Определение СК по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2024 г. N 5-КГ24-57-К2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июля 2024 г. кассационную жалобу Сердечного Максима Вячеславовича, Сердечной Жанны Александровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Сердечной Л.В. и Сердечной Л.В. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 19 января 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 августа 2023 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2023 г.
по делу N 2-1008/2023 Хорошевского районного суда г. Москвы по иску Сердечной Жанны Александровны, действующей также в интересах несовершеннолетних Сердечной Л.В., Сердечной Л.В., и по иску Сердечного Максима Вячеславовича к Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Москве о восстановлении на учете очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., выслушав объяснения Сердечного Максима Вячеславовича, его представителя, а также представителя Сердечной Жанны Александровны адвоката Смирнова М.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Москве Бубновой С.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Сердечная Ж.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Сердечной Л.В.. и Сердечной Л.В., а также Сердечный М.В. обратились 30 сентября 2022 г. в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Москве (далее - Главное управление Росгвардии по г. Москве) о восстановлении на учете очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата).
В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то, что 5 декабря 2021 г. умер майор полиции Сердечный Вячеслав Юрьевич, проходивший службу в качестве ... по Западному административному округу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии России по г. Москве" (супруг Сердечной Ж.А. и отец Сердечного М.В., Сердечной Л.В. и Сердечной Л.В.).
Решением жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г. Москве от 14 апреля 2022 г. майор полиции Сердечный В.Ю. с семьей в составе четырех человек (Сердечный В.Ю., супруга Сердечная Ж.А., дочь Сердечная Л.В., года рождения, дочь Сердечная Л.В., ... года рождения) снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с утратой оснований для получения единовременной социальной выплаты (обеспеченность жилой площадью семьи сотрудника полиции с составом из четырех человек - 62,29 кв.м, 15,57 кв. м на человека, то есть более 15 кв.м на одного члена семьи). Основанием для принятия такого решения стало достижение Сердечным М.В. (сыном Сердечного В.Ю.), ... года рождения, 23-летнего возраста. Данное обстоятельство, по мнению жилищной комиссии, позволяет не учитывать Сердечного М.В. при расчете уровня обеспеченности жилой площадью членов семьи сотрудника полиции Сердечного В.Ю. в целях предоставления единовременной социальной выплаты.
С решением жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г. Москве от 14 апреля 2022 г. о снятии с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения семьи майора полиции Сердечного В.Ю. в составе четырех человек истцы не согласны, поскольку сын сотрудника полиции Сердечный М.В. в связи с достижением 23-летнего возраста утратил статус лица, подлежащего учету при расчете размера единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, однако не может не учитываться при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, приходящейся на членов семьи майора полиции Сердечного В.Ю.
Истцы просили суд признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г. Москве от 14 апреля 2022 г. о снятии с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения семьи майора полиции Сердечного В.Ю. в составе четырех человек, признать незаконным невключение в состав членов семьи Сердечного В.Ю. его сына Сердечного М.В. при определении уровня обеспеченности семьи общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановить на учете очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения семью майора полиции Сердечного В.Ю.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 19 января 2023 г. в удовлетворении исковых требований Сердечной Ж.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Сердечной Л.В., года рождения, Сердечной Л.В., ... года рождения, а также исковых требований Сердечного М.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 августа 2023 г. решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 19 января 2023 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2023 г. решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 19 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 августа 2023 г. оставлены без изменения.
В поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобе Сердечным М.В., Сердечной Ж.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Сердечной Л.В. и Сердечной Л.В., ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 10 апреля 2024 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 18 июня 2024 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на кассационную жалобу представителя Главного управления Росгвардии по г. Москве по доверенности Бубновой С.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, а также кассационным судом общей юрисдикции, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что майор полиции Сердечный В.Ю. состоял на учете Главного управления Росгвардии по г. Москве на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе пяти человек (он, супруга Сердечная Ж.А., сын Сердечный М.В., ... года рождения, дочь Сердечная Л.В., года рождения, дочь Сердечная Л.В., года рождения) с потребностью в жилой площади 27,71 кв.м.
На учет майор полиции Сердечный В.Ю. с семьей в составе пяти человек был поставлен 3 июля 2014 г. по решению комиссии Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления МВД России по г. Москве" по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При постановке на учет сотрудник полиции Сердечный В.Ю. с дочерьми был зарегистрирован по месту жительства в отдельной двухкомнатной квартире общей площадью 45,5 кв.м по адресу: ..., где также были зарегистрированы два человека - Уварова Н.П. (мать сотрудника, 1/2 доли в праве собственности) и Уваров В.Д. (отчим сотрудника). Сердечному В.Ю. принадлежит 1/2 доли в праве собственности на указанную квартиру, что составляет 22,75 кв.м.
Супруга Сердечного В.Ю. - Сердечная Ж.А. и сын Сердечный М.В. зарегистрированы по месту жительства в трехкомнатной квартире общей площадью 73,0 кв.м по адресу: ..., где также зарегистрированы два человека - Нищирикова Н.А. (сестра супруги сотрудника, 11/24 доли в праве собственности) и Степанов В.Д. (племянник), Сердечной Ж.А. принадлежит 13/24 доли в праве собственности на данную квартиру, что составляет 39,54 кв.м.
Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения), Сердечный В.Ю., Сердечная Ж.А., Сердечный М.В., Сердечная Людмила В., Сердечная Любовь В. на момент постановки на учет не имели.
Сердечный В.Ю. с дочерьми был временно зарегистрирован по месту жительства супруги и сына (по адресу: ...) с 13 мая 2014 г. по 12 мая 2019 г.
На дату постановки на учет обеспеченность семьи сотрудника полиции общей площадью жилых помещений составила 62,29 кв.м (12,46 кв.м на одного члена семьи из пяти человек).
Сердечный В.Ю. умер 5 декабря 2021 г.
В выписке из протокола N 7-2022 заседания жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г. Москве от 14 апреля 2022 г. указано, что в ... году сын Сердечного В.Ю. - Сердечный М.В. достиг 23-летнего возраста и в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" как член семьи утратил право состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Состав семьи сотрудника стал четыре человека. Обеспеченность семьи сотрудника полиции общей площадью жилого помещения - 62,29 кв.м (15,57 кв.м на одного члена семьи), то есть более 15 кв.м на одного члена семьи. Ввиду этого принято решение на основании подпункта "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, о том, что майор полиции Сердечный В.Ю. с семьей в составе четырех человек (он, супруга Сердечная Ж.А., дочь Сердечная Л.В., года рождения, дочь Сердечная Л.В., года рождения) снимается с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (утрата оснований для получения единовременной выплаты).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Сердечной Ж.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Сердечной Л.В., Сердечной Л.В., а также исковых требований Сердечного М.В. о признании незаконным решения жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г. Москве от 14 апреля 2022 г. о снятии с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения семьи майора полиции Сердечного В.Ю. и о восстановлении на таком учете, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку сын умершего сотрудника Сердечного В.Ю. - Сердечный М.В., ... года рождения, ... г. достиг 23-летнего возраста, то он как член семьи сотрудника утратил право состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обеспеченность семьи сотрудника из четырех человек жильем составила более установленной нормы - 15 кв.м на одного члена семьи, в связи с чем утрачены основания для получения истцами единовременной социальной выплаты.
Ссылаясь на эти обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г. Москве от 14 апреля 2022 г. о снятии семьи сотрудника полиции Сердечного В.Ю. с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является законным и оснований для восстановления на учете очередников семьи сотрудника полиции Сердечного В.Ю. в составе четырех человек не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не установила нарушения либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права или норм процессуального права, дополнительно отметив, что нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, относящие к членам семьи собственника жилого помещения детей независимо от возраста (статья 31), не подлежат применению к спорному правоотношению, поскольку в данном случае отношения регулирует специальный Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не имеющий такой нормы.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей распространяются в том числе положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ установлено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя при условии установления его нуждаемости в жилом помещении, определяемой по основаниям, перечисленным в пунктах 1-7 указанной нормы.
Так, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие данного федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями этого закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 1-4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ право на социальные гарантии, установленные этим федеральным законом членам семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицам, находящимся на иждивении сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, сохраняется за ними в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
При наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений (пункт 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты в редакции, действовавшей на день вынесения решения жилищной комиссии ответчика от 14 апреля 2022 г.).
В пункте 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты содержится перечень обстоятельств, при наличии которых сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты. В их числе утрата оснований для получения единовременной выплаты (подпункт "б" данного пункта Правил).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гарантии сотрудникам органов внутренних дел в сфере обеспечения жильем, предусмотренные Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", распространяются в равной мере на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и включают, в частности, такую социальную гарантию, как предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований при условии установления его нуждаемости в жилом помещении и с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Нуждаемость сотрудника в жилом помещении определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. При определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит суммарная площадь всех жилых помещений, занимаемых сотрудником и (или) проживающими совместно с ним членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Социальная гарантия в виде единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сохраняется за членами семьи сотрудника и в случае его смерти по причинам, названным в законе: гибель (смерть) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел. Члены семьи погибшего (умершего) сотрудника имеют право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, то есть при нуждаемости в жилом помещении.
Положения пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты содержат исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты. Среди них не имеется такого основания, как достижение возраста 23 лет детьми сотрудника, проживающими совместно с ним и стоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты в качестве членов его семьи.
Вместе с тем, по смыслу положений части 2 статьи 1 и части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ в их взаимосвязи, достигшие возраста 23 лет дети сотрудника, проживающие совместно с ним и стоящие на учете для получения единовременной социальной выплаты в числе членов его семьи (за исключением детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет), не учитываются в качестве членов семьи сотрудника при определении размера предоставляемой сотруднику единовременной социальной выплаты.
Нормативные положения, регламентирующие отношения по предоставлению сотрудникам и членам их семей единовременной социальной выплаты, судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела применены неправильно.
Признавая законным решение жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г. Москве от 14 апреля 2022 г. о снятии семьи сотрудника полиции Сердечного В.Ю. с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и отказывая в удовлетворении исковых требований Сердечной Ж.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Сердечной Л.В. и Сердечной Л.В., а также исковых требований Сердечного М.В., суды первой и апелляционной инстанций исходили лишь из того, что по достижении возраста 23 лет Сердечный М.В. как член семьи своего отца - сотрудника полиции Сердечного В.Ю. утратил право стоять на учете на получение единовременной социальной выплаты и учитываться в составе семьи сотрудника полиции Сердечного В.Ю. в целях определения уровня обеспеченности его семьи общей площадью жилого помещения, в связи с чем определили обеспеченность семьи сотрудника Сердечного В.Ю. жильем на одного человека более установленной нормы (15 кв.м).
Между тем судебные инстанции, делая такой вывод, не учли нормы жилищного законодательства Российской Федерации, устанавливающие основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, а также определяющие круг лиц, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения, и не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, касающуюся вопроса применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации при реализации сотрудником или членами его семьи права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, вследствие чего не определили действительные правоотношения сторон.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (часть 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В своих решениях, посвященных вопросам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения разным категориям граждан, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно выражал правовую позицию о том, что именно часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в ее нормативной связи с иными законоположениями призвана обеспечить реализацию принципа предоставления жилищных гарантий лишь реально нуждающимся в них лицам (определения от 28 июня 2022 г. N 1586-О, от 27 октября 2022 г. N 2804-О, от 28 февраля 2023 г. N 329-О, от 27 июня 2023 г. N 1555-О, от 20 июля 2023 г. N 2000-О, от 25 апреля 2024 г. N 1053-О и др.).
Конституционный Суд Российской Федерации, раскрывая природу и назначение жилищных гарантий, в том числе закрепленных в статье 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, обращал внимание на необходимость их предоставления лишь реально нуждающимся в них лицам (в том числе в составе семьи) и отмечал, что такое правовое регулирование соотносится с требованиями статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации и обеспечивает реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства (определения от 27 февраля 2018 г. N 473-О, от 26 ноября 2018 г. N 2989-О, от 29 января 2019 г. N 261-O, от 25 ноября 2020 г. N 2810-О, от 26 апреля 2021 г. N 687-О и N 701-О, от 20 июля 2021 г. N 1586-О, от 26 октября 2021 г. N 2222-О и др.).
Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что этим целям служат положения части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, предусматривающие предоставление социальной выплаты в качестве меры социальной поддержки сотрудникам, которые ни сами по себе, ни в качестве члена семьи не обеспечены жилыми помещениями на праве собственности или по договору социального найма, а также сотрудникам, обеспеченным такими помещениями, площадь которых ниже установленной нормы. По своей сути эти положения являются производными от требований, закрепленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 51 "Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" Жилищного кодекса Российской Федерации, являющегося системообразующим правовым актом в сфере жилищных отношений и жилищных гарантий (пункт 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2023 г. N 622-О).
Суды первой и апелляционной инстанций приведенные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации в их взаимосвязи с нормами специального законодательства, регулирующего предоставление единовременной социальной выплаты (Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ и Правил предоставления единовременной социальной выплаты), не применили, в связи с чем дали неправильную правовую оценку исковым требованиям истцов, что повлияло на разрешение спора по существу.
Судами не было принято во внимание, что уровень обеспеченности семьи сотрудника полиции (в данном случае Сердечного В.Ю.) следовало определять не только исходя из норм части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ о лицах, относящихся к членам семьи сотрудника, но и норм жилищного законодательства о том, кто относится к членам семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не содержащих требований к возрасту детей, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, при оценке уровня обеспеченности семьи общей площадью жилого помещения.
В результате нарушения норм права, регламентирующих спорные отношения, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении исковых требований истцов не учли обстоятельства того, что состав семьи сотрудника полиции Сердечного В.Ю. и обеспеченность его семьи жильем с момента постановки на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты (3 июля 2014 г.) и до дня принятия решения жилищной комиссией Главного управления Росгвардии по г. Москве о снятии семьи Сердечного В.Ю. с данного учета (14 апреля 2022 г.) не изменились.
Ввиду изложенного нельзя признать основанными на законе выводы судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Сердечной Ж.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Сердечной Людмилы В. и Сердечной Любови В., а также исковых требований Сердечного М.В. о признании незаконным решения жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г. Москве от 14 апреля 2022 г. о снятии с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения семьи майора полиции Сердечного В.Ю. в составе четырех человек, о признании незаконным невключения в состав членов семьи Сердечного В.Ю. его сына Сердечного М.В. при определении уровня обеспеченности семьи общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты, о восстановлении на учете очередников на получение данной выплаты.
Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе Сердечной Ж.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Сердечной Людмилы В. и Сердечной Любови В., а также Сердечного М.В. законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм материального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379 6 и частей первой - третьей статьи 379 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, высказав основанное на ошибочном толковании норм материального права суждение о том, что нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (статья 31, определяющая граждан, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения) не подлежат применению к спорному правоотношению.
При таких обстоятельствах решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 19 января 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 августа 2023 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2023 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов истцов, что согласно статье 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть приведенное выше и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390 14, 390 15, 390 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 19 января 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 августа 2023 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2023 г. по делу N 2-1008/2023 Хорошевского районного суда г. Москвы отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Хорошевский районный суд г. Москвы.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2024 г. N 5-КГ24-57-К2
Опубликование:
-