Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 февраля 2004 г. N КГ-А40/74-04
Курепин Василий Васильевич обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Регистратор НИКойл" (ОАО "Регистратор НИКойл") и Закрытому акционерному обществу Управляющая компания "НИКойл" (ЗАО УК "НИКойл"), в котором с учетом уточнений, произведенных в ходе судебного разбирательства, просит обязать ответчиков внести Курепина В.В. в реестр владельцев инвестиционных паев "Лукойл Фонд Третий" с количеством паев, пропорционально количеству имевшихся у него 3 029 штук акций АООТ ЧИФ "Лукойл-Фонд".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 сентября 2003 года по делу N А40-19465/03-62-186 требования истца оставлены без удовлетворения.
В обоснование отказа в иске судом первой инстанции указано на установленный Правилами срок первичного размещения паев и наличие срока для последующего приема заявок. Судом также сделана ссылка на то, что включение новых пайщиков возможно согласно Правилам при условии подачи заявки и перечислении денежных средств, поэтому включение истца в реестр может привести к уменьшению доли каждого пайщика, чем будут затронуты интересы лиц, которые не несут ответственности за действия управляющей компании и регистратора.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции и постановлением от 28 ноября 2003 года оставила названное решение без изменения, а апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
Курепин В.В. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и удовлетворить требование, ссылаясь на не исследованность судом вопроса о распределении ответчиками акций АООТ ЧИФ "Лукойл Фонд", принадлежащих истцу, а также вопросов, касающихся отсутствия возможности внесения истца в реестр пайщиков в связи с уменьшением паев других участников фонда.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Регистратор НИКойл" указывает на необоснованность доводов истца. При этом ответчик пояснил, что от Курепина В.В. не поступало заявок на приобретение инвестиционных паев фонда, регистратору не поступали документы, подтверждающие поступление денежных средств в оплату приобретаемых инвестиционных паев фонда; ОАО "Регистратор НИКойл" не обладает информацией о каком либо распределении ценных бумаг, принадлежащих Курепину В.В. при ликвидации общества. Кроме того, ответчик указал, что в рамках заявленных требований о внесении записи в реестр владельцев инвестиционных паев "Лукойл Фонд Третий" не подлежал рассмотрению вопрос, связанный с отказом проведения операций в реестре другого юридического лица, реестр которого вел ОАО "Регистратор НИКойл", поскольку правоотношения, связывающие истца и регистратора при ведении реестра основаны на иных взаимоотношениях по поводу иного имущества нежели приобретение паев паевого инвестиционного фонда.
В заседании кассационной инстанции Курепин В.В. поддержал кассационную жалобу, просил решение и постановление отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представитель ОАО "Регистратор НИКойл" возразил против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
ЗАО УК "НИКойл" и ФКЦБ РФ, надлежащим образом извещенные о времени и месте разбирательства по делу, в суд своих представителей не направили.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей истца и ответчика, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и норм процессуального права при принятии решения и постановления, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении требований об обязании внести истца в реестр владельцев инвестиционных паев "Лукойл Фонд Третий" с количеством паев, пропорционально количеству имевшихся у Курепина В.В. 3029 штук акций "Лукойл-Фонда", суд первой и апелляционной инстанции исходили из того, что истец не стал пайщиком интервального инвестиционного фонда при ликвидации чекового инвестиционного фонда.
Кассационная инстанция соглашается с таким выводом суда.
Как следует из материалов дела, и это было установлено судом первой и апелляционной инстанций, истец на 20 сентября 1996 года являлся владельцем 3029 акций АООТ ЧИФ "Лукойл-Фонд". Общим собранием акционеров ЧИФ "Лукойл-Фонд" 15 января 1997 года было принято решение о его ликвидации и создании на базе ЧИФ "Лукойл-Фонд" интервального инвестиционного паевого фонда. 5 июля 1999 года зарегистрированы правила интервального инвестиционного паевого фонда "Лукойл Фонд Третий", пунктом 4.6. которых устанавливался порядок оплаты инвестиционных паев на этапе первичного размещения со счета ЧИФа и особенности оплаты инвестиционных паев на этапе первичного размещения до закрытия счета ЧИФа. Курепин В.В. оформил документы, подписал заявку, анкету, доверенность и заявление 23 июня 1999 года на приобретение инвестиционных паев интервального паевого фонда и направил указанный пакет документов в ликвидационную комиссию. 31 мая 2000 года истцом был получен ответ, в котором сообщалось, что справка о замене паспорта не заверена печатью паспортного стола, в связи с чем истец не был включен в реестр акционеров.
Судом было указано на незаконность отказа по причине отсутствия печати на справке о замене паспорта.
Из Правил Интервального паевого инвестиционного фонда "Лукойл Фонд Третий" усматривается, что паевой инвестиционный фонд создавался на базе имущества чекового инвестиционного фонда "Лукойл Фонд" в соответствии с Указом Президента N 193 от 23 февраля 1998 года "О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов", постановлением N 16 от 27 мая 1998 года "Об особенностях паевых инвестиционных фондов, образуемых на базе имущества инвестиционных фондов или специализированных инвестиционных фондов приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан", "Порядком создания на базе имущества ОАО "Чековый инвестиционный фонд "Лукойл Фонд" паевых инвестиционных фондов группы "Лукойл Фонд" под управлением ЗАО "Никойл Менеджмент".
В пункте 4.3.1 данных Правил интервального паевого инвестиционного Фонда "Лукойл Фонд Третий" установлено, что первичное размещение инвестиционных паев фонда начинается через 275 дней со дня регистрации проспекта эмиссии и прекращается по истечению 90 дней независимо от стоимости активов Фонда (с 14 ноября 1998 года по 15 сентября 1999 года). При этом после окончания срока первичного размещения инвестиционных паев фонда прием заявок на приобретение и выкуп инвестиционных паев осуществляется ежегодно с 01.04 по 21.04 включительно. После прекращения первичного размещения паев стоимость активов паевого фонда делится на количество инвестиционных паев всех пайщиков в реестре паевого фонда и определяется стоимость одного пая.
Согласно пункту 18 Временного положения о ведении реестра владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, утвержденного Постановлением ФКЦБ при Правительстве Российской Федерации от 12 января 1996 года N 3, основанием для внесения регистратором фонда приходных записей в реестр владельцев инвестиционных паев фонда являются заявка на приобретение инвестиционных паев фонда и документы, подтверждающие поступление денежных средств в оплату приобретаемых инвестиционных паев фонда.
В соответствии с пунктом 4.9.5 Правил интервального паевого инвестиционного фонда "Лукойл Фонд Третий" приходные записи по лицевым счетам владельцев инвестиционных паев Фонда вносятся не позднее 3 дней после окончания срока приема заявок, при условии поступления на счет Фонда денежных средств в оплату инвестиционных паев до окончания срока приема заявок.
Пункт 3 названного Временного положения устанавливает, что регистратор фонда обязан открывать лицевые счета владельцев инвестиционных паев фонда и вносить в них приходные и расходные записи в сроки, установленными Правилами фонда, только при получении всех необходимых документов и после проверки соответствия указанных в них данных.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика пояснил, что в Управляющей компании нет денежных средств, принадлежащих истцу, Курепин В.В. на момент первичного размещения инвестиционных паев фонда продолжал оставаться акционером Чекового инвестиционного фонда "Лукойл Фонд".
Поскольку включение новых пайщиков согласно Правилам возможно только при подаче заявки и перечислении денежных средств, суд правомерно сослался на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, включение же истца в реестр акционеров может привести к уменьшению доли каждого пайщика, чем будут затронуты интересы остальных пайщиков.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция пришла к выводу, что при принятии решения и постановления судом правильно применены нормы материального права и нормы процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для их отмены по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 16 сентября 2003 года и постановление от 28 ноября 2003 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-19465/03-62-186 оставить без изменения, а кассационную жалобу Курепина Василия Васильевича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 февраля 2004 г. N КГ-А40/74-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании