В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии за 2023 год.
Руководитель |
А.В. Трембицкий |
УТВЕРЖДЁН
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 20 марта 2024 г. N 100
Доклад
о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии за 2023 год
Общие положения
Настоящий доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии за 2023 год подготовлен в целях реализации положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 августа 2023 г. N 307 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Обобщение правоприменительной практики является одним из видов профилактических мероприятий, проводимых Ростехнадзором, и проводится для решения следующих задач:
обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
При осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии применяются следующие основные нормативные правовые и правовые акты:
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";
Положение о федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1044 "О федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии";
Положение о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 373 "Об утверждении положения о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 610-р "Об утверждении перечня объектов использования атомной энергии, в отношении которых вводится режим постоянного государственного надзора";
Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии, утверждённый приказом Ростехнадзора от 7 июня 2013 г. N 248 (зарегистрирован в Минюсте России 25 июля 2013 г., рег. N 29174);
Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учёта и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утверждённый приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2011 г. N 703 (зарегистрирован в Минюсте России 16 апреля 2012 г., peг. N 23845);
приказ Ростехнадзора от 17 октября 2016 г. N 421 "Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесённых к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (приложение N 3).
Федеральный государственный надзор в отношении атомных станций и организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) эксплуатирующей организации
В 2023 году Ростехнадзор осуществлял регулирование ядерной и радиационной безопасности на 50 энергоблоках 12 атомных станций эксплуатирующих организаций АО "Концерн Росэнергоатом" и АО "СХК", на которых на текущий момент:
42 энергоблока имеют лицензии на эксплуатацию, из них 35 энергоблоков находятся в эксплуатации на энергетическом уровне мощности, 7 энергоблоков находятся в стадии подготовки к выводу из эксплуатации (1,2 блоки Белоярской АЭС, 3 блок Нововоронежской АЭС, 1 блок Билибинской АЭС, 1, 2 блоки Ленинградской АЭС, 1 блок Курской АЭС);
5 энергоблоков находятся в стадии сооружения (1, 2 блоки Курской АЭС-2, опытно-демонстрационный энергоблок с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем (БРЕСТ-ОД-300, 3, 4 блоки Ленинградской АЭС-2);
2 энергоблока находятся в стадии вывода из эксплуатации (1, 2 блоки Нововоронежской АЭС);
1 энергоблок имеет лицензию на размещение (энергоблок N 1 Якутской атомной электростанции малой мощности (п. Усть-Куйга, Усть-Янский улус).
Кроме того, с декабря 2022 года Ростехнадзор начал осуществлять регулирование ядерной и радиационной безопасности на 6 энергоблоках Запорожской АЭС, находящихся в стадии эксплуатации.
В 2023 году Ростехнадзором осуществлялся надзор за деятельностью 876 организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) эксплуатирующим организациям АО "Концерн Росэнергоатом" и АО "СХК".
Кроме того, Ростехнадзор осуществлял надзор за деятельностью 1 317 организаций, оказывающих услуги эксплуатирующим организациям при проектировании, конструировании и изготовлении оборудования для всех объектов использования атомной энергии.
В 2023 году произошло 43 нарушения в работе атомных станций АО "Концерн Росэнергоатом" (в 2022 году - 37), классифицированных в соответствии с Положением о порядке расследования и учёта нарушений в работе атомных станций (НП-004-08), утверждённым постановлением Ростехнадзора от 14 мая 2008 г. N 3.
Нарушений в работе атомных станций, классифицируемых как аварии, и происшествий категории П01 не зарегистрировано (в 2022 году - не зарегистрировано).
В 2023 году осуществлялся постоянный мониторинг своевременности направления в Ростехнадзор сообщений о нарушениях, соблюдения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии при проведении расследований нарушений, правильности категорирования происшествий, выполнялся анализ достаточности разрабатываемых эксплуатирующей организацией корректирующих мер по предотвращению аналогичных нарушений.
Сведения о нарушениях в работе объектов использования атомной энергии еженедельно представлялись в Правительство Российской Федерации. Также проводился ежеквартальный анализ нарушений в работе атомных электростанций.
В 2023 году в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзором проведено 3 209 проверок (инспекций) и мероприятий по контролю, проведённых в рамках режима постоянного государственного надзора (в 2022 году - 3 457), из них плановых - 70 (в 2022 году - 93), внеплановых - 136 (в 2022 году - 169), мероприятий по контролю, проведённых в рамках режима постоянного государственного надзора, - 3 003 (в 2022 году - 3 195).
В ходе проведения проверок выявлено 396 нарушений требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии (далее - обязательные требования).
По результатам проведённых мероприятий по контролю назначено 59 административных наказаний, выдано 110 предписаний, 28 предупреждений. Административное приостановление деятельности не применялось.
На нарушителей обязательных требований наложен 31 административный штраф. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 2 131 тыс. рублей.
В 2023 году по фактам выявленных нарушений в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (принятия мер прокурорского реагирования) материалы не направлялись.
Случаев административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Ростехнадзора и его должностных лиц не зарегистрировано.
Права юридических лиц при организации и проведении проверок в 2023 году соблюдены.
В рамках профилактических мероприятий в 2023 году Ростехнадзором было выдано 24 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в области использования атомной энергии.
В 2023 году проведена работа по актуализации обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора в отношении атомных станций и организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) эксплуатирующей организации:
федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования по безопасности к строительным конструкциям зданий и сооружений атомных станций" (НП-041-22), утверждённые приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2022 г. N 464 (приказ Ростехнадзора от 15 ноября 2023 г. N 408 "О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования по безопасности к строительным конструкциям зданий и сооружений атомных станций", утверждённые приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2022 г. N 464").
Утверждены:
приказ Ростехнадзора от 20 ноября 2023 г. N 409 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила устройства и эксплуатации систем вентиляции, важных для безопасности атомных станций" (НП-036-23)".
В ходе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в области федерального государственного надзора в отношении атомных станций и организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) эксплуатирующей организации, не выявлено.
Анализ нарушений, выявленных при проведении Ростехнадзором проверок в 2023 году, показал, что типичными нарушениями обязательных требований являются:
несоответствие отчёта по обоснованию безопасности (ООБ АС) реальному состоянию энергоблока (имеются расхождения, влияющие на безопасность АС, между информацией, содержащейся в ООБ АС и проекте АС, и реализацией проекта АС в части отдельного оборудования). Нарушение п. 1.2.8 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности атомных станций" (НП-001-15), утверждённых приказом Ростехнадзора от 17 декабря 2015 г. N 522. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
невыполнение программ обеспечения качества при эксплуатации АЭС в части управления документацией, соблюдения условий действия лицензий. Нарушение п. 6 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" (НП-090-11), утверждённых приказом Ростехнадзора от 7 февраля 2012 г. N 85. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.6 КоАП РФ.
В связи с высокой потенциальной опасностью объектов подконтрольных организаций, применяя принятый в международной практике "консервативный" подход при принятии регулирующих решений, при отсутствии утверждённых методик по классификации (дифференциации) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений, а также при невозможности использования для ядерных установок критериев по установлению объёма потенциального вреда (в случае установления риска причинения вреда как произведения вероятности наступления негативных последствий на объем потенциального вреда), относим указанные типовые нарушения к высокому (максимально возможному) риску в работе энергоблоков атомных станций.
В 2023 году проводились мероприятия по информированию по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере надзора путём размещения на официальных сайтах Ростехнадзора и МТУ ЯРБ перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, путём консультирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований путём разъяснения обязательных требований в ходе проведения проверок и мероприятий по контролю в рамках постоянного надзора, а также проводились публичные мероприятия по обсуждению результатов правоприменительной практики.
Также с целью разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкования норм, терминов и понятий проводилась разъяснительная работа по поступившим обращениям граждан и юридических лиц, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", посредством направления ответов в письменном или электронном виде, тематика которых касалась требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
Дополнительные рекомендации по соблюдению обязательных требований в области федерального государственного надзора в отношении атомных станций и организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) эксплуатирующей организации:
в целях содействия соблюдению обязательных требований выпущено руководство по безопасности РБ-023-23 "Рекомендации по разработке, структуре и содержанию инструкции по ликвидации проектных аварий на атомных станциях" (приказ Ростехнадзора от 23 мая 2023 г. N 191).
Федеральный государственный надзор на исследовательских ядерных установках
В 2023 году Ростехнадзор осуществлял регулирование ядерной и радиационной безопасности на 60 исследовательских ядерных установках (далее - ИЯУ) 17 эксплуатирующих организаций различных министерств и ведомств.
В 2023 году произошло 2 нарушения в работе ИЯУ (в 2022 году - 3 нарушения), подлежащих учёту в соответствии с Положением о порядке расследования и учёта нарушений в работе исследовательских ядерных установок (НП-027-10), утверждённым приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 мая 2010 г. N 185.
Нарушений в работе ИЯУ, классифицируемых как аварии, не зарегистрировано (в 2022 году - не зарегистрировано).
В 2023 году в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзором проведено 539 проверок (инспекций) и мероприятий по контролю, проведённых в рамках режима постоянного государственного надзора (в 2022 году - 601), из них плановых - 11 (в 2022 году - 8), внеплановых - 60 (в 2022 году - 43), мероприятий по контролю, проведённых в рамках режима постоянного государственного надзора, - 468 (в 2022 году - 552).
В ходе проведения проверок выявлено 306 нарушений обязательных требований.
По результатам проведённых мероприятий по контролю назначено 24 административных наказания, выдано 65 предписаний, 6 предупреждений. Административное приостановление деятельности не применялось.
На нарушителей обязательных требований наложено 18 административных штрафов. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 3 150 тыс. рублей.
В 2023 году по фактам выявленных нарушений в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (принятия мер прокурорского реагирования) материалы не направлялись.
Случаев административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Ростехнадзора и его должностных лиц не зарегистрировано.
Права юридических лиц при организации и проведении проверок в 2023 году соблюдены.
В рамках профилактических мероприятий в 2023 году Ростехнадзором было выдано 5 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области использования атомной энергии.
В 2023 году проведена работа по актуализации обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора на ИЯУ:
приказом Ростехнадзора от 30 октября 2023 г. N 391 утверждены федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к управлению ресурсом элементов систем, важных для безопасности исследовательских ядерных установок. Основные положения" (НП-042-23).
В ходе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в области федерального государственного надзора на ИЯУ не выявлено.
Анализ нарушений, выявленных при проведении Ростехнадзором проверок в 2023 году, показал, что типичными нарушениями обязательных требований являются:
отсутствие корректировки документов по эксплуатации ИЯУ (в том числе инструкции по эксплуатации исследовательских реакторов, инструкции по эксплуатации систем и элементов ИР и инструкции по обеспечению ядерной безопасности при хранении, перегрузке и транспортировании свежего и отработавшего ядерного топлива) с учётом полученного опыта эксплуатации ИР, введения в действие новых нормативных документов, внесения изменений в технологические системы и оборудование РУ и пересмотра документов раз в пять лет. Нарушение п. 107 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила ядерной безопасности исследовательских реакторов" (НП-009-17), утверждённых приказом Ростехнадзора от 4 августа 2017 г. N 295;
отсутствие на плане площадки ИЯУ мест расположения основных инженерных коммуникаций, оборудования и материалов для оснащения аварийно-спасательных служб и формирований, привлекаемых к выполнению работ по ликвидации последствий аварии. Нарушение п. 34 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках" (НП-075-19), утверждённых приказом Ростехнадзора от 14 мая 2019 г. N 181.
Наибольшее количество нарушений приходится на нарушения, связанные с подготовкой эксплуатационной документации, организацией эксплуатации ИЯУ, подготовкой и допуском к работе персонала.
В 2023 году проводились мероприятия по информированию по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере надзора путём размещения на официальных сайтах Ростехнадзора и МТУ ЯРБ перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, путём консультирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований путём разъяснения обязательных требований в ходе проведения проверок и мероприятий по контролю в рамках постоянного надзора, а также проводились публичные мероприятия по обсуждению результатов правоприменительной практики.
Также с целью разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкования норм, терминов и понятий проводилась разъяснительная работа по поступившим обращениям граждан и юридических лиц, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", посредством направления ответов в письменном или электронном виде, тематика которых касалась требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
Надзор за проектированием, конструированием и изготовлением оборудования
В 2023 году Ростехнадзор осуществлял надзор за деятельностью 1 317 организаций, оказывающих услуги эксплуатирующим организациям при проектировании, конструировании и изготовлении оборудования для объектов использования атомной энергии.
В 2023 году проведено 465 проверок (в 2022 году - 392), из них:
плановые выездные проверки - 167 (в 2022 году - 134) с целью проверки соблюдения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий;
внеплановые проверки - 293 (в 2022 году - 258), из которых 201 (в 2022 году - 182) проверки по заявлениям организаций, связанным с выдачей лицензии.
В ходе проведения проверок выявлено 128 нарушений обязательных требований.
По результатам проведённых мероприятий по контролю назначено 18 административных наказаний, выдано 38 предписаний, 11 предупреждений. Административное приостановление деятельности не применялось.
На нарушителей обязательных требований наложено 7 административных штрафов. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 940 тыс. рублей.
Случаев административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Ростехнадзора и его должностных лиц: 1, из них удовлетворено 0.
Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок в 2023 году соблюдены.
В 2023 году случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям не зафиксировано (в 2022 году - не зафиксировано).
В рамках профилактических мероприятий в 2023 году Ростехнадзором было выдано 8 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области использования атомной энергии.
В ходе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в области надзора за проектированием, конструированием и изготовлением оборудования не выявлено.
Анализ нарушений, выявленных при проведении Ростехнадзором проверок в 2023 году, показал, что типичными нарушениями обязательных требований являются:
несовершенство системы обращения с документацией (некорректность разработанных процедур контроля, проведения работ и разработки внутренних локальных документов, поддержания разработанной документации в актуальном состоянии);
недостаточный контроль за выполнением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий со стороны руководства поднадзорных организаций;
недостаточное знание исполнителями и руководителями требований федеральных и ведомственных нормативных документов и/или невыполнение отдельными руководителями поднадзорных организаций документов системы качества (процедур, положений, инструкций и т.п.);
недостаточно полный анализ вводимых федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, приводящий к возникновению недостатков при разработке и реализации комплекса мероприятий по устранению и/или компенсации выявленных отступлений;
невыполнение отдельными руководителями и работниками АЭС, организациями, выполняющими работы и оказывающими услуги для эксплуатирующей организации, своих должностных обязанностей;
недостаточный контроль со стороны отдельных руководителей и специалистов за выполнением предписаний в установленные сроки;
нарушение требований исполнительной документации.
В 2023 году проводились мероприятия по информированию по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере надзора путём размещения на официальных сайтах Ростехнадзора и МТУ ЯРБ перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, путём консультирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований путём разъяснения обязательных требований в ходе проведения проверок и мероприятий по контролю в рамках постоянного надзора, а также проводились публичные мероприятия по обсуждению результатов правоприменительной практики.
Также с целью разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкования норм, терминов и понятий проводилась разъяснительная работа по поступившим обращениям граждан и юридических лиц, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", посредством направления ответов в письменном или электронном виде, тематика которых касалась требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
Федеральный государственный надзор за безопасностью объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов
В 2023 году Ростехнадзор осуществлял регулирование ядерной и радиационной безопасности 3229 организаций, предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии (далее - ОИАЭ), из которых:
378 организаций, относящихся к предприятиям ядерного топливного цикла (далее - ПЯТЦ), а также научно-исследовательские, проектные организации, организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги ПЯТЦ, в том числе осуществляющие транспортирование и хранение ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также выполняющие иные работы для ПЯТЦ на основании лицензий Ростехнадзора;
66 организаций, осуществляющих деятельность в отношении ядерных энергетических установок судов (далее - ЯЭУС) и объектов их жизнеобеспечения, включая организации, выполняющие работы и оказывающие услуги эксплуатирующим организациям. Под государственным надзором находилось: 9 судов с ЯЭУ (8 атомных ледоколов и 1 плавучий энергоблок (ПЭБ) проект 20870 с ядерными реакторами КЛТ - 40С "Академик Ломоносов"), 3 судна АТО. Выведено из эксплуатации 4 судна, из них 1 судно в процессе утилизации;
2 785 организаций, осуществляющих деятельность в отношении радиационно опасных объектов (далее - РОО), включая выполнение работ и оказание услуг эксплуатирующим организациям. Из них 1 385 организаций зарегистрированы в качестве организаций, осуществляющих эксплуатацию радиационных источников (далее - РИ), содержащих в своём составе только закрытые радионуклидные источники (далее - ЗРИ) 4 и 5 категорий радиационной опасности (в соответствии с классификацией требований п. 10 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" (НП-038-16), утверждённых приказом Ростехнадзора от 28 сентября 2016 г. N 405, а 1 107 организаций имеют соответствующие лицензии в отношении РОО.
В 2023 году на объектах ядерного топливного цикла, объектах транспортирования, судах с ядерными установками и радиационно опасных объектах зафиксировано 94 нарушения, из них: на объектах ЯТЦ и при транспортировании РМ - 2 нарушения, в том числе 1 со смертельным исходом (в связи с нарушением техники безопасности); на объектах РОО - 57 нарушений, классифицируемых как нерадиационное происшествие; на судах атомного ледокольного флота и ПАТЭС - 31 нарушение категории П4 и 4 нарушения категории П2.
Все нарушения классифицированы как нерадиационные происшествия на объектах. Во всех случаях радиационное воздействие на персонал, население и радиоактивное загрязнение окружающей среды не зафиксировано.
Проверки (инспекции) проводились по следующим направлениям:
проверка выполнения требований норм и правил в области использования атомной энергии;
проверка достоверности сведений, представленных соискателями лицензий;
проверка соблюдения условий действия лицензий и условий действия разрешений Ростехнадзора.
В 2023 году Ростехнадзором по перечисленным направлениям проведено 3 993 проверки (инспекции) и мероприятий по контролю, проведённых в рамках режима постоянного государственного надзора, в отношении юридических лиц (в 2022 году - 4 096), из них плановых - 670 (в 2022 году - 710), внеплановых - 706 (в 2022 году - 691), мероприятий по контролю, проведённых в рамках режима постоянного государственного надзора, - 2 607 (в 2022 году - 2 695).
В ходе проведения проверок (инспекций) выявлено 713 нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии.
По результатам проведённых мероприятий по контролю назначено 157 административных наказаний, выдано 88 предупреждений. Административное приостановление деятельности не применялось.
На нарушителей обязательных требований наложено 69 административных штрафов. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 7 270,00 тыс. рублей.
Случаев административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Ростехнадзора и его должностных лиц: 157, из них удовлетворено 2.
Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок в 2023 году соблюдены.
В рамках профилактических мероприятий в 2023 году Ростехнадзором было выдано 217 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области использования атомной энергии.
В 2023 году проведена следующая работа по актуализации обязательных требований при осуществлении надзора за безопасностью объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов:
приказ Ростехнадзора от 1 ноября 2023 г. N 397 "О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учёта нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла" (НП-047-11), утверждённые приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 декабря 2011 г. N 736";
приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2023 г. N 446 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к планированию и обеспечению готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов радиоактивных материалов" (НП-074-23);
приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2023 г. N 447 "О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных машин и механизмов, применяемых на объектах использования атомной энергии" (НП-043-18), утверждённые приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 марта 2018 г. N 92".
В соответствии со Стратегическим планом реализации Концепции совершенствования нормативно-правового регулирования безопасности и стандартизации в области использования атомной энергии на 2021-2031 гг., утверждённым заместителем руководителя Ростехнадзора А.В. Ферапонтовым 12 марта 2021 г., продолжается работа по ревизии ранее утверждённых федеральных норм и правил в области использования атомной энергии:
опубликована окончательная редакция проекта федеральных норм и правил "Положение о порядке объявления аварийной готовности, аварийной обстановки и оперативной передачи информации на объектах ядерного топливного цикла" (взамен НП-078-06);
опубликована окончательная редакция проекта изменений в федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов" (НП-053-16).
В ходе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в области надзора за безопасностью объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов не выявлено.
Анализ нарушений, выявленных при проведении Ростехнадзором проверок в 2023 году, показал, что основными (характерными) видами нарушений, выявленными при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии за отчётный период, являются:
1. Нарушение норм и правил в области использования атомной энергии, среди которых:
эксплуатация радиационных источников после завершения назначенного (проектного) или продлённого срока эксплуатации (пункты 78, 99 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" (НП-038-16), утверждённых приказом Ростехнадзора от 28 сентября 2016 г. N 405);
несоблюдение требований к содержанию программ обеспечения качества (раздел III и IV федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" (НП-090-11), утверждённых приказом Ростехнадзора от 7 февраля 2012 г. N 85);
нарушение порядка передачи и оформления информации о нарушениях в работе радиационно опасных объектов (пункты 8, 9, 10, 15, 21, 22, 26 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила расследования и учёта нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами" (НП-014-16), утверждённых приказом Ростехнадзора от 15 февраля 2016 г. N 49;
не разработана организационно-распорядительная документация, эксплуатационная документация, регламентирующая порядок проведения регламентных работ (пункты 3.16, 3.17, 7.2.2, 7.2.5 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ)" (НП-016-05), утверждённых постановлением Ростехнадзора от 2 декабря 2005 г. N 11.
2. Нарушение требований иных нормативных правовых актов:
отсутствие у работников организаций разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии в соответствии с Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 240;
нарушения, связанные с оформлением, ведением, применением документации (технологической, эксплуатационной, ремонтной, отчётной), требуемой нормативными документами.
Выявленные нарушения являются следствием недостаточного контроля со стороны руководства организации за соблюдением требований законодательства.
При этом нарушений, имеющих своим следствием выбросы и сбросы радиоактивных продуктов в окружающую среду, случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в 2023 году на поднадзорных объектах отмечено не было.
Выявленные нарушения носят организационный характер, не привели к угрозе жизни персонала и населения и причинению вреда окружающей среде.
По всем выявленным нарушениям проводилось разъяснение обязательных требований, выдавались предписания по их устранению. При выявлении нарушений, которые могли повлиять на безопасность объектов использования атомной энергии, составлялись протоколы о привлечении к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В 2023 году проводились мероприятия по информированию по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере надзора путём размещения на официальных сайтах Ростехнадзора и МТУ ЯРБ перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, путём консультирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований путём разъяснения обязательных требований в ходе проведения проверок и мероприятий по контролю в рамках постоянного надзора, а также проводились публичные мероприятия по обсуждению результатов правоприменительной практики.
Также с целью разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкования норм, терминов и понятий проводилась разъяснительная работа по поступившим обращениям граждан и юридических лиц, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", посредством направления ответов в письменном или электронном виде, тематика которых касалась требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
Надзор за учётом и контролем ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и физической защитой на ядерных и радиационно опасных объектах
Анализ контрольно-надзорной деятельности выполнен на основании отчётов территориальных органов Ростехнадзора, подготовленных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 2022 г. N 71, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. N 227с, Инструкцией по отчётности в сфере надзора за состоянием учёта, контроля, физической защиты, утверждённой приказом Ростехнадзора от 26 июня 2020 г. N 244.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Указа следует читать как "711"
В 2023 году в рамках надзора за системой государственного учёта и контроля ядерных материалов (далее - УК ЯМ) Ростехнадзор осуществлял надзор за 52 организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами.
В 2023 году было проведено 253 проверки (инспекции) и мероприятия по контролю, проведённых в рамках режима постоянного государственного надзора (в 2022 году - 266), в которых проверялось состояние УК ЯМ, из них плановых - 9 (в 2022 году - 12), внеплановых - 2 (в 2022 году - 6), мероприятий по контролю, проведённых в рамках режима постоянного государственного надзора, - 242 (в 2022 году - 248).
В ходе проведения проверок (инспекций) выявлено 109 нарушений обязательных требований и условий действия лицензий, выдано 84 пункта предписаний, 25 нарушений устранены в ходе проверок.
По результатам проведённых мероприятий по контролю применены административные меры воздействия:
вынесено 1 предупреждение о недопустимости нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии;
наложен 1 административный штраф. Сумма штрафа составила 100 тыс. рублей.
Административное приостановление деятельности не применялось.
В 2023 году была выявлена 1 аномалия в учёте и контроле ядерных материалов: указанная аномалия вызвана расхождением фактических и учётных данных ядерного материала.
По факту выявления аномалии поднадзорной организацией проведено расследование и представлен специальный отчёт.
В 2023 году под надзором состояло 2 427 организаций, осуществляющих учёт и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (в число которых входят 80 созданных в субъектах Российской Федерации региональных информационно-аналитических центров).
В 2023 году было проведено 1 219 проверок (инспекций) и мероприятий по контролю, проведённых в рамках режима постоянного государственного надзора (в 2022 году - 1 217), в рамках которых проверялось состояние учёта и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, из них плановых - 544 (в 2022 году - 553), внеплановых - 132 (в 2022 году - 147), мероприятий по контролю, проведённых в рамках режима постоянного государственного надзора, - 543 (в 2022 году - 517).
В ходе проведения проверок (инспекций) выявлено 198 нарушений обязательных требований и условий действия лицензий, выдано 183 пункта предписаний, 15 нарушений устранены в ходе проверок.
По результатам проведённых мероприятий по контролю применены административные меры воздействия:
вынесено 10 предупреждений о недопустимости нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии;
наложен 21 административный штраф. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 2,214 тыс. рублей.
Административное приостановление деятельности не применялось.
За отчётный период получена информация о происшествиях в учёте и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - РВ и РАО):
при выгрузке металлолома обнаружено 12 бесхозяйных радиационных источников;
на складах обнаружено 34 неучтённых радиационных источника;
утерян 1 радиационный источник.
В 2023 году случаев, связанных с хищением и несанкционированным использованием РВ и РАО на поднадзорных объектах, в ходе проверок не выявлено.
В 2023 году Ростехнадзор осуществлял надзор за физической защитой на 52 ядерных объектах (атомных станциях, предприятиях ядерного топливного цикла, научно-исследовательских и экспериментальных реакторах, на судах с ядерными энергетическими установками и атомно-технологического обслуживания).
В 2023 году было проведено 467 проверок выполнения требований к физической защите (в 2022 году - 446), из них плановых - 12 (в 2022 году - 13), внеплановых - 4 (в 2022 году - 3), мероприятий по контролю, проведённых в рамках режима постоянного государственного надзора, - 451 (в 2022 году - 430).
В ходе проведения проверок (инспекций) выявлено 169 нарушений обязательных требований и условий действия лицензий, выдано 129 пунктов предписаний, 40 нарушений устранены в ходе проверок.
По результатам проведённых мероприятий по контролю применены административные меры воздействия:
вынесено 1 предупреждение;
наложено 8 административных штрафов. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 370 тыс. рублей.
Административное приостановление деятельности не применялось.
За отчётный период несанкционированных действий в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения не выявлено.
В 2023 году Ростехнадзор осуществлял надзор за физической защитой на 2 266 радиационно опасных объектах.
В 2023 году на поднадзорных радиационно опасных объектах комиссиями было проведено 1 048 проверок (инспекций) (в 2022 году - 1 093), из них плановых - 488 (в 2022 году - 514), внеплановых - 128 (в 2022 году - 123), проверок выполнения требований по физической защите при постоянном государственном надзоре - 432 (в 2022 году - 456).
В ходе проведения проверок (инспекций) выявлено 61 нарушение обязательных требований, выдан 61 пункт предписаний.
По результатам проведённых мероприятий по контролю применены административные меры воздействия:
вынесено 6 предупреждений;
наложено 3 административных штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 80 тыс. рублей.
Административное приостановление деятельности не применялось.
За отчётный период случаев, связанных с хищением и несанкционированным использованием радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, на поднадзорных объектах в ходе проверок не выявлено.
Случаев административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Ростехнадзора и его должностных лиц не зарегистрировано.
Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок в 2023 году соблюдены.
В рамках профилактических мероприятий в 2023 году Ростехнадзором предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области использования атомной энергии в части УК ЯМ, РВ и РАО и физической защиты не выдавалось.
В 2023 году проведена работа по актуализации обязательных требований при осуществлении надзора за учётом и контролем ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и физической защитой на ядерных и радиационно опасных объектах - утверждены федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии:
"Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников, отдельных ядерных материалов и пунктов хранения" (НП-034-23), утверждённые приказом Ростехнадзора от 23 августа 2023 г. N 302;
"Правила физической защиты радиоактивных веществ и отдельных ядерных материалов при их транспортировании" (НП-073-23), утверждённые приказом Ростехнадзора от 23 ноября 2023 г. N 416;
"Порядок перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" (НП-072-23), утверждённые приказом Ростехнадзора от 22 июня 2023 г. N 230.
В ходе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в области надзора за учётом и контролем ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и физической защитой на ядерных и радиационно опасных объектах не выявлено.
Типовые (характерные) нарушения правил учёта и контроля ядерных материалов:
пункты 5-13, 18-29, 41-64, 94-119 федеральных норм и правил "Основные правила учёта и контроля ядерных материалов" (НП-030-19), утверждённых приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2019 г. N 438 (далее - НП-030-19): в Инструкции по учёту и контролю ядерных материалов (далее - ЯМ) не определён перечень объектов применения средств контроля доступа (систем наблюдения), ответственное лицо за учёт и контроль ЯМ в зоне баланса материалов (далее - ЗБМ) не назначено приказом руководителя организации, после перерегистрации ЗБМ не разработаны инструкции по учёту и контролю ЯМ. Были нарушены 33 раза. Нарушения данных пунктов составляют около 30% от общего количества нарушений;
пункты 13, 41-61, 84-85, 103-104 НП-030-19: планы мероприятий по устранению причин аномалий и предотвращению их повторного возникновения не выполнены в полном объёме, в установленные сроки в журналах нет отметки об административном контроле. Были нарушены 17 раз. Нарушения данных пунктов составляют около 16% от общего количества нарушений;
пункты 46-56 НП-030-19: используемые пломбы не соответствуют требованиям действующих национальных стандартов, акт утилизации пломб составлен не на основании данных журналов утилизаций пломб, в перечень объектов пломбирования не включено оборудование, содержащее ЯМ, в ЗБМ не установлены пломбы на оборудование, где имеются ЯМ. Были нарушены 22 раза. Нарушения данных пунктов составляют около 20% от общего количества нарушений;
пункты 55-58 НП-030-19: не разработаны расчётные методики, в программе измерений ЯМ не приведены формы и не указаны сроки составления документов, в которых регистрируются результаты измерений, не соблюдены сроки периодической поверки средств измерений, не определён вид и объём подтверждающих измерений учётных единиц при передаче ЯМ в ЗБМ. Были нарушены 18 раз. Нарушения данных пунктов составляют около 17% от общего количества нарушений.
Типовые (характерные) нарушения правил учёта и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации:
пункты 6-37, 69-74 федеральных норм и правил "Основные правила учёта и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-16), утверждённых приказом Ростехнадзора от 28 ноября 2016 г. N 503 (далее - НП-067-16): не разработано положение по учёту и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - РВ и РАО), не установлена категория радиационной опасности закрытого радионуклидного источника (далее - ЗРИ) в паспортах (сертификатах) на ЗРИ либо в отдельных документах, инструкция по учёту и контролю РВ и РАО не пересматривалась с установленной периодичностью. Были нарушены 70 раз. Нарушения данных пунктов составляют около 35% от общего количества нарушений;
пункты 14-16, 28-29, 72-79 НП-067-16: не ведётся журнал учёта РВ, в журнал учёта РВ не внесены сведения об операциях, проведённых с РВ, исправления в учётных документах производятся с использованием корректирующей жидкости, без оформления новой записи, несвоевременно осуществляется предоставление отчётных документов в ИАЦ. Были нарушены 42 раза. Нарушения данных пунктов составляют около 21% от общего количества нарушений;
пункты 83-85 НП-067-16: руководящий персонал организации не имеет разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии, должностные лица, ответственные за учёт и контроль РВ и РАО, не проходят обучение и проверку знаний. Были нарушены 31 раз. Нарушения данных пунктов составляют около 16% от общего количества нарушений;
пункты 52-63 НП-067-16: инвентаризация РВ и РАО проводится в структурных подразделениях с нарушением установленного в организации порядка, отсутствует акт проведения инвентаризации. Были нарушены 20 раз. Нарушения данных пунктов составляют около 10% от общего количества нарушений.
Типовые (характерные) нарушения обязательных требований в сфере надзора за физической защитой на ядерных объектах:
пункты 20-110 Требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2017 г. N 646: периметры охраняемых зон (запретная зона, охраняемая полоса), а также контрольно-пропускные пункты (далее - КПП) и здания не в полной мере оснащены инженерно-техническими средствами охраны. Были нарушены 20 раз. Нарушения данных пунктов составляют около 12% от общего количества нарушений;
пункт 11 Перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 240: разрешения Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии в части физической защиты у руководства ядерного объекта на момент проведения проверок отсутствовали. Был нарушен 3 раза. Нарушения данного пункта составляют около 2% от общего количества нарушений;
пункт 46 федеральных норм и правил "Требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (НП-083-15), утверждённых приказом Ростехнадзора от 8 сентября 2015 г. N 343 (далее - НП-083-15): отсутствуют или требуют корректировки отдельные документы по организационным мероприятиям (положения, планы, инструкции). Был нарушен 51 раз. Нарушения данного пункта составляют около 30% от общего количества нарушений;
пункты 63-90 НП-083-15: на отдельных участках охраняемых зон (защищённых и внутренних), а также в категорированных зданиях (сооружениях) отсутствуют некоторые из обязательных средств охранной сигнализации, тревожно-вызывной сигнализации, системы оптико-электронного наблюдения или технические средства смонтированы таким образом, что не выполняют свою задачу по предназначению. Были нарушены 29 раз. Нарушения данных пунктов составляют около 17% от общего количества нарушений;
пункты 109-112 НП-083-15: оборудование КПП для прохода людей и проезда транспортных средств не в полной мере обеспечивает контроль разрешённого прохода (проезда) персонала объекта и транспортных средств и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) запрещённых предметов (ядерных материалов, радиоактивных веществ, взрывчатых веществ и предметов из металла). Были нарушены 22 раза. Нарушения данных пунктов составляют около 13% от общего количества нарушений;
пункты 98-105 НП-083-15: подготовка и допуск к эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты персонала физической защиты, периодичность проверки знаний им правил эксплуатации и безопасности осуществляются с нарушениями требований норм и правил. Были нарушены 9 раз. Нарушения данных пунктов составляют около 5% от общего количества нарушений;
пункты 35-40 НП-083-15: оценка эффективности системы физической защиты на объекте проведена с отступлениями от положений нормативных документов. Были нарушены 5 раз. Нарушения данных пунктов составляют около 3% от общего количества нарушений.
Типовые (характерные) нарушения обязательных требований в сфере надзора за физической защитой на радиационно опасных объектах:
пункт 22 приложения N 3 к федеральным нормам и правилам "Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения" (НП-034-15), утверждённым приказом Ростехнадзора от 21 июля 2015 г. N 280 (далее - НП-034-15): не разработаны или требуют корректировки отдельные документы, определяющие организацию физической защиты (инструкции, журналы, планы, положения, перечни). Был нарушен 28 раз. Нарушения данного пункта составляют около 46% от общего количества нарушений.
пункт 6 НП-034-15: не разработана модель нарушителей или не согласована в установленном порядке. Был нарушен 22 раза. Нарушения данного пункта составляют около 36% от общего количества нарушений;
пункт 20 НП-034-15: не установлен уровень физической защиты или установленный уровень физической защиты не соответствует требованиям. Был нарушен 3 раза. Нарушения данного пункта составляют около 5% от общего количества нарушений;
пункт 3 приложения N 3 к НП-034-15: не определены лица, ответственные за физическую защиту в организации и (или) на радиационном объекте, а также не назначаются лица, ответственные за физическую защиту на период отсутствия основных должностных лиц по уважительной причине. Был нарушен 2 раза. Нарушение данного пункта составляет около 3% от общего количества нарушений;
пункт 21 НП-034-15: комплекс инженерно-технических средств физической защиты не в полной мере соответствует установленным требованиям. Был нарушен 2 раза. Нарушения данного пункта составляют около 3% от общего количества нарушений.
В 2023 году проведены следующие профилактические мероприятия:
дальнейшая разработка и утверждение руководств по безопасности при использовании атомной энергии в части учёта, контроля и физической защиты;
размещение в сети "Интернет" на официальном сайте Ростехнадзора руководств по безопасности, методических ведомственных документов (положений, инструкций, методических рекомендаций) по соблюдению обязательных требований в сфере надзора за системами учёта, контроля и физической защиты;
направление в органы государственного управления использованием атомной энергии информации о типовых и массовых нарушениях обязательных требований в сфере надзора за учётом, контролем и физической защитой на подведомственных объектах с целью организации и проведения мероприятий объектового и ведомственного контроля;
реализация Программы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору профилактики нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии, деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования на 2023 год в части своей компетенции (приказ Ростехнадзора от 27 декабря 2022 г. N 473 "Об утверждении Программы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору профилактики нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии, деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования на 2023 год").
Также с целью разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкования норм, терминов и понятий проводилась разъяснительная работа по поступившим обращениям граждан и юридических лиц, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", посредством направления ответов в письменном или электронном виде, тематика которых касалась требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 марта 2024 г. N 100 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии за 2023 год"
Опубликование:
-