Льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые одиноким матерям,
проходящим военную службу
Социально-экономические реформы, проводимые в стране, непосредственным образом затронули женщин, а они составляют 53% населения Российской Федерации*(1). Проводимые исследования показывают, что женщины составляют большинство среди низкооплачиваемых, малообеспеченных, а также безработных граждан, они в первую очередь ощущают неравенство возможностей при трудоустройстве*(2). Таким образом, можно говорить об определенной дискриминации женщин в сфере занятости. Безработица женщин затронула в большинстве случаев не работниц неквалифицированного ручного труда, а женщин - специалистов и служащих. Среди безработных число женщин с высшим образованием составляет 69%, а со средним специальным образованием - 74%. Среди безработных одиноких родителей женщины составляют 90%*(3). Вместе с этим социально-экономическая ситуация в стране стала базой для развития новых тенденций. К новым явлениям относится также и приток женщин на военную службу. Это связано с рядом причин: ухудшением демографической ситуации в стране, массовыми увольнениями военнослужащих, некомплектом воинских частей и подразделений. С другой стороны, в условиях социальной напряженности поступление на военную службу по контракту помогает женщинам решить многие материальные проблемы. Особенно социально незащищенными являются одинокие женщины, имеющие детей, - матери-одиночки.
Женщинам, поступающим на военную службу, гарантируется предоставление льгот, включая оплачиваемый отпуск по беременности и родам, стабильное денежное содержание, возможность решить жилищные проблемы, сделать карьеру. Цель настоящей статьи - рассказать о льготах, гарантиях и компенсациях, предоставляемых женщинам-военнослужащим, являющимся матерями-одиночками.
Женщины-военнослужащие, помимо установленных для всех военнослужащих преимуществ, пользуются льготами, гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательными и подзаконными нормативными актами об охране семьи, материнства и детства в соответствии с п.9 ст.10 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В целях реализации государственных интересов по охране семьи, материнства и детства развитие законодательства направлено на улучшение социально-правового положения одиноких матерей.
В соответствии с действующим законодательством женщина признается одинокой матерью в случае, если в свидетельстве о рождении детей отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери, а также при усыновлении ребенка женщиной, не состоящей в браке. Женщина утрачивает статус одинокой матери при вступлении в зарегистрированный брак, усыновлении ее ребенка, а также в случае, если лицо, от которого мать родила ребенка, признано в установленном порядке отцом ребенка.
Льготы и преимущества, предоставляемые одиноким матерям, проходящим военную службу по контракту, можно разделить на: льготы по прохождению военной службы; льготы по охране здоровья и медицинской помощи; налоговые льготы; льготы в области жилищного права; денежные выплаты. Рассмотрим каждый вид льгот, гарантий и компенсаций.
Льготы по прохождению военной службы. Законодательством предусмотрены гарантии при поступлении на военную службу по контракту (запрещается отказывать в заключении контракта о прохождении военной службы, мотивируя отказ беременностью или наличием ребенка) и от необоснованных увольнений одиноких матерей, проходящих военную службу по контракту. В соответствии с п.25 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, не допускается увольнение с военной службы одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет), кроме случаев, когда увольнение осуществляется по их желанию или когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по следующим основаниям:
- по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет);
- по состоянию здоровья - в связи с признанием военнослужащей-женщины военно-врачебной комиссией не годной к военной службе;
- по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего женского пола, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание старшины или главного корабельного старшины включительно;
- в связи с лишением воинского звания;
- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему женского пола наказания в виде лишения свободы;
- в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования.
К льготам по прохождению военной службы относятся также льготы по предоставлению отпусков. Одинокая мать, воспитывающая ребенка в возрасте до 14 лет, имеет право на предоставление основного отпуска по ее желанию в удобное для нее время (п.12 ст.29 Положения о порядке прохождения военной службы). По мнению автора, в целях обеспечения постоянной боевой готовности воинской части это право целесообразно учитывать при составлении плана отпусков.
На практике нередко возникают трудности с применением нормы, содержащейся в ст.263 Трудового кодекса Российской Федерации о предоставлении дополнительных отпусков: "Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск по заявлению соответствующего работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается". Военнослужащие-женщины пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с законодательством об охране семьи, материнства и детства. Однако в соответствии с требованиями данной статьи такие отпуска устанавливаются коллективным договором (а военнослужащие в соответствии с действующим законодательством не заключают коллективных договоров), предоставляются без сохранения заработной платы (что также не предусмотрено законодательством о статусе военнослужащих). Таким образом, предоставление указанных дополнительных отпусков военнослужащим в настоящее время не представляется возможным, так как механизм реализации указанной нормы недостаточно нормативно определен.
Одинокой матери, проходящей военную службу по контракту, для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц (в соответствии с п.2 ст.32 Положения о порядке прохождения военной службы). Указанные выходные дни предоставляются в календарном месяце по ее рапорту на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении*(4), при документальном подтверждении расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода и оформляются приказом по воинской части.
Льготы по охране здоровья и медицинской помощи одиноким матерям, проходящим военную службу по контракту, предоставляются в соответствии со ст.22 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. N 5489-1. Одинокой матери в интересах лечения ребенка предоставляется право находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. В этом случае ей выдается листок нетрудоспособности для предоставления по месту службы.
Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов), имеют также право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Денежные выплаты одиноким матерям и детям выплачиваются в размерах и порядке, определенных Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" от 4 сентября 1995 г. N 883. Это:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- ежемесячное пособие на ребенка.
На государственные пособия, выплачиваемые одиноким матерям, не может быть обращено взыскание в порядке исполнительного производства (на основании п.3 ст.69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ).
Кратко рассмотрим указанные пособия.
1. Пособие по беременности и родам выплачивается женщинам, проходящим военную службу по контракту, в размере денежного довольствия за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов.
2. Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам в размере 300 руб. имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).
3. Единовременное пособие при рождении ребенка в размере 4500 руб. назначается и выплачивается одинокой матери, проходящей военную службу по контракту, по месту службы после предъявления заявления о назначении этого пособия, а также справки о рождении ребенка, выданной органами загса.
4. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается одиноким матерям в размере 500 руб. независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку возраста полутора лет. Если в период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет наступает отпуск по беременности и родам, женщина имеет право выбора одного из двух выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков видов пособий.
5. Ежемесячное пособие на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода, дающий право на получение этого пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации5 в размере 70 руб., увеличивается на 100% на детей одиноких матерей.
Ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере на детей одиноких матерей назначается и выплачивается:
а) если в свидетельстве о рождении детей отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери. При вступлении одинокой матери в брак за ней сохраняется право на получение в повышенном размере ежемесячного пособия на детей, родившихся до вступления в брак;
б) при усыновлении ребенка женщиной, не состоящей в браке, начиная с месяца, в котором она записана в книге записей актов гражданского состояния в качестве матери;
в) при передаче в установленном порядке детей одинокой матери на воспитание опекуну или попечителю (вследствие смерти матери, ее болезни и по другим причинам).
Ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере на детей одиноких матерей не назначается и не выплачивается, если лицо, от которого мать родила ребенка, признано в установленном порядке отцом ребенка или если ребенок усыновлен при вступлении матери в брак. В случае установления отцовства и внесения сведений об отце в актовую запись о рождении ребенка органы загса сообщают органу социальной защиты населения по месту жительства матери о внесении соответствующих изменений.
Для назначения вышеуказанного ежемесячного пособия одинокая мать, проходящая военную службу по контракту, обращается в орган социальной защиты населения по месту жительства, и представляет следующие документы:
- заявление в письменной форме о назначении ежемесячного пособия на ребенка с указанием в нем сведений о доходах семьи;
- копию свидетельства о рождении ребенка;
- справку с места жительства ребенка о совместном его проживании с матерью;
- справку об учебе в общеобразовательном учреждении ребенка (детей) старше шестнадцати лет;
- справку из органов загса об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка.
Льготы в области жилищного права для одиноких матерей предусмотрены Жилищным кодексом РСФСР. В соответствии с п.8 ст.36 этого Кодекса нуждающиеся в улучшении жилищных условий одинокие матери пользуются правом первоочередного предоставления жилых помещений. Также одинокие матери с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.
Налоговые льготы. В соответствии с подп.4 п.1 ст.218 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по доходам физических лиц стандартный налоговый вычет в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет и предоставляется налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок, являющимися родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями. Одиноким родителям налоговый вычет производится в двойном размере и прекращается с месяца, следующего за вступлением их в брак. Указанный вычет предоставляется на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный вычет (т.е. паспорта с отметкой о разводе). При этом для целей указанной статьи под одиноким родителем понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.
Государственные пособия, выплачиваемые одиноким матерям, не включаются в облагаемый налогом на доходы физических лиц доход граждан.
В данной статье приведены льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые одиноким матерям наряду с преимуществами, установленными для всех военнослужащих-женщин действующим законодательством Российской Федерации. В то же время законодательством субъектов Российской Федерации (республик в составе Российской Федерации) и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут быть установлены дополнительные льготы, гарантии и компенсации, направленные на улучшение социально-правового положения одиноких матерей. К сожалению, автор не располагает большинством из таких документов. Однако в качестве примера представляется возможным привести дополнительные льготы и компенсации, предусмотренные одиноким матерям - жительницам г. Москвы. Так, Комплексной программой мер защиты жителей г. Москвы на 2003 г., утвержденной постановлением правительства Москвы от 21 января 2003 г. N 23-ПП и постановлением правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 736-ПП, одиноким матерям с 1 октября 2003 г. предоставлены следующие дополнительные льготы и компенсации:
- ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни независимо от среднедушевого дохода в размере 150 руб.;
- ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания на детей до 3 лет в размере 500 руб.;
- льгота по оплате жилья и коммунальных услуг - 50%-ная скидка семьям, имеющим детей-инвалидов до 18 лет;
- бесплатное лекарственное обеспечение детей первых 3 лет жизни.
На основании постановления правительства Москвы "О городской целевой среднесрочной программе дальнейшего развития коллективного садоводства для жителей города Москвы на 2004 - 2006 годы" от 10 июня 2003 г. N 433-ПП матери-одиночки - жители г.Москвы, состоящие на очереди в префектурах административных округов г.Москвы, имеют право на бесплатное получение земельных участков под коллективное садоводство в размерах, определенных действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и правительством Москвы.
Е.А. Стренина,
юрисконсульт управления ФСБ России,
капитан юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Апарина А.В. Благо ли - феминизация армии? // Пограничник. - 1999. - N 10. - С.66.
*(2) См. там же.
*(3) "Проблемы женской безработицы в России". Материал Федеральной службы занятости, с.2, 3.
*(4) Детские дома-интернаты на условиях пяти-шестидневного пребывания в неделю к специализированным детским учреждениям с полным государственным обеспечением не относятся (постановление Министерства труда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекунов, попечителей) для ухода за детьми-инвалидами" от 4 апреля 2000 г. N 26/34).
*(5) Порядок расчета величины среднедушевого дохода определен Федеральным законом "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые одиноким матерям, проходящим военную службу
Автор
Е.А. Стренина - юрисконсульт управления ФСБ России, капитан юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2003, N 12