Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2024 г. N 117-ИКАД24-2-А3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Горчаковой Е.В. и Кузьмичева С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Сероштановой Татьяны Анатольевны на решение Севастопольского городского суда от 19 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 8 августа 2024 года по административному делу N 3а-131/2024 по административному исковому заявлению Сероштановой Т.А. к Севастопольской городской избирательной комиссии об оспаривании постановления от 13 июля 2024 года N 15/95-3 "Об исключении кандидатов из заверенного городского списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" в части исключения из указанного списка кандидата Сероштановой Т.А.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Сероштановой Т.А. и её представителя Бочарова Е.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Законодательного Собрания города Севастополя от 31 мая 2024 года N 1222 выборы депутатов Законодательного Собрания города Севастополя назначены на 8 сентября 2024 года.
Постановлением Севастопольской избирательной комиссии от 3 июля 2024 года N 8/69-3 заверен городской список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя третьего созыва в количестве 24 человек (включая под N 4 Сероштанову Татьяну Анатольевну), выдвинутый избирательным объединением Сероштановой Т.А. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.
После проверки достоверности сведений о кандидатах, выдвинутых избирательным объединением и получения из информационного центра УМВД по городу Севастополю сведений об отсутствии заявления в том числе Сероштановой Т.А. о нежелании состоять в гражданстве Украины Севастопольская городская избирательная комиссия постановлением от 13 июля 2024 года N 15/95-3 (далее также - постановление N 15/95-3) из указанного выше списка кандидатов исключила кандидата Сероштанову Т.А.
Основанием исключения послужило отсутствие пассивного избирательного права (подпункт "а" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2022 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), пункт 1 части 6 статьи 41 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 4-ЗС "О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя" (далее - Закон города Севастополя N 4-ЗС).
Не согласившись с данным постановлением, 16 июля 2024 года Сероштанова Т.А. обратилась в суд с административным иском, ссылаясь на то, что гражданство Украины было прекращено ей 6 июня 2014 года при получении паспорта гражданина Российской Федерации; избирательное законодательство не устанавливает обязанности по предоставлению кандидатом сведений об отказе от гражданства иностранного государства.
Кроме того, указала, что в направленном в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ в адрес избирательного объединения извещения от 9 июля 2024 года о выявленных недостатках в документах не содержится информации о необходимости предоставления сведений об отказе от гражданства Украины. Поскольку соответствующее извещение в адрес неё как кандидата, не направлялось, она не могла быть исключена из заверенного списка кандидатов.
Решением Севастопольского городского суда от 19 июля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 8 августа 2024 года, в удовлетворении требований административного истца отказано.
В поступившей в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Сероштановой Т.А. ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов ввиду неправильного применения судами норм материального права и принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения административного ответчика относительно кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что судами не допущено такого рода нарушений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, применив положения законодательства, регулирующие спорные отношения, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, учитывая отсутствие по настоящему делу поданного Сероштановой Т.А. в уполномоченный орган заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины, пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания постановления от 13 июля 2024 года незаконным.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.
Отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является в силу подпункта "а" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.
Приведённой норме корреспондируют предписания пункта 1 части 6 статьи 41 Закона города Севастополя N 4-ЗС.
Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства (пункт 3.1 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Сероштанова Т.А. приобрела российское гражданство путём признания на основании статьи 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, получив 6 июня 2014 года паспорт гражданина Российской Федерации, являясь на тот момент гражданином Украины.
Правовой механизм прекращения гражданства Украины у лиц, которые признаны гражданами Российской Федерации на основании статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года и части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 6-ФКЗ), впервые был закреплён Федеральным конституционным законом от 29 декабря 2014 года и в дальнейшем уточнён Федеральным конституционным законом от 11 июня 2021 года N 1-ФКЗ, которыми в названную статью Федерального закона N 6-ФКЗ внесены изменения.
Так, согласно части 4 статьи 4 Федерального закона N 6-ФКЗ, введённой в действие с 29 декабря 2014 года, лицо, признанное гражданином Российской Федерации и получившее документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, признается на территории Российской Федерации гражданином, не имеющим гражданства иностранного государства, в случае подачи им заявления о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции вместе с документом, подтверждающий наличие иного гражданства.
С 1 июля 2021 года указанная часть действует в новой редакции: граждане Российской Федерации, признанные таковыми в соответствии с частью 1 упомянутой статьи и получившие документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имевшие гражданство Украины, постоянно проживавшие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов приобретшие гражданство Российской Федерации либо подавшие заявление о приобретении гражданства Российской Федерации, признаются гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства Украины, в случае подачи ими заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины.
Кроме того, статья 4 поименованного выше закона дополнена частью 6: заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины подаётся в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции вместе с документами, подтверждающими наличие гражданства Украины.
Из правового анализа приведённых норм федерального законодательства, действующими на момент начала настоящей избирательной кампании, в совокупности с положениями пункта 6 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, обязывающими избирательную комиссию обратиться в компетентные органы с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, включая вопросы гражданства, следует, что лица, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ (независимо от даты получения паспорта гражданина Российской Федерации), но не обратившиеся в компетентный орган с заявлением о нежелании состоять в гражданстве Украины, не имеют права быть избранными.
Следовательно, суды пришли к верному заключению, что названное выше обстоятельство является основанием для принятия избирательной комиссией решения об исключения кандидата из заверенного списка кандидатов ввиду отсутствия пассивного избирательного права независимо от даты приобретения административным истцом, гражданки Украины на 18 марта 2014 года, гражданства Российской Федерации.
Судами учтено, что Севастопольская городская избирательная комиссия установила, что Сероштанова Т.А. заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины не подавала, не опровергнут этот факт и в ходе судебного разбирательства.
Суды правомерно также указали, что содержание направленного избирательной комиссией в адрес избирательного объединения извещения о выявленных в представленных для заверения списка кандидатов в депутаты документах недостатках не имеет правового значения, так как отсутствие пассивного избирательного права в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ не является недостатком, о котором избирательная комиссия обязана предварительно уведомить административного истца.
Пассивное избирательное право - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, которое может быть ограничено федеральным законом (подпункт 27 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ).
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснил, что ограничение пассивного избирательного права ведёт к исключению определённых категорий граждан из числа лиц, имеющих право претендовать на занятие выборной публичной должности, и устанавливается статьёй 4 Федерального закона N 67-ФЗ (абзац первый пункта 86).
Обратил внимание судов, что факт прекращения гражданства иностранного государства подтверждается соответствующим документом, выданным уполномоченным органом этого государства в установленном порядке, и направлением уведомления о прекращении гражданства в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном законом; отсутствие такого документа, равно как и инициирование лицом процедуры выхода из гражданства иностранного государства, не свидетельствует о выходе из гражданства (отсутствии гражданства) и наличии у гражданина пассивного избирательного права, за исключением случаев, установленных законодательством (абзацы второй и третий пункта 86).
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и не влекут отмену обжалуемых судебных актов по настоящему делу, при рассмотрении которого судами не допущено нарушений, влекущих их безусловную отмену.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Севастопольского городского суда от 19 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 8 августа 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сероштановой Татьяны Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Кузьмичев С.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2024 г. N 117-ИКАД24-2-А3
Опубликование:
-