Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 489384-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Проект) рассмотрен по инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее - Совет).
Проект внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации вместе с проектом федерального закона N 489386-8 "О внесении изменений в статью 250 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Проект о статье 250 ГК РФ) и находится на стадии предварительного рассмотрения.
Согласно пояснительной записке Проект вместе с Проектом о статье 250 ГК РФ подготовлены с учетом правоприменительной практики во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2023 г. N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 250 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Шеставина" (далее - Постановление N 23-П). Проект направлен на обеспечение возможности сохранения преимущественного права покупки за лицами, являющимися с должником сособственниками имущества, при реализации имущества в рамках дела о банкротстве.
Проект в первоначальной редакции, до его внесения в Государственную Думу, рассматривался Советом (Экспертное заключение от 15 августа 2023 г. N 232/оп-6/2023 по проектам федеральных законов "О внесении изменения в статью 250 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и "О внесении изменений в статьи 111 и 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", далее - Экспертное заключение).
По итогам рассмотрения законопроектов Совет высказал замечания и сделал вывод о необходимости их доработки.
В представленной редакции Проект существенным образом переработан. Проект предлагает: дополнить статью 111 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) новыми пунктами 7 - 10, регулирующими условия и порядок реализации преимущественного права при продаже доли должника в праве общей собственности на торгах; в пункте 3 статьи 139 Закона о банкротстве слова "пунктом 3 статьи 111" заменить словами "пунктами 3, 7 - 10 статьи 111"; статью 213.26 Закона о банкротстве дополнить пунктом 7 о преимущественном праве супруга должника на приобретение жилого помещения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду новый абзац пункта 7 статьи 213.26 указанного Закона
Вместе с тем новые предложения, содержащиеся в рассматриваемой редакции Проекта, вызывают замечания, а Проект, как и Проект о статье 250 ГК РФ, по-прежнему не может быть рекомендован к принятию.
1. Сохраняется необходимость всесторонней проработки концепции Проекта и Проекта о статье 250 ГК РФ, на что обращено внимание в Экспертном заключении Совета по проекту федерального закона N 489386-8 "О внесении изменений в статью 250 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Необходимо унифицировать подходы применительно ко всем случаям, когда кредиторы инициируют юрисдикционные процедуры, нацеленные на предоставление им удовлетворения за счет доли в праве, а также принять во внимание правовую позицию, содержащуюся в пункте 2 резолютивной части Постановления N 23-П, где указывается на необходимость применения гарантий прав участников долевой собственности, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 255 ГК Российской Федерации.
Проработка концепции и формулирование норм, определяющих процедуры реализации преимущественного права в указанных случаях должны осуществляться одновременно и во взаимосвязи с доработкой Проекта о статье 250 ГК РФ.
2. Представленная редакция Проекта свидетельствует о наличии в нем серьезных внутренних противоречий, связанных с недостатками его концепции.
2.1. По смыслу абзаца третьего пункта 7 статьи 111 Закона о банкротстве в редакции Проекта участник отношений долевой собственности имеет право купить долю в праве общей собственности по минимальной цене, если в результате проведения торгов посредством публичного предложения доля в праве общей собственности не была реализована по минимальной цене иному лицу.
Остается без ответа прежде всего вопрос о понятии минимальной цены и порядке ее определения. В статье 139 Закона о банкротстве описана процедура проведения торгов посредством публичного предложения, согласно которой при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. Эти положения не содержат понятия "минимальная цена".
Понятие минимальной цены продажи жилого помещения, присутствующее в подпункте 4 пункта 5 статьи 61.6-1 Закона о банкротстве, явно неприменимо к рассматриваемой норме Проекта, так как касается частного случая (продажа жилого помещения, сделка по приобретению которого признана недействительной).
Неясно также, имеет ли участник долевой собственности преимущественное право покупки доли на торгах посредством публичного предложения в случае, если доля реализована по цене, выше минимальной, а также почему разработчики Проекта не предоставляют участнику долевой собственности преимущественное право покупки доли по минимальной цене при продаже доли в праве общей собственности посредством публичного предложения.
2.2. Согласно абзацу третьему пункта 8 статьи 111 Закона о банкротстве в редакции Проекта в случае, если число участников долевой собственности превышает двадцать, надлежащим извещением участников долевой собственности о намерении продать долю в праве общей собственности на торгах и о преимущественном праве покупки продаваемой доли признается опубликование сообщения о таком преимущественном праве в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ).
В то же время согласно части 4.1 статьи 42 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) в случае, если число участников долевой собственности на недвижимое имущество превышает двадцать, вместо извещения в письменной форме остальных участников долевой собственности продавцом доли в праве общей собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу может быть размещено извещение об этом на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (http://www.rosreestr.gov.ru/). Данное правило не распространяется на извещения о продаже доли в праве общей собственности на жилые помещения.
Таким образом, разработчики Проекта вводят альтернативный имеющемуся способ извещения участников долевой собственности, когда их число более двадцати, о продаже доли в праве общей долевой собственности несмотря на то, что действующее законодательство уже содержит механизм такого извещения. Умножение числа ресурсов, с которыми должен знакомиться добросовестный участник гражданского оборота, вряд ли можно признать стратегически верным.
Кроме того, стоит обратить внимание на запрет извещения участников долевой собственности на жилые помещения посредством размещения сообщения на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащийся в части 4.1 статьи 42 Закона о регистрации. Проект аналогичных ограничений не содержит, хотя, как и Постановление N 23-П, прежде всего преследует цель обеспечить реализацию преимущественного права покупки доли в праве собственности на жилые помещения.
2.3. Проектируемый абзац четвертый пункта 8 статьи 111 Закона о банкротстве обязывает организатора торгов в течение трех рабочих дней со дня подведения результатов торгов повторно уведомлять всех участников отношений долевой собственности о наличии преимущественного права в письменной форме, вопреки тому, что в абзацах втором и третьем пункта 8 статьи 111 Закона о банкротстве в редакции Проекта предусмотрены разные способы уведомления участников отношений долевой собственности (письменно или путем опубликования сообщения в ЕФРСБ) в зависимости от их количества. Таким образом, пункт 8 статьи 111 Закона о банкротстве содержит внутренние противоречия.
2.4. В пункте 10 статьи 111 Закона о банкротстве в редакции Проекта указано, что в случае применения последствий недействительности сделок, предусмотренных статьей 61.6-1 Закона о банкротстве, преимущественное право участников долевой собственности покупки продаваемой на торгах доли может быть реализовано только в случае, если не реализовано предусмотренное абзацем третьим пункта 7 статьи 61.6-1 Закона о банкротстве право преимущественного приобретения жилого помещения и механизм, предусмотренный абзацем четвертым пункта 7 статьи 61.6-1 Закона о банкротстве.
Между тем абзацы первый и второй пункта 7 статьи 61.6-1 Закона о банкротстве также предусматривают право гражданина-кредитора на заключение договора купли-продажи жилого помещения преимущественно перед иными участниками торгов, как и упоминаемые разработчиками Проекта абзацы третий и четвертый пункта 7 статьи 61.6-1 Закона о банкротстве. В этой связи неясно, почему разработчики Проекта допускают реализацию преимущественного права участников долевой собственности вопреки специальным правилам, установленным абзацами первым и вторым пункта 7 статьи 61.6-1 Закона о банкротстве, но не допускают в отношении абзацев третьего и четвертого указанной нормы.
3. В Экспертном заключении отмечено, что предложенная редакция абзаца первого пункта 7 статьи 111 Закона о банкротстве нуждается в доработке в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2023 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации", которым внесены изменения в абзац первый пункта 1 статьи 250 ГК РФ. Сделанное Советом замечание о необходимости приведения абзаца первого пункта 7 статьи 111 Закона о банкротстве в соответствие с новой редакцией пункта 1 статьи 250 ГК РФ разработчиками Проекта не учтено.
х х х
Вывод: проект федерального закона N 489384-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" требует доработки с учетом высказанных замечаний.
Председатель Совета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.