Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по защите конкуренции рассмотрел проект федерального закона N 632373-8 "О внесении изменений в статьи 33 и 51.2 Федерального закона "О защите конкуренции", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает дополнение перечня существенных обстоятельств, при возникновении которых антимонопольным органом может быть пересмотрено предписание, выданное лицу при согласовании сделок экономической концентрации, а также по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с действующим законодательством предписание антимонопольного органа по результатам осуществления государственного контроля за экономической концентрацией представляет собой выдвигаемые антимонопольным органом обязательные условия, без выполнения которых сделка не может признаваться согласованной. Пересмотр предписаний является мерой реагирования антимонопольного органа на существенные изменения состояния конкурентной среды на затрагиваемых сделкой товарных рынках, которые в связи с возникшими изменениями стали избыточными или напротив не отвечающими ситуации на рынке, что делает предписание неэффективным.
Учитывая, что срок действия предписания может быть длительным, например, 20 лет с даты сделки, оперативное реагирование на изменения конъюнктуры через корректировку регуляторных требований, изложенных в выданном предписании, оправдано.
Закон о защите конкуренции (статья 33) предусматривает возможность пересмотра предписания как по инициативе антимонопольного органа, так и по заявлению лица, которому оно выдано. К существенным обстоятельствам, влекущим пересмотр предписания, Закон относит изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения. Важным аспектом пересмотра предписания является запрет на ухудшение положения лица в связи с пересмотром предписания.
Законопроектом предлагается дополнить перечень существенных обстоятельств, влекущих пересмотр предписания, несоответствием установленного в предписании порядка формирования цены на товар, предусматривающего использование мировых ценовых индикаторов, общим условиям обращения товара на товарном рынке. Данное предложение продиктовано практикой прошлых лет, когда в предписание при согласовании сделок включались обязательства компаниям не устанавливать, к примеру, отпускную цену на товар для потребителей на территории Российской Федерации выше цены, рассчитанной по формуле с использованием иностранных товарных индексов.
Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, предлагаемые изменения необходимы в целях повышения устойчивости российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, а также в рамках предпринимаемых антикризисных мер. Комитет также считает, что рекомендации использовать при ценообразовании ценовые индикаторы, установленные на мировых рынках, могут усилить проинфляционные процессы на внутреннем рынке, к тому же в Российской Федерации активно формируется система национальных ценовых индикаторов, поэтому Комитет концептуально поддерживает предлагаемое изменение.
Законопроектом предусмотрено, что новация распространяется на предписания, выданные антимонопольным органом до дня его вступления в силу. Очевидно, что пересмотр выданных ранее предписаний по данному основанию может ухудшить положение хозяйствующего субъекта. Поэтому в законопроекте предусмотрена оговорка, что ухудшение положения может быть только по вновь установленному существенному обстоятельству, при этом цена товара после пересмотра должна соответствовать цене, установленной на бирже, либо цене на сопоставимом рынке на территории Российской Федерации, либо образована на основе затратного метода.
В рамках проведения оценки регулирующего воздействия законопроекта экспертное сообщество выразило допустимость принятия нормы, ухудшающей положение хозяйствующего субъекта в результате обратной силы, но только по данному основанию - в случае, когда компаниям предписывалось использовать формульное ценообразование, содержащее мировые товарные индексы, с одновременной возможностью представления антимонопольному органу доводов хозяйствующих субъектов относительно пересмотра предписания и с предварительным проведением антимонопольным органом анализа состояния конкуренции в необходимом объеме.
Законопроект предусматривает также возможность продления антимонопольным органом сроков рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов о пересмотре предписаний до двух месяцев, что означает увеличение общего срока рассмотрения до трех месяцев с даты поступления заявления. При этом в случае пересмотра предписания по инициативе антимонопольного органа, лицо, которому оно выдано, должно представить доводы по нему в течение 10 дней.
Кроме того, как было отмечено выше, законопроект предусматривает возможность пересмотра предписания, выданного по делу о нарушении антимонопольного законодательства (статья 51.2 Закона о защите конкуренции). В действующей редакции основаниями для пересмотра такого предписания являются выявление обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела, либо фальсификация доказательств и заведомо ложные показания, повлекшие выдачу необоснованного предписания. Законопроектом же предлагается дополнить указанную статью нормой о возможности пересмотра содержания или порядка исполнения предписания в связи с возникновением существенных обстоятельств аналогично подходу, предложенному применительно к предписаниям, выдаваемым при согласовании сделок.
Однако, предписания по делам о нарушении антимонопольного законодательства не являются столь долгосрочными как поведенческие предписания при согласовании сделок, напротив, они носят восстановительный характер. В этой связи неясно, как могут повлиять новые обстоятельства в виде изменения границ рынка, состава продавцов и покупателей, утраты доминирующего положения и др. на требования антимонопольного органа об устранении состоявшихся нарушений в целях восстановления положения, которое было на рынке до антиконкурентных действий.
В целом Комитет поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта, которая направлена на последовательное снижение зависимости цен на российском рынке от внешних ориентиров, обеспечивающее приоритет интересов внутренних потребителей, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.К. Гартунг |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.