23 июня 2014 г. |
Дело N А56-68169/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 16.06.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2013 (судья Соколова С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Дмитриева И.А.) по делу N А56-68169/2013,
установил:
Закрытое акционерное общество "ДСК-Войсковицы" место нахождения: 188360, Ленинградская обл., р-н Гатчинский, пос. Войсковицы, ОГРН 1024702087717 (далее - заявитель, Общество, ЗАО "ДСК- Войсковицы), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Гатчинского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области Беляковой Татьяны Васильевны (далее - пристав-исполнитель) от 05.08.2013 об оценке арестованного имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Центр оценки "РОСЛЕКС" (далее - ООО "РОСЛЕКС") и Управление Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области (далее - Управление).
Решением суда от 12.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.03.2014, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые решение и постановление и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
По мнению подателя жалобы, оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы Общества, поскольку на момент обращения в суд истек срок действия отчета об оценке. Также податель жалобы полагает, что Обществом пропущен срок на обжалование постановления об оценке имущества.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых решения и постановления судов проверены в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа N 001192801 от 24.06.2009, выданного арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N 8010/10/23/47.
Постановлением от 21.03.2011 пристав-исполнитель наложил арест на имущество должника и составил акт описи и ареста в отношении имущества, принадлежащего должнику.
В целях проведения независимой оценки имущества, приставом-исполнителем привлечен специалист-оценщик оценочной компании ООО "РОСЛЕКС".
Согласно отчету об оценке от 03.06.2013 (дата оценки 27.05.2013) N 58/13 рыночная стоимость имущества, принадлежащего ЗАО "ДСК-Войсковицы", составляет 8 750 319 руб. (без учета НДС).
Общество 03.06.2013 было ознакомлено с названным отчетом об оценке.
Пристав-исполнитель 05.08.2013 вынес оспариваемое постановление.
Полагая, что названное постановление пристава-исполнителя не соответствует требованиям законодательства об исполнительном производстве и нарушает права и законные интересы ЗАО "ДСК-Войсковицы" в сфере предпринимательской и экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды удовлетворили требования Общества, указав, что оспариваемое постановление имеет существенные недочеты, не позволяющие признать его законным и обоснованным, а также нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативно-правовому акту и одновременно с этим нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно части 1 статьи 85 Закона N 229-ФЗ оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 85 Закона N 229-ФЗ при наличии установленной законом обязанности по привлечению оценщика для оценки имущества или имущественного права судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика, а стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее 10 дней со дня их извещения о произведенной оценке.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Как установлено судами, отчет от 27.05.2013 N 58/13 соответствует требованиям Федерального стандарта оценки и Закону N 135-ФЗ.
В отчете указаны количественные и качественные характеристики объекта оценки, содержится информация о физических свойствах объекта оценки, анализ рынка объекта оценки. При оценке арестованного имущества были использованы сравнительный и доходный подходы, в отчете подробно изложено обоснование выбранных оценщиком подходов, что соответствует требованиям Федерального стандарта оценки.
При этом Обществом не представлены доказательства, подтверждающие недостоверность результатов оценки, произведенной оценщиком, а также доказательства занижения принятой оспариваемым постановлением судебного пристава-исполнителя рыночной стоимости объекта.
Вместе с тем суды установили нарушения требований части 2 статьи 14 Закона N 229-ФЗ, допущенные приставом-исполнителем при вынесении оспариваемого постановления.
Как указали суды, оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя не содержит фактических обстоятельств в обоснование постановления. Приставом-исполнителем в качестве основания вынесения постановления указан отчет об оценке N 40000/13/23/47, в то время как сумма 8 750 319 руб. определена в отчете N 58/13.
Также в оспариваемом постановлении имеются противоречия по определению размера стоимости арестованного имущества: первоначально приставом-исполнителем указана сумма 2 011 863 руб., а итоговая сумма - 8 750 319 руб.
Следует отметить, в отчете N 58/13 отражено, что стоимость имущества составляет 10 325 376 руб. с учетом НДС, при этом, приставом-исполнителем отчет об оценке принят в размере 8 750 319 руб. без учета НДС.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям статьи 14 Закона N 229-ФЗ.
Суд кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах оспариваемое постановление правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Довод подателя жалобы о пропуске срока на обжалование постановления об оценке имущества правомерно отклонен судами, поскольку материалами дела подтверждается, что указанное постановление получено Обществом 31.10.2013 (лист дела 6), а заявление подано Обществом в арбитражный суд 11.11.2013, то есть с соблюдением установленного статьей 122 Закона N 229-ФЗ процессуального срока.
Довод жалобы об отсутствии в данном случае нарушения прав и законных интересов Общества, поскольку на момент обращения в суд истек срок действия отчета об оценке, не может быть принят, поскольку само по себе истечение срока действия отчета об оценке не влияет на установленный судами факт нарушения прав и законных интересов Общества в связи с вынесением оспариваемого постановления.
Судами при рассмотрении дела правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 по делу N А56-68169/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.