Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость

Приложение

 

Порядок
ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. N 914)

 

Плательщики налога на добавленную стоимость при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемых налогом, составляют счета-фактуры и ведут журналы учета счетов-фактур, книгу продаж и книгу покупок по установленным формам согласно приложениям N 1, 2, 3.

Каждая отгрузка товара (выполнение работы, оказание услуги) оформляется составлением счета-фактуры и регистрацией ее в книге продаж и в книге покупок.

 

I. Составление счетов-фактур и ведение журналов их учета

ГАРАНТ:

О счетах-фактурах см. письмо Госналогслужбы РФ от 23 мая 1997 г. N ПВ-6-03/393

 

1. Счет-фактура составляется организацией (предприятием) поставщиком (подрядчиком) на имя организации (предприятия) покупателя (потребителя, заказчика) (далее именуются соответственно - поставщик и покупатель) в двух экземплярах, первый из которых не позднее 10 дней с даты отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги) или предоплаты (аванса) представляется поставщиком покупателю и дает право на зачет (возмещение) сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом.

2. Второй экземпляр (копия) счета-фактуры остается у поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг).

3. В счете-фактуре должны быть указаны:

порядковый номер счета-фактуры;

наименование и регистрационный номер поставщика товара (работы, услуги);

наименование получателя товара (работы, услуги);

наименование товара (работы, услуги);

стоимость (цена) товара (работ, услуг);

сумма налога на добавленную стоимость;

дата представления счета-фактуры.

4. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером поставщика, а также лицом, ответственным за отпуск товаров (работ, услуг), и скрепляется печатью организации (предприятия).

При получении товаров (работ, услуг) счет-фактура подписывается покупателем или его уполномоченным представителем.

5. В счете-фактуре не допускаются подчистки и помарки. Исправления заверяются подписью руководителя и печатью поставщика с указанием даты исправления.

Получаемые и выдаваемые счета-фактуры хранятся раздельно в журналах учета счетов-фактур в течение полных 5 лет с даты их получения (выдачи).

Счета-фактуры в журналах учета должны быть подшиты и пронумерованы.

6. Счет-фактура составляется на русском языке с использованием компьютера или пишущей машины, но может быть заполнен от руки.

7. При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость, в счете-фактуре сумма налога не указывается и делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

8. Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом.

9. При реализации товаров за наличный расчет предприятиями розничной торговли и общественного питания требования настоящего Порядка считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек, содержащий следующие реквизиты:

наименование организации-продавца (предприятия-продавца);

номер кассового аппарата;

номер и дата выдачи чека;

стоимость (цена) продаваемого товара с налогом на добавленную стоимость.

 

II. Ведение книги продаж поставщиком

 

10. Поставщики ведут журнал учета выдаваемых покупателем счетов-фактур и книгу продаж.

11. Книга продаж предназначена для регистрации счетов-фактур (лент контрольно-кассовых аппаратов), составляемых поставщиком, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам).

12. Учет счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или получения предоплаты (аванса), но не позднее 10 дней с даты отгрузки или получения предоплаты (аванса).

13. Получение денежных средств в виде предоплаты (аванса) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) оформляется поставщиком составлением счетов-фактур и соответствующими записями в книге продаж. Покупатели, перечисляющие указанные денежные средства, записи по этим средствам в книге покупок не производят.

При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) под полученную предоплату (аванс) в книге продаж делается запись, уменьшающая сумму ранее оформленного налога на добавленную стоимость по этой предоплате (авансу) с соответствующим изменением итоговой суммы налога за отчетный период, в котором произведена отгрузка. Затем в соответствии с настоящим Порядком отражаются операции по фактической отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) под полученную предоплату (аванс).

14. Книга продаж должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется руководителем организации (предприятия) или уполномоченным им лицом.

Книга продаж хранится у поставщика в течение полных 5 лет с даты последней записи.

 

III. Ведение книги покупок покупателем

 

15. Покупатели товаров (работ, услуг) ведут журнал учета получаемых от поставщиков счетов-фактур и книгу покупок.

16. Книга покупок предназначена для регистрации счетов-фактур, представляемых поставщиками, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей зачету (возмещению) в порядке, установленном федеральным законом.

Суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным (оприходованным) и оплаченным товарам (работам, услугам) принимаются к зачету (возмещению) у покупателя только при наличии счетов-фактур, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, и соответствующих записей в книге покупок.

17. Счета-фактуры, предъявляемые поставщиками, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (работ, услуг).

18. В случае использования в непроизводственной сфере товара, по которому в установленном порядке произведен зачет (возмещение) суммы налога на добавленную стоимость, в книге покупок делается запись, корректирующая эту сумму налога, с соответствующим уменьшением итоговой суммы налога, принимаемой к зачету (возмещению) в текущем отчетном периоде.

19. Книга покупок должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется руководителем организации (предприятия) или уполномоченным им лицом.

Книга покупок хранится у покупателя в течение полных 5 лет с даты последней записи.