Положение о XI Всероссийском конкурсе "Лучшая инклюзивная школа России-2024"
(утв. Министерством просвещения Российской Федерации 4 апреля 2024 г.)
Настоящее Положение определяет цели и задачи XI Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России-2024" (далее - Конкурс), порядок его организации, проведения, структуру испытаний, формат их проведения и критерии оценивания, подведения итогов и награждения победителей.
1. Общие положения
1.1. Организатором Конкурса является Министерство просвещения Российской Федерации (далее - Организатор Конкурса).
1.2. Оператором Конкурса является ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (далее - Оператор Конкурса).
1.3. Конкурс проводится в целях повышения активности:
дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций в развитии и внедрении практик инклюзивного образования;
отдельных общеобразовательных организаций (коррекционных школ) - в оказании методической поддержки инклюзивных образовательных организаций;
организаций отдыха детей и их оздоровления - в развитии и внедрении практик инклюзивного отдыха и оздоровления; в целях распространения позитивного опыта и трансляции инклюзивных практик/технологий.
1.4. Основными задачами Конкурса являются:
- аккумулирование и анализ существующих практик инклюзивного образования;
- аккумулирование и анализ существующих практик инклюзивного отдыха и оздоровления детей;
- аккумулирование и анализ существующих практик методической поддержки инклюзивного образования со стороны отдельных общеобразовательных организаций (коррекционных школ);
- привлечение внимания педагогического сообщества к включению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью в систему общего и дополнительного образования; детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья - в систему отдыха и оздоровления;
- привлечение внимания общественности к развитию инклюзивного подхода в системе образования и в организациях отдыха и оздоровления;
- актуализация вопросов, касающихся формирования готовности педагогов к инклюзивному образованию.
Номинации Конкурса
2.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:
- Лучший инклюзивный детский сад;
- Лучшая инклюзивная школа;
- Лучшая ресурсная организация по развитию инклюзивного общего образования;
- Лучшая инклюзивная организация отдыха детей и их оздоровления.
2. Участники Конкурса
2.1. В номинации Конкурса "Лучший инклюзивный детский сад" вправе принимать участие дошкольные образовательные организации, реализующие наравне с образовательными программами дошкольного образования адаптированные образовательные программы дошкольного образования, использующие в своей практике инклюзивные подходы в обучении и развитии воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
К участию в номинации Конкурса "Лучший инклюзивный детский сад" не допускаются:
- дошкольные образовательные организации - победители Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России", занявшие 1, 2 или 3 места за последние 5 лет;
- дошкольные образовательные организации, в которых есть только группы компенсирующей направленности.
2.2. В номинации Конкурса "Лучшая инклюзивная школа" вправе принимать участие общеобразовательные организации, реализующие наравне с образовательными программами начального общего, основного общего, среднего общего образования, адаптированные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), использующие в своей практике инклюзивные подходы в обучении и воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
К участию в номинации Конкурса "Лучшая инклюзивная школа" не допускаются:
- общеобразовательные организации - победители Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России", занявшие 1, 2 или 3 места за последние 5 лет в номинации "Лучшая инклюзивная школа";
- отдельные общеобразовательные организации, реализующие только адаптированные основные образовательные программы (коррекционные школы).
Здесь и далее по тексту нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.3. В номинации Конкурса "Лучшая ресурсная организация по развитию инклюзивного общего образования" вправе принимать участие отдельные общеобразовательные организации (коррекционные школы).
К участию в номинации Конкурса "Лучшая ресурсная организация по развитию инклюзивного общего образования" не допускаются организации - победители Всероссийского конкурса "Лучший ресурсный центр по поддержке образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья-2022", занявшие 1, 2 или 3 места.
3.4. В номинации Конкурса "Лучшая инклюзивная организация отдыха детей и их оздоровления" вправе принимать участие организации отдыха детей и их оздоровления, реализующие инклюзивные подходы к организации отдыха и оздоровления детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья вне зависимости от форм собственности.
К участию в номинации Конкурса "Лучшая инклюзивная организация отдыха детей и их оздоровления" не допускаются организации отдыха детей и их оздоровления - победители Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России", занявшие 1, 2 или 3 места в 2023 г.
3. Этапы проведения Конкурса
4.1. Конкурс проводится в два этапа:
- 1 этап (региональный) проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Срок проведения: не позднее 15 августа 2024 г.
- 2 этап (федеральный) проводится Оператором Конкурса по заказу Организатора Конкурса.
Федеральный этап Конкурса включает заочную и очную части конкурса:
1) заочная часть федерального этапа Конкурса проводится на основании оценки представленных конкурсных материалов, определенных настоящим Положением.
Сроки проведения: 4-25 сентября 2024 г. включительно.
2) очная часть федерального этапа Конкурса.
Срок проведения: 16-18 октября 2024 г.
Место проведения: город Москва, а также на дистанционной платформе.
4. Организационный комитет и жюри Конкурса
5.1. С целью организации проведения 2 (федерального) этапа Конкурса Оператором создается организационный комитет Конкурса (далее - Оргкомитет).
Оргкомитет состоит из председателя Оргкомитета, заместителя председателя Оргкомитета, ответственного секретаря, членов Оргкомитета.
Члены Оргкомитета осуществляют свою деятельность добровольно и на безвозмездной основе.
5.2. С целью оценки конкурсных материалов на 2 (федеральном) этапе Конкурса Оператором создается Жюри из числа экспертов в области инклюзивного образования, инклюзивного отдыха и оздоровления детей.
Из числа Жюри выбирается председатель Жюри, заместитель председателя Жюри и секретарь Жюри.
5.3. В рамках проведения заочной части федерального этапа Конкурса каждый пакет конкурсных материалов победителей регионального этапа Конкурса оценивают не менее 3-х членов Жюри.
По итогам ранжирования выбираются 20 лауреатов Конкурса в каждой номинации, которые проходят в очную часть федерального этапа Конкурса. Результаты ранжирования не публикуются.
5.4. В рамках проведения очной части федерального этапа Конкурса Жюри Конкурса определяются победители федерального этапа Конкурса, занявшие I, II и III место в каждой номинации.
Результаты ранжирования не публикуются.
5. Порядок проведения Конкурса
6.1. Участие в Конкурсе является добровольным и бесплатным. Проезд, проживание, питание и командировочные расходы участников очной части федерального этапа Конкурса, а также организация участия в режиме видео-конференц-связи обеспечиваются направляющей стороной.
6.2. Конкурс по всем номинациям проводится в 2 этапа.
6.3. Порядок проведения 1 (регионального) этапа Конкурса по номинациям "Лучший инклюзивный детский сад", "Лучшая инклюзивная школа" определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования с учетом следующих примерных критериев:
- обеспечение доступной архитектурной образовательной среды организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью;
- оснащение организации специальными средствами обучения и воспитания для обеспечения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью;
- наличие программ (подраздела в программе) развития инклюзивной образовательной среды организации;
- вариативность форматов организации инклюзивного образования;
- вариативность образовательных программ;
- наличие специалистов психолого-педагогического сопровождения в штате организации;
- наличие форм (программ) психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- наличие программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, ориентированных на вовлеченность всех участников образовательных отношений, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью;
- взаимодействие с другими государственными и негосударственными организациями с целью развития инклюзивного образования;
- описание успешного кейса инклюзивной практики/психолого-педагогической технологии;
- наличие успешного опыта в сфере развития и научно-методического сопровождения инклюзивного образования.
6.4. Порядок проведения 1 (регионального) этапа Конкурса по номинации "Лучшая инклюзивная организация отдыха детей и их оздоровления" определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей с учетом следующих примерных критериев:
- обеспечение доступной архитектурной среды организации отдыха и оздоровления для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
- материально-техническое оснащение организации для обеспечения качественного доступного отдыха и оздоровления детей;
- наличие у сотрудников организации отдыха и оздоровления (педагогических работников, вожатского корпуса) компетенций по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью;
- описание успешного кейса инклюзивной практики/технологии организации отдыха и оздоровления.
6.5. Проведение 1 (регионального) этапа Конкурса по номинации "Лучшая ресурсная организация по развитию инклюзивного общего образования" не предусмотрено.
6.6. Заочная часть федерального этапа Конкурса проводится в автоматизированной системе на сайте Конкурса и включает в себя оценку Жюри Конкурса представленных конкурсных материалов:
- анкеты участника федерального этапа Конкурса;
- презентации участника федерального этапа Конкурса;
- кейса инклюзивной практики/технологии/ресурсного обеспечения.
6.7. 10 участников в каждой номинации, набравшие наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам заочной части федерального этапа Конкурса по каждой номинации, объявляются лауреатами Конкурса и проходят в очную часть федерального этапа.
6.8. В рамках очной части федерального этапа Конкурса проводится очное представление имеющегося опыта организации инклюзивного образования, инклюзивного отдыха и оздоровления детей, ресурсного обеспечения по развитию инклюзивного образования.
Формат: публичная индивидуальная демонстрация практики организации инклюзивного образования/инклюзивного отдыха и оздоровления детей/системы ресурсного обеспечения по развитию инклюзивного образования.
Регламент: выступление участника Конкурса - до 10 мин, вопросы членов жюри и ответы участника Конкурса - до 5 мин.
6.9. Последовательность участников Конкурса в публичной индивидуальной демонстрации практики определяется жеребьевкой.
6.10. На основании ранжирования конкурсных работ с учетом набранных баллов Жюри Конкурса определяет победителей федерального этапа Конкурса, занявших I, II и III место в каждой номинации.
6.11. Все заседания Жюри оформляются соответствующими протоколами заседаний Жюри.
6. Представление документов и материалов для участия в Конкурсе
6.1. Заявки для участия во 2 (федеральном) этапе Конкурса по номинациям "Лучшая инклюзивная школа", "Лучший инклюзивный детский сад" и "Лучшая ресурсная организация по развитию инклюзивного общего образования" направляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Заявки для участия во 2 (федеральном) этапе Конкурса по номинации "Лучшая инклюзивная организация отдыха детей и их оздоровления" направляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
6.2. Заявки направляются одним официальным письмом с пометкой "Лучшая инклюзивная школа России-2024" на адрес электронной почты Оргкомитета Конкурса li-org@mail.ru в формате заархивированного пакета документов (формат *.zip или *.rar), включающего следующие материалы:
сопроводительное письмо с заявкой на участие в федеральном этапе Конкурса (Приложение 1);
анкету участника федерального этапа Конкурса (Приложение 2, 3, 4);
презентацию участника федерального этапа Конкурса;
описание кейса (инклюзивная практика/технология/ресурсное обеспечение) (Приложение 5).
Заявка на участие в федеральном этапе Конкурса после подтверждения получения заявки загружается организацией-участницей в Личный кабинет организации на портале Конкурса cabinet.Iish.mgppu.ru.
Презентация участника федерального этапа Конкурса предоставляется в формате *.pptx или *.pdf, количество слайдов - не более 20 или в инфографике, с включением видеоряда.
Презентация должна включать информационную заставку с наименованием образовательной организации/организации отдыха детей и их оздоровления/ресурсного центра инклюзивного общего образования, полным адресом (юридическим и фактическим (если отличается от юридического)), контактными данными руководителя.
В презентации должны быть использованы фотографии высокого разрешения, не сжатые конвертерами, может быть использовано не более 1 видео, иллюстрирующего реализуемую инклюзивную модель или систему ресурсного обеспечения (длительность видео не более 3-5 мин).
7.3. Прием заявок на участие во 2 (федеральном) этапе Конкурса осуществляется до 3 сентября 2024 г. включительно.
7.4. Оператор вправе отклонить заявку на участие во 2 (федеральном) этапе Конкурса в случае:
7.4.1. нарушения сроков предоставления заявки и (или) требований к оформлению заявки.
7.4.2. наличия документов в составе заявки, не соответствующих требованиям пункта настоящего положения о Конкурсе.
7.4.3. поступления более 1 заявки в одной номинации Конкурса от одного субъекта Российской Федерации;
7.4.4. направления заявки в адрес Минпросвещения России и/или его структурных подразделений.
7.5. Направленные материалы в составе заявки не возвращаются, не рецензируются и могут быть использованы при подготовке публикаций Конкурса.
7.6. Оценка материалов участника Конкурса в заочном туре федерального этапа проводится членами экспертной группы (жюри) конкурса на портале конкурса с автоматизированной обработкой результатов (подсчета баллов) и занесением результатов оценки в электронные протоколы членов экспертной группы (жюри).
7. Награждение победителей Конкурса
8.1. Победителям 1 (регионального) этапа Конкурса вручаются свидетельства участников регионального этапа Конкурса, вышедших на федеральный уровень.
8.2. Семь лауреатов (победителей заочной части федерального этапа Конкурса в каждой номинации) награждаются дипломами лауреатов Конкурса.
8.3. Победители Конкурса, занявшие II и III место в каждой номинации, награждаются дипломами победителей Конкурса и ценными призами в рамках торжественной церемонии награждения победителей Конкурса.
8.4. Победители Конкурса, занявшие I места в каждой номинации, награждаются плакеткой (дипломом) победителя Конкурса, ценным призом в рамках торжественной церемонии награждения победителей Конкурса.
Заместитель Министра |
Д.Е. Грибов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о XI Всероссийском конкурсе "Лучшая инклюзивная школа России-2024" (утв. Министерством просвещения Российской Федерации 4 апреля 2024 г.)
Опубликование:
-