Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2024 г. N 48-АД24-9-К7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Региональный таможенный представитель" Панькова А.В. на вступившие в законную силу определение судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 05 декабря 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 15 февраля 2023 года и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08 июня 2023 года об отказе в восстановлении срока уплаты административного штрафа в размере половины суммы наложенного постановлением судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 29 августа 2022 года административного штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Региональный таможенный представитель" (далее - общество)
установил:
постановлением судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 29 августа 2022 года общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения - 11 121 рубль 41 копейка.
02 ноября 2022 года директор общества обратился в районный суд с ходатайством о восстановлении срока уплаты административного штрафа в размере половины суммы назначенного административного штрафа.
Определением судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 05 декабря 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 15 февраля 2023 года и постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08 июня 2023 года, в удовлетворении указанного ходатайства отказано.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор общества Паньков А.В. выражает несогласие с судебными актами об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Постановлением судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 29 августа 2022 года общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, а именно: в ходе таможенного досмотра таможенным органом было выявлено расхождение по весу нетто товара, заявленного в таможенной декларации (заявлен вес 21 000 кг, фактический вес составил 21 040, 95 кг).
Указанным постановлением обществу за совершение названного административного правонарушения назначен административный штраф в размере 11 121 рубль 41 копейка.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 этой статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 названного Кодекса.
В силу части 1.3-3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1-8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 этого Кодекса. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 данного Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
Из материалов дела усматривается, что копия постановления судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 29 августа 2022 года направлена в адрес общества заказным письмом и получена им 01 ноября 2022 года, то есть по истечение двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Законный представитель общества обратился в Курчатовский районный суд г. Челябинска суд с ходатайством о восстановлении срока уплаты административного штрафа в размере половины суммы назначенного административного штрафа, которое определением от 05 декабря 2022 года оставлено без удовлетворения.
Оставляя без изменения указанное определение судьи районного суда от 05 декабря 2022 года судьи областного и кассационного судов исходили из того, что таможенный контроль не является одним из видов государственного контроля (надзора), что определено положениями Федеральных законов от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в связи с чем положения части 1.3-3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае не применимы.
Вместе с тем из положениями указанных законов установлено следующее.
Организация и осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях этого Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Виды государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля (далее также - вид контроля) устанавливаются в соответствии с частью 8 данной статьи (часть 7 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
Виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами. Виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 1 указанного Федерального закона).
Согласно части 5 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" положения этого закона не применяются к организации и осуществлению видов государственного контроля (надзора), в числе которых таможенный контроль.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3.1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" согласно которым положения этого закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в числе которых таможенный контроль.
Таким образом, положения указанных Федеральных законов не применяются при осуществлении таможенного контроля. При этом данные законы не устанавливают, что таможенный контроль не относится к государственному контролю (надзору).
При этом Федеральным законом от 03 марта 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что проведение таможенного контроля осуществляется таможенными органами в соответствии с Кодексом Союза. Порядок проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, в части, не урегулированной Кодексом Союза, или в предусмотренных им случаях определяется этим законом, а в части, не урегулированной Кодексом Союза и данным законом либо предусмотренной названным Федеральным законом, - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 289-ФЗ следует читать как "от 3 августа 2018 года"
В соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза таможенным контролем признается совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41 пункта 1 статьи 2).
Положения указанных норм и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере таможенного контроля, судами второй и кассационной инстанции не учитывались, в судебных актах не приведены, оценка им не дана.
Такое разрешение настоящего дела судебными инстанциями не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всесторонности, полноте и объективности выяснения обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Челябинского областного суда от 15 февраля 2023 года и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08 июня 2023 года, вынесенные по данному делу об административном правонарушении, нельзя признать законными, они подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в Челябинский областной суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
решение судьи Челябинского областного суда от 15 февраля 2023 года и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08 июня 2023 года об отказе в восстановлении срока уплаты административного штрафа в размере половины суммы наложенного постановлением судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 29 августа 2022 года административного штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Региональный таможенный представитель", отменить.
Направить данное дело на новое рассмотрение в Челябинский областной суд.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2024 г. N 48-АД24-9-К7
Опубликование:
-