Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Митюковой А.В. с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в судебном заседании материалы административного производства N 3а-501/2024
по административному исковому заявлению Козлова Александра Сергеевича
об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
28 декабря 2001 года Правительством Свердловской области принято постановление N 859-ПП "О постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры" (далее - Постановление N 859-ПП).
Пунктом 147 Списка вновь выявленных памятников истории и культуры, находящихся на территории Свердловской области и принимаемых под местную государственную охрану (далее - Список) к памятникам архитектуры, расположенным на территории город Каменск-Уральский отнесен объект
147 |
Дом жилой |
конец XIX века |
ул. Ленина, 107 |
На момент рассмотрения настоящего административного дела нормативный правовой акт действует в редакции постановления Правительства Свердловской области от 14 февраля 2014 года N 84-ПП.
Козлов Александр Сергеевич (далее - административный истец, Козлов А.С.) обратился в Свердловский областной суд с административным иском, уточнив который в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), просит признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда Постановление (в действующей редакции) в части пункта 147 Списка.
Требования административного истца мотивированы тем, что Козлов А.С. на основании соглашения об отступном от 28 октября 2019 года является собственником нежилого здания, площадью 107 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Ленина, д. 107.
Ссылаясь на акт осмотра объекта культурного наследия, территории и зоны охраны объекта культурного наследия от 22 мая 2014 года, в котором указано, что "Дом жилой", конец XIX века, расположенный по адресу: ул. Ленина, д. 107 в г. Каменске-Уральском (далее - "Дом жилой"), ошибочно принят на охрану государства как памятник истории и культуры регионального значения, административный истец обратился с запросами в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, в Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа, в Каменск-Уральский филиал государственного бюджетного учреждения культуры Свердловской области, в МКУ "Архив Каменска-Уральского городского округа" с просьбой представить документы, подтверждающие присвоение зданию, расположенному по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Ленина, д. 107, статуса объекта культурного наследия в соответствии с нормативными документами, действующими на дату принятого объекта культурного наследия "Дом жилой" под государственную охрану.
Однако соответствующих документов представлено не было, запросы оставлены без исполнения.
В связи с этим административный истец полагает, что принятие объекта культурного наследия "Дом жилой" под государственную охрану было сделано в нарушение законодательства, поскольку экспертиза не проведена; учетная карточка со сведениями о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности вновь выявленного объекта культурного наследия, не представлена; акт технического состояния объекта недвижимости не составлялся; решение органом государственной власти об утверждении предмета охраны объекта недвижимости не принималось.
От Правительства Свердловской области поступили возражения на административный иск, в которых представитель Тертышный А.Н. просит в удовлетворении заявленных требований отказать на том основании, что интересы административного истца не нарушены; оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормам действующего законодательства; процессуальных нарушений при принятии Постановления N 859-ПП в редакции постановления Правительства от 14 апреля 2014 года N 84-ПП не имеется.
Вступившими в законную силу судебными актами N 3-69/2014, 3а-694/2021, 3а-168/2022 Список, являющийся приложением к оспариваемому нормативному правовому акту в действующей редакции, уже проверялся в судебном порядке.
Правительством Свердловской области был соблюден порядок, установленный, статьей 18 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры", поскольку Список был согласован с Министерством культуры Российской Федерации.
Включение объекта культурного наследия "Дом жилой" в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации означает, что в настоящее время в силу положений статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) "Дом жилой" относится к памятнику архитектуры регионального значения, и в отношении него действует режим охраны, предусмотренный указанным выше Законом.
От Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области поступил отзыв, в котором представитель Бочков П.Н. указал, что в 2017 году по результатам верификации объектов культурного наследия, принятых на государственную охрану в соответствии с законодательными актами СССР и РСФСР, Министерство культуры Российской Федерации зарегистрировало объект культурного наследия "Дом жилой" в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под N 66170946800005.
В документации, содержащей описание объекта культурного наследия "Дом жилой", отсутствует правовая неопределенность пункта 147 Списка и противоречие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку в Списке указывается исключительно наименование памятника, датировка и местонахождение, в то время как описание (состав) памятника не предусмотрено.
Представитель административного истца Буяльская О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила административный иск удовлетворить по изложенным в административном исковом заявлении основаниям с учетом доводов дополнительных пояснений.
Представители Правительства Свердловской области - Тертышный А.Н., Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области - Бочков П.Н., в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска по доводам отзывов.
Иные лица, участвующие в административном деле, - ГБУ Культуры Свердловской области "Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области", Министерство культуры Российской Федерации, явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
От ГБУ Культуры Свердловской области "Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области" поступили возражения, в которых представитель Филиппова А.А. просила в удовлетворении административного иска отказать на том основании, что исключение объекта культурного наследия из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляется в административном, а не в судебном порядке; актуальная историко-культурная ценность объекта культурного наследия "Дом жилой" подтверждена в рамках разработанной научно-проектной документации границ ее территории.
От Министерства культуры Российской Федерации поступили возражения, в которых указано следующее: в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации содержатся сведения об объекте культурного наследования регионального значения "Дом жилой".
Объект принят на государственную охрану на основании Постановления N 859-ПП и зарегистрирован Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Минкультуры России от 11 августа 2017 года N 99162-р.
Перечень сведений об объекте культурного наследия, подлежащих внесению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, определен пунктами 2, 3 статьи 20 Закона N 73-ФЗ.
Не подлежат внесению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации сведения об основаниях для принятия уполномоченным органом решения об отнесении объекта к числу памятников архитектуры, государственных историко-культурных экспертизах, а также иных историко-архивных изысканиях, необходимых для принятия соответствующего решения.
Поскольку "Дом жилой" признан и принят в качестве объекта культурного значения регионального значения, такой объект может быть исключен строго в соответствии с процедурой, установленной Законом N 73-ФЗ.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы настоящего административного дела, дела N 3-69/2014, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 2 и 3 статьи 44, пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Положениями статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 21 КАС РФ предусмотрено, что нормативный акт, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
Судом установлено по материалам административного дела, что на основании соглашения об отступном от 28 октября 2019 года административному истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое здание, площадью 107 кв. м., расположенное по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Ленина, д. 107.
Согласно пункту 3 соглашения об отступном на передаваемое имущество - на здание, площадью 107 кв. м, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Ленина, д. 107, наложены обеспечительные меры: охранное обязательство по сохранению объекта культурного наследия.
В Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированы ограничения прав и обременения объекта культурного наследия - здания площадью 107 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Ленина, д. 107. В качестве основания ограничения прав указано Постановление N 859-ПП.
Из Акта технического состояния объекта культурного наследия включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, составленного Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области от 19 апреля 2023 года, и письма от 19 июня 2023 года о направлении Акта в адрес административного истца следует, что здание, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Ленина, д. 107, является объектом культурного наследия регионального значения, состояние которого оценивается как удовлетворительное (требуется текущий ремонт с устранением локальных повреждений); административному истцу предложено направить в адрес Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области ответ, содержащий мотивированное обоснование корректировки состава и сроков работ, указанных в акте технического состояния.
При таком положении, суд приходит к выводу, что оспариваемое в части Постановление N 859-ПП затрагивает права и законные интересы административного истца, как одного из субъектов отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
При разрешении заявленных требований по существу применительно к положениям пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом обязанность доказывания названных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Правительством Свердловской области принято оспариваемое административным истцом Постановление N 859-ПП, приложением к которому является Список в пункт 147 которого, включен объект культурного наследия "Дом жилой".
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства Свердловской области", 2001, N 12-4.
На момент рассмотрения административного дела нормативный правовой акт действует в редакции постановления Правительства Свердловской области от 14 февраля 2014 года N 84-ПП.
Вступившими в законную силу судебными актами (решение Свердловского областного суда от 26 сентября 2014 года по делу N 3-69/2014; решение Свердловского областного суда от 23 апреля 2021 года по делу N 3а-138/2021 с учетом апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 4 августа 2021 года по делу N 66а-942/2021, решение N 3а-168/2022) установлено, что оспариваемое Постановление N 859-ПП принято в пределах предоставленных Правительству Свердловской области полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, порядка опубликования.
Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт, действующий на момент рассмотрения дела в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 14 февраля 2014 года N 84-ПП, принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя оспариваемую норму нормативного правового акта на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры в настоящее время, является Закон N 73-ФЗ.
В преамбуле к Закону N 73-ФЗ говорится, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.
Закон N 73-ФЗ устанавливает требования к государственной охране объектов культурного наследия, к выявлению объектов культурного наследия, их включению в реестр, в том числе к проведению государственной историко-культурной экспертизы.
В силу статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ организация проведения работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия, муниципальными органами охраны объектов культурного наследия.
Работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, могут осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических или юридических лиц за счет средств заказчика (пункт 1 статьи 16.1 Закон N 73-ФЗ).
Выполнение таких работ предполагает подготовку сведений об историко-культурной ценности, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками культурного наследия и включающую в себя: визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксацию объекта; сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта; изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 02 июля 2015 года N 1905 "Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия").
На момент принятия Постановления N 859-ПП на территории Российской Федерации действовал Закон РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и Закон СССР от 29 октября 1976 года N 4692-IX "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
Согласно статье 9 Закона СССР от 29 октября 1976 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры" памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственному учету.
Государственный учет памятников истории и культуры осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
Аналогичные положения приведены в статье 16 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
В статье 21 Закона СССР от 29 октября 1976 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры" закреплено, что вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, впредь до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Согласно статье 18 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры" отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников республиканского значения производилось Советом Министров РСФСР по представлению Министерства культуры РСФСР, а к категории памятников местного значения - Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР.
Постановлением Совмина СССР от 16 сентября 1982 года N 865 было утверждено Положение "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (далее - Положение).
В силу пункта 7 Положения на государственные органы охраны памятников в пределах их компетенции возлагаются осуществление государственного учета памятников истории и культуры; установление режима содержания и использования памятников истории и культуры, их территорий, историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий (мест) и зон охраны памятников.
В соответствии с пунктом 18 Положения, вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.
Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры (пункт 27 Положения).
Приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 года N 203 на основании Закона СССР от 29 октября 1976 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и Положения была утверждена Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры (далее - Инструкция).
Согласно пункту 6 Инструкции государственные органы охраны памятников в пределах их компетенции осуществляют государственный учет памятников истории и культуры. Государственный учет памятников истории и культуры включает в себя: выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников (пункт 9 Инструкции).
В пунктах 11 - 16 Инструкции разъяснено, что государственные органы охраны памятников проводят работу по выявлению объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
При получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (Приложение N 2).
Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций.
Список вновь выявленных объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры. Списки вновь выявленных объектов составляются по видам памятников по мере выявления объектов отдельно для каждого района (города), входящего в состав области, края, автономной республики, союзной республики, не имеющей областного деления. Объекты, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры.
Указанные списки направляются местными государственными органами охраны памятников в соответствующие государственные органы охраны памятников союзных республик, а также передаются в исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, местные органы строительства и архитектуры в целях обеспечения сохранности вновь выявленных объектов при отводе участков, планировке и застройке в районах их местонахождения.
Государственные органы охраны памятников организуют обследование и изучение включенных в списки вновь выявленных объектов, составление на них учетных документов (на каждый вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстративный материал).
Вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признается памятником истории и культуры путем включения его в соответствующий государственный список недвижимых памятников истории и культуры в зависимости от вида и категории охраны памятника (пункт 20 Инструкции).
Административный истец настаивает на том, что отсутствие письменных доказательств (заключения о возможности отнесения объекта недвижимости к памятникам истории и культуры, учетной карточки с отметкой в ней о проведении экспертизы), подтверждающих статус объекта недвижимости как памятника архитектуры регионального значения, свидетельствует о несоблюдении ответчиками установленной законом процедуры включения объекта культурного наследия "Дом жилой" в Список.
В ходе судебного заседания установлено, что в отношении объекта культурного наследия "Дом жилой" разработан проект границ территории, состоящий из трех томов и принят Приказ Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области от 18 марта 2020 года N 167, которым утверждены границы территории объекта культурного наследия "Дом жилой" и режим использования.
К проекту границ территории приложены копии протокола заседания отдела Свода памятников художественной культуры Государственного института искусствознания от 22 ноября 2000 года, в котором указано, что по результатам обсуждения и рассмотрения документов, представленных Правительством Свердловской области, на предмет постановки объектов городов Екатеринбурга, Каменска-Уральского, Нижнего Тагила и Нижней Туры под государственную охрану в качестве памятников истории и культуры: Перечня объектов, учетных карточек на них, заключения Научно-методического совета по охране памятников Свердловской области и др., принято решение о том, что указанные в Перечне объекты содержат признаки различных архитектурных стилей XIX - XX веков, имеют градостроительное значение, часть из них является авторскими работами известных архитекторов, поэтому они с полным правом могут быть отнесены к категории недвижимых памятников местного значения и взяты под государственную охрану.
Кроме этого, приложено заключение по учетной документации на объекты, представленные Правительством Свердловской области, на предмет отнесения их к категории памятников архитектуры, составленное старшим научным сотрудником отдела Свода памятников Государственного института искусствознания, куратором Уральского региона 23 ноября 2000 года, в котором указано, все объекты, указанные в Перечне, заслуживают отнесения к категории памятников истории и культуры (раздел архитектура). Они обладают признаками определенных художественных стилей, характеризуют то или иное время развития архитектуры или инженерной мысли, имеют подчас градостроительное значение, являются авторскими работами видных архитекторов.
Надлежащим образом заверенные копии протокола заседания отдела Свода памятников художественной культуры Государственного института искусствознания от 22 ноября 2000 года и заключение по учетной документации на объекты, представленные Правительством Свердловской области, на предмет отнесения их к категории памятников архитектуры, составленного старшим научным сотрудником отдела Свода памятников Государственного института искусствознания, куратором Уральского региона 23 ноября 2000 года приобщены в материалы административного дела N 3-69/2014, по результатам рассмотрения которого, Свердловским областным судом принято решение 26 сентября 2014 года, имеющее преюдициальное значение для рассмотрения настоящего административного дела.
Помимо указанных выше документов, существенное значение имеют доказательства, приобщенные к материалам дела N 3-69/2014, из содержания которых следует, что в связи с проведением работ по подготовке постановления Правительства Свердловской области "О постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры, находящихся на территории Свердловской области" 29 декабря 1998 года Областным государственным учреждением культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области" главе муниципального образования "Каменск-Уральский" был направлен на согласование список объектов в г. Каменске-Уральском и Каменском районе, рекомендуемых к постановке на государственную охрану.
Главой города Каменска-Уральского после ознакомления с вышеуказанным проектом постановления Правительства Свердловской области и протоколом заседания научно-методического Совета Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области был согласован список вновь выявленных объектов в г. Каменске-Уральском, рекомендованных на постановку на государственную охрану, о чем было сообщено письмом от 15 января 1999 года в Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области.
17 ноября 2000 года после проведения работ по выявлению, обследованию памятников, определению их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, составлению учетных документов объектов, находящихся на территории Свердловской области, проект постановления Правительства Свердловской области со Списком вновь выявленных памятников истории и культуры, находящихся на территории Свердловской области и принимаемых под местную государственную охрану, в г. Каменск-Уральский был направлен для рассмотрения и согласования в Министерство культуры Российской Федерации.
24 ноября 2000 года Министерством культуры Российской Федерации в лице отдела (инспекции) охраны недвижимых памятников истории и культуры с привлечением заключения Государственного института искусствознания был рассмотрен проект постановления Правительства Свердловской области и согласован указанный проект с прилагаемым Списком, в котором под номером 147 поименован "Дом жилой".
Таким образом, Правительством Свердловской области был соблюден порядок, установленный статьей 18 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры", поскольку Список был согласован с Министерством культуры Российской Федерации.
Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры признавались согласно пункту 21 Инструкции основным документом государственного учета и охраны памятников.
Непредставление административными ответчиками доказательств, подтверждающих проведение историко-культурной экспертизы данного объекта культурного наследия регионального значения, не может служить основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, поскольку на момент вынесения оспариваемого Постановления N 859-ПП законодательством не был регламентирован порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия; рецензии, научные исследования в тот период времени приравнивались к заключению эксперта.
С учетом изложенного суд считает, что составленное старшим научным сотрудником отдела Свода памятников Государственного института искусствознания, куратором Уральского региона заключение о наличии историко-культурной ценности поименованных в Списке объектов культурного наследия, среди которых указано здание - "Дом жилой", подтверждено, ввиду чего имелись законные основания для включения данного здания в перечень выявленных объектов культурного наследия Свердловской области.
Непредставление в материалы административного дела учетной карточки на объект культурного наследия "Дом жилой", паспорта объекта культурного наследия "Дом жилой" само по себе не отменяет историко-архитектурную ценность объекта и не является обстоятельством, свидетельствующим о несоблюдении процедуры постановки памятника на учет.
Согласно части 3 статьи 64 Закона N 73-ФЗ, памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры", относятся к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями названного Закона.
На основании положений пункта 3 статьи 64 Закона N 73-ФЗ "Дом жилой" зарегистрирован как объект культурного наследия регионального значения в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и значится под регистрационным номером N 66170946800005 в соответствии с Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 11 августа 2021 года N 99162-р.
Данное обстоятельство позволяет суду сделать вывод о том, что Министерство культуры Российской Федерации подтвердило законность отнесения рассматриваемого объекта к памятнику архитектуры регионального значения.
Суд оценивает критически и не принимает в качестве достоверных доказательств, представленные административным истцом ксерокопии технического паспорта на жилой дом и инвентарную карточку на дом, по улице Ленина 107, применительно к году постройки, а связи с тем, что указание на ввод в эксплуатацию "1917 год" и год постройки "до 1917 года" не подтверждают, и не опровергают, датировку.
На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении порядка включения здания - "Дом жилой" в список вновь выявленных памятников истории и культуры регионального значения под номером 147.
Ссылка административного истца на акт осмотра объекта культурного наследия, территории и зоны охраны объекта культурного наследия от 22 мая 2014 года и приложенное к административному иску письмо Областного государственного учреждения культуры Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области от 29 мая 2007 года в которых указано, что "Дом жилой" принят на охрану государства как памятник истории и культуры ошибочно, не может повлиять на законность оспариваемого в части нормативного правового акта.
В силу статьи 23 Закона N 73-ФЗ административный истец не лишен возможности исключить спорный объект из реестра объектов культурного наследия, с соблюдением установленных этой статьей процедур.
Исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 23 Закона N 73-ФЗ).
Однако при рассмотрении настоящего административного дела таких обстоятельств установлено не было.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом правовых норм, действующих в период принятия оспариваемого в части Постановления N 859-ПП (в редакции от 14 февраля 2014 года N 84-ПП), а также установленных фактических обстоятельств и имеющихся доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения административного иска, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт в части включения в Список под номером 147 объекта культурного наследия регионального значения - "Дом жилой" не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, принят уполномоченным органом исполнительной власти в пределах компетенции с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативных правовых актов, установленной процедуры принятия и правил введения нормативного правового акта в действие.
Суд также обращает внимание на то, что административным истцом при обращении с административным иском неверно определен процессуальный статус Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, поскольку указанное лицо не принимало участия в подготовке и издании Постановления N 859-ПП, таким образом, является ненадлежащим административным ответчиком по рассматриваемому административному делу.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ понесенные административным истцом расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд, возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Козлова Александра Сергеевича о признании не действующим в части постановления Правительства Свердловской области от 28 декабря 2001 года N 859-ПП "О постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры" (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 14 февраля 2014 года N 84-ПП).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2024 года
Судья |
С.Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 24 мая 2024 г. N 3а-501/2024 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Постановления Правительства Свердловской области от 28.12.2001 N 859-ПП "О постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры"
Опубликование:
сайт Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)