использования родных языков коренных малочисленных народов закреплены в целом ряде нормативных актов. Согласно части 2 статьи 26 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания. В пункте 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" продекларировано "Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения".
В качестве положительной практики приведем пример компании ВГТРК "Сибирь 24 Таймыр".
В ноябре 2023 года на территории Таймыра официально вышел в эфир новый телеканал холдинга ВГТРК "Сибирь 24 Таймыр". Он был создан на базе ГТРК "Новосибирск" более года назад.
"Сибирь 24" - это круглосуточный информационный канал, над которым работают коллективы десяти региональных филиалов ВГТРК Сибирского федерального округа: Омск, Томск, Горно-Алтайск, Барнаул, Иркутск, Кызыл, Абакан, Кемерово, Новосибирск, Красноярск.
Благодаря инициативе директора филиала ВГТРК ГТРК "Красноярск" Дмитрия Лепухова территориальное отделение в г. Дудинке получило собственное вещание и врезки на телеканале "Сибирь 24" на основе государственной лицензии.
Вещание ведется 7 дней в неделю по 6 часов в сутки: 03:00, 07:00, 11:00, 15:00, 19:00, 23:00. В каждом часе местные новости, документальные фильмы, прогноз погоды, тематические программы, в том числе на трех национальных языках коренных малочисленных народов - долганском, ненецком и нганасанском.
Вадим Куликов, руководитель Таймырского территориального отделения филиала ВГТРК ГТРК "Красноярск" в г. Дудинке также сообщил, что вещание ведется также и в социальных сетях на официальном сайте "Вести-Красноярск", а самое главное - на медиа-платформе "СМОТРИМ". Передачи на национальных языках могут увидеть зрители в любой точке земли, где есть интернет.
К вышеперечисленным ресурсам еще нужно добавить 550 кнопку в кабельных сетях МТС и НОРКОМ, которые работают в Дудинке и Норильске.
Таким образом, люди в нашей стране и во всем мире имеют возможность видеть телепередачи таймырских корреспондентов в удобном для них формате, в том числе и на родных языках коренных малочисленных народов.
Таймырское территориальное отделение ВГТРК ГТРК "Красноярск" не останавливается на достигнутом. Сегодня ведется работа по переходу на 22-ю кнопку (ориентировочно в марте - апреле 2024 года), чтобы стать еще доступнее зрителю. Кроме этого, сейчас в Красноярском крае в тестовом режиме вещает 999 кнопка (новый федеральный проект развития "цифрового ТВ"). Это, по сути, 3-й пакет бесплатных цифровых каналов, куда войдут 10 региональных вещателей, в том числе и "Сибирь 24 Таймыр". Единственное условие для просмотра 999 кнопки: наличие современного телевизора и роутера Wi-Fi для беспроводного доступа к сети Интернет.
Руководство и сотрудники ставят себе главной задачей не просто информировать население полуострова о важных и знаковых событиях, но и развивать культуры коренных малочисленных народов Таймыра.
В Сибирском Федеральном округе таймырское отделение ВГТРК единственное, кто имеет лицензию на вещание на 4 языках: русском, долганском, нганасанском и ненецком. В арсенале компании есть богатый архив документальных фильмов о языках, промыслах, быте и культуре коренных малочисленных народов, имеются также уникальные записи "Радио России "Таймыр", собранные более чем за 80 лет.
В национальной редакции передач работают уникальные ценные корреспонденты, которые являются носителями древних языков. Творческий коллектив уверен в своих силах и в ближайшее время ставит себе задачи по созданию и реализации новых проектов. Например, прорабатывается проект "Новости ТСТ (Телевизионная Служба Таймыра)" или проект "Родная речь" на ненецком, нганасанском и долганском языках.
Корреспонденты получили возможность выезжать в отдаленные поселки Таймыра, где в режиме интервью общаются с носителями фольклора, языка, краеведения, фиксируют социальную, культурную и политическую жизнь людей, несут в массы информационную повестку Красноярского края и страны в целом.
Закрепить успех и расширить линейку телепрограмм будет трудно без поддержки на всех уровнях краевой и федеральной властей, общественных организаций коренных малочисленных народов, недропользователей и других заинтересованных сторон.
Внимание органов власти Красноярского края к теме реализации права коренных малочисленных народов получать и распространять информацию на родных языках можно подтвердить словами полномочного представителя Губернатора Красноярского края по Норильску и Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району Алексея Членова: "Мы прекрасно понимаем: то, чего не хватало, это развития информации на национальных языках. А здесь как раз это все происходит. Те дети, которые здесь проживают, должны знать язык".
Уполномоченный благодарит Дмитрия Лепухова - директора ГТРК "Красноярск", Вадима Куликова - руководителя Таймырского территориального отделения филиала ВГТРК ГТРК "Красноярск" в г. Дудинке за реализацию государственной политики по телевизионному вещанию на родных языках коренных малочисленных народов Таймыра.
Не отстают от телевизионных коллег и журналисты, корреспонденты печатного слова. Мало кто знает, что газета "Таймыр" попала в Книгу рекордов России как издание, содержащее статьи на наибольшем количестве языков.
Главный печатный орган Таймыра существует с 1932 года. В ней публикуются статьи на русском, долганском, ненецком, нганасанском, энецком и эвенкийском языках.
Газета "Эвенкийская жизнь" основана в 1933 году по постановлению бюро Восточно-Сибирского крайкома ВКП(б). На страницах периодического издания также публикуются этнокультурные, новостные и информационные материалы на эвенкийском языке.
К сожалению, часть языков коренных малочисленных народов в Красноярском крае никак не представлены в СМИ. Это селькупский, кетский, чулымский языки.
По информации главного редактора газеты "Маяк Севера" Туруханского района Валерия Конищева, в планах редакции есть направление работы по родным языкам коренных малочисленных народов, но ситуация осложнена отсутствием квалифицированных специалистов по селькупскому, кетскому и эвенкийскому языкам.
Уполномоченный обращается к Главе Туруханского района Олегу Игоревичу Шереметьеву с рекомендацией оказать организационное и финансовое содействие газете "Маяк Севера" в части размещения материалов на родных языках коренных малочисленных народов на страницах издания.
2.5. Право на свободу передвижения
Жители отдаленных населенных пунктов сталкиваются с трудностями при реализации права на свободу передвижения, которое гарантировано статьей 27 Конституции Российской Федерации. Так, жители с.п. Хатанга жалуются на организацию транспортного сообщения между поселками в летний период времени. Уполномоченному поступили устные обращения жителей поселка Новорыбная, Сындасско, Катырык и Хета по проблеме транспортной доступности поселков сельского поселения Хатанга.
В настоящее время население поселков в период отпускного сезона 2023 года испытывают острый дефицит в транспорте, для того чтобы выехать в с. Хатанга. Количество рейсов, выделенных районной администрацией на июнь 2023 года явно недостаточно, с учетом того, что у населения отсутствует бензин для самостоятельного передвижения до с. Хатанга и обратно.
В навигацию 2023 года согласно утвержденного расписания движения теплохода "Таймыр" в нижние отдаленные северные поселки Новорыбная и Попигай рейсы должны выполняться три раза в месяц: в июле (1, 15 и 25 числа), в августе (2, 16 и 26 числа), а в сентябре - два раза (З и 17 числа). В поселки Новорыбная и Сындасско рейсы запланированы в июле (7, 21 и 28 числа), в августе (5, 18 и 29 числа) и в сентябре (9, 23 и 27 числа).
Согласно утвержденного расписания движения теплохода "Логата" в поселки Кресты, Новая, Хета и Катырык рейсы должны выполняться в июне (24 числа), в июле (4 и 18 числа), в августе (9 и 23 числа), в сентябре (7 числа); в поселок Жданиха рейсы запланированы в июне (27 числа), в июле (6 и 20), в августе (10 и 24 числа), а в сентябре - один раз (8 числа).
На 29.06.2023 в поселке Новорыбная накопилось пассажиров на целый рейс вертолета, но отдельного рейса по просьбе жителей не выделяют. Такая же проблема и в поселках Катырык и Хета, в которые необходим еще один рейс в июне 2023.
В связи с вышесказанным, с учетом отсутствия у населения бензина и возможности самостоятельного передвижения, прошу оказать содействие в решении вышеуказанной проблемы.
Данная проблема возникает ежегодно из года в год.
Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района направила следующий ответ от 11.07.2023:
"Согласно отчетным данным за июнь 2022 г. было перевезено 412 пассажиров посредством 13 рейсов воздушного транспорта и 2 водного. За аналогичный период 2023 года перевезено 704 пассажира и выполнено 23 рейса воздушным транспортом, а также 2 водным.
В настоящее время Администрацией муниципального района изысканы дополнительные средства из районного бюджета для заключения дополнительного соглашения к действующему соглашению на предоставление субсидий предприятиям водного транспорта по возмещению части затрат, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (в бассейне реки Хатанга), в части увеличения количества пассажирских рейсов внутренним водным транспортом в бассейне реки Хатанга на 7 рейсов".
Уполномоченный настоятельно и повторно рекомендует руководству Министерства транспорта Красноярского края, Министерства финансов Красноярского края совместно с органами местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района заблаговременно, изучив данный вопрос, подготовить расчет затрат и заложить средства в бюджет на финансирование необходимого количества авиарейсов, рейсов водного транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров в отдаленные поселки.
В условиях Арктики реализация права на ведение традиционного образа жизни, а также права на свободу передвижения нередко осуществляется с риском для жизни. Так, в мае к Уполномоченному обратились жители с.п. Хатанга.
18.05.2023 примерно с 14.00 до 15:00 ч. из поселка Попигай в поселок Новорыбная выехал гр. У., 1975 г. р. на снегоходе "Ямаха" белого цвета с двумя бочками бензина и профлистами. До настоящего времени в поселок Новорыбная он не приехал.
19.05.2023 на его поиски из поселка Новорыбная в сторону поселка Попигай выехали гр. Р. и гр. П. За период времени с 10.00 ч. до 20.00 ч. поисковая группа проехала более 250 км. Поиски результатов не дали.
20.05.2023 примерно в 00:00 ч. из поселка Попигай выехала вторая группа для поисков в составе гр. Ч. и гр. К. При себе поисковая группа имеет спутниковый телефон. До настоящего времени от них информации нет.
18 и 19 мая в районе поселков Попигай-Новорыбная была метель с дождем и снегом, имеются проталины в районе речки Половинка, температура воздуха колеблется в пределах от 0 до -10 градусов.
Местность в районе поселка Попигай и Новорыбная гр. У. знает, так как является рыбаком-охотником с большим стажем, но мог потерять ориентир в дороге из-за метели, обильным таянием снега и наличием проталин, которые возможно вынудили его поехать в объезд установленного маршрута.
По мнению опытных промысловиков поселка Новорыбная, поиски необходимо сосредоточить в районе поселка Попигай, в пределах протоки Половинка. Провести полномасштабные поиски силами жителей не представляется возможным из-за отсутствия бензина у населения, а также наличия воды в районе поиска.
Гр. У. многодетный отец, у него пятеро детей, двое внуков. Родные очень просят помочь и не оставлять детей сиротами.
По информации сотрудников полиции, все необходимые мероприятия по поиску они организовать не могут, в связи отсутствием технических средств и требованиями соблюдения безопасности для сотрудников: трекол находится в нерабочем состоянии, наличие проталин и воды.
В связи с вышесказанным прошу рассмотреть вопросы об оказании содействия в организации поисковых мероприятий силами МЧС с помощью вертолета.
В субботу 20 мая 2023 года в сельском поселении Хатанга в результате поисково-спасательных работ в тундре гр. У был найден. По пути следования из п. Попигай в п. Новорыбная он сбился с пути.
Розыскные мероприятия были организованы и проведены сотрудниками полиции: Аджавенко А.П., Смищук А.В., экипажем вертолета МИ-8МТВ: Шпарлов И.А., Дружинин А.А., Ильяш П.Н., Атанесян К.В., сотрудниками пожарно-спасательной части: Калинин И.Е. Светлов А.В., Эрбес А.В., фельдшером п. Новорыбная: Рудинская Т.Е. На снегоходах и в составе поискового отряда односельчанина разыскивали гр. Р., гр. П. В поисках помогали жители п. Попигай гр. Ч., гр. К. Неравнодушно к ситуации отнеслись Дмитрячков К.В. - руководитель обособленного подразделения "Хатанга" АО "КрасАвиа", Будина Н.Н. - общественный представитель Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае, Дядюшкина ГА. - председатель общественного совета при Главе Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Туманова А.Э. - руководитель Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра. На борту спасательного экипажа был Глава сельского поселения Хатанга Доронин А.С.
Обследовано более 500 кв. м территории тундры. После трех с половиной часов полета удалось обнаружить пропавшего. Сразу ему оказали медицинскую помощь. В родном поселке мужа и отца ждала семья, пятеро детей.
Уполномоченный выражает благодарность всем, кто оказал действенную помощь в спасении жизни человека.
2.6. Право на чистую воду
На прошедшей в декабре 2023 года встрече населения Таймыра с Губернатором Красноярского края М.М. Котюковым от жителей пос. Носок были заданы вопросы по водоснабжению питьевой водой в летний и зимний период времени. Дело в том, что в поселках Таймыра нет централизованных систем холодного водоснабжения. С реформированием жилищно-коммунального хозяйства в городских и сельских поселениях Таймыра и нецентрализованное водоснабжение, в виде подвоза воды, организовать достаточно проблематично. Нужна специализированная техника, утепленный гараж, емкости для хранения чистой воды, ГСМ по доступным ценам. Попытки организовать конкурсы на обеспечение населения водой в виде подвоза раз за разом заканчиваются безрезультатно. Предлагаемые суммы не устраивают ИП и организации по причине их недостаточности.
Все понимают, что доступ к чистой питьевой воде отвечает всем санитарным требованиям, относится к основным фундаментальным правам человека.
Санитарные требования к качеству воды, поставляемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованную подачу воды и (или) ее подвоз в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Прокуратура Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района вынесла предписание в адрес администрации муниципального образования сельское поселение Караул с требованием организовать нецентрализованное водоснабжение во всех шести населенных пунктах. Бюджетные возможности сельского поселения Караул ограниченны. На протяжении трех лет администрация подавала документы для участия в краевой региональной программе "Чистая вода" на 2019 - 2024 годы, трижды получали отказы. Обращались за помощью к Главе Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, получали обещания, но не конкретную помощь.
К примеру, для поселка Носок с численностью населения более 2 тыс. человек только разработка проектно-сметной документации по организации централизованного водоснабжения будет стоить более 30 миллионов рублей. Это только для одного поселка, а их шесть.
В поселке Сындасско сельского поселения Хатанга люди требуют чистую воду с середины 90-х годов прошлого века, т.е. уже тридцать лет. Поселок расположен на берегу Хатангского залива, в котором вода морская. Ближайшее озеро расположено в 8 км от поселка. Не у всех есть возможность привезти себе воду, поэтому люди в зимний период времени используют снег, а летом страдают от недостатка воды. Губернатор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Александр Геннадиевич Хлопонин обещал решить эту проблему, позже Губернатор Красноярского края Лев Владимирович Кузнецов обещал помочь. Жители поселка и депутаты Совета сельского поселения Хатанга неоднократно направляли обращения в адрес Главы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Губернатора Красноярского края, в федеральные структуры с просьбой оказать содействие в решении данной проблемы, все тщетно.
Проблема обеспечения населения чистой водой в северных поселках носит застарелый характер и требует принятия системных решений на уровне Правительства Красноярского края.
Уполномоченный настоятельно рекомендует Правительству Красноярского края обратить внимание на ущемление прав граждан в части реализации их жизнеобеспечивающего права на чистую воду и выработать системные решения по данной проблеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.