Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина О.А. Короткевича к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин О.А. Короткевич оспаривает конституционность статей 2.4 "Административная ответственность должностных лиц" и 19.29 "Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего" КоАП Российской Федерации, статьи 64.1 "Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими" Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 12 "Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора" Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Заявитель также оспаривает пункт 3 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - Правила сообщения; утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года N 29), согласно которому такое сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор.
Из представленных материалов следует, что О.А. Короткевич, являясь заместителем генерального директора - начальником отдела по персоналу и социальным программам акционерного общества, подписал трудовые договоры с работником, ранее замещавшим должность федеральной государственной гражданской службы, не исполнив обязанность по уведомлению территориального органа Федеральной службы судебных приставов, где ранее проходил службу данный работник. Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения вышестоящими судами, заявитель в качестве должностного лица привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 19.29 КоАП Российской Федерации и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
По мнению О.А. Короткевича, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 1, 2 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют произвольно привлекать к административной ответственности лицо, не являющееся органом управления работодателя, за нарушение порядка уведомления о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должность государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Закрепление в части 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и пункте 3 Правил сообщения обязанности работодателя в установленных случаях сообщать о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, определение правил оформления таких сообщений, а также введение административной ответственности должностных лиц за ее невыполнение (статьи 2.4 и 19.29 КоАП Российской Федерации) направлены на повышение эффективности противодействия коррупции и основываются на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции и комплексного использования правовых, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением (пункты 5 и 6 статьи 3 Федерального закона "О противодействии коррупции").
Следовательно, оспариваемые нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права О.А. Короткевича в указанном им аспекте, в конкретном деле которого суды установили, что заявитель замещает должность заместителя генерального директора организации - начальника отдела по персоналу и социальным программам и в его должностные обязанности входит в том числе прием на работу и подписание трудовых договоров с работниками.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Короткевича Олега Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2024 г. N 1144-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Короткевича Олега Анатольевича на нарушение его конституционных прав статьями 2.4 и 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" и пунктом 3 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)
-