Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2024 г. N 86-АД24-6-К2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу защитника Ларина Д.С, действующего в интересах Джаборова Д. на вступившие в законную силу постановление судьи Муромского городского суда Владимирской области от 9 февраля 2023 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2023 года, вынесенные в отношении Джаборова Джамшеда по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Муромского городского суда Владимирской области от 9 февраля 2023 года, оставленным без изменения постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2023 года, гражданин Республики Таджикистан Джаборов Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Ларин Д.С. выражает несогласие с судебными актами, вынесенными в отношении Джаборова Д. и просит об их отмене с прекращением производства по данному делу об административном правонарушении.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, в частности режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся, в том числе в нарушении правил миграционного учета.
За аналогичное административное правонарушение, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства повторно, установлена административная ответственность частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отношения в сфере миграционного учета и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников данных отношений, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской Федерации.
Как следует из положений Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ и неоднократно указано Конституционным Судом Российской Федерации, в том числе в Определениях от 16 декабря 2010 года N 1680-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1297-О-О, необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
Пунктом 1 части 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ установлено, что миграционный учет включает в себя, в том числе регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом.
При осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование сведений об иностранном гражданине, в том числе: вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; дата регистрации по последнему месту жительства и его адрес, даты регистрации и снятия с регистрации по предыдущим местам жительства и их адреса; дата постановки на учет по последнему месту пребывания и его адрес, даты постановки на учет и снятия с учета по предыдущим местам пребывания и их адреса; основания постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ установлено, что постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с данным Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 2 названной статьи.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.
Как усматривается из материалов дела, 8 февраля 2023 года в 12 часов 00 минут по адресу: ... выявлен гражданин Республики Таджикистан Джаборов Д., который повторно допустил нарушение правил миграционного учета, а именно получив 20 января 2023 года оформленный 6 января 2023 года вид на жительство в течение семи рабочих дней не подал заявление о регистрации по месту жительства в орган миграционного учета.
Вступившим в законную силу постановлением начальника ОВМ МО МВД России "Муромский" от 17 октября 2022 года гражданин Республики Таджикистан Джаборов Д. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении иностранного гражданина Джаборова Д. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его привлечения административной ответственности по названной норме постановлением судьи районного суда, с выводами которого согласился судья Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Данные обстоятельства иностранным гражданином по существу не отрицались и подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, объективно свидетельствующих о наличии у Джаборова Д. уважительных причин для пропуска установленного законом срока на подачу уведомления и препятствующих названному лицу своевременно исполнить требования миграционного законодательства Российской Федерации, не представлено, и судами не установлено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе виновность лица, совершившего противоправное деяние.
Деяние иностранного гражданина Джаборова Д. квалифицировано по части 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и миграционного законодательства Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы, указание в протоколе об административном правонарушении даты получения иностранным гражданином 6 января 2023 года (л.д. 4) вместо 20 января 2023 года не является существенным процессуальным нарушением, влекущим признание вынесенных судебных актов незаконными. При этом судьей районного суда при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении верно установлены фактические обстоятельства, в том числе и дата получения Джаборовым Д. вида на жительство.
Кроме того данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии в деянии иностранного гражданина состава вмененного административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что Джаборову Д. при составлении протокола об административном правонарушении не разъяснено право пользоваться помощью переводчика, опровергается материалами дела.
Как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела ему наряду с положениями статьи 51 Конституции Российской Федерации разъяснены его процессуальные права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что удостоверено его подписями (л.д. 3, 10, 52).
При этом Джаборов Д. собственноручно на русском языке указал в протоколе об административном правонарушении, что русским языком владеет, помощь переводчика не нужна (л.д. 4), а также в соответствующей расписке при рассмотрении в районном суде настоящего дела (л.д. 20).
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что Джаборов Д. владеет русским языком, на котором ведется производство по делу об административном правонарушении, понимал суть происходящего в ходе производства по делу, текст и смысл данных ему разъяснений, подписываемых документов.
Иные доводы поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы, в том числе о том, что срок подачи заявления о регистрации иностранного гражданина по месту жительства необходимо исчислять с даты его прибытия в место нахождения жилого помещения, являлись предметом проверки судьей кассационного суда общей юрисдикции и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебном постановлении.
Порядок и срок давности привлечения иностранного гражданина Джаборова Д. к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Муромского городского суда Владимирской области от 9 февраля 2023 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2023 года, вынесенные в отношении Джаборова Джамшеда по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ларина Д.С. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2024 г. N 86-АД24-6-К2
Опубликование:
-