Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 2 августа 2024 г. N 58-АД24-9-К9
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу защитника Якуниной Татьяны Сергеевны, действующей на основании доверенности в интересах директора общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" Дунисова Валерия Петровича на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 28 марта 2023 г. N 08-021/2023х, решение судьи Кировского районного суда г. Хабаровска от 14 июня 2023 г. N 12-513/2023, решение судьи Хабаровского краевого суда от 6 сентября 2023 г. N 21-714/2023 и постановление судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 декабря 2023 г. N 16-2672/2023, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (далее - ООО "Хабавтотранс ДВ", общество) Дунисова Валерия Петровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 28 марта 2023 г. N 08-021/2023х, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Хабаровска от 14 июня 2023 г. N 12-513/2023, решением судьи Хабаровского краевого суда от 6 сентября 2023 г. N 21-714/2023 и постановлением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 декабря 2023 г. N 16-2672/2023, директор ООО "Хабавтотранс ДВ" Дунисов В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию с применением положений статьи 4.1.1 названного кодекса в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Якунина Т.С. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении директора общества Дунисова В.П. по настоящему делу об административном правонарушении, заявляя об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 19 данного закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Такой порядок утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. N 1028 (далее - Порядок учета в области обращения с отходами) и устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 1).
Пунктом 6 данного порядка предусмотрено, что организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц.
В соответствии с частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения Дунисова В.П., являющегося директором ООО "Хабавтотранс ДВ" - регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности N 1 (Хабаровский край, г. Хабаровск, муниципальный район им. Лазо), постановлением должностного лица, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужил выявленный в период с 23 января 2023 г. по 13 февраля 2023 г. факт неисполнения обязанности по ведению надлежащего (полного, непрерывного и достоверного) учета полученных и переданных другим лицам отходов производства и потребления в нарушение требований пункта 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ, пунктов 1, 6 Порядка учета в области обращения с отходами.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.4 названного кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии директора общества Дунисова В.П. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия директора общества Дунисова В.П. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и подлежащего применению законодательства.
В настоящей жалобе защитник заявляет о необоснованности привлечения директора общества Дунисова В.П. к административной ответственности, утверждая, что учет переданных другим лицам и полученных от других лиц отходов ведется в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами.
В обоснование данного довода защитник указывает, что нормы названного порядка не обязывают вести такую отчетность непосредственно в журналах, обществом она осуществляется посредством оформления реестров актов взвешивания, УПД, ведения отчетов в форме документа Excel, содержащих все сведения о движении отходов, внесенные в отчеты на основании актов взвешивания и иных документов.
Приведенный довод был предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу, не нашел своего подтверждения и правомерно отклонен по мотивам, изложенным в обжалуемых актах.
Согласно пункту 15 Порядка учета в области обращения с отходами индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Из материалов дела следует, что в рамках проверки по требованию о предоставлении материалов учета в области обращения с отходами производства и потребления представлен только журнал образованных отходов и отчеты АО "Спецавтохозяйство" о принятых на полигоне захоронения твердых коммунальных отходах от операторов по транспортированию отходов ООО "Норма" и ООО "Уванта" на основании договоров на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов.
В срок, определенный в требовании, журнал учета отходов, переданных другим лицам и полученных от других лиц, не представлен, установлено, что такой журнал отсутствует.
При этом начальник отдела экологической отчетности и контроля ООО "Хабавтотранс ДВ" М. 13 февраля 2023 г. в рамках проверки пояснила, что журнал учета отходов, переданных другим лицам и полученных от других лиц, не ведется, поскольку это очень большой объем работы и нецелесообразно.
В ходе производства по делу на основании совокупности собранных доказательств объективно установлено, что в обществе, имеющем статус регионального оператора, директором которого является Дунисов В.П., не ведутся документы, необходимые для полного, непрерывного и достоверного учета переданных другим лицам и полученных от других лиц отходов.
Представление журнала учета движения таких отходов 27 февраля 2023 г., то есть после завершения проверки и в день возбуждения дела об административном правонарушении, не опровергает данный вывод и дает основания для критической оценки этого обстоятельства, в том числе с учетом приведенных выше объяснений начальника отдела экологической отчетности и контроля общества М.
В обжалуемых актах правильно отмечено, что невыполнение надлежащего (полного, непрерывного и достоверного) учета переданных другим лицам и полученных от других лиц отходов повлекло представление 31 января 2023 г. в Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора отчета 2-тп (отходы), содержащего недостоверные сведения относительно количества полученных и переданных для захоронения отходов.
Вопреки утверждению заявителя ведение учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов в силу требований Порядка учета в области обращения с отходами является обязательным, такой учет должен осуществляться ежедневно.
Утверждение заявителя о том, что журналы движения отходов в ходе проверки не запрашивались и не представлены в рамках ее проведения по причине неконкретности направленного в адрес общества требования, обоснованно оценено в обжалуемых актах как надуманное.
В требовании указано на необходимость в определенный срок представить для проведения проверки материалы учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Основания для признания данной формулировки не четкой, не конкретной отсутствуют, соответствующее указание не содержит неясности относительно материалов, которые следовало представить. Таких неясностей не должно было возникнуть у проверяемого регионального оператора, в том числе с учетом обязанностей в области обращения с отходами производства и потребления, возложенных на него законодательством в этой сфере.
В обжалуемых актах обоснованно отмечено, что отсутствие в требовании прямого указания на необходимость предоставления журнала учета отходов, переданных другим лицам и полученных от других лиц, препятствием к его предоставлению не являлось.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств. Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене состоявшихся по делу решений не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.4, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений статьи 4.1.1 названного кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном главой 30 названного кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 28 марта 2023 г. N 08-021/2023х, решение судьи Кировского районного суда г. Хабаровска от 14 июня 2023 г. N 12-513/2023, решение судьи Хабаровского краевого суда от 6 сентября 2023 г. N 21-714/2023 и постановление судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 декабря 2023 г. N 16-2672/2023, вынесенные в отношении директора ООО "Хабавтотранс ДВ" Дунисова В.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Якуниной Т.С. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 2 августа 2024 г. N 58-АД24-9-К9
Опубликование:
-