Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 446411-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Проект) рассмотрен по инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее - Совет).
Проект внесен в Государственную Думу группой депутатов Государственной Думы и сенаторов Российской Федерации и находится на стадии предварительного рассмотрения.
Согласно пояснительной записке целью Проекта является создание условий для "обеспечения ликвидности цифровых прав, прозрачности их ценообразования, возможности приобретения и отчуждения цифровых прав без изменения привычного для инвестора способа управления своими инвестициями". В Проекте указанная цель реализуется посредством расширения возможности оборота ценных бумаг на цифровые права. Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о привлечении инвестиций) в отношении утилитарных цифровых прав уже предусмотрен схожий механизм, который предусматривает возможность обездвижения цифровых прав в рамках информационной системы и выдачи бездокументарных ценных бумаг (цифровых свидетельств), удостоверяющих указанные цифровые права, для их последующего обращения на организованном рынке.
Помимо внесения изменений в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) Проектом вносятся изменения в другие федеральные законы: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ЦФА), а также в Закон о привлечении инвестиций.
Следует отметить, что задачи, изначально поставленные при разработке Закона о ЦФА и состоявшие в обеспечении правовых условий для привлечения инвестиций в цифровые активы и создания специального режима организации их оборота, так и не были достигнуты. В результате цифровые активы способны к обороту исключительно внутри собственных информационных систем, что не позволяет использовать их в качестве инструмента инвестирования. Проект нацелен на преодоление сложившейся ситуации за счет введения в законодательство о рынке ценных бумаг нового вида ценных бумаг, разрешенного к обороту - неэмиссионной бездокументарной ценной бумаги, удостоверяющей принадлежность ее владельцу цифрового права (цифровое свидетельство).
Содержание Проекта вызывает следующие замечания.
1. Условия осуществления прав, удостоверенных цифровым свидетельством как видом бездокументарной ценной бумаги, довольно сложны для понимания большинства участников оборота, поскольку такая бумага удостоверяет принадлежность ее владельцу цифрового права, которое, появившись в рамках информационной системы на определенных условиях и оставаясь внутри нее, в свою очередь удостоверяет право на иной объект (вещь, денежное или иное требование к кому-либо и пр.).
Существо этой новой ценной бумаги, а также порядок получения тех благ, которые в конечном счете она дает возможность получить, как минимум требуют специального разъяснения в отношении инвесторов. При таких обстоятельствах в отношении указанных ценных бумаг законодательство должно предусматривать особые меры защиты прав и интересов инвесторов и иных заинтересованных лиц. Такими мерами могут быть, в частности, правила о предоставлении и раскрытии информации, в том числе о лице, выдавшем цифровое свидетельство, об условиях выдачи, правах, удостоверяемых такими свидетельствами, и особенностях их осуществления.
Очевидно, что все правила и ограничения, связанные с защитой прав и интересов розничных инвесторов, включая правила об их допуске на рынок цифровых активов, должны быть применимы и к вводимому разработчиками Проекта инструменту.
2. Проект не описывает объем прав и полномочий владельца цифрового права и депозитария исчерпывающим образом.
В частности, в проектируемом подпункте 31 пункта 1 статьи 2 Закона N 39-ФЗ, определяющем понятие "цифровое свидетельство", указано, что цифровым правом имеет возможность распоряжаться депозитарий. При этом проектируемый пункт 3 статьи 8.11 Закона N 39-ФЗ устанавливает, что "депозитарий, выдавший цифровое свидетельство, не вправе до его погашения распоряжаться цифровым правом, в отношении которого оно выдано". Вероятно, в обоих случаях слово "распоряжаться" использовано разработчиками Проекта в разных смыслах, что нельзя признать верным. В связи с этим целесообразно более определенно описать объем прав владельца цифрового свидетельства и депозитария в отношении цифровых прав.
3. Опыт регулирования оборота аналогов цифровых прав на иностранных рынках ценных бумаг показывает, что такие аналоги выводятся на рынок ценных бумаг посредством финансового инструмента ETF (exchange-traded fund), который по своей природе схож с инвестиционным паем биржевого паевого инвестиционного фонда. Однако и биржевой инвестиционный фонд, и инструмент ETF, реализуемый в рамках зарубежного опыта, как правовые феномены изучены мало, а действующее законодательство о функционировании биржевых инвестиционных фондов в России свидетельствует скорее о разделении этих двух категорий. В этой связи при проработке правовых механизмов оборота тех инструментов, которые будут "содержать внутри" цифровые права, необходимо исследовать вопросы их правовой природы, сопоставить со сходными правовыми моделями, в том числе моделями инвестиционных паев, и отразить в законодательстве положения, отвечающие природе новых инструментов.
х х х
Вывод: проект федерального закона N 446411-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требует доработки с учетом высказанных замечаний.
Председатель Совета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.