Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 мая 2024 г. N АПЛ24-148
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
членов коллегии Вавилычевой Т.Ю., Тютина Д.В.
при секретаре Иванове В.Н.
с участием прокурора Слободина С А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному исковому заявлению Ломакина Дмитрия Михайловича и других о признании недействующими подпункта "а" пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 859 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу подпункта "ж" пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091", подпункта "а" пункта 18, пунктов 31, 33, абзаца первого, подпунктов "а", "д", "и", "к", "л", "н", "о" пункта 39, подпункта "а" пункта 41, подпункта "б" пункта 42, подпункта "ж" пункта 43, пункта 64 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410, подпункта "к" пункта 9, подпункта "б" пункта 13, подпункта "л" пункта 15, подпункта "к" пункта 21, подпункта "г" пункта 23, пункта 29 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, Типовой формы договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, утверждённой приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 388/пр, пункта 6, абзаца второго пункта 7 Методических указаний по расчёту размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме, утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 387/пр,
по апелляционной жалобе Ломакина Д.М. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2024 г. по делу N АКПИ23-1036, которым в удовлетворении коллективного административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения Ломакина Д.М., Мироновой B.E., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы представителя Правительства Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Кордюковой ЕА., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 859 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу подпункта "ж" пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091" (далее - Постановление N 859) утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации (далее - Изменения), опубликованные 5 июня 2023 г. в Собрании законодательства Российской Федерации и размещённые 30 мая 2023 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru).
Пунктами 1 и 4 Изменений внесены изменения в Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 (далее - Правила поставки газа), и Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 (далее - Правила пользования газом).
Подпунктом "а" пункта 4 Изменений из преамбулы Постановления N 410 исключены слова "В соответствии со статьёй 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 (далее - Постановление N 410) утверждены Правила пользования газом, опубликованные 27 мая 2013 г. в Собрании законодательства Российской Федерации и размещённые 24 мая 2013 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru).
Правилами пользования газом в редакции Постановления N 859 предусмотрено, что для заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) заявитель, имеющий намерение выступить заказчиком по соответствующему договору, направляет в специализированную организацию заявку (оферту) в письменной форме, которая должна содержать в том числе информацию о заявителе (для гражданина - фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, а также страховой номер индивидуального лицевого счёта, идентификационный номер налогоплательщика; для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, а также страховой номер индивидуального лицевого счёта, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя; для юридического лица - наименование, место нахождения) (подпункт "а" пункта 18).
В случае, если сторона, направившая заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения этой заявки (оферты) другой стороной не получила от неё подписанный договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, или договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), или ответ о согласии заключить соответствующий договор, или письменный мотивированный отказ от заключения соответствующего договора по основаниям, предусмотренным названными правилами, а также в случае получения отказа от заключения соответствующего договора по основаниям, не предусмотренным этими правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение этого договора является обязательным, к заключению договора, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 32 и 33 указанных правил (пункт 31).
Управляющая организация, товарищество или кооператив, выступающие на стороне заказчика, вправе отказаться от заключения договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и не могут быть понуждены к его заключению в случае, если управляющая организация, товарищество или кооператив не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в качестве лица, указанного в пункте 17 настоящих правил (пункт 33).
В договоре о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договоре о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договоре о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) указываются: дата и место заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении); наименование (фирменное наименование) специализированной организации - исполнителя; перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и (или) ремонту внутридомового газового оборудования или по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования, включающий в себя минимальный перечень услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), предусмотренный приложением к названным правилам, а также сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг), включая периодичность выполнения (оказания) отдельных работ (услуг) по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; цена договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении); порядок и сроки оплаты выполненных работ (оказанных услуг) по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договору о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договору о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) с учётом положений, предусмотренных разделом V указанных правил; срок действия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении); иные условия и положения, которые стороны договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) сочтут необходимыми и которые не должны противоречить положениям Правил пользования газом (абзац первый, подпункты "а", "д", "и", "к", "л", "н", "о" пункта 39).
Заказчик вправе требовать в том числе выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) в соответствии с настоящими правилами, иными нормативными правовыми актами, договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договором о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договором о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) (подпункт "а" пункта 41).
Заказчик обязан незамедлительно сообщать исполнителю о неисправности оборудования, входящего в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, а также об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом (подпункт "б" пункта 42).
Исполнитель обязан в том числе выполнять работы по ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме на основании заявок заказчика, а также выполнять работы по установке, замене и ремонту внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) по отдельному договору с заказчиком (подпункт "ж" пункта 43).
Договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) по иску исполнителя может быть расторгнут в судебном порядке в случае, если срок не погашенной заказчиком задолженности по оплате выполненных работ (оказанных услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового или внутриквартирного газового оборудования превышает 6 месяцев подряд (пункт 64).
Правительством Российской Федерации постановлением от 21 июля 2008 г. N 549 утверждены Правила поставки газа, опубликованные 28 июля 2008 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, 1 августа 2008 г. - в "Российской газете".
Правилами поставки газа в редакции Постановления N 859 в разделе II "Порядок и условия заключения договора" установлено, что к оферте прилагаются копия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) (подпункт "к" пункта 9).
Основаниями для отказа от заключения договора являются отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме и (или) договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) (подпункт "б" пункта 13).
В договоре, помимо прочего, указываются реквизиты договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) (подпункт "л" пункта 15).
В разделе III "Порядок и условия исполнения договора. Права и обязанности сторон при исполнении договора" Правил поставки газа определено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) (подпункт "к" пункта 21).
Поставщик газа вправе запрашивать в том числе у абонента копию действующего договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) (подпункт "г" пункта 23).
В пункте 29 Правил поставки газа в редакции Постановления N 859 закреплено, что демонтаж приборов учёта газа для проведения поверки или ремонта осуществляется специализированной организацией по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договору о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договору о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), а также лицом, осуществляющим работы по договору на установку, и (или) замену, и (или) ремонт внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и (или) внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении). Демонтаж проводится в присутствии поставщика газа, который снимает показания прибора учёта газа и проверяет сохранность пломб на момент демонтажа прибора учёта газа.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 388/пр утверждены: Типовая форма договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме (далее - Типовая форма договора) Приложение N 2, зарегистрированная в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 1 июня 2023 г., регистрационный номер 73683, размещённая 2 июня 2023 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru); Методические указания по расчёту размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме (далее - Методические указания), зарегистрированные 1 июня 2023 г. в Минюсте России, регистрационный номер N 73682, размещённые 2 июня 2023 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду Методические указания по расчёту размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме, утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 387/пр
В пункте 6 Методических указаний приведена формула расчёта размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, учитывающая количество единиц обслуживаемого внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме.
Пунктом 7 Методических указаний предусмотрено, что тарифы на работы (услуги) по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования (далее также - ВКГО) в многоквартирном доме следует рассчитывать на следующие единицы измерения оказания данных услуг: для газопровода, входящего в состав ВКГО, - на 1 км; для газовых приборов, аппаратов и установок - на 1 прибор, аппарат, установку; для бытовых газовых счётчиков - на 1 счётчик.
Группа лиц в количестве более двадцати человек, поручившая ведение дела Ломакину Д.М., обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с коллективным административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими: подпункт "а" пункта 4 Изменений, как противоречащий пунктам 4 и 5 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ); подпункт "а" пункта 18 в части необходимости указания в заявке (оферте) в письменной форме страхового номера индивидуального лицевого счёта, пункты 31 и 33, абзац первый, подпункты "а", "д", "и", "к", "л", "н", "о" пункта 39, подпункт "а" пункта 41, подпункт "б" пункта 42 в той части, в которой он предусматривает обязанность заказчика незамедлительно сообщать исполнителю о неисправности оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования, а также об авариях, возникающих при пользовании газом, подпункт "ж" пункта 43, пункт 64 Правил пользования газом в редакции Постановления N 859, как противоречащих статьям 1 и 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учёте), частям 4 и 5 статьи 5, части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных), пунктам 1-4 статьи 1, пункту 2 статьи 308, пункту 1 статьи 421, статье 426, пункту 4 статьи 445, пункту 1 статьи 779 ГК РФ, абзацу четырнадцатому статьи 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), части 4 статьи 157 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ), части 3 статьи 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях); подпункт "к" пункта 9, подпункт "б" пункта 13, подпункт "л" пункта 15, подпункт "к" пункта 21, подпункт "г" пункта 23 в той части, в которой эти положения содержат указание на договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), и пункт 29 Правил поставки газа в редакции Постановления N 859, как противоречащие абзацу четырнадцатому статьи 2 Закона о газоснабжении, части 4 статьи 157 3 ЖК РФ, статье 4 Закона об обязательных требованиях; Типовую форму договора, как противоречащую подпункту "е" пункта 42 Правил пользования газом, статьям 7 и 9 Закона об обязательных требованиях; пункт 6 Методических указаний в части, предусматривающей применение количества единиц внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме в качестве повышающего коэффициента в расчёте платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также абзац второй пункта 7 названного акта в той части, в которой он возлагает бремя содержания газопровода, принадлежащего газораспределительной организации, на заказчика (абонента), при применении в расчёте тарифа для газопровода, входящего в состав ВКГО одного абонента, единицы измерения 1 км, как противоречащих пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В обоснование административного иска административные истцы указали на незаконность возложения оспариваемыми нормативными положениями на граждан обязанности по предоставлению страхового номера индивидуального лицевого счёта для целей, не предусмотренных законом, лицу, не осуществляющему предоставление государственных и муниципальных услуг и исполнение государственных и муниципальных функций и не относящемуся к субъектам, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования; обязанности по заключению публичного договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, ограничивая перечень случаев, когда потребитель коммунальных услуг может отказаться от заключения такого договора; на незаконность ограничения свободы определения условий договора на выполнение работ по установке, замене и ремонту внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), а также на устранение неисправностей или аварий и понуждения заключения отдельного договора на ремонт газового оборудования. Также в административном иске ссылались на дискриминационный характер оспариваемых норм и нарушение ими прав и законных интересов административных истцов на безопасное использование газа в многоквартирных домах и домовладениях.
Правительство Российской Федерации поручило представлять его интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), которое в письменных возражениях административный иск не признало, ссылаясь на то, что нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и Минстроя России, в оспариваемой части соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.
Привлечённый к участию в деле в качестве заинтересованного лица Минюст России в отзыве на административный иск возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые в части нормативные правовые акты изданы уполномоченными органами власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2024 г. в удовлетворении коллективного административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Ломакин Д.М., не согласившись с таким решением, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять новое решение об удовлетворении административного иска. Полагает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела; судом первой инстанции неправильно применены и истолкованы нормы материального права, нарушены нормы процессуального права, не применён закон, подлежащий применению; не дано надлежащей правовой оценки всем изложенным административными истцами доводам о противоречии оспариваемых предписаний нормативных правовых актов требованиям действующего законодательства.
В жалобе административный истец, выражая несогласие с выводами суда о законности оспариваемых предписаний, ссылается на их противоречие требованиям Закона о газоснабжении, нормам гражданского законодательства, пунктам 35, 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - постановление Пленума N 50). Считает, что, поскольку положения статьи 157 3 ЖК РФ, применённые судом при разрешении данного дела, подлежат применению лишь в части, не противоречащей Закону о газоснабжении и ГК РФ, а Правительством Российской Федерации во исполнение части 7 указанной статьи ЖК РФ порядок оказания (выполнения) услуг (работ) по ремонту внутриквартирного и внутридомового газового оборудования установлен не был, принятые на основании этой статьи оспариваемые положения нормативных правовых актов не могут применяться и подлежат признанию недействующими в связи с их противоречием нормам Закона о газоснабжении и ГК РФ. По его мнению, суд при разрешении данного административного дела не проверил надлежащим образом законность, обоснованность нормативных правовых актов в оспариваемой части и их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не выяснил, являются ли они определёнными, содержание решения суда не соответствует требованиям процессуального законодательства.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Минстрой России, также представляющий интересы Правительства Российской Федерации, с изложенными в ней доводами не согласился, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным с учётом всех обстоятельств, имеющих значение для дела, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Минюст России направил письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит о проведении судебного заседания в отсутствие представителя министерства, указав, что поддерживает свою позицию, изложенную в отзыве на административное исковое заявление.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для её удовлетворения и отмены решения суда не находит.
Законом о газоснабжении, определяющим правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направленным на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов, в статье 8 закреплено, что Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и утверждает в том числе правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (абзац третий части второй).
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемые в части Изменения, Правила поставки газа и Правила пользования газом изданы в пределах полномочий, предоставленных Правительству Российской Федерации статьёй 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", действовавшей на день принятия оспариваемых Правил поставки газа и Правил пользования газом, содержались аналогичные полномочия), с соблюдением установленных действующим законодательством процедуры принятия и порядка введения их в действие. При этом суд правильно учёл, что порядок издания, введения в действие и опубликования этих нормативных правовых актов ранее был предметом неоднократной проверки Верховного Суда Российской Федерации в порядке абстрактного нормоконтроля и его соблюдение подтверждено вступившими в законную силу решениями.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При разрешении данного административного дела суд первой инстанции правомерно исходил из того, что такое основание для признания подпункта "а" пункта 4 Изменений, подпункта "а" пункта 18, пунктов 31, 33, абзаца первого, подпунктов "а", "д", "и", "к", "л", "н", "о" пункта 39, подпункта "а" пункта 41, подпункта "б" пункта 42, подпункта "ж" пункта 43, пункта 64 Правил пользования газом, подпункта "к" пункта 9, подпункта "б" пункта 13, подпункта "л" пункта 15, подпункта "к" пункта 21, подпункта "г" пункта 23, пункта 29 Правил поставки газа, Типовой формы договора, пункта 6, абзаца второго пункта 7 Методических указаний недействующими отсутствует.
Так, принятым 18 марта 2023 г. Федеральным законом N 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации" (вступил в силу 1 сентября 2023 г.) (далее - Закон N 71-ФЗ) внесены изменения в абзац четырнадцатый статьи 2 Закона о газоснабжении, содержащий понятие "газораспределительная организация", статью 3 этого закона, определяющую законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации (статья 1); раздел VII Жилищного кодекса Российской Федерации "Предоставление коммунальных услуг. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги" названным законом дополнен статьёй 157 3 (статья 2).
Законом о газоснабжении в редакции Закона N 71-ФЗ в статье 3 установлено, что законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах", Федеральном законе от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Согласно абзацу четырнадцатому статьи 2 названного закона в редакции Закона N 71-ФЗ газораспределительная организация - специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы.
Статьёй 157 3 ЖК РФ, введённой в действие Законом N 71-ФЗ и регламентирующей условия предоставления коммунальной услуги газоснабжения, закреплено, что коммунальная услуга газоснабжения собственникам помещений и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме, а также собственникам жилых домов предоставляется газоснабжающей организацией при условии обязательного осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилом доме в порядке, предусмотренном данным кодексом (часть 1).
Техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме осуществляются специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, заключённого с управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в таком доме (часть 2).
Техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме осуществляется специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, заключённого с каждым собственником помещения и нанимателем жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме, если общим собранием собственников помещений в данном многоквартирном доме не принято решение об определении лица, которое от имени указанных собственников и нанимателей уполномочено на заключение договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме (часть 3).
Техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в этом же многоквартирном доме осуществляются одной специализированной организацией, за исключением случая, установленного частью 11 названной статьи (часть 4).
Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме осуществляется на основании договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования, заключённого собственником жилого дома со специализированной организацией (часть 5).
Специализированная организация осуществляет техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме с соблюдением требований, установленных законодательством о газоснабжении в Российской Федерации (часть 6).
Требования к специализированной организации, порядок и условия заключения, изменения и расторжения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме, минимальный перечень услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, порядок их оказания (выполнения) устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7).
Из указанных норм действующего законодательства следует, что нормативно-правовое регулирование в части предоставления коммунальной услуги газоснабжения, включающей в себя поставку газа, технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилом доме, осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом о газоснабжении. При этом технические обслуживание и ремонт газового оборудования осуществляются специализированной организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью, осуществляющей регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и обеспечивающей подачу газа его потребителям, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме.
Согласно части 8 статьи 157 3 ЖК РФ, введённой в действие Законом N 71-ФЗ, типовые формы договоров, указанных в части 7 этой статьи, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 9 названной статьи определено, что размер платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме рассчитывается в порядке, установленном методическими указаниями, утверждёнными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Руководствуясь приведёнными нормами действующего законодательства, суд пришёл к правильному выводу о том, что Правительство Российской Федерации в целях реализации возложенных на него частью 7 статьи 157 3 ЖК РФ в редакции Закона N 71-ФЗ полномочий по установлению требований к специализированной организации, порядка и условий заключения, изменения и расторжения договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, в том числе требований к минимальному перечню услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту этого оборудования, с учётом внесённых федеральным законодателем изменений, правомерно Постановлением N 859 утвердило Изменения (пункт 1) и делегировало Минстрою России полномочия на утверждение типовой формы договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) и методических указаний по расчёту размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме (пункт 2).
Вывод суда первой инстанции о том, что Типовая форма договора и Методические указания приняты полномочным федеральным органом исполнительной власти - Минстроем России - с соблюдением установленных действующим законодательством порядка их издания, введения в действие и опубликования, является верным.
Отказывая в удовлетворении коллективного административного искового заявления, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что оспариваемые подпункт "а" пункта 4 Изменений, подпункт "а" пункта 18, пункты 31, 33, абзац первый, подпункты "а", "д", "и", "к", "л", "н", "о" пункта 39, подпункт "а" пункта 41, подпункт "б" пункта 42, подпункт "ж" пункта 43, пункт 64 Правил пользования газом, подпункт "к" пункта 9, подпункт "б" пункта 13, подпункт "л" пункта 15, подпункт "к" пункта 21, подпункт "г" пункта 23, пункт 29 Правил поставки газа, Типовая форма договора, пункт 6, абзац второй пункта 7 Методических указаний соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав, свобод, законных интересов административных истцов не нарушают.
Доводы апелляционной жалобы о противоречии требованиям гражданского законодательства и законодательства о газоснабжении вывода суда первой инстанции о законности подпункта "а" пункта 4 Изменений, исключившего из преамбулы Постановления N 410 указание на статью 8 Закона о газоснабжения, в связи с отсутствием нормативно установленных Правительством Российской Федерации требований к специализированной организации и порядка оказания ею (выполнению) услуг (работ) по ремонту газового оборудования на основании соответствующего договора основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения в области предоставления коммунальной услуги газоснабжения.
Исходя из положений статьи 2 (абзацы десятый, четырнадцатый) Закона о газоснабжении, раскрывающих основные понятия "газотранспортная организация" и "газораспределительная организация", статьи 157 3 ЖК РФ, регламентирующей условия предоставления коммунальной услуги газоснабжения и предусматривающей, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме осуществляются одной специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным к ней Правительством Российской Федерации, на основании соответствующего договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования или внутридомового газового оборудования, суд правильно указал в решении, что нормативно-правовое регулирование в части предоставления коммунальной услуги газоснабжения при условии технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилом доме осуществляется в соответствии с нормами ЖК РФ и Закона о газоснабжении.
Названными нормами действующего законодательства определено, что обязанность по осуществлению технического обслуживания и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования возложена на являющуюся специализированной организацией в данной области правового регулирования газораспределительную организацию (статья 2 Закона о газоснабжении), требования к которой устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 157 3 ЖК РФ).
Правительство Российской Федерации в целях реализации возложенных федеральным законодателем полномочий по установлению требований к специализированной организации, порядка и условий заключения, изменения и расторжения договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, а также требований к минимальному перечню услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования издало Правила пользования газом, в которых установило в разделе IX требования к специализированным организациям, а в разделах III и VI урегулировало порядок и условия заключения, изменения и расторжения договора. В приложении к Правилам пользования газом Правительство Российской Федерации установило минимальный перечень услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Утверждения в апелляционной жалобе о противоречии подпункта "а" пункта 4 Изменений требованиям статьи 3 ГК РФ и невозможности применения Постановления N 410 обоснованно признаны судом первой инстанции ошибочными, как не основанные на приведённых нормах ЖК РФ и Закона о газоснабжении.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что судом фактически в решении дано другое понятие коммунальной услуги, отличное от установленного Правительством Российской Федерации в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых его постановлением от 6 мая 2011 г. N 354, не соответствует действительности и содержанию решения, из которого такого вывода не следует.
Проанализировав положения подпункта "а" пункта 18, пунктов 31, 33, абзаца первого, подпунктов "а", "д", "и", "к", "л", "н", "о" пункта 39, подпункта "а" пункта 41, подпункта "б" пункта 42, подпункта "ж" пункта 43, пункта 64 Правил пользования газом на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что они основаны на требованиях действующего законодательства, им не противоречат и прав административных истцов не нарушают. В подтверждение данного вывода судом в решении дан правильный подробный анализ положений действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
Так, признавая основанным на нормах действующего законодательства подпункт "а" пункта 18 Правил пользования газом, суд правильно исходил из того, что на основании статьи 3 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учёте целями индивидуального (персонифицированного) учёта является в том числе использование страхового номера индивидуального лицевого счёта для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций (абзац одиннадцатый).
Законом о персональных данных в статье 5, закрепляющей принципы обработки персональных данных, установлено, что обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе (часть 1); обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки (часть 4); содержание и объём обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки (часть 5); при обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных (часть 6).
Статья 9 названного закона, устанавливая добровольность принятия субъектом решения о предоставлении его персональных данных и их обработку, предусматривает, что в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 этого закона (части 1, 2). К числу таких случаев закон относит обработку персональных данных в том числе и для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем; для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно; для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных (пункты 5, 6, 7 части 1 статьи 6 указанного закона).
Исходя из приведённых норм, с учётом положений статьи 7 Закона о персональных данных, устанавливающей конфиденциальность персональных данных, суд пришёл к правомерному выводу о том, что предусмотренное подпунктом "а" пункта 18 Правил пользования газом указание в заявке (оферте) страхового номера индивидуального лицевого счёта не противоречит требованиям Закона об индивидуальном (персонифицированном) учёте и Закона о персональных данных, так как соответствует достижению конкретных, заранее определённых целей, установленных этими законами.
Пункт 31 Правил пользования газом, предусматривающий право стороны, направившей заявку (оферту), на обращение в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение этого договора является обязательным, к заключению договора, вопреки утверждениям в апелляционной жалобе и как правильно указано судом в решении, принят Правительством Российской Федерации во исполнение статьи 157 3 ЖК РФ, устанавливающей требование об осуществлении технического обслуживания и ремонта внутридомового, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном и в жилом доме специализированной организацией на основании соответствующего договора с учётом положений статей 426 и 445 (пункт 4) ГК РФ, регламентирующих обязательность заключения публичных договоров, и им не противоречит.
Не входит в противоречие с названными нормами жилищного и гражданского законодательства, а также принципами гражданского права, закреплёнными в статье 1 ГК РФ, как правильно отмечено в обжалуемом решении, и пункт 33 Правил пользования газом, предусматривающий право управляющей организации отказаться от заключения договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, в случае если управляющая организация, товарищество или кооператив не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в качестве лица, указанного в пункте 17 настоящих Правил.
Ссылка в апелляционной жалобе на пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" не опровергает выводов суда о соответствии предписаний пунктов 31, 33 Правил пользования газом нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку изложенным в нём разъяснениям эти выводы не противоречат.
Гражданским кодексом Российской Федерации в статье 450 закреплено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими законами или договором (пункт 1). По требованию одной из сторон договор может быть изменён или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных этим кодексом, другими законами или договором. Существенным признаётся нарушение договора одной из сторон, которое влечёт для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (пункт 2).
Признавая законность установленного в пункте 64 Правил пользования газом правового регулирования, суд верно исходил из того, что оно основано на приведённых положениях статьи 450 ГК РФ, регламентирующей основания изменения и расторжения договора, не противоречит им, так как направлено на соблюдение права специализированной организации на получение платы за оказываемые услуги, а также на защиту потребителя (абонента) от необоснованного расторжения необходимых для оказания коммунальных услуг газоснабжения договоров.
Исходя из содержания подпунктов "а", "д", "и", "к", "л", "н", "о" пункта 39, подпункта "а" пункта 41, подпункта "б" пункта 42, подпункта "ж" пункта 43 Правил пользования газом, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что их положения требованиям действующего законодательства не противоречат, так как не сужают деятельность специализированной организации по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, определённую в абзаце четырнадцатом статьи 2 Закона о газоснабжении, как ошибочно считает административный истец и в апелляционной жалобе.
Судом правильно указано в решении, что в названных оспариваемых положениях Правительство Российской Федерации реализовало возложенные на него частью 7 статьи 157 3 ЖК РФ полномочия по определению в Правилах пользования газом минимального перечня услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, порядка их оказания (выполнения) специализированной организацией, а также сроков начала и окончания их выполнения, включая периодичность их выполнения, предусмотрев в них как право заказчика требовать выполнения этих работ в установленном порядке, так и обязанность исполнителя по осуществлению технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме на основании заявок заказчика, а также обязанность выполнения работ по установке, замене и ремонту внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) по отдельному договору с заказчиком. Такое правовое регулирование направлено как на обеспечение безопасной эксплуатации системы газоснабжения в многоквартирных жилых домах и в жилых домах (домовладениях), так и на обеспечение надлежащего технического обслуживания и своевременного ремонта такого газового оборудования и повышение безопасности его эксплуатации.
Обязанность заказчика незамедлительно сообщать исполнителю о неисправности оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования, об авариях, возникающих при пользовании газом, установленная подпунктом "б" пункта 42 Правил пользования газом, не может рассматриваться как нарушающая права и законные интересы административных истцов, поскольку направлена на обеспечение надлежащего технического обслуживания и своевременного ремонта газового оборудования, а также на повышение безопасности его эксплуатации и соблюдение прав и законных интересов других лиц, что соответствует требованиям Закона о газоснабжении.
Указание в апелляционной жалобе на неосновательность ссылки суда первой инстанции в обжалуемом решении в обоснование своего вывода на решение Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2023 г. N АКПИ23-805, которым в порядке абстрактного нормоконтроля проверены на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ряд положений Правил пользования газом, основано на неправильном толковании норм процессуального законодательства и не может повлечь отмену принятого судом решения.
Отказывая в удовлетворении коллективного административного иска о признании недействующей Типовой формы договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, суд правомерно признал ошибочными доводы административных истцов о несоответствии положений этой формы подпункту "е" пункта 42 Правил пользования газом, предусматривающему обязанность заказчика по соблюдению Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, статьям 7-9 Закона об обязательных требованиях, закрепляющим принципы правовой определённости и правило об исполнении обязательных требований, поскольку предусмотренные ею предписания согласуются с положениями действующего законодательства в том числе об обязательных требованиях и прав административных истцов на безопасное использование газа в многоквартирных домах и домовладениях не нарушают. Как правильно указано судом в решении, отсутствие в Типовой форме договора указания на обязанность специализированной организации производить установку, замену и ремонт внутриквартирного газового оборудования не может свидетельствовать о её незаконности, поскольку услуги (работы) по установке, замене или ремонту внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, не указанные в минимальном перечне услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, предусмотренном частью 7 статьи 157 3 ЖК РФ, осуществляются собственником такого оборудования в соответствии с отдельными договорами (часть 10 статьи 157 3 ЖК РФ).
По указанным основаниям не могли быть признаны судом состоятельными и доводы административных истцов о несоответствии подпункта "к" пункта 9, подпункта "б" пункта 13, подпункта "л" пункта 15, подпункта "к" пункта 21, подпункта "г" пункта 23, пункта 29 Правил поставки газа в части отсутствия в их положениях указания на обязательства по ремонту внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в домовладении абзацу четырнадцатому пункта 2 Закона о газоснабжении.
Утверждения в апелляционной жалобе о том, что отсутствие в оспариваемых положениях Типовой формы договора и Правил поставки газа возложенной на специализированную организацию обязанности по установке, замене и ремонту газового оборудования создаёт невозможность соблюдения собственниками (пользователями) помещений многоквартирного дома требований Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, утверждённой приказом Минстроя России от 5 декабря 2017 г. N 1614/пр, основаны на неверном толковании как оспариваемых нормативных положений, так и требований действующего законодательства, регулирующего вопросы предоставления коммунальной услуги по газоснабжению.
Правомерным является также вывод суда первой инстанции об отсутствии противоречий между частью 4 статьи 157 3 ЖК РФ, закрепляющей, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в этом же многоквартирном доме осуществляются одной специализированной организацией, за исключением случая, установленного частью 11 этой статьи, и пунктом 29 Правил поставки газа, регулирующим вопросы демонтажа приборов учёта газа для проведения проверки или ремонта, поскольку в целях обеспечения объективности проведения такой проверки и соблюдения прав и законных интересов иных лиц оспариваемые положения данного пункта предусматривают участие не только указанной в названной норме закона специализированной организации, потребителя (абонента), но также и участие при производстве таких действий поставщика газа.
Разрешая данное дело, суд пришёл к правильному выводу о том, что приведённая в пункте 6 Методических указаний формула по определению размера платы за техническое обслуживание ВКГО в многоквартирном доме в части применения в ней количества единиц обслуживаемого внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме (), не противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе указанному административными истцами пункту 8 части 1 статьи 156 Закона о защите конкуренции, и не может рассматриваться как повышение коэффициента и носить дискриминационный характер, поскольку на основании этой формулы определяется размер платы за техническое обслуживание ВКГО всего многоквартирного дома, который, безусловно, зависит от количества единиц такого оборудования в этом доме. Единица измерения оказания услуг для газопровода, входящего в состав ВКГО, - на 1 км, приведённая в пункте 7 Методических указаний также не создаёт каких-либо дискриминационных условий, так как зависит от фактической протяжённости газопровода и определяется кратно этой единице измерения, что не входит в противоречие с требованиями действующего законодательства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункту 8 части 1 статьи 156" имеется в виду "пункту 8 части 1 статьи 15"
Доводы апелляционной жалобы о правовой неопределённости оспариваемых положений нормативных правовых актов ошибочны. Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 35 постановления Пленума N 50, установленное в оспариваемых в части нормативных правовых актах правовое регулирование отвечает общеправовому критерию определённости, основания для применения части 3 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отсутствуют, так как данных о том, что применение на практике оспариваемых положений нормативных правовых актов не соответствует их истолкованию, выявленному судом при рассмотрении данного административного дела, не имеется.
Кроме того, как следует из содержания апелляционной жалобы, ссылаясь на неопределённость оспариваемых норм, их незаконность и нарушение ими прав и законных интересов, административные истцы фактически выражают несогласие с действующим правовым регулированием и его целесообразностью. Между тем рассмотрение данного вопроса не отнесено к компетенции Верховного Суда Российской Федерации. При разрешении дел в порядке абстрактного нормоконтроля Верховный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права и вопросы целесообразности того или иного варианта регулирования с точки зрения необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт не рассматривает.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Установив, что подпункт "а" пункта 4 Изменений, подпункт "а" пункта 18, пункты 31, 33, абзац первый, подпункты "а", "д", "и", "к", "л", "н", "о" пункта 39, подпункт "а" пункта 41, подпункт "б" пункта 42, подпункт "ж" пункта 43, пункт 64 Правил пользования газом, подпункт "к" пункта 9, подпункт "б" пункта 13, подпункт "л" пункта 15, подпункт "к" пункта 21, подпункт "г" пункта 23, пункт 29 Правил поставки газа, Типовая форма договора, пункт 6, абзац второй пункта 7 Методических указаний в оспариваемой части не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административных истцов не нарушают, суд первой инстанции правомерно, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принял решение об отказе в удовлетворении коллективного административного искового заявления.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции при разрешении данного дела не осуществил надлежащей проверки оспариваемых актов в указанной административными истцами части, не дал оценки всем доводам административных истцов, приведённым ими в обоснование заявленных требований, ошибочны и противоречат содержанию обжалуемого решения.
В соответствии со статьёй 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющей обязанности суда при разрешении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 названной статьи, в полном объёме (часть 7).
При рассмотрении административного дела все перечисленные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства судом первой инстанции были выяснены и отражены в обжалуемом решении. Доводы административных истцов, имеющие правовое значение для рассмотрения и разрешения данного дела, получили надлежащую оценку в обжалуемом решении.
Решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, правомерно применённым и истолкованным при рассмотрении и разрешении данного административного дела. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела о проверке законности оспоренных в части нормативных правовых актов, выводы суда, изложенные в решении, мотивированны, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. Доводы апелляционной жалобы о нарушении, неправильном применении судом норм материального права ошибочны.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует требованиям статей 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ходатайство административных истцов о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации для проверки частей 8-11 статьи 157 3 ЖК РФ на соответствие Конституции Российской Федерации, на неосновательность отказа в удовлетворении которого ссылается административный истец в апелляционной жалобе оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, поскольку правовых оснований для этого, установленных статей 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении данного административного дела судом не установлено. Не выявлены такие основания и Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении апелляционной жалобы Ломакина Д.М. и разрешении его аналогичного ходатайства.
Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ломакина Дмитрия Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Н. Зинченко |
Члены коллегии |
Т.Ю. Вавилычева |
|
Д.В. Тютин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 мая 2024 г. N АПЛ24-148
Опубликование:
-