Во исполнение федеральных законов от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", Указов Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", от 10.10.2019 N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания государственной информационной системы Московской области "Единая платформа голосовых помощников и речевой аналитики".
2. Управлению бухгалтерского учета, правовой и кадровой работы Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области обеспечить опубликование (размещение) настоящего распоряжения на официальном сайте Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Гиренко И.А.
Министр государственного управления, |
Н.В. Куртяник |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Министерства
государственного управления,
информационных технологий и связи
Московской области
от 01.07.2024 N 11-86/РВ-04
Концепция
создания государственной информационной системы Московской области "Единая платформа голосовых помощников и речевой аналитики"
Термины и обозначения
Обозначение |
Пояснение |
ВИС |
Ведомственная информационная система |
ГБУ МО "ЦРЦТ" |
Государственное бюджетное учреждение Московской области "Центр развития цифровых технологий" |
ГИС "ЕПГПРА", Система |
Государственная информационная система Московской области "Единая платформа голосовых помощников и речевой аналитики" |
ГП |
Голосовой помощник |
ДИТ |
Департамент информационных технологий города Москвы |
ЕИСОУ |
Единая информационная система оказания государственных и муниципальных услуг Московской области |
ЕИТО |
Единая инфраструктура технологического обеспечения Московской области |
ЖКХ |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
ЗАГС |
Управление записи актов гражданского состояния |
ИГП |
Интеллектуальный голосовой помощник, Модуль ГИС ЕИСОУ |
ИИ |
Искусственный интеллект |
ИТ |
Информационные технологии |
ККО |
Модуль ГИС ЕИСОУ Контроль качества работы операторов |
КЦ |
Контактный центр |
МСЗУ |
Массовые социально значимые услуги |
МФЦ |
Многофункциональный центр / Центр государственных услуг |
ОМСУ |
Органы местного самоуправления |
ПО |
Программное обеспечение |
ППО |
Прикладное программное обеспечение |
РПГУ |
Государственная информационная система Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области" |
ТЗ |
Техническое задание |
ФОТ |
Фонд оплаты труда |
ЦИО |
Центральные исполнительные органы Московской области и подведомственные им государственные учреждения |
I. Общие положения
1. Концепция создания ГИС "Единая платформа голосовых помощников и речевой аналитики" (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи, направления и ожидаемые результаты создания информационно-аналитического и телекоммуникационного обеспечения процессов автоматизированного обслуживания абонентов по голосовым (телефонным) каналам, расширения состава сервисов представляемых голосовыми помощниками, повышения эффективности автоматизированного обслуживания абонентов по голосовым (телефонным) каналам и процессов обслуживания абонентов операторами Контактных центров органов государственной власти Московской области.
2. Концепция разработана в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" и включает технико-экономическое обоснование реализации ГИС "Единая платформа голосовых помощников и речевой аналитики".
3. Концепция является документом технической документации на ГИС "Единая платформа голосовых помощников и речевой аналитики" и содержит обоснование вариантов построения Системы, условия и мероприятия по ее созданию, на основе которых принимается решение о необходимости и целесообразности создания Системы, формируются требования к ней, а также обеспечиваются единый контекст и взаимосвязь результатов реализации требований к Системе на последующих этапах ее жизненного цикла, в том числе при разработке технического задания на Систему. В Концепции приводятся в том числе:
1) результаты анализа нормативных правовых актов, методических документов, международных и национальных стандартов Российской Федерации, в соответствии с которыми разрабатывается Система;
2) классификация Системы в соответствии с требованиями о защите информации;
3) описание выявленных проблем, решение которых возможно средствами Системы, описание требований к Системе, включая определение допустимых затрат на разработку, ввод в действие и эксплуатацию Системы, описание эффекта, ожидаемого от создания Системы, условий создания и функционирования Системы, а также описание автоматизируемых процессов деятельности (как существующих, так и планируемых к реализации посредством создания Системы) и архитектуры Системы;
4) цели и задачи создания Системы, архитектура Системы, включая состав, выполняемые функции и взаимосвязи компонентов Системы, состав сведений, подлежащих размещению в Системе, обоснование выбранного варианта построения Системы;
5) показатели степени автоматизации процессов и их значений, которые должны быть достигнуты в результате создания Системы, а также критерии оценки достижения целей создания Системы;
6) оценка финансовых, трудовых и материальных ресурсов, необходимых для реализации требований, включая оценку указанных ресурсов для создания Системы, ввода ее в эксплуатацию и эксплуатации.
4. Обеспечение соответствия Системы требованиям законодательства Российской Федерации является основой разработки и реализации настоящей Концепции.
5. Основными направлениями реализации Концепции являются:
1) автоматизация процессов обслуживания абонентов по голосовым (телефонным) каналам и процессов обслуживания абонентов операторами Контактного центра за счёт внедрения голосовых помощников (диалоговых роботов);
2) расширение состава сервисов, обеспечивающих возможность автоматизированного обслуживания абонентов по голосовым (телефонным) каналам, а также повышение доли успешно отработанных звонков диалоговым роботом, без перевода вызовов на операторов КЦ;
3) обеспечение развития Системы в части контроля качества работы операторов КЦ за счёт разработки и внедрения инструментов речевой аналитики, позволяющих отслеживать ключевые показатели эффективности работы операторов.
II. Нормативно-правовая основа Системы
6. По результатам анализа нормативных правовых актов, методических документов, международных и национальных стандартов Российской Федерации было установлено следующее.
В соответствии с пунктом 36 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", к числу основных направлений развития российских информационных и коммуникационных технологий относится искусственный интеллект.
Согласно подпункту "е" пункта 55 указанной Стратегии, ее реализация обеспечивается, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 10.10.2019 N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (далее - Указ N 490) технологии искусственного интеллекта определены как совокупность технологий, включающих в себя компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и другие перспективные методы искусственного интеллекта.
Данным указом органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться положениями Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года при разработке и реализации стратегических направлений цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и иных документов.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474) к числу национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года отнесена цифровая трансформация.
Во исполнение Указа N 490 и Указа N 474 Правительством Российской Федерации были утверждены стратегические направления в области цифровой трансформации, предусматривающие внедрение технологий искусственного интеллекта в различных отраслях экономики, социальной сферы и государственного управления:
1) распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.03.2024 N 637-р;
2) распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.11.2023 N 3113-р;
3) распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.04.2024 N 842-р;
4) распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2023 N 2894-р;
5) распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.12.2023 N 3664-р;
6) распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.11.2023 N 3097-р;
7) распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.12.2021 N 3759-р;
8) распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2021 N 3883-р;
9) распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.03.2024 N 581-р;
10) распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.11.2023 N 3309-р;
11) распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.04.2024 N 959-р.
Концепцией проекта цифровизации городского хозяйства "Умный город", утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2020 N 866/пр "Об утверждении Концепции проекта цифровизации городского хозяйства "Умный город", в целях соблюдения принципа 4 "Доступность и удобство сервисов и услуг" предусмотрено применение голосовых помощников при формировании и использовании городской среды.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 30.07.2021 N 463 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий" утверждены соответствующие формы, предполагающие сбор информации о технологиях искусственного интеллекта, включая распознавание и синтез речи, в том числе голосовые помощники, различные системы для автоматического голосового обслуживания клиентов (технологии, преобразующие разговорную речь в машинно-читаемый формат); обработка естественного языка, в том числе виртуальные помощники, чат-боты (технологии, направленные на понимание языка и генерацию текста).
22.05.2023 Минэкономразвития России были утверждены "Методические рекомендации по внедрению процессного управления в деятельность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на основе базовой процессной модели" (далее - МФЦ), приложение N 48 к которым предусматривает использование голосовых помощников в деятельности МФЦ.
Стратегией в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 30.08.2022 N 908/30 "Об утверждении Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Московской области", предусмотрено внедрение "сквозных" цифровых технологий распознавания и синтеза речи, обработки естественного языка в различных отраслях экономики, социальной сферы и государственного управления.
Подпунктом "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 21.12.2023 г. N ПР-295 Правительству Российской Федерации совместно с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и Банком России при реализации мер по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года поручено уделить особое внимание удовлетворению растущего внутреннего спроса на товары и услуги, в том числе за счет повышения производительности труда, эффективности экономики и развития социальной сферы, в том числе путем внедрения принципов бережливого производства, автоматизации и роботизации процессов, широкого использования цифровых решений и технологий искусственного интеллекта.
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" на территории Московской области функционирует государственная информационная система Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области", МСЗУ Московской области реализуемые на базе государственной информационной системы Московской области "Единая информационная система оказания государственных и муниципальных услуг Московской области", могут обеспечиваться через взаимодействие граждан с Системой в части их предоставлении через голосовых помощников.
Учитывая изложенное, в целях становления информационного общества и достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года на территории Московской области, повышения производительности труда, эффективности экономики и развития социальной сферы на территории Московской области, необходимо создание ГИС "Единая платформа голосовых помощников и речевой аналитики".
7. Правовую основу настоящей Концепции составляют:
1) Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
2) Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
3) Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
4) Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
5) Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
6) постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество";
7) постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации";
8) распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.03.2024 N 637-р;
9) распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.11.2023 N 3113-р;
10) распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.04.2024 N 842-р;
11) распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2023 N 2894-р;
12) распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.12.2023 N 3664-р;
13) распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.11.2023 N 3097-р;
14) распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.12.2021 N 3759-р;
15) распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2021 N 3883-р;
16) распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.03.2024 N 581-р;
17) распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.11.2023 N 3309-р;
18) распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.04.2024 N 959-р;
19) Приказ Минстроя России от 25.12.2020 N 866/пр "Об утверждении Концепции проекта цифровизации городского хозяйства "Умный город";
20) "Методические рекомендации по внедрению процессного управления в деятельность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на основе базовой процессной модели", утвержденные Минэкономразвития России 22.05.2023;
21) постановление Правительства Московской области от 30.08.2022 N 908/30 "Об утверждении Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Московской области";
22) постановление Правительства Московской области от 04.10.2022 N 1059/35 "О досрочном прекращении реализации государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" на 2018 - 2024 годы и утверждении государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" на 2023 - 2030 годы".
III. Предпосылки создания Системы
8. Одной из приоритетных целей административной реформы, проводимой в Российской Федерации с 2000-х годов, является повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Показатели, характеризующие уровень удовлетворенности населения при получении государственных и муниципальных услуг, используются для оценки высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти и их руководителей, а также органов местного самоуправления.
9. Одной из основных составляющих реформирования процесса предоставления государственных и муниципальных услуг является развитие информационных и коммуникационных технологий на базе искусственного интеллекта.
10. Оптимизация процесса предоставления государственных и муниципальных услуг, их перевод в электронный вид привели к созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Сотрудники таких центров оказывают сотни видов консультационных услуг гражданам. Увеличение числа обращений граждан в отделения МФЦ Московской области послужило причиной разработки и создания голосового помощника, позволяющего многократно увеличить скорость обработки обращений граждан, снизить нагрузку на операторов, тем самым повысить удовлетворенность населения и сократить расходы государства по оказанию услуг.
11. Аналогичные голосовые помощники были внедрены и в других ЦИО, где существует потребность в обработке большого объёма обращений граждан, предоставления консультаций по различным видам государственных услуг и большие затраты на содержание персонала контакт-центров.
12. В настоящий момент в Московской области используются 6 голосовых помощников:
1) голосовой помощник "Светлана". Ведомственная принадлежность - Министерство здравоохранения. Общая стоимость закупки и сопровождения за период эксплуатации на август 2023 года составила 354 миллиона (ограниченная лицензия, закупки 2021 - 2023 года). Стоимость годового контракта на развитие и сопровождение в 2023 году составляет 109 миллионов рублей и 56 миллионов рублей - стоимость закупки ограниченных лицензий. За 2023 год принято 3 736 469 звонков. Стоимость начальной цены контракта на оказание услуг в 2024 году может составить 74 миллиона рублей на оказание услуг по сопровождению и 12 миллионов рублей на оказание услуг по адаптации ГП "Светлана";
2) голосовой помощник "Ольга". Ведомственная принадлежность - Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры. Общая стоимость закупки и сопровождения за период эксплуатации на август 2023 года составила 21 миллион рублей (контракт Мострансавто закупка 2023 года). Стоимость годового контракта на развитие и сопровождение в 2023 году составляет 3 миллиона рублей;
3) голосовой помощник "Галина". Ведомственная принадлежность - Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, функциональный заказчик - Государственное казенное учреждение Московской области "Московский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг". Общая стоимость закупки и сопровождения за период эксплуатации на август 2023 года составила 113 миллионов рублей (BSS, закупка 2022 года). Собственность Московской области, развернут в составе ЕИСОУ модуль ИГП. Стоимость годового контракта на развитие и сопровождение в 2023 году составляет 7 миллионов рублей и 50 миллионов рублей - стоимость закупки ограниченных лицензий;
4) голосовой помощник РПГУ. Ведомственная принадлежность - Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области. Общая стоимость закупки и сопровождения за период эксплуатации на август 2023 года составила 46 миллионов рублей (Медиалогия, закупка 2022 года);
5) голосовой помощник "Анна". Функциональный заказчик - ЗАГС. Общая стоимость закупки и сопровождения за период эксплуатации на август 2023 года составила 600 тысяч рублей (Ланит, закупка 2022 года).
13. Необходимо отметить, что практически все из указанных голосовых помощников являются разрозненными решениями, собственностью внешних организаций и требуют ежегодного проведения закупочных процедур на продление контрактов по обслуживанию и развитию.
14. Основными недостатками существующего подхода в развитии данного направления автоматизации представления государственных услуг населению Московской области являются:
1) длительный процесс согласования процедуры закупки требуемого решения, который зачастую сводит на нет потребность в самом решении;
2) высокая стоимость закупки предоставляемых услуг по разработке и сопровождению голосовых помощников;
3) сложность контроля и регулирования процесса разработки, доработки и настройки решения при изменениях в процессе (целях и задачах) оказания услуг;
4) увеличение нагрузки на ИТ инфраструктуру Московской области за счёт обращения различных внешних систем к системам находящимся в закрытом контуре ЕИТО.
15. Проведенный анализ решений по автоматизации представления услуг на базе голосовых помощников в других регионах Российской Федерации выявил, что лидерами в этом направлении являются Москва, Санкт-Петербург и Новосибирская область. В этих регионах решения оказываются на базе единой платформы, объединяющей в себе десятки и сотни сценариев, позволяющей оперативно подключать голосовых помощников для реализации потребностей ЦИО в автоматизации предоставления услуг гражданам. В Санкт-Петербурге и Новосибирской области решения на базе единой платформы разрабатываются и поддерживаются единым центром компетенции, в Москве для предоставления услуг на базе Единой платформы голосового помощника и речевой аналитики используется сервисная модель обслуживания, координацию осуществляет Единый Контакт Центр (ЕКЦ), структура ДИТ.
16. Новосибирская область:
1) создан Центр компетенций и экспертизы региона по ИИ и голосовым помощникам;
2) создана система голосового самообслуживания (ГИС СГС) - робот "Николай", к которому подключены: МФЦ, Министерство здравоохранения Новосибирской области (122), Министерство труда и социального развития Новосибирской области, Министерство юстиции Новосибирской области, Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Служба 112;
3) ГИС СГС обрабатывает более 200 сценариев по всем направлениям, более 7 миллионов звонков в год;
4) для граждан существует единая точка входа с единым голосовым помощником.
17. Санкт-Петербург:
1) создан Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр (ИАЦ);
2) внедряется система обработки естественной речи (Виртуальный помощник Аврора), к которой на настоящий момент подключены: МФЦ, Комитет по транспорту СПб;
3) система позволяет обрабатывать около 50 сценариев, более 2,5 миллионов звонков в год;
4) в планах развития стоит перевод других ведомств на единую платформу, внедрение речевой аналитики и перевод КЦ 122 на единую платформу голосового обслуживания.
18. Москва:
1) создан Единый Контакт Центр (ЕКЦ), структура ДИТ;
2) предоставление услуг осуществляется на базе Единой платформы голосового помощника и речевой аналитики, к которой подключены: Департамент здравоохранения города Москвы, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, Департамент образования и науки города Москвы, МФЦ, Mos.ru, Казначейство;
3) платформа обрабатывает более 500 сценариев, 26 миллионов звонков в год;
4) в связи с большой нагрузкой используют аутсорсинг со своими КЦ и ГП (интеграция с единой платформой).
19. Таким образом в данных регионах созданы предпосылки и условия для быстрого развития и создания сервисов, внедрения новых технологических решений, развитие своих компетенций и сокращения затрат на закупку и внедрение внешних решений.
20. Проведенный опрос среди ЦИО и анализ представленной информации (сведения предоставили 33 министерства и ведомства) показал, что в 2023 году в Московской области:
1) обработкой обращений граждан занимались 8 контакт центров;
2) количество обращений граждан на телефонные линии этих КЦ составило порядка 9,7 миллионов обращений в год;
3) потребность в голосовых помощниках испытывают 10 ЦИО, из которых 4 имеют собственный КЦ и 6 не имеют собственный КЦ;
4) оценочно затраты на КЦ (контракты и ФОТ) составляют порядка 326 миллионов рублей в год.
21. Среди ЦИО наиболее заинтересованных в автоматизации процессов представления услуг можно выделить 25 министерств и ведомства, для которых внедрение голосовых помощников на базе ГИС ЕПГПРА является актуальным и сможет принести существенный экономический эффект (Таблица 1).
Таблица 1. ЦИО, для которых планируется автоматизация предоставления услуг на базе ГИС ЕПГПРА
ЦИО |
Количество звонков в год (тыс.) |
1. Министерство здравоохранения Московской области |
4 468 |
2. Государственное казенное учреждение Московской области "Московский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" |
3 000 |
3. Министерство социального развития Московской области |
730 |
4. Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области |
303 |
5. Министерство по содержанию территорий и государственному жилищному надзору Московской области |
263 |
6. Министерство экологии и природопользования Московской области |
256 |
7. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области |
150 |
8. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области |
110 |
9. Государственное бюджетное учреждение Московской области "Единый миграционный центр Московской области" |
99 |
10. Министерство жилищной политики Московской области |
91 |
11. Главное управление ЗАГС Московской области |
66 |
12. Администрация Губернатора Московской области |
37 |
13. Государственное бюджетное учреждение Московской области "Центр мемориальных услуг" |
33 |
14. Министерство энергетики Московской области |
22 |
15. Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области |
15 |
16. Министерство имущественных отношений Московской области |
11 |
17. Министерство строительного комплекса Московской области |
5 |
18. Главное управление по обеспечению деятельности мировых судей Московской области |
5 |
19. Министерство образования Московской области |
4 |
20. Уполномоченный по правам человека Московской области |
2 |
21. Министерство экономики и финансов Московской области |
2 |
22. Министерство информационных и социальных коммуникаций Московской области |
1 |
23. Управление делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области |
1 |
24. Министерство физической культуры и спорта Московской области |
1 |
ИТОГО |
9 675 |
22. В этой связи особое значение для обеспечения процесса оказания услуг за счёт внедрения технологий искусственного интеллекта распознавания речи и речевой аналитики для ЦИО приобретает создание единой интеграционной платформы и центра компетенции на базе ГБУ МО "ЦРЦТ", которые позволят в короткие сроки разрабатывать и внедрять голосовых помощников для решения насущных задач стоящих перед ЦИО, а также формировать стратегические направления развития технологий искусственного интеллекта в рамках выполнения государственных программ, ведомственных целевых программ и взаимодействия с федеральными и региональными органами исполнительной власти, для повышение качества и доступности государственных услуг.
23. Учитывая, что Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области располагает технологиями разработки и создания интеллектуальных голосовых помощников и инструментов речевой аналитики на базе модулей ИГП и ККО в составе ГИС ЕИСОУ предлагается создание ГИС "ЕПГПРА" провести за счёт выделения указанных модулей в отдельную Систему.
IV. Цели и задачи создания Системы
24. Целью создания Системы является совершенствование системы государственного управления Московской области, автоматизации оказания государственных и муниципальных услуг, осуществление контроля оказания государственных и муниципальных услуг на территории Московской области.
25. Основными задачами создания Системы являются:
1) автоматизация процессов обслуживания абонентов по голосовым (телефонным) каналам и процессов обслуживания абонентов операторами Контактного центра за счёт внедрения голосовых помощников (диалоговых роботов);
2) расширение состава сервисов, обеспечивающих возможность автоматизированного обслуживания абонентов по голосовым (телефонным) каналам, а также повышение доли успешно отработанных звонков диалоговым роботом, без перевода вызовов на операторов КЦ;
3) обеспечение контроля качества работы операторов КЦ за счёт разработки и внедрения инструментов речевой аналитики, позволяющих отслеживать ключевые показатели эффективности работы операторов контактных центров.
26. Решение указанных задач позволит сократить трудозатраты ЦИО на закупку, разработку и поддержание голосовых помощников в целях обеспечения качества предоставления услуг, унифицировать процессы разработки и создания голосовых помощников, сократить время на их разработку и поддержку, обеспечить единую точку входа для обращения граждан по вопросам предоставления государственных услуг, сократить затраты на содержание персонала контакт центров, сконцентрировать отчётность по обращениям граждан и анализ тематик обращений в одной системе, гармонизировать данные о государственных и муниципальных услугах в целях обеспечения соответствия сведений и унификации подходов к их оказанию.
27. В результате создания Системы будут автоматизированы следующие процессы:
1) обслуживание абонентов диалоговым роботом, подразумевающее дополнительные вопросы робота для уточнения информации у абонента (консультационные сценарии) и/или настройка взаимодействия с ведомственными (внешними) информационными системами ЦИО в процессе диалога робота с абонентом (интеграционные сценарии);
2) контроль качества работы операторов КЦ за счёт разработки и внедрения инструментов речевой аналитики, позволяющих отслеживать ключевые показатели эффективности работы операторов.
V. Основные принципы создания и функционирования Системы
28. Создание Системы будет осуществляться на основе следующих базовых принципов:
1) принцип системности - Система является совокупностью подсистем (модулей), обеспечивающих реализацию необходимых функций в целом;
2) принцип совместимости - должна обеспечиваться преемственность и совместимость с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
3) принцип адаптивности - должна быть возможность гибкого изменения Системы в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации и потребностями пользователей;
4) принцип развития - должна обеспечиваться возможность развития Системы в соответствии с итерационным подходом к разработке информационных систем;
5) принцип экономической целесообразности - при разработке Системы должны использоваться решения, обеспечивающие достижение целей и задач создания Системы при оптимальном использовании материальных, трудовых и временных ресурсов.
29. Создание Системы предусматривает последовательный подход при внедрении на основе разработанных Технических требований (Технического задания).
VI. Архитектура Системы и ее функции
30. Общая архитектура Системы (Рисунок 2) представляет собой модули (реестры, компоненты, сервисы) и интеграционные сервисы, взаимодействующие между собой и иными информационными модулями и сервисами, платформами, в том числе внешними информационными ресурсами и системами, необходимыми для достижения цели создания Системы, реализации ее функций и эффективного функционирования.
31. Концептуально Система должна состоять из:
1) подсистемы взаимодействия с пользователем, предназначенной для обеспечения ввода и просмотра данных, хранящихся в Системе;
2) подсистемы контроля доступа, предназначенной для доступа к функциям и данным Системы работникам органов и организаций, задействованных в разработке и настройке модулей ИГП и ККО;
3) модуля ИГП, обеспечивающего разработку, настройку, поддержку и администрирование функционала голосовых помощников;
4) модуля ККО, обеспечивающего разработку систем контроля качества работы операторов контактных центров.
Рисунок 1. Общая архитектура
32. Основу модуля ИГП составит (Рисунок 2):
1) подсистема распознавания устной речи и распознавания намерения (ASR, SSM) - предназначена для распознавания устной речи в заданном звуковом сегменте путем ее перевода в текстовый формат и категоризации обращений абонентов (выявления намерения);
2) подсистема управления диалогом (D2S.Composer) - предназначена для обеспечения интерактивного обслуживания обращений абонентов без участия операторов в голосовом и текстовом (чат) канале, проектирования алгоритмов самообслуживания обращений абонентов, в соответствии с тематиками, и хранения, с возможностью оперативного поиска и просмотра, логов диалогов голосового и текстового каналов;
3) подсистема, обеспечивающая извлечение переменных атрибутов обращения (NER/NLU) - представляет собой графический пользовательский интерфейс для создания нового проекта, определения его модели (моделей), обучения модели, её проверки и развертывания для использования через RESTful API;
4) подсистема синтеза речи (TTS) - позволяет генерировать и загружать предзаписанные реплики диалогового робота для проектов с высокими требованиями к синтезу речи, а также корректировать произношение отдельных слов или фраз путем запроса к подсистеме синтеза речи, что позволяет произносить слова или фразы, содержащиеся в словаре подсистемы TTS заданным образом, предназначена для выполнения следующих функций: генерация аудиофайлов, корректировка ошибок и неточностей в синтезе, корректировка скорости и высоты синтезированной речи;
5) подсистема управления контентом - предназначена для добавления и редактирования данных;
6) подсистема речевой аналитики - предназначена для отображения записей голосовых и текстовых взаимодействий, отображения текстовых расшифровок голосовых взаимодействий, проведения автоматического анализа диалогов на основе количественно-временных и лексико-семантических параметров диалогов.
Рисунок 2. Детальная схема функциональной структуры
33. Основу модуля ККО составит (Рисунок 2):
1) подсистема транскрибации вызовов (STT) - предназначена для выявления параметров диалога, требуемых при дальнейшем анализе средствами модуля Речевой Аналитики. Представляет возможность сегментирования записи диалога на реплики агента и абонента, автоматического распознавания музыки и речи в сегментах (для фильтрации музыки), автоматического определения пола говорящего (мужской/женский голос);
2) подсистема контроля качества - представляет собой набор плагинов для работы с дополнительным функционалом подсистемы речевой аналитики, а также обеспечивает возможность оценивания диалогов операторов по заранее настроенным оценочным картам, назначения заданий на оценку контролерам качества и ведению статистики по оцененным диалогам для учёта в мотивации операторов;
3) модуль анализа данных - предназначен для формирования отчетных форм, сбора статистической и аналитической информации.
VII. Классификация Системы в соответствии с требованиями по защите информации
34. При создании и функционировании Системы должно быть обеспечено выполнение требований по обеспечению информационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применяемая система защиты информации должна обеспечивать целостность и доступность информации, хранящейся и обрабатываемой в ГИС "ЕПГПРА".
35. Определение уровня защищенности персональных данных в соответствии с пунктом 12 Требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", не проводится в связи с отсутствием необходимости обработки персональных данных в ГИС "ЕПГПРА".
36. В соответствии с приложением 1 к Требованиям о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденным приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (далее - Требования), ГИС "ЕПГПРА" предполагает следующие классификационные признаки:
1) уровень значимости (УЗ) информации - низкий;
2) масштаб Системы - региональный.
37. В соответствии с пунктом 4 приложения 1 к Требованиям, предполагаемый класс защищенности ГИС "ЕПГПРА" - "КЗ".
VIII. Описание эффекта и степени автоматизации, ожидаемых от создания Системы
38. Ожидаемый эффект от создания и внедрения ГИС "ЕПГПРА" для центральных исполнительных органов Московской области и организаций, участвующих в предоставлении услуг для жителей Московской области достигается за счет создания единого информационного пространства обработки обращений граждан, использования интеллектуальных голосовых помощников и средств речевой аналитики для обработки обращений, автоматизации процесса регистрации обращений в круглосуточном режиме без привлечения дополнительных ресурсов, на портале "Добродел" и в системе Единой Диспетчерской Службы, что позволит значительно снизить нагрузку, как на операторов колл-центров, занимающихся приемом и обработкой обращений, так и на сотрудников ЦИО.
39. Внедрение ГИС "ЕПГПРА" позволит многократно увеличить скорость обработки обращений граждан, тем самым повысить удовлетворенность населения и сократить расходы государства по оказанию услуг.
40. Экономия бюджета Московской области за счёт сокращения затрат на поддержку и обслуживание существующих в настоящий момент голосовых помощников потенциально составит не менее 100 миллионов рублей в год 1.
------------------------------
1 Разница между стоимостью годовых контрактов на развитие и сопровождение существующих ГП и годовым ФОТ центра компетенции на базе ГБУ МО "ЦРЦТ", обеспечивающего создание, сопровождение и развитие ГИС ЕПГПРА.
------------------------------
41. Предполагаемая степень автоматизации обращений граждан (обращения, которые голосовой помощник обрабатывает самостоятельно без участия оператора) должна составить 30%, что позволит обработать порядка 2,9 миллиона звонков в год без участия операторов. При минимальной стоимости обработки звонка оператором контакт-центра, равной 15 рублям за минуту разговора и средней продолжительности обработки оператором одного звонка (обращения), равной 3,1 минуты, сумма экономии по затратам на содержание персонала контакт центров может составить 135 миллион рублей в год.
42. Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, обеспечит достижение следующих показателей автоматизации процессов:
1) автоматическую обработку порядка 2,9 миллиона обращений граждан к органам государственной власти, в том числе обращений на конкретных исполнителей, в год;
2) снижение среднего времени назначения обращений граждан на исполнителя до нескольких часов;
3) круглосуточный прием и регистрацию обращений граждан во все дни, включая праздничные и выходные;
4) автоматизацию процесса оповещения граждан по статусу оставленных заявок и обращений не менее 80%;
5) повышение контроля за исполнением заявок, оставляемых гражданами по вопросам деятельности ЦИО;
6) снижение нагрузки на операторов КЦ и недопущение перегрузки экстренных служб при возникновении чрезвычайных ситуаций;
7) повышения степени контроля за работой операторов КЦ и сотрудниками ЦИО, принимающими обращения граждан;
8) раннее обнаружение роста негативного потенциала в обществе.
43. Создание ГИС "ЕПГПРА" позволит автоматизировать оказание услуг за счёт внедрения интеллектуальных ГП и средств речевой аналитики практически для всех сегментов деятельности включая: ЖКХ, государственные услуги, медицина, образование, общественный транспорт и дороги, строительство и других важных направлений, связанных с обеспечением населения услугами.
44. Ожидаемый эффект от внедрения ГИС "ЕПГПРА" для органов государственной власти также направлен на развитие концепции ЕЦУР (Единого Центра Управления Регионом), условно состоящей из трех пунктов: все знаем о проблемах региона, быстро решаем проблемы в соответствии с их категорией и выявляем истинные причины возникновения проблем.
IX. Оценка финансовых, трудовых и материальных ресурсов
45. Финансирование работ по созданию Системы осуществляется в рамках мероприятий D6.04. "Выполнение работ по созданию, внедрению, эксплуатации, техническому сопровождению информационных систем, ресурсов общесистемного и прикладного программного обеспечения в рамках государственного задания", D4.01 "Приобретение, установка, настройка, монтаж и техническое обслуживание сертифицированных по требованиям безопасности информации технических, программных и программно-технических средств защиты конфиденциальной информации и персональных данных, антивирусного программного обеспечения, средств электронной подписи, средств защиты информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры от компьютерных атак, а также проведение мероприятий по защите информации и аттестации по требованиям безопасности информации, объектов информатизации, автоматизированных систем, ЦОД, ЕИТО, РИС и ВИС", D2.03 "Модернизация и техническая поддержка ЕИТО на принципах "частного облака", включая телекоммуникационную инфраструктуру Правительства Московской области и аренду серверных стоек на технологических площадках коммерческих дата-центров для размещения оборудования ЕИТО" подпрограммы 2 "Развитие информационной и технологической инфраструктуры экосистемы цифровой экономики Московской области" государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" на 2023 - 2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 04.10.2022 N 1059/35 "О досрочном прекращении реализации государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" на 2018 - 2024 годы и утверждении государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" на 2023 - 2030 годы", и не требует увеличение объемов финансирования за счет средств бюджета Московской области.
46. При оценке ожидаемых затрат на создание Системы использовался затратный метод.
47. Расчет плановых затрат производился исходя из состава мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта, и включает затраты на оплату труда и обеспечение функционирования Системы вычислительными ресурсами и средствами защиты информации.
48. Расчет затрат на оплату труда произведен в соответствии с Положением об оплате труда работников ГБУ МО "ЦРЦТ", утвержденным постановлением Правительства Московской области от 19.04.2022 N 383/11.
49. Расчет затрат на создание ГИС "ЕПГПРА" произведен с учетом значений состава затрат на выполнение работ, выполняемых ГБУ МО "ЦРЦТ", утвержденных распоряжением Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 23.12.2022 N 11-250/РВ.
50. Оценка трудозатрат проводилась на основе опыта реализации проектов сотрудниками ГБУ МО "ЦРЦТ" по следующим направлениям работ:
51. Расчет затрат на разработку технических решений и рабочей документации на Систему осуществлялся в соответствии с потребностями в кадровых ресурсах для выполнения работ и получения результатов, представленных в Таблица 2.
Таблица 2 - Состав и результаты работ, необходимых для разработки технических решений и рабочей документации на ГИС "ЕПГПРА"
N п/п |
Наименование работ |
Результат |
|
Мероприятия по разработке технических решений и рабочей документации на Систему |
|
1 |
Разработка технического задания на часть (подсистему) Системы |
ТЗ на Систему |
2 |
Мероприятия по разработке технических решений |
Документы, описывающие технические решения в соответствии с требованиями ТЗ (пояснительная записка к эскизному/техническому проекту) |
3 |
Разработка рабочей документации на Систему |
Документация, содержащая сведения, необходимые для выполнения работ по вводу Системы в эксплуатацию и ее эксплуатации, порядка эксплуатации Системы (руководство пользователя, руководство администратора, программа и методика предварительных испытаний, программа и методика приемочных испытаний) |
52. Состав специалистов по ролям, необходимых для разработки технических решений и рабочей документации на Систему, представлен в Таблица 3.
Таблица 3 - Расчет ФОТ специалистов по ролям, необходимых для разработки технических решений и рабочей документации на ГИС "ЕПГПРА", затратным методом
Состав специалистов |
Расчет затрат |
|||
N п/п |
Роли специалистов |
Годовой ФОТ |
оценка трудозатрат, чел. х мес. |
ФОТ, руб. |
1 |
Руководитель проекта |
2 758 632,00 |
2 |
459 772,00 |
2 |
Руководитель группы аналитики |
2 344 836,00 |
4 |
781 612,00 |
3 |
Аналитик (Middle) |
1 103 460,00 |
1 |
91 955,00 |
4 |
Разработчик (Middle) |
1 103 460,00 |
1 |
91 955,00 |
5 |
Разработчик (Middle) |
2 068 968,00 |
1 |
172 414,00 |
6 |
Разработчик (Middle) |
1 793 112,00 |
1 |
149 426,00 |
7 |
Аналитик (Middle) |
1 103 460,00 |
1 |
91 955,00 |
8 |
Аналитик (Middle) - Технический писатель |
1 241 388,00 |
6 |
620 694,00 |
Итого |
2 459 783,00 |
53. Расчет затрат на разработку ПО ГИС "ЕПГПРА" осуществлялся в соответствии с потребностями в кадровых ресурсах для выполнения работ и получения результатов, представленных в Таблица 4.
Таблица 4 - Состав и результаты работ для разработки ПО ГИС "ЕПГПРА"
N |
Наименование работ |
Результат |
|
Мероприятия по разработке ПО |
|
1 |
Разработка сервиса администрирования (управление доступом, ролевой политикой, и т.д.) |
Разработанные функциональные модули и интеграционные сервисы |
2 |
Настройка сервиса хранения и обработки данных |
|
3 |
Настройка сервиса поиска и анализа данных |
|
4 |
Разработка веб-сервисов, сервисов визуализации (админ панель веб интерфейс) |
|
5 |
Разработка интеграции с ЕИСОУ |
|
6 |
Разработка интеграции с РПГУ |
|
7 |
Разработка интеграции с внешними системами для обеспечения автоматизации процессов оказания услуг голосовым помощником |
|
8 |
Доработка сценариев обработки обращений и инструментов речевой аналитики |
54. Состав специалистов по ролям, необходимых для разработки ПО ГИС "ЕПГПРА", представлен в Таблица 5.
Таблица 5 - Расчет ФОТ специалистов по ролям, необходимых для разработки 10 ГИС "ЕПГПРА", затратным методом
Состав специалистов |
Расчет затрат |
|||
N п/п |
Роли специалистов |
Годовой ФОТ |
оценка трудозатрат, чел. х мес. |
ФОТ, руб. |
1 |
Руководитель проекта |
2 758 632,00 |
2 |
459 772,00 |
2 |
Руководитель группы аналитики |
2 344 836,00 |
1 |
195 403,00 |
3 |
Аналитик (Middle) |
1 103 460,00 |
1 |
91 955,00 |
4 |
Разработчик (Middle) |
1 103 460,00 |
4 |
367 820,00 |
5 |
Разработчик (Middle) |
2 068 968,00 |
4 |
689 656,00 |
6 |
Разработчик (Middle) |
1 793 112,00 |
4 |
597 704,00 |
7 |
Аналитик (Middle) |
1 103 460,00 |
4 |
367 820,00 |
8 |
Разработчик (Middle) |
1 793 112,00 |
2 |
298 852,00 |
9 |
Разработчик (Middle) |
2 344 836,00 |
2 |
390 806,00 |
Итого |
3 459 788,00 |
55. Расчет затрат на ввод ГИС "ЕПГПРА" в эксплуатацию осуществлялся в соответствии с потребностями в кадровых ресурсах для выполнения работ и получения результатов, представленных в Таблица 6.
Таблица 6 - Состав и результаты работ для ввода ГИС "ЕПГПРА" в эксплуатацию
N п/п |
Наименование работ |
Результат |
|
Мероприятия по вводу в эксплуатацию |
|
1 |
Пусконаладочные работы |
Выполнены мероприятия, в том числе наладка технических средств и программного обеспечения частей Системы, загрузка информации в ее базу данных |
2 |
Регистрация Системы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации |
Внесение сведений о Системе в реестр информационных систем Московской области, оформление прав на использование компонентов Системы, являющихся объектами интеллектуальной собственности |
3 |
Проведение мероприятий по аттестации Системы требованиям защиты информации |
Наличие и содержание документов, определяющих мероприятия по защите информации в ходе эксплуатации Системы, реквизиты и электронная копия. Наличие и содержание документов по результатам проведения аттестационных испытаний, реквизиты документов (реквизиты аттестационных свидетельств и сертификатов), их электронные копии |
4 |
Проведение предварительных испытаний |
Перечень утвержденной документации по организации проведения испытаний, определяющей порядок, сроки, объемы, силы и средства для проведения испытаний (автономных, комплексных). Организационно-распорядительная документация по результатам предварительных испытаний |
5 |
Проведение опытной эксплуатации |
Организационно-распорядительная документации по организации проведения опытной эксплуатации, определяющей порядок, сроки, объемы, силы и средства для ее проведения. Организационно-распорядительная документация по результатам опытной эксплуатации |
6 |
Проведение приемочных испытаний |
Организационно-распорядительной документации по организации проведения приемочных испытаний, согласование и утверждение организационно-распорядительной документации по результатам испытаний и о возможности приемки Системы в промышленную эксплуатацию |
7 |
Разработка и утверждение правового акта (документа) о вводе системы в эксплуатацию |
Правовой акт (документ) о вводе системы в эксплуатацию |
56. Состав специалистов по ролям, необходимых для ввода Системы в эксплуатацию, представлен в Таблице 7.
Таблица 7 - Расчет ФОТ специалистов по ролям, необходимых для ввода ГИС "ЕПГПРА" в эксплуатацию, затратным методом
Состав специалистов |
Расчет затрат |
|||
N п/п |
Роли специалистов |
Годовой ФОТ |
оценка трудозатрат, чел. х мес. |
ФОТ, руб. |
1 |
Руководитель проекта |
2 758 632,00 |
2 |
459 772,00 |
2 |
Руководитель группы аналитики (Системный аналитик) |
2 344 836,00 |
1 |
195 403,00 |
3 |
Аналитик (Middle) |
1 103 460,00 |
2 |
183 910,00 |
4 |
Разработчик (Middle) |
1 103 460,00 |
1 |
91 955,00 |
5 |
Разработчик (Middle) |
2 068 968,00 |
1 |
172 414,00 |
6 |
Разработчик (Middle) |
1 793 112,00 |
1 |
149 426,00 |
7 |
Аналитик (Middle) |
1 103 460,00 |
1 |
91 955,00 |
8 |
Разработчик (Middle) |
1 793 112,00 |
1 |
149 426,00 |
Итого |
1 494 261,00 |
57. Расчет затрат на эксплуатацию и сопровождение осуществлялся в соответствии с потребностями в кадровых ресурсах для выполнения работ и получения результатов, представленных в таблице, представлен в Таблица 8.
Таблица 8 - Состав и результаты работ для эксплуатации и сопровождения ГИС "ЕПГПРА"
N п/п |
Наименование работ |
Результат |
|
Мероприятия по эксплуатации и сопровождению |
|
1 |
Промышленная эксплуатация |
Дата фактического начала и окончания применения по назначению системы. Наличие и содержание отчета о результатах эксплуатации системы за период. Реквизиты отчета и его электронная копия |
2 |
Сопровождение |
Наличие и содержание отчета о результатах сопровождения системы за период. Реквизиты отчета и его электронная копия |
58. Состав специалистов по ролям, необходимых для эксплуатации и сопровождения Системы, представлен в Таблица 9.
Таблица 9 - Расчет ФОТ специалистов по ролям, необходимых для эксплуатации и сопровождения ГИС "ЕПГПРА" затратным методом, на период 2024 - 2025 гг.
Состав специалистов |
Расчет затрат |
|||
N п/п |
Роли специалистов |
Годовой ФОТ |
оценка трудозатрат, чел. х мес. |
ФОТ, руб. |
1 |
Руководитель проекта |
2 758 632,00 |
15 |
3 448 290,00 |
2 |
Руководитель группы аналитики |
2 344 836,00 |
15 |
2 931 045,00 |
3 |
Аналитик (Middle) |
1 103 460,00 |
15 |
1 379 325,00 |
4 |
Аналитик (Middle) |
1 103 460,00 |
15 |
1 379 325,00 |
5 |
Разработчик (Middle) |
1 103 460,00 |
15 |
1 379 325,00 |
6 |
Разработчик (Middle) |
2 344 836,00 |
15 |
2 931 045,00 |
7 |
Разработчик (Middle) |
2 068 968,00 |
15 |
2 586 210,00 |
8 |
Разработчик (Middle) |
1 793 112,00 |
15 |
2 241 390,00 |
9 |
Разработчик (Middle) |
1 793 112,00 |
15 |
2 241 390,00 |
10 |
Специалист техподдержки |
1 103 460,00 |
15 |
1 379 325,00 |
11 |
Аналитик (Middle) - Технический писатель |
1 241 388,00 |
6 |
620 694,00 |
Итого |
22 517 364,00 |
59. Определение потребности в необходимых вычислительных ресурсах представлено в Таблица 10.
Таблица 10 - Расчет потребности в вычислительных ресурсах
N п/п |
Назначение сервера |
Процессор (vCPU) |
Оперативная память (vRAM) |
Дисковое пространство (vHDD) |
1 |
Тестовый сервер подсистемы управления диалогом |
2 |
6 |
100 |
2 |
Тестовый сервер распределения нагрузки |
1 |
2 |
40 |
3 |
Тестовый сервер подсистемы синтеза речи |
2 |
4 |
40 |
4 |
Тестовый сервер подсистемы распознавания устной речи |
6 |
8 |
40 |
5 |
Тестовый сервер подсистемы семантического анализа устной речи |
4 |
16 |
100 |
6 |
Тестовый сервер подсистемы работы с грамматиками |
2 |
2 |
40 |
7 |
Тестовый сервер подсистемы голосовой биометрии |
2 |
2 |
40 |
8 |
Тестовый сервер подсистемы речевой аналитики |
2 |
8 |
50 |
9 |
Тестовый сервер исходящих вызовов |
2 |
6 |
50 |
10 |
Сервер подсистемы управления диалогом |
24 |
64 |
1000 |
11 |
Сервер подсистемы управления диалогом |
24 |
64 |
1000 |
12 |
Сервер подсистемы управления диалогом |
24 |
64 |
1000 |
13 |
Сервер телефонии |
12 |
16 |
150 |
14 |
Сервер телефонии |
12 |
16 |
150 |
15 |
Сервер распределения нагрузки |
12 |
16 |
100 |
16 |
Сервер распределения нагрузки |
12 |
16 |
100 |
17 |
Сервер подсистемы распознавания устной речи |
12 |
16 |
100 |
18 |
Сервер подсистемы распознавания устной речи |
12 |
16 |
100 |
19 |
Сервер подсистемы распознавания устной речи |
12 |
16 |
100 |
20 |
Сервер подсистемы распознавания устной речи |
12 |
16 |
100 |
21 |
Сервер подсистемы распознавания устной речи |
12 |
16 |
100 |
22 |
Сервер машинного обучения семантических моделей |
16 |
32 |
200 |
23 |
Сервер машинного обучения семантических моделей |
16 |
32 |
200 |
24 |
Сервер подсистемы семантического анализа устной речи |
16 |
32 |
200 |
25 |
Сервер подсистемы речевой аналитики |
24 |
64 |
810 |
26 |
Сервер исходящих вызовов |
8 |
16 |
150 |
27 |
Сервер исходящих вызовов |
8 |
16 |
120 |
28 |
Сервер подсистемы синтеза речи |
16 |
32 |
300 |
29 |
Сервер подсистемы синтеза речи |
16 |
32 |
300 |
30 |
Сервер подсистемы работы с грамматиками |
2 |
2 |
40 |
31 |
Сервер подсистемы голосовой биометрии |
2 |
2 |
40 |
32 |
Сервер мониторинга |
4 |
14 |
40 |
33 |
Сервер подсистемы синтеза речи |
128 |
128 |
1000 |
ИТОГО |
459 |
792 |
7900 |
60. Расчет стоимости услуг по предоставлению вычислительных ресурсов и мощностей для разработки и эксплуатации Системы проводился на основе определения средней цены оборудования в соответствии с коммерческими предложениями поставщиков и представлен в #.
61. Таблица 11. Стоимость оборудования рассчитана с учётом оборудования, которое уже размещено в ЕИТО и используется для обеспечения функционирования модуля ИГП ЕИСОУ.
Таблица 11 - Стоимость услуг по предоставлению вычислительных ресурсов и мощностей для разработки и эксплуатации ГИС "ЕПГПРА"
|
Наименование оборудования |
Количество штук |
Цена, рублей |
Сумма, рублей |
1 |
Сервер вычислительный |
5 |
6 360 000,00 |
31 800 000,00 |
2 |
СХД (SSD) |
1 |
7 061 666,67 |
7 061 666,67 |
|
ИТОГО |
|
|
38 861 666,67 |
62. С учетом расходов на оплату труда для работников, непосредственно связанных с созданием Системы, общая расчетная сумма плановых затрат на создание программного обеспечения, внедрение, управление реализацией составила 48 855 512,21 рублей (Таблица 12).
Таблица 12 - Расчет сметной стоимости выполнения работ по созданию ГИС "ЕПГПРА" в 2024 г.
N п/п |
Статья затрат |
Стоимость работ, рублей (всего) |
1.1. |
Прямые расходы (Расходы на ФОТ + Отчисления в страховые фонды + Прочие прямые расходы) = пункты 1.1.1, 1.1.2 и 1.1.3 настоящей таблицы |
9 993 845,54 |
1.1.1. |
Расходы на ФОТ |
7 413 832,00 |
1.1.2. |
Отчисления в страховые фонды (Расходы на ФОТ * 30,2%) |
2 238 977,26 |
1.1.3. |
Накладные расходы (4,6% от ФОТ) |
341 036,27 |
1.3. |
Вычислительные ресурсы |
38 861 666,67 |
1.4. |
ИТОГО создание Системы |
48 855 512,21 |
63. С учетом расходов на оплату труда для работников, непосредственно связанных с сопровождением Системы, общая расчетная сумма плановых затрат на техническую поддержку и необходимое сопровождение на период 2024 - 2025 годов составила 30 353 406,67 рублей (Таблица 13).
Таблица 13 - Расчет сметной стоимости выполнения работ по эксплуатации ГИС ЕПГПРА на 2024 - 2025 годы
N |
Статья затрат |
Стоимость работ, рублей |
||
Всего |
2024 (3 месяца) |
2025 |
||
1.1. |
Прямые расходы (Расходы на ФОТ + Отчисления в страховые фонды + Прочие прямые расходы) = пункты 2.1.1, 2.1.2 и 2.1.3 настоящей таблицы |
30 353 406,67 |
6 182 240,74 |
24 171 165,94 |
1.1.1. |
Расходы на ФОТ |
22 517 364,00 |
4 586 232,00 |
17 931 132,00 |
1.1.2. |
Отчисления в страховые фонды (Расходы на ФОТ * 30.2%) |
6 800 243,93 |
1 385 042,06 |
5 415 201,86 |
1.1.3. |
Накладные расходы (4,6% от ФОТ) |
1 035 798,74 |
210 966,67 |
824 832,07 |
1.2. |
ИТОГО эксплуатация Системы |
30 353 406,67 |
6 182 240,74 |
24 171 165,94 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 1 июля 2024 г. N 11-86/РВ-04 "Об утверждении Концепции создания государственной информационной системы Московской области "Единая платформа голосовых помощников и речевой аналитики"
Опубликование:
сайт Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области (mits.mosreg.ru) 16 августа 2024 г.