В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пунктом 10 Положения о федеральном государственном строительном надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087, приказываю:
утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов использования атомной энергии) за 2023 год.
Врио руководителя |
А.В. Демин |
УТВЕРЖДЁН
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 06 марта 2024 г. N 83
Доклад
о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов использования атомной энергии) за 2023 год
Общие положения
Настоящий доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов использования атомной энергии) за 2023 год подготовлен в целях реализации положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 "О федеральном государственном строительном надзоре" в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 августа 2023 г. N 307 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Обобщение правоприменительной практики является одним из видов профилактических мероприятий, проводимых Ростехнадзором, и проводится для решения следующих задач:
обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Федеральный государственный строительный надзор (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии)
При осуществлении федерального государственного строительного надзора применяются следующие основные нормативные правовые акты:
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс);
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о введении в действие Кодекса);
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 "Об утверждении Положения о федеральном государственном строительном надзоре".
Частью 5 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" установлено, что критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления вида контроля, виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска должны быть определены положением о виде контроля.
Положением о федеральном государственном строительном надзоре, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087, система оценки и управления рисками (в том числе в части отнесения объектов надзора к категориям риска) не установлена в связи с тем обстоятельством, что в рамках федерального государственного строительного надзора не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия.
Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" были внесены изменения в том числе и в Кодекс, согласно которым изменён предмет государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, проектная документация которых в соответствии со статьёй 49 Кодекса подлежит экспертизе (в частности, проверка соблюдения требований к порядку осуществления строительного контроля и требований к обеспечению консервации объекта капитального строительства).
Кроме того, Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ установлено, что государственный строительный надзор осуществляется посредством:
1) федерального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
2) регионального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Федеральный государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие Кодекса, а также при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, определённых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. N 1950 "Об определении случаев, при которых федеральный государственный строительный надзор не осуществляется при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации" федеральный государственный строительный надзор не осуществляется при строительстве, реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2022 г. N 2344 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 1816" расширен перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство и, соответственно, не проводится экспертиза проектной документации и не осуществляется государственный строительный надзор:
при создании поисковых и разведочных горных выработок, предусмотренных проектной документацией на осуществление регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых;
при создании горных выработок, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, образующихся на объектах добычи полезных ископаемых после ввода таких объектов в эксплуатацию и регистрации их в государственном реестре опасных производственных объектов;
при создании открытых горных выработок для добычи общераспространённых полезных ископаемых с целью производства строительных материалов, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых.
В 2023 году федеральный государственный строительный надзор осуществлялся в отношении 8 856 объектов капитального строительства.
Кроме того, с 31 января 2023 г. федеральный государственный строительный надзор осуществляется Ростехнадзором на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
В 2023 году случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям не зафиксировано (в 2022 году - 1).
При осуществлении федерального государственного строительного надзора в 2023 году территориальными органами Ростехнадзора проведено 8 535 контрольных (надзорных) мероприятий деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (в 2022 году - 8 807), из них 8 224 контрольных (надзорных) мероприятия проведено по программе проверок (5 390 - при строительстве, 2 834 - при реконструкции объектов), 311 контрольных (надзорных) мероприятий проведено по иным основаниям (225 - при строительстве, 86 - на объектах, подлежащих реконструкции).
По результатам проведения 4 173 контрольных (надзорных) мероприятий (48,9%) территориальными органами Ростехнадзора выявлены нарушения проектной документации и обязательных требований, являющихся предметом федерального государственного строительного надзора.
В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей территориальными органами Ростехнадзора в 2023 году было выявлено 47 965 нарушений (при строительстве объектов - 32 569, при реконструкции объектов - 15 396), из них:
нарушений требований утверждённой в установленном порядке проектной документации - 40 304;
нарушений требований к порядку осуществления строительного контроля - 5 771;
нарушений установленного порядка строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ввода их в эксплуатацию (строительство, реконструкция объектов капитального строительства при отсутствии разрешения на строительство, несвоевременное извещение Ростехнадзора о начале строительства или завершении работ; эксплуатация объектов капитального строительства при отсутствии разрешения на ввод) - 1 734.
По результатам проведённых в 2023 году контрольных (надзорных) мероприятий и выявленных административных правонарушений назначено 5 476 административных наказаний, в том числе в виде административных штрафов - 2 962, предупреждений - 2 514.
Сумма наложенных административных штрафов составила 353 098,1 тыс. рублей.
Случаев административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Ростехнадзора и его должностных лиц: 76, из них удовлетворено 18.
Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий в 2023 году соблюдены.
В 2023 году проведена следующая работа по актуализации обязательных требований в сфере федерального государственного строительного надзора:
приказом Ростехнадзора от 23 августа 2023 г. N 306 "О признании утратившими силу некоторых приказов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, регламентирующих состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" (зарегистрирован Минюстом России 28 сентября 2023 г., регистрационный N 75361) признаны утратившими силу следующие приказы Ростехнадзора, регламентирующие состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства:
приказ от 26 декабря 2006 г. N 1128 "Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения";
приказ от 12 января 2007 г. N 7 "Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства";
приказ от 26 октября 2015 г. N 428 "О внесении изменений в Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1128";
приказ от 9 ноября 2017 г. N 470 "О внесении изменений в Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1128".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2023 г. N 616 "Об утверждении Правил аттестации физических лиц на право проведения строительного контроля в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" определено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (её территориальные органы) осуществляет аттестацию физических лиц на право проведения строительного контроля в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
В целях исполнения вышеуказанного постановления Ростехнадзором утверждено положение об аттестационной комиссии и создана аттестационная комиссия.
Изданы:
приказ Ростехнадзора от 17 августа 2023 г. N 297 "Об утверждении Положения об аттестационной комиссии по аттестации физических лиц на право проведения строительного контроля в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (зарегистрирован Минюстом России 8 сентября 2023 г., рег. N 75147);
приказ Ростехнадзора от 18 сентября 2023 г. N 337 "Об утверждении состава аттестационной комиссии по аттестации физических лиц на право проведения строительного контроля в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".
В ходе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в сфере федерального государственного строительного надзора не выявлено.
Для достижения основных показателей результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного строительного надзора на 2023 год, утверждённой приказом Ростехнадзора от 10 января 2023 г. N 3, в 2023 году территориальными управлениями Ростехнадзора на постоянной основе было проведено 7 279 профилактических мероприятий, в том числе выдано 891 предостережение о недопустимости нарушений требований законодательства.
Также с целью разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкования норм, терминов и понятий проводилась разъяснительная работа по поступившим обращениям граждан и юридических лиц, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", посредством направления ответов в письменном или электронном виде, тематика которых касалась:
разъяснения положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления федерального государственного надзора;
разъяснения положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования (оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора);
порядка продления сроков исполнения предписаний, порядка досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа.
Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований в сфере федерального государственного строительного надзора:
обеспечить исполнение обязательных требований градостроительного законодательства;
обратить особое внимание на принимаемые законодательные и нормативные правовые акты, актуализирующие обязательные требования, относящиеся к предмету федерального государственного строительного надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 марта 2024 г. N 83 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов использования атомной энергии) за 2023 год"
Опубликование:
-