Определение СК по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2024 г. N 5-УДП24-49-К2
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Земскова ЕЮ.
судей Шмотиковой С.А., Эрдыниева Э.Б.
при секретаре Воронине М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Ткачёва И.В. на кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 9 апреля 2024 года в отношении осужденного Согомоняна К.Ю.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Земскова Е.Ю., выслушав выступление осужденного Согомоняна К.Ю., его защитника Иванова А.Б., возражавших против доводов кассационного представления, мнение представителя Генеральной прокуратуры РФ прокурора Тереховой С.П. об обоснованности кассационного представления,
установила:
по приговору Нагатинского районного суда г. Москвы от 22 июня 2023 года
Согомонян Карен Юрикович, ..., судимый:
- 24 июня 2011 года по ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228 1, ч. 1 ст. 232 УК РФ на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ к 9 годам лишения свободы со штрафом в размере 40 000 руб.; 5 июня 2018 года неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена на 1 год 6 месяцев 1 день ограничения свободы; освобожден 18 июня 2018 года и снят с учета 4 декабря 2019 года в связи с отбытием срока наказания,
осужден по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228 1 УК РФ к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 26 октября 2023 года приговор в отношении Согомоняна К.Ю. изменен. Исключены из описательно-мотивировочной части приговора ссылки суда на разовые дозы потребления наркотических средств; на "подтвержденную оперативную информацию в отношении Согомоняна К.Ю., как о лице, которое занимается сбытом наркотических средств"; на обстоятельство, учитываемое при назначении наказания, "совершение Согомоняном К.Ю. преступления, относящегося к категории особо тяжких". В остальной части приговор оставлен без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 9 апреля 2024 года действия осужденного Согомоняна К.Ю. переквалифицированы с ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228 1 УК РФ на ч. 2 ст. 228 УК РФ, по которой назначено 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Исключено из приговора указание на наличие в действиях осужденного особо опасного рецидива преступлений с указанием на то, что в его действиях имеется опасный рецидив. В остальном приговор и апелляционное определение в отношении Согомоняна К.Ю. оставлены без изменения.
По приговору суда, с учетом изменений, Согомонян К.Ю. признан виновным и осужден за незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере, совершенное 6 мая 2022 года в г. Москве при обстоятельствах, установленных судом и изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Ткачёвым И.В. поставлен вопрос об отмене кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 9 апреля 2024 года в отношении Согомоняна К.Ю. и о передаче уголовного дела на новое кассационное рассмотрение. Указывается, что судебная коллегия, переквалифицировав действия осужденного, фактически обосновала свое решение лишь показаниями осужденного Согомоняна К.Ю. о том, что он употребляет наркотики и обнаруженные у него наркотические средства приобретал для личного употребления, а пустые пакеты были необходимы ему для расфасовки на дозы в личных целях. Отмечается, что в материалах дела имеется рапорт о наличии оперативной информации о причастности осужденного к сбыту мефедрона, в связи с чем возникла необходимость в проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении Согомоняна К.Ю., проведено обследование его квартиры и обнаружены наркотические средства, электронные весы со следами мефедрона и пустые зип-пакеты с застежками. Обращается внимание на количество наркотических средств, существенно превышающее среднюю дозу потребления: мефедрона - более чем в 1000 раз, производного N-метилэфедрона - в 39 раз, а также на отсутствие у осужденного постоянного источника легального дохода, что, по мнению автора представления, свидетельствует о приобретении Согомоняном К.Ю. наркотических средств с целью дальнейшей продажи и об отсутствии оснований для переквалификации содеянного им. Утверждается, что необоснованная переквалификация действий Согомоняна К.Ю. привела к осуждению его за менее тяжкое преступление, что повлекло назначение несправедливого, более мягкого наказания.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из приговора Нагатинского районного суда г. Москвы от 22 июня 2023 года, Согомонян К.Ю. был признан виновным в том, что он 6 мая 2022 года приобрел у неустановленного лица для последующего незаконного сбыта наркотические средства, расфасованные в удобную для сбыта упаковку: мефедрон массой не менее 229,27 гр. (5 пакетов и 26 свертков), а также производное N-метилэфедрона массой не менее 19,68 гр. (3 пакета), которые с целью дальнейшего сбыта хранил по месту своего проживания. Преступный умысел, направленный на незаконный сбыт наркотических средств, не был доведен до конца по независящим от него обстоятельствам, так как наркотические средства изъяты в жилище Согомоняна К.Ю. в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Изменяя приговор суда первой инстанции в части квалификации действий осужденного, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие умысел Согомоняна К.Ю. на сбыт наркотических средств, указав в кассационном определении, что сам факт обнаружения и изъятия наркотических средств в жилище Согомоняна К.Ю. об умысле на их сбыт не свидетельствует; какие-либо иные оперативно-розыскные мероприятия в отношении осужденного, которые могли бы подтвердить или опровергнуть информацию о его причастности к незаконному сбыту наркотических средств, не проводились.
По мнению судебной коллегии, количество (объем) наркотических средств, сами по себе, в отсутствие достаточной совокупности доказательств не могут свидетельствовать об умысле на сбыт указанных средств. При этом судебная коллегия сослалась на показания осужденного в судебном заседании, пояснившего, что он употребляет наркотические средства с 2007 года, суточная доза для него составляет примерно 10 г, изъятые у него наркотические средства он приобрел и хранил для личного употребления, все наркотические средства были приобретены им в уже в расфасованном виде, доказательств расфасовки наркотических средств самим осужденным в деле не имеется; лица, которым Согомонян К.Ю. ранее сбывал или намеревался сбыть наркотические средства, отсутствуют.
Между тем указанная позиция суда кассационной инстанции не учитывает разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 14 (в редакции от 16 мая 2017 года) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами", согласно которым о наличии у лица умысла на сбыт указанных средств, веществ, растений могут свидетельствовать, в том числе, их количество (объем), размещение в удобной для передачи расфасовке.
Как установлено по данному делу, Согомонян ранее осуждался за неоконченный сбыт наркотического средства в особо крупном размере, за организацию и содержание притона, приобретенные осужденным наркотические средства были расфасованы в удобную для сбыта упаковку, а общий объем наркотического средства многократно превышал потребности Согомоняна в индивидуальном потреблении даже с учетом его версии о суточной дозе в 10 г мефедрона.
При этом ссылка суда кассационной инстанции на отсутствие доказательств расфасовки наркотика самим Согомоняном не имеет значения для правовой оценки его действий, поскольку об умысле на сбыт может свидетельствовать не только подобная расфасовка самим виновным лицом, но и приобретение им с целью сбыта уже расфасованного наркотического средства.
Является обоснованным также указание в кассационном представлении на то, что Согомонян не имел постоянного источника дохода и это обстоятельство не было принято во внимание судом кассационной инстанции.
Данный довод в кассационном представлении приведен правомерно, поскольку подобное обстоятельство могло бы свидетельствовать о наличии у него возможности приобретать наркотические средства в большом количестве и впрок для личного употребления, в то время как отсутствие постоянного источника дохода свидетельствует об обратном.
Следовательно, отсутствие суждений со стороны кассационного суда по данному вопросу свидетельствует о необоснованности судебного постановления.
Вопреки выводам суда кассационной инстанции все обстоятельства, подлежащие доказыванию, были исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую оценку в приговоре.
С выводами суда первой инстанции о квалификации действий Согомоняна К.Ю. как покушения на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере согласился и суд апелляционной инстанции.
Ссылок на допущенные нарушения правил оценки доказательств судами первой и апелляционной инстанции суд кассационной инстанции не привел.
Вопреки возражениям стороны защиты в кассационном представлении ставится вопрос не о переоценке доказательств по делу, а указывается на ошибку в правовой оценке установленных судами первой и апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия соглашается с доводами кассационного представления об отмене в соответствии со ст. 401 6 УПК РФ кассационного определения по основаниям, ухудшающим положение осужденного, вследствие допущенного судом кассационной инстанции существенного нарушения уголовного закона, повлиявшего на исход дела, искажающего саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
Руководствуясь ст. 401 13, 401 14, 401 15 УПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 9 апреля 2024 года в отношении Согомоняна Карена Юриковича отменить, уголовное дело передать на новое кассационное рассмотрение в тот же суд иным составом.
Председательствующий: |
Земсков Е.Ю. |
Судьи: |
Шмотикова С.А. |
|
Эрдыниев Э.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2024 г. N 5-УДП24-49-К2
Опубликование:
-