Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 29.07.2024 N 519
Порядок
предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг
1. Общие положения
Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления социальных услуг гражданам, постоянно проживающим на территории Ростовской области, признанным нуждающимися в социальном обслуживании (далее - получатели социальных услуг), по формам социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области.
В настоящем Порядке используются основные понятия, предусмотренные Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Социальные услуги предоставляются получателям социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и (или) в полустационарной форме, в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в соответствии с настоящим Порядком, в объемах, не менее установленных стандартами социальных услуг.
Социальные услуги могут предоставляться получателю социальных услуг одним либо несколькими поставщиками социальных услуг (во взаимодействии друг с другом) во всех формах социального обслуживания, в том числе в их сочетании.
Приоритетными являются социальные услуги, формы социального обслуживания, в том числе сочетание форм социального обслуживания, условия пребывания в стационарной организации социального обслуживания, способствующие сохранению условий пребывания гражданина, в том числе имеющего психическое расстройство, в привычной благоприятной среде (его проживанию дома).
Социальные услуги предоставляются получателям социальных услуг до устранения обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности.
2. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании
2.1. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социальных услуг является поданное в письменной или электронной форме заявление о предоставлении социальных услуг по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг" (далее - заявление), гражданина или его законного представителя либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений (далее - заявитель) в орган социальной защиты населения муниципального района (городского округа) по месту жительства (месту пребывания) заявителя (далее - орган социальной защиты населения) или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения.
Заявление, представленное в форме электронного документа, направляется в указанные в абзаце первом настоящего пункта органы и организации с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на единый портал государственных и муниципальных услуг.
2.2. К заявлению прилагаются следующие документы:
согласие на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина либо лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца, с предъявлением оригинала (для категории граждан, указанных в абзацах третьем - четвертом подпункта 4.20.2 пункта 4.20 раздела 4 настоящего Порядка, и несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", документ, удостоверяющий личность, предъявляется при наличии);
копия документа, подтверждающего полномочия представителя гражданина (в случае обращения в интересах заявителя иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений), с предъявлением оригинала;
документ, выданный медицинской организацией, содержащий сведения о состоянии здоровья гражданина, степени утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста;
документы (сведения), подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи в денежной форме, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно" (за исключением случаев, когда документы (сведения) о доходах находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных (муниципальных) услуг (за исключением категорий граждан, для которых социальные услуги предоставляются бесплатно);
копия свидетельства о рождении ребенка и его нотариально заверенный перевод на русский язык в случае, если оно выдано компетентным органом иностранного государства и сведения о рождении ребенка отсутствуют в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (для несовершеннолетних), с предъявлением оригинала;
копии свидетельств о рождении, о заключении (расторжении) брака и их нотариально заверенный перевод на русский язык в случае, если они выданы компетентными органами иностранных государств и сведения о них отсутствуют в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (для членов семьи участника специальной военной операции), с предъявлением оригинала;
копия заключения психолого-медико-педагогической комиссии (для детей-инвалидов с психическими расстройствами, оформляющихся в детский дом-интернат), с предъявлением оригинала;
заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра в соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (для инвалидов старше 18 лет, страдающих психическими расстройствами, помещаемых в организации психоневрологического типа, геронтопсихиатрические отделения);
копии документов, имеющиеся в распоряжении заявителя, подтверждающие наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина (при наличии), с предъявлением оригинала;
документы, подтверждающие призыв на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключение контракта о прохождении военной службы в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" или контракта о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации), а также подтверждающие участие в специальной военной операции (для участников специальной военной операции и членов семьи участника специальной военной операции);
копия заключения военно-врачебной комиссии (для участников специальной военной операции, получивших инвалидность вследствие ранения, полученного при участии в специальной военной операции), с предъявлением оригинала.
Представленные заявителем документы заверяются органом социальной защиты населения или МФЦ (в случае подачи заявления через МФЦ) после их сверки с подлинниками. Заявитель вправе приложить копии документов, заверенные в установленном порядке.
Заявителем в обязательном порядке прилагаются копии документов, заверенные в установленном порядке, в случае подачи заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на единый портал государственных и муниципальных услуг.
Заявление и приложенные к нему документы регистрируются в день поступления.
2.3. Орган социальной защиты населения на основании заключенных соглашений о межведомственном взаимодействии, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, запрашивает в электронном виде или на бумажном носителе, в случае нахождения в распоряжении у государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, следующие документы и (или) сведения, необходимые для рассмотрения вопроса о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании:
2.3.1. Для всех форм социального обслуживания:
из Министерства внутренних дел Российской Федерации - сведения о регистрации по месту жительства лиц, указанных заявителем в заявлении, в течение двух рабочих дней со дня подачи заявления;
из территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации - сведения, подтверждающие факт установления инвалидности заявителя и членов его семьи (в случае проживания заявителя в семье) и имеющиеся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, содержащиеся в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", а также сведения о номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
из Единого государственного реестра записи актов гражданского состояния - сведения о рождении для лиц, не достигших 14 лет, сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния в отношении лиц, зарегистрированных совместно с заявителем и задекларированных заявителем (представителем) в заявлении (сведения о рождении, смерти, заключении брака, расторжении брака);
документы о доходах заявителя и каждого члена семьи (в случае проживания заявителя в семье), находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг (за исключением категорий граждан, для которых социальные услуги предоставляются бесплатно);
из органов опеки и попечительства документ, устанавливающий право опеки или попечительства (для граждан, в отношении которых назначен опекун или попечитель).
2.3.2. Для стационарной формы социального обслуживания:
из органов опеки и попечительства - в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, акт о помещении гражданина под надзор в организацию социального обслуживания (для лиц, помещаемых под надзор в организации психоневрологического типа, геронтопсихиатрические отделения).
2.4. Заявитель вправе представить указанные в пункте 2.3 настоящего раздела сведения и (или) документы по своей инициативе. В указанном случае запросы с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия о представлении соответствующих документов (информации) не направляются. Непредставление заявителем указанных сведений и (или) документов не является основанием для отказа в предоставлении услуги.
2.5. Орган социальной защиты населения формирует личное дело заявителя, состоящее из заявления, приложенных к нему документов, а также сведений и (или) документов, указанных в пунктах 2.2 - 2.3 настоящего раздела.
2.6. В целях принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании орган социальной защиты населения оценивает индивидуальные потребности гражданина в предоставлении социальных услуг, результаты которого приобщаются к личному делу заявителя.
2.7. Орган социальной защиты населения исчисляет среднедушевой доход заявителя (за исключением категорий граждан, для которых социальные услуги предоставляются бесплатно) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 N 1075, и подготавливает справку о размере среднедушевого дохода гражданина для получения социальных услуг по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, которая приобщается к личному делу заявителя.
2.8. Решение о признании (об отказе в признании) гражданина нуждающимся в социальном обслуживании принимается органом социальной защиты населения с учетом норм статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявления.
2.9. Гражданину может быть отказано в признании его нуждающимся в социальном обслуживании по следующим основаниям:
отсутствие у гражданина обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности;
непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего раздела;
представление недостоверных сведений, представление документов и сведений с истекшим сроком действия, наличие в документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и исправлений, не заверенных в установленном порядке.
Решение об отказе в признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.
2.10. Решение о признании (об отказе в признании) гражданина нуждающимся в социальном обслуживании оформляется по формам согласно приложениям N 3 - 4 к настоящему Порядку. Указанное решение приобщается к личному делу заявителя. Копия решения направляется заявителю в бумажном или электронном виде по адресам, указанным в заявлении.
В случае принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании заявитель также уведомляется о дате, времени и месте составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа), а также о необходимости представления документов, подтверждающих право на получение социальных услуг бесплатно (за исключением несовершеннолетних и их родителей (законных представителей).
3. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг
3.1. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах осуществляется в целях определения необходимых форм социального обслуживания, видов, объема, периодичности, условий, сроков предоставления социальных услуг, перечня рекомендуемых поставщиков социальных услуг получателям социальных услуг для устранения обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности.
3.2. Для определения индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах проводится оценка условий его жизнедеятельности, а также обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2014 N 500н "Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг".
3.3. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах осуществляется органом социальной защиты населения на основании заявления, документов, представленных заявителем, а также документов и (или) сведений, полученных в рамках межведомственного взаимодействия, в том числе характеризующих состав семьи и условия жизнедеятельности гражданина (наличие или отсутствие у членов семьи обязательств и (или) возможностей осуществления ухода за нуждающимися членами семьи, наличие несовершеннолетних детей, наличие внутрисемейного конфликта в семье, уровень доходов семьи или одинокого гражданина и других условий).
3.4. Результаты определения индивидуальной потребности в социальных услугах оформляются в виде индивидуальной программы. Заявитель вправе принять участие в составлении индивидуальной программы.
Индивидуальная программа составляется гражданину, признанному нуждающимся в социальном обслуживании, по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах. В индивидуальной программе указываются формы социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.
Начиная с 1 января 2025 г. для признанных нуждающимися граждан, из числа лиц, отбывших уголовное наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, осужденным к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и (или) которым были назначены иные меры уголовно-правового характера, в отношении которых применяется пробация (исполнительная или постпенитенциарная), индивидуальная программа составляется с учетом требований статьи 30 Федерального закона от 06.02.2023 N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации".
3.5. Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Один экземпляр индивидуальной программы, подписанный руководителем органа социальной защиты населения, в срок не более десяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении социального обслуживания, передается гражданину, признанному нуждающимся в социальном обслуживании (его законному представителю). Второй экземпляр индивидуальной программы остается в органе социальной защиты населения.
3.6. В разделе "Перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг" индивидуальной программы указывается перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, включенных в реестр поставщиков социальных услуг и оказывающих социальные услуги для соответствующей категории граждан. Гражданин также информируется о полном перечне поставщиков социальных услуг, предоставляющих социальные услуги соответствующей категории граждан.
3.7. Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Решение об отказе оформляется в письменной форме, а соответствующая информация вносится в индивидуальную программу.
3.8. Индивидуальная программа пересматривается в зависимости от изменения индивидуальной потребности в социальных услугах, но не реже сроков, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ. Получатель социальных услуг обязан своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг.
Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
3.9. В случае утери индивидуальной программы гражданину на основании личного заявления выдается дубликат ранее выданной индивидуальной программы с обязательной отметкой "Дубликат".
3.10. Действие индивидуальной программы прекращается:
со смертью получателя социальных услуг, признанием его умершим или безвестно отсутствующим;
по окончании срока реализации индивидуальной программы;
в связи с оформлением новой индивидуальной программы при изменении потребности гражданина в социальных услугах на основании заявления гражданина (законного представителя).
3.11. В случае прекращения действия индивидуальной программы вследствие обстоятельств, предусмотренных пунктом 3.10 настоящего раздела, орган социальной защиты населения готовит заключение о выполнении индивидуальной программы (далее - заключение) на основании анализа реализации индивидуальной программы, представленного поставщиком (поставщиками) социальных услуг.
Оригинал заключения остается в органе социальной защиты населения, копия заключения направляется поставщику (поставщикам) социальных услуг, представившему анализ реализации индивидуальной программы.
3.12. Анализ реализации индивидуальной программы готовится поставщиком (поставщиками) социальных услуг в случае прекращения:
действия индивидуальной программы вследствие обстоятельств, предусмотренных пунктом 3.10 настоящего раздела;
договорных отношений между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг до окончания срока действия индивидуальной программы.
В анализе реализации индивидуальной программы по каждому виду социальных услуг, социального сопровождения, рекомендованных индивидуальной программой, вносится запись, характеризующая изменения условий жизнедеятельности и (или) возможностей получателя социальных услуг самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности в результате предоставления данного вида социальных услуг, социального сопровождения (например: восстановлены нарушенные функции (полностью, частично); получена новая профессия; положительные результаты отсутствуют), отмечается наличие (отсутствие) жалоб получателя социальных услуг на качество обслуживания и информация об отказе гражданина от формы социального обслуживания, вида социальных услуг, социальной услуги.
Анализ реализации индивидуальной программы составляется в двух экземплярах, один экземпляр которого направляется в орган социальной защиты населения, второй экземпляр остается у поставщика социальных услуг и приобщается к личному делу гражданина.
4. Предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг
4.1. С целью получения социальных услуг граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании, обращаются к поставщику (поставщикам) социальных услуг, указанному (указанным) в индивидуальной программе.
4.2. Социальное обслуживание во всех формах осуществляется при условии добровольного согласия гражданина или его законного представителя на получение социальных услуг.
При этом каждый поступающий в организацию социального обслуживания должен иметь заключение об отсутствии противопоказаний для зачисления гражданина в организацию социального обслуживания, выданное медицинской организацией, входящей в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения.
Граждане, признанные нуждающимися, поступающие в организации социального обслуживания с обеспечением проживания, должны пройти медицинское обследование в соответствии с действующими санитарными правилами и иметь его результаты.
В отношении граждан, поступающих в организацию социального обслуживания для лиц без определенного места жительства и занятий, осуществляется:
первичный визуальный осмотр медицинским работником с целью выявления признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также признаков инфекционных заболеваний;
медицинское обследование в медицинской организации, по результатам которого принимается решение о зачислении на социальное обслуживание.
Поставщики социальных услуг могут отказать, в том числе временно, гражданину, признанному нуждающимся в социальном обслуживании, в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.
4.3. Социальные услуги предоставляются получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг или его законным представителем (далее - договор), по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг при наличии свободных мест в организации социального обслуживания с обеспечением проживания.
4.4. При заключении договора получатели социальных услуг или их законные представители должны быть ознакомлены с условиями предоставления социальных услуг, правилами внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, получить информацию о своих правах, обязанностях, видах социальных услуг, которые будут им предоставлены, сроках, порядке их предоставления, тарифах на эти услуги и их стоимости для получателей социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно.
4.5. Договор в отношении получателей социальных услуг, признанных недееспособными, которым не назначен опекун, а обязанности опекуна или попечителя исполняет организация социального обслуживания, заключается между организацией социального обслуживания и органом опеки и попечительства по месту жительства этого получателя социальных услуг.
4.6. Срок действия договора не может превышать срок, указанный в индивидуальной программе.
4.7. Поставщики социальных услуг предоставляют получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей следующие виды социальных услуг:
социально-бытовые;
социально-медицинские;
социально-психологические;
социально-педагогические;
социально-трудовые;
социально-правовые;
услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
срочные социальные услуги.
4.8. Решение о зачислении на социальное обслуживание оформляется в день заключения договора распорядительным документом поставщика социальных услуг на основании заявления гражданина, признанного нуждающимся в социальном обслуживании.
4.9. Поставщиком социальных услуг может быть принято решение о предоставлении срочных социальных услуг гражданину на основании заявления, а также полученной от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг, в день получения заявления и такой информации.
Срочные услуги предоставляются с учетом Примерного порядка предоставления срочных социальных услуг, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.01.2023 N 1н.
4.10. По основаниям, установленным пунктами 2 и 3 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ, решение о зачислении на социальное обслуживание принимается поставщиком социальных услуг в течение одного рабочего дня с даты поступления несовершеннолетнего.
Поставщик социальных услуг, куда помещен несовершеннолетний, организует проведение обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетнего, оценки его способности к самообслуживанию с привлечением заинтересованных субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и обеспечивает взаимодействие с органом социальной защиты населения по вопросу составления индивидуальной программы.
Датой признания несовершеннолетнего нуждающимся в социальном обслуживании является дата принятия поставщиком социальных услуг решения о зачислении на социальное обслуживание.
4.11. Получатель социальных услуг или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.
Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает поставщика социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.
4.12. Социальные услуги предоставляются в соответствии со стандартами социальных услуг согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.
4.13. Результатом предоставления социальных услуг является улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг.
4.14. Социальные услуги предоставляются бесплатно либо за плату, либо за частичную плату.
4.15. Решение об условиях оказания социальных услуг бесплатно либо за плату, либо за частичную плату принимается поставщиком социальных услуг на основании представленных документов с учетом среднедушевого дохода получателя социальных услуг, величины прожиточного минимума, установленного в Ростовской области, а также тарифов на социальные услуги.
4.16. Порядок взимания платы за предоставление социальных услуг утверждается постановлением Правительства Ростовской области.
4.17. Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором.
4.18. Социальные услуги предоставляются бесплатно категориям граждан, установленным Областным законом от 03.09.2014 N 222-ЗС "О социальном обслуживании граждан в Ростовской области", а также следующим категориям получателей социальных услуг:
родителям (законным представителям) несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в полустационарной форме социального обслуживания);
женщинам, подвергшимся физическому и (или) психическому насилию в семье, оказавшимся вследствие семейного насилия в экстремальных психологических и социально-бытовых условиях, в том числе беременным несовершеннолетним и несовершеннолетним матерям, а также находящимся с ними детям;
членам семей участников специальной военной операции, в том числе в случае гибели (смерти) участников специальной военной операции;
участникам специальной военной операции, получившим инвалидность вследствие ранения, полученного при участии в специальной военной операции.
К участникам специальной военной операции относятся граждане, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, граждане, заключившие в связи с участием в специальной военной операции контракт о прохождении военной службы в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" или контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации), при условии их участия в специальной военной операции.
К членам семей участников специальной военной операции относятся супруга (супруг), родители (усыновители), несовершеннолетние дети, а также дети старше 18 лет, являющиеся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности.
4.19. Предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
4.19.1. Социальное обслуживание в стационарной форме социального обслуживания включает в себя деятельность по предоставлению социальных услуг получателям социальных услуг, которая направлена на улучшение условий их жизнедеятельности.
Социальное обслуживание в стационарной форме социального обслуживания устанавливается нуждающимся в ежедневной посторонней помощи получателям социальных услуг при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании их в организации социального обслуживания в случае, если при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и (или) форме социального обслуживания на дому не достигается улучшение условий жизнедеятельности получателей социальных услуг.
В стационарной форме социального обслуживания обеспечивается предоставление социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ростовской области, утвержденный Областным законом от 03.09.2014 N 222-ЗС (далее - перечень социальных услуг).
4.19.2. Получатели социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
В домах-интернатах (пансионатах) для престарелых, инвалидов, молодых инвалидов, ветеранов войны и труда, иных организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание:
граждане старшей возрастной группы (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) (далее - граждане старшего возраста) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
В интернатах, предназначенных для граждан, имеющих психические расстройства, иных организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание:
граждане старшего возраста и инвалиды I и II групп старше 18 лет, имеющие психические расстройства, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи.
В специальных домах-интернатах для престарелых и инвалидов:
граждане старшего возраста и инвалиды I и II групп старше 18 лет с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности, в том числе по разным причинам утратившие свою жилую площадь, к которым относятся:
граждане, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел;
граждане из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию.
В социально-реабилитационных отделениях со сроком проживания до 6 месяцев:
граждане старшего возраста и инвалиды, нуждающиеся в социальной реабилитации.
В организациях социального обслуживания семьи и детей:
несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
дети-инвалиды в возрасте от 4 до 18 лет, страдающие психическими расстройствами и нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе и медицинской помощи в условиях детского дома-интерната, при отсутствии медицинских противопоказаний.
В кризисном центре помощи женщинам:
женщины, подвергшиеся физическому и (или) психическому насилию в семье, оказавшиеся вследствие семейного насилия в экстремальных психологических и социально-бытовых условиях, в том числе беременные несовершеннолетние и несовершеннолетние матери, а также находящиеся с ними дети.
4.19.3. Правом первоочередного принятия на стационарное социальное обслуживание пользуются: инвалиды, участники Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, страдающих психическими расстройствами; дети, достигшие совершеннолетия и закончившие пребывание в домах-интернатах для детей с психическими расстройствами; члены семей участников специальной военной операции; участники специальной военной операции, получившие инвалидность вследствие ранения, полученного при участии в специальной военной операции; лица, переводимые из стационарной организации социального обслуживания на основании заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра об отсутствии медицинских показаний к нахождению в стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами; лица, переводимые из организации социального обслуживания общего типа, в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, на основании заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра.
4.20. Предоставление социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания.
4.20.1. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям поставщиком социальных услуг в определенное время суток.
В полустационарной форме социального обслуживания обеспечивается предоставление социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг.
4.20.2. Получатели социальных услуг в форме полустационарного социального обслуживания.
В организациях социального обслуживания для лиц без определенного места жительства и занятий со сроком предоставления социальных услуг до 6 месяцев:
граждане старше 18 лет, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, в том числе с использованием технических средств реабилитации, у которых отсутствуют определенное место жительства и средства к существованию или не имеющие документов, удостоверяющих личность, по разным причинам утратившие свою жилую площадь, оказавшиеся в ситуации, угрожающей их жизни и здоровью, и нуждающиеся в оказании им социальных услуг;
граждане старше 18 лет, освободившиеся из мест лишения свободы, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, в том числе с использованием технических средств реабилитации.
Для граждан, в отношении которых применяется пробация (исполнительная или постпенитенциарная) в соответствии с Федеральным законом от 06.02.2023 N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" период предоставления социальных услуг устанавливается с учетом срока применения пробации.
В организациях социального обслуживания семьи и детей:
несовершеннолетние;
дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды в возрасте от 3 до 18 лет;
родители (законные представители) несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В социально-реабилитационных отделениях дневного пребывания со сроком социального обслуживания до 6 месяцев:
граждане старшего возраста и инвалиды старше 18 лет, включая инвалидов, страдающих психическими расстройствами.
В кризисном центре помощи женщинам:
женщины, подвергшиеся физическому и (или) психическому насилию в семье, оказавшиеся вследствие семейного насилия в экстремальных психологических и социально-бытовых условиях, в том числе беременные несовершеннолетние и несовершеннолетние матери, а также находящиеся с ними дети.
4.21. Предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.
4.21.1. Получатели социальных услуг в форме социального обслуживания на дому:
граждане старшего возраста, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание;
инвалиды (дети-инвалиды), в том числе страдающие психическими расстройствами;
лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
несовершеннолетние;
родители (законные представители) несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4.21.2. Правом первоочередного принятия решения о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому пользуются:
инвалиды и участники Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;
супруги погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, не вступившие в повторный брак;
семьи, состоящие только из неработающих инвалидов I группы, или одиноко проживающие граждане из их числа;
участники специальной военной операции, получившие инвалидность вследствие ранения, полученного при участии в специальной военной операции.
4.22. Основаниями для прекращения предоставления социальных услуг являются:
письменное заявление получателя социальных услуг или его законного представителя об отказе в предоставлении социальных услуг;
окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с договором и индивидуальной программой;
нарушение получателем социальных услуг (законным представителем) условий, предусмотренных договором;
смерть получателя социальных услуг или ликвидация (прекращение деятельности) поставщика социальных услуг;
решение суда о признании получателя социальных услуг безвестно отсутствующим или умершим;
осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы;
возникновение у получателя социальных услуг медицинских противопоказаний к получению социальных услуг, подтвержденных заключением уполномоченной медицинской организации.
4.23. Оценка качества социальных услуг.
4.23.1. Основными показателями, определяющими качество социальных услуг, предоставляемых получателям социальных услуг, являются:
показатели, характеризующие удовлетворенность социальными услугами получателей социальных услуг, отсутствие обоснованных жалоб, число положительных отзывов о работе поставщика социальных услуг;
обеспечение открытости документов, в соответствии с которыми поставщик социальных услуг осуществляет деятельность в сфере социального обслуживания (устав (положение); руководства, правила, инструкции, методики работы с получателями социальных услуг и собственной деятельности; эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру, иные документы);
численность получателей социальных услуг, охваченных социальными услугами у данного поставщика социальных услуг;
доступность условий размещения поставщиков социальных услуг (в том числе доступность предоставления социального обслуживания для инвалидов и других лиц, с учетом ограничений их жизнедеятельности, иные условия, влияющие на качество социальных услуг, предоставляемых получателям социальных услуг);
укомплектованность штата поставщика социальных услуг специалистами и их квалификация;
наличие специального и технического оснащения (оборудование, приборы, аппаратура) помещений поставщика социальных услуг;
состояние информации о порядке и правилах предоставления социальных услуг, организации полустационарного социального обслуживания;
повышение качества социальных услуг и эффективности их оказания (определяется исходя из мероприятий, направленных на совершенствование деятельности поставщика социальных услуг при предоставлении социальных услуг).
4.23.2. При оценке качества социальных услуг, предоставляемых получателям социальных услуг, используются следующие критерии:
полнота предоставления социальной услуги, в том числе с учетом объема предоставляемых социальных услуг, сроков предоставления социальных услуг, иных критериев, позволяющих оценить полноту предоставления социальных услуг;
своевременность предоставления социальной услуги, в том числе с учетом степени нуждаемости получателя социальных услуг;
результативность (эффективность) предоставления социальной услуги (улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг).
4.24. Оценка качества оказания социально-бытовых услуг.
4.24.1. Оценка качества оказания социально-бытовых услуг в форме стационарного и полустационарного обслуживания включает в себя оценку:
жилой площади, предоставляемой поставщиком социальных услуг, которая должна обеспечивать удобство пребывания получателей социальных услуг;
помещений для предоставления социальных услуг, которые должны обеспечивать возможность оказания всех видов социальных услуг с учетом специфики получателей социальных услуг;
мебели и оборудования, которые должны быть удобными в пользовании, подобранными с учетом физического состояния получателей социальных услуг;
питания, которое должно быть приготовлено из доброкачественных продуктов, удовлетворять потребности получателей социальных услуг по калорийности, соответствовать установленным нормам питания;
оказания услуг, предоставляемых получателям социальных услуг, не способным к самообслуживанию, которые должны обеспечивать выполнение необходимых получателям социальных услуг процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий и неудобств;
иных социально-бытовых услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
4.24.2. Оценка качества оказания социально-бытовых услуг в форме социального обслуживания на дому включает в себя оценку:
содействия в приобретении и доставке на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов, приобретении топлива, оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, которое должно удовлетворять потребности получателей социальных услуг в своевременном приобретении необходимых продовольственных и промышленных товаров, а также в решении ими вопросов в сфере коммунально-бытового обслуживания, связи;
оказания помощи в приготовлении пищи, приеме пищи (кормлении), обеспечении водой, уборке жилых помещений, отправке почтовой корреспонденции, организации помощи в проведении ремонта жилых помещений, которая должна обеспечивать удовлетворение нужд и потребностей получателей социальных услуг в решении этих проблем в целях создания им нормальных условий жизнедеятельности;
обеспечения кратковременного присмотра за детьми получателя социальных услуг, который должен отвечать не только критериям необходимости, своевременности, но и безопасности детей;
предоставления гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход, которое должно обеспечивать выполнение необходимых получателям социальных услуг процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий и неудобств;
иных социально-бытовых услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
4.25. Оценка качества оказания социально-медицинских услуг во всех формах социального обслуживания включает в себя оценку:
своевременного и в необходимом объеме выполнения процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг;
проведения наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
проведения процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг, оздоровительных мероприятий, которые должны быть осуществлены с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда получателям социальных услуг;
мероприятий по консультированию получателей социальных услуг по социально-медицинским вопросам, которые должны обеспечивать оказание квалифицированной помощи получателям социальных услуг в правильном понимании и решении стоящих перед ними конкретных проблем, связанных с сохранением здоровья;
оказания помощи в выполнении занятий по адаптивной физической культуре, которая должна обеспечивать овладение получателями социальных услуг доступного и безопасного для здоровья комплекса физических упражнений в целях его систематического выполнения для укрепления их здоровья;
иных социально-медицинских услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
4.26. Оценка качества социально-психологических услуг во всех формах социального обслуживания включает в себя оценку:
социально-психологического консультирования, которое должно обеспечить оказание получателям социальных услуг квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений, в том числе для предупреждения и преодоления семейных конфликтов;
психологической помощи, оказание которой должно помочь получателю социальных услуг раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы, решить возникшие социально-психологические проблемы;
социально-психологического патронажа, который должен на основе систематического наблюдения за получателями социальных услуг обеспечивать своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, ухудшающих условия жизнедеятельности получателей социальных услуг, в целях оказания им необходимых социально-психологических услуг;
иных социально-психологических услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
4.27. Оценка качества социально-педагогических услуг.
4.27.1. Оценка качества социально-педагогических услуг в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания включает в себя оценку:
социально-педагогической коррекции, ее осуществление должно обеспечивать оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи, в которой нуждаются получатели социальных услуг (в форме бесед, разъяснений, рекомендаций);
формирования позитивных интересов получателей социальных услуг, организацию их досуга, которые должны обеспечивать удовлетворение социокультурных и духовных запросов получателей социальных услуг (как взрослых, так и детей), расширение кругозора, сферы общения, повышение творческой активности получателей социальных услуг;
иных социально-педагогических услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
4.27.2. Оценка качества социально-педагогических услуг в форме социального обслуживания на дому включает в себя оценку:
обучения практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами;
организации помощи родителям и иным законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения, направленным на развитие личности;
социально-педагогической коррекции, включая диагностику и консультирование, обеспечивающие оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи, в которой нуждаются получатели социальных услуг, получающие социальные услуги в форме социального обслуживания на дому;
формирования позитивных интересов (в том числе в сфере досуга) и организации досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия), которые должны обеспечивать удовлетворение социокультурных и духовных запросов получателей социальных услуг (как взрослых, так и детей), расширение кругозора, сферы общения, повышение творческой активности получателей социальных услуг;
иных социально-педагогических услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
4.28. Оценка качества социально-трудовых услуг.
4.28.1. Оценка качества социально-трудовых услуг в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания включает в себя оценку:
качества услуг, связанных с организацией получения или содействием в получении образования и (или) квалификации инвалидами (в том числе детьми-инвалидами) в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями, которые определяются тем, в какой степени созданные поставщиком социальных услуг условия для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими школьного образования, а также для получения образования взрослыми инвалидами способствуют успешному и результативному проведению воспитательной работы и обучению;
проводимых мероприятий по использованию трудовых возможностей получателей социальных услуг и обучению их доступным профессиональным навыкам, их достаточности и своевременности;
проводимых мероприятий по оказанию помощи в трудоустройстве;
иных социально-трудовых услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
4.28.2. Оценка качества социально-трудовых услуг включает в себя оценку:
проводимых мероприятий по использованию трудовых возможностей получателей социальных услуг и обучению их доступным профессиональным навыкам, их достаточности и своевременности;
проводимых мероприятий по оказанию помощи в трудоустройстве;
проводимых мероприятий, связанных с организацией получения или содействием в получении образования и (или) квалификации инвалидами (в том числе детьми-инвалидами) в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями, которые определяются тем, в какой степени созданные поставщиком социальных услуг условия для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими школьного образования, а также для получения образования взрослыми инвалидами способствуют успешному и результативному проведению воспитательной работы и обучению;
иных социально-трудовых услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
4.29. Оценка качества социально-правовых услуг во всех формах социального обслуживания включает в себя оценку:
оказания помощи в оформлении и восстановлении документов, которая должна обеспечивать разъяснение получателям социальных услуг содержания необходимых документов в зависимости от их предназначения, изложение и написание (при необходимости) текста документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем;
эффективности оказания юридической помощи получателям социальных услуг, которая должна обеспечить своевременное и объективное решение стоящих перед получателем социальных услуг правовых проблем;
иных социально-правовых услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
4.30. Оценка качества услуг, оказанных в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, во всех формах социального обслуживания включает в себя оценку:
обучения инвалидов (детей-инвалидов) пользованию техническими средствами реабилитации, которое должно развить у инвалидов (детей-инвалидов) практические навыки умения самостоятельно пользоваться этими средствами;
проведения социально-реабилитационных мероприятий, которые должны способствовать восстановлению социального статуса получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, улучшить взаимодействие получателя социальных услуг с обществом;
обучения получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, навыкам поведения в быту и общественных местах, которое должно обеспечивать формирование получателя социальных услуг как самостоятельной личности, культурной, вежливой, предусмотрительной и благожелательной в отношении к окружающим, а также обучения внутренней дисциплине личности, способной обслужить себя в бытовых условиях;
обучения получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, навыкам компьютерной грамотности, которое должно развить у получателей социальных услуг практические навыки умения самостоятельно пользоваться компьютером;
иных услуг, оказанных в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
4.31. Оценка качества срочных социальных услуг в полустационарной форме и форме социального обслуживания на дому включает в себя оценку своевременности и полноты объема оказанных социальных услуг применительно к потребности получателя социальных услуг в конкретных социальных услугах.
4.32. Показатели качества предоставления социальных услуг и оценка результатов их предоставления поставщиками социальных услуг определяются по результатам предоставления социальных услуг применительно к каждому конкретному получателю социальных услуг.
5. Отдельные вопросы взаимодействия органов социальной защиты населения с поставщиками социальных услуг
5.1. При обращении гражданина, признанного в установленном порядке нуждающимся в социальном обслуживании, к поставщику социальных услуг за оказанием ему социальных услуг поставщики социальных услуг в течение одного рабочего дня письменно уведомляют о таком обращении орган социальной защиты населения, который составил индивидуальную программу предоставления социальных услуг.
5.2. Орган социальной защиты населения в течение одного рабочего дня с даты поступления письменного уведомления обеспечивает направление копии личного дела гражданина поставщику социальных услуг.
При помещении в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" недееспособного (ограниченно дееспособного) гражданина под надзор в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, орган социальной защиты населения передает документы, хранящиеся в личном деле недееспособного (ограниченно дееспособного) гражданина, сформированного согласно Правилам ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", в порядке, установленном пунктом 12 указанных Правил.
5.3. Поставщик социальных услуг укомплектовывает поступившую из органа социальной защиты населения копию личного дела гражданина следующими документами: результатами медицинских обследований в соответствии с санитарными правилами, договором на социальное обслуживание.
5.4. Поставщик социальных услуг при изменении потребности гражданина в социальных услугах на основании заявления гражданина (законного представителя) имеет право инициировать актуализацию (досрочный пересмотр) индивидуальной программы, письменно обратившись в орган социальной защиты населения, который ее составил.
При условии постоянного проживания гражданина в организации социального обслуживания письменное обращение направляется в орган социальной защиты населения по месту нахождения организации социального обслуживания с одновременным уведомлением органа социальной защиты населения, который ее составил (при необходимости). К уведомлению прилагается анализ реализации индивидуальной программы получателя социальных услуг.
Заместитель начальника |
В.В. Сечков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.