Процесс глобализации производства товаров и конкуренция: отражение в праве ЕС и России
Около 100 лет назад люди и информация перемещались на кораблях, поэтому, чтобы связать различные части света, требовались месяцы. Технический прогресс (особенно в течение последних 60 лет XX в.) ускорил процесс передачи информации и перемещения людей. В последние 30 лет произошел технический скачок в усовершенствовании связи. Несколько десятилетий назад телефонные линии обслуживались и соединялись операторами; спутники были дорогой и не вполне нужной игрушкой лишь для определенного узкого круга ученых; ксерокопирование, сканирование и факсимильное сообщение были вообще неизвестны; почтовое сообщение представляло собой пересылку бумажного носителя, который достигал пункта своего назначения лишь через несколько недель; компьютеры, как и авиастроительство, были лишь в начале пути своего развития. Сегодня же прямой телефонный набор возможен в большинство частей света, а по времени и по финансовым затратам он составляет лишь частицу того, сколько стоил 30-40 лет назад. Факсы, спутники и авиасообщение, компьютерная сеть, дешевая курьерская служба и многие другие достижения сделали связь надежной и часто мгновенной, доступной по всему миру.
Мир стал свидетелем коммуникационной революции, которая оказала неоднозначное влияние на развитие экономики, и в том числе на процесс принятия бизнес-решений и их реализацию компаниями, а также на процесс конкуренции в целом.
В последние годы в различных сферах хозяйственной деятельности произошли радикальные изменения в характере конкуренции. Налицо признаки того, что в предстоящем десятилетии уже не отдельные предприятия, а хозяйственные секторы в целом окажутся в совершенно новой конкурентной обстановке, которая будет развиваться в соответствии с новыми рыночными правилами игры. Поведение участников конкурентной борьбы изменится коренным образом*(1).
Как говорит И. Рамонэ: "Стимулируемые появлением новых технологий, финансовый сектор, торговля, средства массовой информации переживают сейчас время бурного развития. Они же породили экономические империи нового типа, разрабатывающие свои собственные законы, выносящие свои производственные мощности за пределы государств, перемещающие капиталы со скоростью света и делающие капиталовложения в самых различных уголках планеты. Им неведомы ни границы, ни государства"*(2).
Именно это свидетельствует о возникновении новой ситуации в мировом хозяйстве, которое начиная с последней четверти ХХ в. представляет собой единую саморегулирующуюся глобальную экономическую систему*(3).
Явление, обозначаемое термином "глобализация", все чаще (в одних случаях с энтузиазмом, а иногда с беспокойством или даже с осуждением) используется в специальной литературе, мировыми экономическими и финансовыми кругами, лидерами государств, различными международными форумами высокого уровня, включая Экономический форум в Давосе (как известно, в ходе его проведения, особенно в 2001 г., во всей полноте проявил себя протест общественности против этого феномена), для характеристики качественной особенности современных процессов мировой интеграции национальных хозяйств различных государств, всемирного характера финансовых потоков, передачи технологий, инвестиций, так или иначе оказывающих воздействие на условия существования отдельных хозяйствующих субъектов. В Коммюнике глав государств и правительств стран "Группы 8" 1999 г. данный термин определяется следующим образом: "Глобализация - сложный процесс, связанный со стремительно растущим движением идей, капитала, технологий, товаров и услуг по всему миру, - уже привела к глубоким изменениям в наших обществах"*(4).
Существует много подходов к анализу процесса глобализации и делается множество попыток ее определения. Кратко глобализацию можно определить как высшую стадию интернационализации. В более широком представлении под ней следует понимать совокупность таких процессов и явлений, как трансграничные потоки товаров, услуг, капитала, технологий, информации и межстрановое перемещение людей, преобладание ориентации на мировой рынок в торговле, инвестировании и других трансакциях (на уровне фирм), территориальная и институциональная интеграция рынков, а также возникновение глобальных проблем типа экологической деградации или чрезмерного роста народонаселения, для решения которых необходимо всемирное сотрудничество. Характерной особенностью здесь являются международные потоки, которые в условиях либерализации почти или вовсе не контролируются национальными законодательствами (в основном это потоки капитала и информации)*(5). Чтобы разрешать проблемы, возникающие в связи с формированием единого мирового экономического пространства, и контролем, необходимо создание единого правового поля. Именно глобализация правового пространства будет способствовать нивелированию особенностей национальных законодательств. Особое значение приобретает унификация норм материального права. Именно они, единообразно регулируя общественные отношения, обеспечивают единый правовой режим и позволяют создать единое правовое пространство. На это указывает и усиление их роли по сравнению с коллизионными нормами. Так, опыт стран Европейского союза показывает, что в сфере материального права коллизионное право вытесняется так называемым вторичным правом ЕС (регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения, принимаемые Европарламентом совместно с Советом, Комиссией и Евросудом). Обеспечивая единый правовой режим, унификация материальных норм также способствует сближению правовых систем.
Курс России на интеграцию в мировое экономическое сообщество нашел заметное отражение и в нашем новом законодательстве (приоритет норм международных договоров, заимствование новых правовых договоров, таких, как факторинг, доверительное управление, агентский договор, коммерческая концессия и пр.). Процесс заимствования, несомненно, способствует гармонизации российского права с правопорядками стран мирового сообщества.
Отмечают три основных аспекта проявления процесса глобализации, возникшего как следствие коммуникационной революции на мировое предпринимательство: дезинтеграция процесса производства или образование ТНК, увеличение конкуренции и ослабление власти каждого взятого в отдельности государства.
1. Основные силы глобализационного процесса: международные компании, транснациональные корпорации и финансовые институты - для своей экспансии нуждаются в "глобальном пространстве"*(6). Типичная ТНК владеет или контролирует ряд иностранных филиалов, связана деловыми отношениями(благодаря прямым инвестициям) на всех континентах, прибегает к стратегическим методам управления своей деятельностью за рубежом. Такая корпорация не упустит случая, чтобы воспользоваться деловыми идеями, изделиями, кадрами, капиталом, источниками сырья в любом месте, где это выгодно. Аналогичным образом строится ее политика в области сбыта. Подобная активность позволяет этим корпорациям завязывать новые связи далеко за пределами своих национальных границ.
Таким образом, коммуникационная революция способствовала росту и развитию многих крупных международных компаний, известных как транснациональные корпорации, и позволила им децентрализовать свой процесс производства.
К примеру, сейчас ТНК могут разместить свой центр по исследованию и развитию там, где сосредоточены наилучшие научные кадры. Они могут производить необходимые компоненты в дюжине различных мест, размещая свою деятельность в странах, где меньше расходы на себестоимость этой продукции. Затем они могут транспортировать все детали на фабрику для сборки основного продукта.
Транснационализация - важнейшая составляющая и одновременно главный механизм общих процессов глобализации. Она представляется наиболее существенным элементом и одним из основных контуров-регуляторов, обеспечивающих единство функционирования мировой экономики*(7). Через ТНК и связанные с ними транснациональные банки проходят финансовые и товарные потоки, определяющие развитие мирового хозяйства. Они являются ведущим фактором глобализации экономики, размещая отдельные части и стадии воспроизводственных процессов по территориям разных стран.
Экономически процессы транснационализации обусловлены преимущественно возможностью и необходимостью перелива капитала из стран с его относительным избытком в страны с его дефицитом, где, однако, в избытке имеются другие факторы производства (труд, земля, полезные ископаемые), которые не могут быть рационально использованы в производственных процессах из-за нехватки капитала. Кроме того, эти процессы стимулируются потребностью в уменьшении рисков путем размещения капитала в разных странах, а также стремлением приблизить производство к перспективным рынкам сбыта и рационализировать налогообложение и таможенные платежи для корпорации в целом. По мнению многих специалистов, транснационализация ведет к выравниванию экономических условий в различных странах.
Глобализация не означает принятия безответственных и кратковременных по действию решений в области инвестиций. Деньги вкладываются в соответствии с долгосрочной стратегией. Именно поэтому глобальные предприятия не покинули такие кризисные регионы, как Восточная Европа, Юго-Восточная Азия, Южная Америка или Африка, а, напротив, открыли новые мощности и запустили в производство новые продукты. Составив в 1998 г. 155 млрд. долл., прямые инвестиции иностранных предприятий в развивающихся странах и странах с переходной экономикой были всего на 5% ниже, чем высокий объем инвестиций годом ранее. Учитывая то, как массированно рухнула внутренняя инвестиционная активность в кризисных странах, можно оценить стабилизирующее влияние, которое оказывают иностранные предприятия, являющиеся надежными партнерами*(8).
Однако все это требует правового регулирования и контроля, в том числе посредством антимонопольного законодательства. Основной сложностью в данном случае является определение географических границ релевантного рынка и, как следствие, определения доли предприятия на соответствующем рынке, так как эти параметры могут варьироваться от части территории одного государства до мировых масштабов*(9). Практически единственным способом получения таких данных для антимонопольных органов всех стран мира, в том числе для ЕС и России является заключение международных договоров о сотрудничестве. В частности, между ЕС и США было подписано соглашение о применении антимонопольного законодательства ЕС и США*(10), между странами СНГ подписано Соглашение о согласовании антимонопольной политики, в развитие которого был также подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики*(11), а также между ЕС и Россией подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами - с другой*(12).
ТНК сегодня - это примерно 60 тыс. основных (материнских) компаний и более 500 тыс. их зарубежных филиалов и аффилированных (зависимых) фирм по всему миру. Они контролируют до половины мирового промышленного производства, более 60% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау*(13).
Занимая, таким образом, центральное место в современной мирохозяйственной системе, ТНК оказывают все большее влияние на международные отношения и мировую экономику в целом, ход которой во многом определяется особенностями их развития.
Процесс глобализации экономики ускорился в последние десятилетия, когда различные рынки, в частности капитала, технологии и товаров, а в известной степени и труда, становились все более взаимосвязанными и интегрированными в многослойную сеть ТНК. Эти весьма влиятельные и хорошо организованные образования постоянно стремятся к созданию новых связей в производстве, продуктовых разработках, дизайне, товарной универсализации и маркетинге. Они постоянно нацелены на экспансию, рвутся к новым рынкам, выступают за единые либеральные правила хозяйственной игры, а также служат важным инструментом глобализации рынков путем расширения информационной инфраструктуры, которая ускоряет заключение и снижает издержки хозяйственных сделок. Хотя определенное количество ТНК действует в традиционном торговом секторе, в целом международные фирмы выступают за промышленную реструктуризацию многих развивающихся стран путем создания новых отраслей, в частности автомобильной, нефтехимической, машиностроительной, электронной и др., и модернизацию традиционных, включая текстильную и пищевую отрасли*(14). Идут интенсивные объединительные процессы слияний и поглощений.
Государственный антимонопольный контроль за экономической концентрацией является в данном случае эффективным средством конкурентной политики и применяется как во многих зарубежных странах, включая страны ЕС, так и в России*(15).
Так, Комиссия ЕС в 1997 г. получила предварительное уведомление о предполагаемой концентрации, в которой компания Boeing приобретает полностью компанию MDC (McDonnell Douglas Corporation). В результате этой концентрации будет создана крупнейшая в мире аэрокосмическая компания с гигантской оборонной промышленностью, которая будет "возвышаться" над европейским консорциумом по производству самолетов - Airobus Industrie. В ходе расследования Комиссия выяснила, что в результате слияния уже существующая крупная потребительская база Boeing резко возрастет - с 60 до 84% существующего в эксплуатации мирового воздушного флота. Однако, учитывая тот факт, что Boeing уже имел к тому времени доминирующее положение на мировом рынке реактивных лайнеров, а потенциально новые участники рынка вряд ли смогут пошатнуть позицию Boeing на таком капиталоемком рынке, Комиссия ЕС разрешила заключение сделки, но на определенных условиях, призванных ликвидировать наиболее явные анти-конкурентные элементы такого слияния (ликвидация эксклюзивных договоров на поставку до 01.08.2007 г., сохранения MDC в качестве самостоятельного юридические лица в течение 10 лет, выдача неэксклюзивных лицензий другим производителям реактивных самолетов)*(16).
Современные тенденции развития ТНК связаны прежде всего с новыми информационными технологиями. Данную тенденцию наглядно демонстрирует все возрастающее количество дел, рассматриваемых Комиссий в рамках антимонопольного регулирования. К примеру, в своем решении Комиссия ЕС признала, что международная компания Tetra Pak допустила злоупотребление своим доминирующим положением посредством приобретения у более мелкого своего конкурента прав на исключительную лицензию на новый процесс стерилизования картонных молочных пакетов. Обладая исключительными правами на основополагающий технологический процесс расфасовки молока, Tetra Pak тем самым, не только упрочила свое доминирующее положение, но поставила барьеры для входа на этот рынок другим конкурентам*(17).
В США сегодня формируется принципиально новый вид ТНК, ориентированных в первую очередь на деятельность в сфере услуг и информационных технологий. Их прямые зарубежные инвестиции также осуществляются в сферу услуг, но носят глобальный характер. Сущность таких ТНК в большей степени отражает, видимо, термин "глобальные компании". Эти корпорации передают производство в соответствии с системой соглашений другим компаниям, нередко в развивающихся странах, а сами концентрируют свою деятельность на НИОКР. Кроме того, они активно сотрудничают друг с другом в рамках международных стратегических альянсов.
Глобальные компании уже сейчас формируют механизмы взаимодействия с малыми фирмами в сфере НИОКР. Некоторые из них (General Electric, Cisco) уже добились в этом определенных успехов, другие (Procter&Gamble) осуществляют огромные инвестиции в собственные НИОКР. В перспективе возможно формирование "горизонтальных корпораций", специфику которых составляет ограничение иерархии, а иногда и полный отказ от нее. Оргструктура основана на разделении по базовым процессам (как правило, выделяется три-пять процессов, лежащих в основе производственного цикла). Основу компании составляют автономные рабочие группы (команды), число которых также минимизируется. Топ-менеджмент крайне малочислен, в его распоряжении остаются лишь финансы и кадры.
Американская телефонная компания AТ&T, например, сформировала автономные группы численностью от 10 до 15 человек и сократила число базисных процессов со 130 до 13. General Electric, также начавшая переход к новой системе в 90-х годах, до сих пор сохраняет до 100 базисных процессов, в рамках которых функционируют группы численностью от 9 до 12 человек*(18).
С другой стороны, глобализация процесса производства помимо принесения выгоды самим компаниям дает рабочие места и реальное повышение заработной платы для людей в менее развитых странах. Но в то же время этот процесс является причиной возникновения более сильного пресса конкуренции для менее квалифицированных рабочих в развитых странах мира.
Часто утверждается, что глобальная конкуренция ведет к сокращению рабочих мест и социальному демпингу. Цифры говорят об обратном: с 1970 г. промышленно развитые страны смогли создать около 110 млн. новых рабочих мест. Глобализация не означает оттока капиталов из развитых стран - она приносит инвестиции в будущие рынки, в рынки, которые обеспечивают занятость, в том числе и в этих странах. К примеру, в концерне "Даймлер-Крайслер" на три новых рабочих места за рубежом приходится одно новое рабочее место, создаваемое в Германии.
Особенно благоприятно развивается активно участвующее в процессе глобализации, Европейское сообщество. В странах - членах ЕС реальный доход на душу населения с 1960 г. возрастал на 10% быстрее, чем в среднем по всем другим европейским государствам. ЕС извлекло незаурядную пользу из более интенсивного торгового взаимопереплетения и регулирования.
Таким образом, принимая во внимание растущее воздействие транснациональных корпораций на экономическое развитие государств, соблюдение эффективной конкуренции и свободы предпринимательства должно обеспечиваться, как показывает опыт, прежде всего, в рамках международного правового сотрудничества в области антимонопольной политики.
2. Коммуникационная революция также повлияла на сам процесс конкуренции, подвергнув ее интернационализации практически во всех отраслях.
Исторические корни глобализации уходят в процесс интернационализации, который с позиции отдельных стран развивается в двух направлениях - вовнутрь и вовне. Развитие вовнутрь означает, что процесс идет по пути расширения использования иностранных товаров, капитала, услуг, технологий, информации в сфере внутреннего потребления данной страны. Развитие вовне характеризуется преобладанием ориентации стран на мировой рынок и глобальной экспансией фирм в торговле, инвестициях и других сделках. Следует отметить, что международная конкуренция наряду с созданием ТНК существенно уменьшает количество монополий, которые существуют на национальном рынке. Главным следствием этого процесса наряду с ростом взаимозависимости государств является пространственная и институциональная интеграция рынков*(19).
Национальные рынки более не защищены для местных производителей высокими ценами поставки, связи или простым игнорированием иностранных фирм. Если зайти в любой местный супермаркет или магазин сегодня, то вполне можно найти продукты, представляющие страны со всех континентов. Потребители только выигрывают оттого, что могут выбирать из большого количества доброкачественной и дешевой продукции. Да и сами фирмы, которые преуспевают, получают прибыль от международной торговли. Однако фирмы, деловая активность которых по каким-либо причинам "буксует", могут быть выброшены из бизнеса все возрастающей конкуренцией. Всемирная конкуренция довольно жесткий процесс, поэтому фирмы должны быстро перестраиваться в связи с новыми достижениями, используя или идеи своих служащих или достижения других людей, если они хотят выжить.
С середины 90-х годов предприятия некоторых отраслей попали в новую конкурентную ситуацию, называемую часто гиперконкуренцией, для которой характерны многоаспектность интересов конкурирующих сторон, динамизм, агрессивность.
Термин "гиперконкуренция" стал модным в экономической теории и практике последних лет. Под ней следует понимать такую ситуацию, когда предприятия во все большей степени подвергаются совокупному воздействию ранее изолированных друг от друга конкурентных факторов, что ведет к возникновению многоаспектной, динамичной и агрессивной конкуренции*(20).
Для гиперконкуренции характерны ряд отличительных признаков, среди которых наиболее часто проявляются следующие.
Во-первых, гиперконкуренция одновременно охватывает несколько областей, важнейшими из которых являются издержки, качество, сроки, ноу-хау, создание рыночных барьеров, укрепление финансового положения. Эти сферы конкурентной борьбы и ранее были в центре внимания фирменного руководства. В условиях же гиперконкуренции менеджмент не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных параметров, все они должны учитываться одновременно.
Во-вторых, предприятия должны принимать во внимание многоаспектный характер гиперконкуренции. С одной стороны, она может протекать на разных уровнях: на товарных рынках; в области ресурсов; между разными предпринимательскими концепциями; в составе объединения предприятий, когда компания борется с соперниками не в одиночку, а заключив союз с другими производителями, поставщиками, партнерами по кооперации, торговыми посредниками, и т.п. С другой стороны, многоаспектность гиперконкуренции проявляется в том, что предприятие на ситуацию на различных рынках реагирует по-разному. При применении концепции так называемой многоточечной конкуренции вполне возможно диаметрально противоположное рыночное поведение предприятия в различных ключевых областях (наступательное, оборонительное и т.п.).
Третьим признаком гиперконкуренции следует назвать динамизм развития рынка. Позиции конкурентов и расстановка сил меняются с нарастающей скоростью. Наглядным примером резкого изменения конкурентной ситуации является соглашение о кооперации в середине 1997 г. между фирмами Microsoft и Apple. Динамика рынка отражается в непрерывном проникновении новых и уходе с рынка старых конкурентов, появлении новых видов услуг (кредитные карточки и пр.), большом количестве слияний и покупок предприятий и пр. Прогнозировать ситуации все труднее и проблематичнее, сроки прогнозов становятся короче.
Однако, по мнению противников глобализации, в результате слияния и заключения альянсов между корпорациями способствуют созданию "тоталитарного экономического комплекса". Ведь "эти слияния позволяют уменьшить влияние конкуренции, так как конкурент покупается; большинство соглашений сближает конкурирующие предприятия, желающие господствовать в своей области почти монопольно". Что представляет собой в таком случае "конкуренция" в том виде, в котором она навязывается "инвесторами", в эпоху слияний между гигантскими корпорациями и массовых "приватизаций"? В подобных условиях понятие "конкуренция" теряет свой смысл*(21).
Наконец, четвертым признаком гиперконкуренции является растущая агрессивность участников рыночного соперничества. Поведение предприятий становится менее миролюбивым. Ведутся прямые атаки для ослабления конкурентов, причем с нарушением правовых установок. Цель подобной агрессии состоит в нарушении равновесия в раскладке сил конкурентов(22). Особенно часто для этого используется агрессивная политика цен. Одним из примеров этому может служить дело Akzo Chemie BV v. Commission*(23). Голландская компания Akzo и небольшая английская компания ECS являлись производителями органической перекиси бензола, которая может быть использована как на рынке муки, так и на рынке пластика. Помимо этого ESC первоначально также осуществляла деятельность на рынке муки, однако затем начала действовать на рынке пластика, как и Akzo, забрав тем самым некоторых постоянных покупателей Akzo. Голландская компания предприняла очень агрессивную политику в отношении ESC, заключающуюся в том, что Akzo начала действовать на рынке муки, предлагая покупателям перекись бензола по значительно более низким ценам, чем ESC. В результате, деятельность ESC значительно сократилась. Комиссия ЕС и Евросуд, рассмотрев все обстоятельства дела, признали Akzo виновной в злоупотреблении своим доминирующим положением в значении ст. 82 ЕС Договора, так как, в случае если компания, занимающая доминирующее положением на одном рынке товара, начинает заниматься кросс-субсидированием на другом товарном рынке, где пока не обладает доминирующим положением, но может извлечь выгоду из своего положения на первом рынке в целях снижения своих затрат (расходов) на втором рынке, - такая компания ограждает себя от влияния конкуренции на втором рынке за счет эффективности своего производства, одновременно разрушая сложившуюся конкуренцию на этом рынке*(24).
Чтобы как-то сгладить негативные последствия конкуренции, ЕС и Россия разрабатывают и применяют правовые нормы, направленные на недопущение предприятиями монополистической деятельности, такой, например, как установление чрезмерно завышенных цен, применение дискриминационных условий или цен, отказ от поставки товаров, применение систем скидок, связывание условиями договора, создание барьеров для входа на определенный товарный рынок для конкурентов и пр.*(25).
3. Интернациональный характер ТНК оказывает сильное давление на политику всех государств, так как внешняя торговля играет немаловажную роль в формировании бюджета той или иной страны. Учитывая тот факт, что большая часть международной торговли, по сути, осуществляется между частями одной ТНК, это дает ТНК возможность посредством своей скоординированной практики расчетов: получать доходы в странах, где налоги на компании наиболее низкие, а расходы производить в странах, где можно списать на убытки или расходы больше всего.
Глобализация процесса производства также позволяет ТНК размещать, а затем переносить производства по всему миру. Поэтому даже национальная политика, которая не направлена на снижение доходности производства, может подчас прекратиться сама по себе в связи с тем, что компании перенесут свои производства еще куда-нибудь за пределы государства, экономическая линия политики которого становится невыгодной для компании. Считается, что экономическая политика государства, которая направлена на привлечение размещения производств, может преуспеть в случае, если будет привлекать маленькие или узкоспециальные части таких производств*(26). Так, например, Швеция предоставила благоприятный налоговый режим для деятельности, связанной с исследованием и развитием, стремясь привлечь фирмы, производящие высокотехничную продукцию и хорошо оплачиваемые производства в эту страну. Вместо этого, однако, многие фирмы разместив там свои производства по исследованию и развитию, потом переносят все свои достижения для их воплощения в страны, где процесс производства намного дешевле. В результате получается, что шведские налогоплательщики субсидируют мирового потребителя посредством оплаты исследований, которые используются в производстве в других странах.
Примеры, приведенные здесь, иллюстрируют важность развития: глобализации производства и, как следствие, конкуренции, средств больших скидок в сфере отдельных стран для применения различных экономических политик. Однако нельзя сказать, что глобализация не лишает национальные государства власти, - она ведет к новому партнерству между сферами экономики и политики.
По большому счету политике чужда конкуренция. Веками правительства стран могли действовать, как им заблагорассудится. А сегодня, напротив, политики мира находятся друг с другом в непосредственной конкуренции. Главный вопрос таков: каким образом можно усилить потенциал политического управления при наличии различных рыночных и экономических реалий? Ведь национальные правительства лишь в ограниченной степени могут влиять на события и управлять ими, однако это не делает национальные государства излишними. В качестве гарантов свободы и правовой государственности они остаются фундаментом любого нового международного порядка, но вместе с тем их роль будет уменьшаться.
По мнению председателя правления концерна "Даймлер-Крайслер" г-на Юргента Э. Шремппа, для использования потенциалов роста открытых рынков сейчас необходимы глобальное мышление, глобальные экономические действия. Так же как международные предприятия поддерживают политико-правовые рамки в национальных государствах, где размещены их мощности, следует действовать и в глобальной плоскости. Именно функционирующие на международной арене предприятия нуждаются на глобальных рынках в режиме правовой безопасности - не для того, чтобы сделать гуще сеть установок по регулированию, а для того, чтобы высвободить потенциалы роста свободных рынков. Предприятие может достичь экономического успеха только в том случае, если будем действовать сообща с политической сферой, а не против нее*(27).
В результате сложившейся экономической ситуации наметилась тенденция на универсализацию, характеризующуюся, с одной стороны, растущей идентичностью или сходством национальных систем экономического регулирования и институтов, а с другой - конвергенцией национальных политик. Это происходит в силу одобренных в многостороннем порядке моделей поведения, образа действий и систем ценностей, включая единство постулатов новой технологии, гомогенизацию и стандартизацию производства и потребления. Другой характеристикой универсализации является конвергенция подходов к правам человека, а также культур под воздействием средств массовой информации.
В рамках процесса интернационализации сложился целый комплекс отношений между его участниками. Некоторые из этих отношений носят интеграционную направленность, другие могут вести к дезинтеграции и расколу. Противоречивость самого процесса интернационализации и сохранение в силе государственных структур остаются важными источниками конфликтов в современной мировой системе, несмотря на многочисленные усилия по их гармонизации. Формы проявления и последствия конфликтов, а также средства и возможности их разрешения различны в отдельных группах стран. Различия определяются характером взаимосвязей в данной системе и уровнем развития соответствующих стран, а также спецификой их социальных, идеологических и культурных структур*(28).
Глобализация привела к тому, что ни одно государство не в состоянии существовать без активного взаимодействия с международной системой.
Государства вынуждены совместно решать не только международные проблемы, но и задачи, которые еще вчера были чисто внутренними.
Углубление взаимосвязанности государств ограничивает их свободу выбора в области как внешней, так и внутренней политики. Для решения своих национальных и интернациональных задач государство нуждается в активном международном сотрудничестве. Политика государства в целом в растущей мере определяется его местом в международной системе. Глобализация расширяет сферу функциональной ответственности государства и одновременно ограничивает его способность самостоятельно решать возникающие проблемы. В этом видится одно из основных противоречий современного государства. Единственный путь его преодоления - высокий уровень сотрудничества.
Неспособность государства самостоятельно решать растущее число своих проблем явилась питательной средой для теорий, предрекающих коренное изменение самого понятия государственности или даже исчезновение государства. Многие исследователи пишут об упадке роли государства как главного образования общества и даже констатируют конец национального государства и т.п.
Связь внешней политики государства с крупным бизнесом присуща не только США, но и другим государствам, включая Россию. Разумеется, соотношение их роли различно. Могущество американского бизнеса является важным фактором внешней политики США. Что же касается России, то здесь главная роль принадлежит государству, которое призвано создать благоприятные внешние условия для пока еще слабого отечественного бизнеса.
Правила игры на глобальном рынке определяются крупными компаниями. Играть с ними на относительно равных условиях могут сегодня лишь такие отечественные компании, как "Газпром", РАО "ЕЭС России", "ЛУКойл" и некоторые другие. У наших предприятий нет еще необходимого опыта и умения, а также экономической мощи*(29). Поэтому отечественный бизнес нуждается в самой активной поддержке государства.
Роль бизнеса в глобальной экономике является общепризнанной. Так, в докладе Генерального секретаря ООН "Повестка дня для демократизации" говорится: "Бизнес и промышленность обладают сегодня более значительным влиянием на будущее глобальной экономики и окружающей среды, чем любое правительство или организация правительств". И на этом основании делается вывод, согласно которому "сектор частного бизнеса, особенно транснационального бизнеса, должен быть признан как необходимый фактор в международной организации и более непосредственно вовлечен в принятие решений на международном уровне"*(30).
Межправительственные организации стали уделять больше внимания взаимодействию с деловыми кругами. Ряд шагов в этом направлении сделан ООН. В рамках Организации учрежден Консультативный бизнес-совет, призванный содействовать вовлечению крупного бизнеса в решение международных проблем. Деятельность ряда международных организаций направлена на создание благоприятных условий для деловой активности. Особо следует отметить Всемирную торговую организацию, Международный валютный фонд, создающие такие условия в сфере торговли, права интеллектуальной собственности и финансов.
Таким образом, в условиях глобализации увеличивается влияние бизнеса как на внутреннюю жизнь государств, так и на глобальную систему.
Сказанное подтверждает, что проблема взаимодействия государства с крупными компаниями имеет самое непосредственное отношение к управляемости на национальном и международном уровне. Наряду с общими для всех промышленных стран элементами решение проблемы связано также с национальной спецификой.
Чем более сложным становится общество, тем сильнее роль его организации. При этом речь идет не только о внутреннем управлении, но и о регулировании внешних связей общества и, наконец, о поддержании международного правопорядка.
Осознанием этой необходимости явилось, к примеру, подписание совместного российско-итальянского заявления о сотрудничестве, в котором Российская Федерация и Итальянская Республика подтвердили, что продолжают взаимодействовать в рамках ООН, с тем чтобы отношения между регионами мира с разным уровнем развития строились в духе диалога, вовлеченности и солидарности. Обе страны в равной степени осознают необходимость придания процессу глобализации управляемого характера, что позволило бы максимально использовать его позитивные стороны, высвобождая огромный потенциал открытой экономики в мировом масштабе, и минимизировать негативные аспекты*(31).
Эффективное национальное управление - необходимое условие действенности управления и на интернациональном уровне. Генеральный секретарь ООН К. Аннан отмечал: "На национальном уровне мы должны управлять лучше, а на международном уровне мы должны научиться управлять лучше совместно. Эффективным государствам принадлежит первостепенная роль в решении обеих задач, и их способности в обоих аспектах должны расширяться"*(32).
Особое значение приобретает достижение оптимального взаимодействия государства с окружающим миром, с тем, чтобы максимально использовать открываемые глобализацией возможности и свести к минимуму ее отрицательные последствия. С учетом этого должна строиться и функционировать вся государственная система.
Таким образом, одной из основных тенденций развития мирового сообщества на современном этапе является глобализация, которая наиболее интенсивно проявляется в сфере экономики*(33).
Издержки и выгоды процесса глобализации распределяются между участниками крайне неравномерно. Повышение производительности, сокращение затрат, рост доходов и благосостояния на одном полюсе достигаются ценой увеличения неопределенности, рисков, неравенства, бедности на другом. Поскольку издержки и выгоды, единство и противоречие интересов одновременно проявляются не только в отдельных странах, но и далеко за их пределами, то и проблемы не могут решаться лишь с помощью межгосударственного сотрудничества. Необходимы новые функциональные формы и механизмы для гармонизации национальных экономических интересов, национальных политик и действий, для разрешения конфликтов, защиты более слабых партнеров и принятия санкций против тех, кто нарушает общепринятые правила игры*(34). Первостепенная же роль в разрешении вышеуказанных проблем должна отводиться правовым механизмам.
Как справедливо отмечается в Декларации тысячелетия ООН: "Одной из главных задач, стоящей перед нами сегодня, является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира. Это связано с тем, что, хотя глобализация открывает широкие возможности, ее благами сейчас пользуются весьма неравномерно и неравномерно распределяются ее издержки. Мы осознаем, что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой сталкиваются с особыми трудностями в плане принятия мер в связи с решением этой главной задачи. Именно поэтому глобализация может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер лишь через посредство широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии. Эти усилия должны включать политику и меры на глобальном уровне, которые отвечали бы потребностям развивающихся стран и стран с переходной экономикой и которые разрабатывались бы и осуществлялись при их эффективном участии"*(35).
Наиболее негативные результаты глобализации проявляются при ее игнорировании*(36). Для того чтобы этого избежать, необходимо помнить, что глобализация требует соответствующего мышления, подхода к миру как единому целому, что крайне необходимо для управления всеобщими проблемами, и постоянного политического и правового диалога по жизненно важным сферам общей безопасности и сотрудничества. Отсутствие желания сотрудничать, рост глобальной угрозы, развитие внутренней и внешней напряженности и конфликтных ситуаций могут подорвать и даже обратить вспять весь глобализационный процесс*(37). Вот почему "поиски безопасности", понимаемой многоаспектно и всеобъемлюще, приобретают первостепенную важность.
А.Г. Байда
кафедра предпринимательского права МГУ им. М.В. Ломоносова
LL.M., Лейденский университет, Нидерланды
Предпринимательское право в рыночной экономике
------------------------------
*(1) См.: Брун М. Гиперконкуренция: характерные особенности, движущие силы и управление//Проблемы теории и практики управления. 1998. N 3 (доступно посредством Интернет http://www.ptpu.ru/issues/398/20398.htm. С. 1).
*(2) Рамонэ И. Власть в конце века//Le Monde diplomatique, май 1995 (доступно посредством Интернет http://www.monde-diplomatique.fr/ru/1995/05/01pouvoirs. С. 1).
*(3) См.: Мовсесян А. Современные тенденции в развитии и управлении ТНК//Проблемы теории и практики управления. 2001. N 1 (доступно посредством Интернет http://www.ptpu.ru/issues/1_01/ 10_1_01.htm. С. 1).
*(4) Цит. по: Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права//Журнал российского права. 2001. N 5 (доступно посредством правовой справочной системы "Гарант". С. 5).
*(5) См.: Шимаи М. Глобализация как источник конкуренции, конфликтов и возможностей//Проблемы теории и практики управления. 1999. N 1 (доступно посредством Интернет http://www.ptpu.ru/issues/1_99/9_1_99.htm. С. 1).
*(6) См. там же. С. 3.
*(7) См.: Мовсесян А. Указ. изд. С. 1.
*(8) См.: Шремпп Ю.Э. 10 тезисов к вопросу о глобализации//Проблемы теории и практики управления. 2000. N 2 (доступно посредством Интернет http://www.ptpu.ru/issues/200/19200.htm. С. 2).
*(9) См.: Overview of the competition rules in Articles 81, 82 and 86 of the EC Treaty, Allen & Overy, Jan. 2000 (доступно посредством Интернет http://www.legal500.com/devs/eu/cp/ eucp_001.htm).
*(10) Agreement between the Commission of the European Communities and the Government of the USA regarding the application of their competition laws, 23.09.1991, 4 Trade Reg. Rpt.
*(11) Соглашение о согласовании антимонопольной политики от 12.03.1993 г., Договор о проведении согласованной антимонопольной политики от 25.01.2000 г. (доступно посредством правовой справочной системы "Гарант").
*(12) Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой от 24 июня 1994 г. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 25 ноября 1996 г. N 135-ФЗ (доступно посредством правовой справочной системы "Гарант").
*(13) См.: Мовсесян А. Указ. изд. С. 1.
*(14) См.: Шимаи М. Указ. изд. С. 2.
*(15) Для стран ЕС одним из основных документов в регулировании данного вопроса является постановление Совета ЕС N 4064/89 от 21.12.1989 г. с изм. от 30.07.1997 г. "О контроле за концентрацией между предприятиями" (опубликован OJ 1990 L 257/14). В России же таким законом является Закон РСФСР от 22.03.1991 г. с изм. на 09.10.2002 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"//Российская газета. 1991. N 89.
*(16) Рейнолдс М., Дишингтон Д. (Allen & Overy). Практикум по контролю за слияниями. Дидактические материалы, разработано Gide Loyrette Nouel под эгидой Tacis. М., 1998. Ч. II. С. 26.
*(17) См.: Case T-51/89, Tetra Pak Rausing v. Commission [1990] ECR II-309.
*(18) См.: Блинов А. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М. 1997. С. 34.
*(19) См.: Шимаи М. Указ. изд. С. 2.
*(20) См.: Брун М. Указ. изд. С. 1.
*(21) См.: Конкуренция в эпоху глобализации//Новая газета (доступно посредством Интернет http://2002.novayagazeta.ru/nomer/mon/g102.shtml. С. 1).
*(22) См.: Брун М. Указ. изд. С. 2.
*(23) Сase C-62/86, Akzo Chemie BV v. Commission [1991] ECR I-3359.
*(24) См.: Faull J.& Nikpay A. The EC Law of Competition. Oxford university press. 1999. Р. 184.
*(25) Основными нормативными документами являются для ЕС The Treaty on European Union, signed at Amsterdam, 02.10.1997., OJ 1997. C 340/02; для России - прежде всего Закон РСФСР от 22.03.1991 г. с изм. на 09.10.2002 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
*(26) См.: The intermidiate theory of supply, Chapter 14: imperfect competition. Cambridge press, 1996. Р. 258.
*(27) См.: Шремп Ю.Э. Указ. изд. С. 5.
*(28) См.: Шимаи М. Указ. изд. С. 3.
*(29) См.: Готова Н. Черное золото России//Слияния и поглощения. 2003. N 3. С. 16.
*(30) Цит. по: Лукашук И.И. Глобализация и государство//Журнал российского права. 2001. N 4. С. 1.
*(31) См.: Совместное российско-итальянское заявление о сотрудничестве (Москва, 3 апреля 2002 г.)//Дипломатический вестник. 2002. N 5. С. 2.
*(32) См.: Лукашук И.И. Указ. изд. С. 4.
*(33) Цит. по: Кабалкин А., Санникова Л. Глобализация правового пространства и новеллы российского гражданского законодательства//Российская юстиция. 2001. N 12. С. 11.
*(34) См.: Шимаи М. Указ. изд. С. 8.
*(35) Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (утв. резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г.)//Московский журнал международного права. 2001. N 41.
*(36) См.: Баренбойм П.Д. Глобализация в сфере корпоративного управления: возможные негативные последствия//Право и экономика. 2003. N 3 (доступно посредством правовой справочной системы "Гарант". С. 1).
*(37) См.: Шимаи М. Указ. изд. С. 9.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Извлечение из книги Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2004