В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Обязательные постановления в морском порту Туапсе.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 6 июля 2012 г. № 197 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Туапсе» (зарегистрирован Минюстом России 23 июля 2012 г., регистрационный № 24983).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2025 г. и действует до 1 марта 2031 г.
Министр | Р.В. Старовойт |
Зарегистрировано в Минюсте России 26 ноября 2024 г.
Регистрационный № 80315
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 17 сентября 2024 г. № 325
1. Обязательные постановления в морском порту Туапсе (далее - Обязательные постановления) содержат:
описание морского порта Туапсе (далее - морской порт);
правила захода судов в морской порт и выхода судов из морского порта, в том числе меры обеспечения безопасности мореплавания для захода судов в морской порт, выхода судов из морского порта, а также особенности регулирования захода автономных судов в морской порт и выхода автономных судов из морского порта;
правила плавания судов в акватории морского порта и на подходах к нему с учетом особенностей плавания автономных судов в акватории морского порта;
описание зоны действия систем управления движением судов (далее - СУДС) и правила плавания судов в этой зоне, правила взаимодействия радиолокационных СУДС с автономными судами;
правила стоянки судов в морском порту и указание мест их стоянки;
правила обеспечения экологической безопасности, включающие установление видов отходов с судов, подлежащих сбору в морском порту, правила обеспечения соблюдения карантина в морском порту;
правила пользования специальными средствами связи на территории морского порта;
сведения о границах территории морского порта; сведения о подходах к морскому порту;
сведения о границах морских районов А1 и А2 Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности1 (далее - ГМССБ);
сведения о технических возможностях морского порта в части приема судов;
сведения о периоде навигации;
сведения о районах обязательной и необязательной лоцманской проводки судов;
сведения о глубинах акватории морского порта и подходов к нему;
сведения о переработке опасных грузов;
сведения об организации плавания судов во льдах в морском порту и на подходах к нему;
сведения о передаче информации капитанами судов, находящихся в морском порту, при возникновении угрозы актов незаконного вмешательства в морском порту;
сведения о передаче навигационной и гидрометеорологической информации капитанам судов, находящихся в морском порту.
2. Обязательные постановления подлежат исполнению экипажами судов, независимо от их флага и прав на них, а также юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в морском порту и на подходах к нему.
3. Плавание судов в морском порту и на подходах к нему, стоянка судов в акватории морского порта осуществляются в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2021 г. № 3952 (далее - Общие правила), и Обязательными постановлениями.
4. Морской порт расположен на Кавказском побережье Черного моря в вершине бухты Туапсе к юго-востоку от мыса Кодош и включает участки водной поверхности в устьях рек Паук и Туапсе.
5. Подходы к морскому порту установлены от точки с координатами 44°00'00" северной широты и 39°03'18" восточной долготы (координаты в Обязательных постановлениях указаны в единой системе геодезических координат 1942 года (СК-42)3 по рекомендованному пути (РП № 76) (6,5° - 186,5°) до границы акватории морского порта шириной 120 метров (сведения о подходном канале морского порта приведены в приложении № 1 к Обязательным постановлениям).
6. Границы морского порта установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 г. № 1243-р.
7. Морской порт является незамерзающим.
8. Судоходство в морском порту осуществляется в гидрометеорологических условиях, характеризующихся периодическими резонансными горизонтальными колебаниями масс воды, штормовыми ветрами южных направлений со скоростью более 14 метров в секунду и с высотой волн более 2 метров. В период с ноября по март скорость ветров северо-восточных направлений может достигать 40 метров в секунду и более, скорость ветров южных направлений - более 30 метров в секунду, высота волны в акватории морского порта - 7 метров.
9. Морской порт не является местом убежища для судов в штормовую погоду, за исключением маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов.
10. Навигация в морском порту осуществляется круглогодично, морской порт осуществляет работу круглосуточно, имеет грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации4.
11. Движение судов в акватории морского порта регулируется СУДС.
12. В морском порту осуществляется обязательная лоцманская проводка судов (сведения о районе обязательной лоцманской проводки приведены в приложении № 2 к Обязательным постановлениям).
Районы необязательной лоцманской проводки судов в морском порту отсутствуют.
13. Швартовные операции в морском порту для судов валовой вместимостью 500 и более, за исключением судов, осуществляющих операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся в акватории морского порта и на подходах к нему, объектов инфраструктуры морского порта (далее - суда портового флота), должны выполняться с обязательным буксирным обеспечением (сведения о минимальном количестве и суммарной мощности буксиров для швартовных операций судов, за исключением судов вместимостью менее 500 и судов портового флота, в морском порту приведены в приложении № 3 к Обязательным постановлениям).
14. В морском порту осуществляются грузовые операции с грузами, включая опасные грузы 3 - 5, 9 классов опасности Международной морской организации5 (далее - ИМО).
15. Морской порт имеет возможности для пополнения запасов судов продовольствием, топливом, пресной водой, приема с судов сточных и нефтесодержащих вод, всех категорий мусора, за исключением мусора категории G, предусмотренного Приложением V к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года6 (далее - МАРПОЛ), и отходов, связанных с грузами 1, 2, 6-8 классов опасности ИМО, а также проведения ремонта оборудования и водолазного осмотра судна (сведения о приемных сооружениях морского порта приведены в приложении № 4).
16. Информация о заходе судна в морской порт и выходе судна из морского порта7 передается капитану морского порта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть «Интернет») по адресу: www.portcall.marinet.ru.
Оформление захода судов в морской порт и выхода судов из морского порта осуществляется круглосуточно.
17. Заход автономных судов в морской порт и выход автономных судов из морского порта осуществляются в соответствии с настоящей главой и главой VI1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ).
18. Суда должны осуществлять заход в морской порт по подходному каналу.
19. При каждом заходе в морской порт и выходе из морского порта судно, получившее разрешение на заход в морской порт или на выход из морского порта, выданное должностными лицами инспекции государственного портового контроля службы капитана морского порта8, должно уведомлять капитана морского порта о заходе в морской порт или выходе из морского порта на 9 канале связи очень высокой частоты (сведения о каналах очень высокой частоты (далее - каналы связи ОВЧ), используемых в морском порту, приведены в приложении № 5 к Обязательным постановлениям).
20. В акватории морского порта действует разрешительный порядок движения и стоянки судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в соответствии с суточным графиком расстановки и движения судов в морском порту (далее - суточный график).
Суточный график утверждается капитаном морского порта ежедневно в 15:00 по местному времени на основании информации о заходе судна, передаваемой в соответствии с пунктом 16 Обязательных постановлений, и размещается в сети «Интернет» по адресу: www.bsamp.ru.
21. Плавание автономных судов осуществляется в соответствии с настоящей главой и главой VI1 КТМ.
22. Движение судов в акватории морского порта, постановка судов на якорь и снятие их с якоря регулируются СУДС в соответствии с суточным графиком9. До начала движения судно должно запросить у СУДС разрешение на начало движения.
23. По подходному каналу осуществляется одностороннее движение судов.
24. Прием лоцмана на судно и высадка лоцмана с судна производятся в точке с координатами 44°01'42'' северной широты и 39°03'35'' восточной долготы, по пеленгу 186° в дистанции 35 кабельтовых от светящегося красного знака юго-западного волнолома или в районах якорных стоянок №№ 417 и 418.
25. Прием лоцмана на судно и высадка лоцмана с судна производятся при высоте волны не более 2 метров.
26. От обязательной лоцманской проводки судов в районах обязательной лоцманской проводки судов освобождаются10:
маломерные и прогулочные суда;
спортивные парусные суда;
суда валовой вместимостью менее 500;
суда портового флота.
27. Лоцманская проводка судна с неисправными винторулевым комплексом, судовой энергетической установкой, якорным устройством осуществляется с обязательным буксирным обеспечением судна.
28. Движение судов в акватории морского порта, за исключением якорных стоянок №№ 417 и 418, осуществляется при скорости ветра не более 14 метров в секунду и видимости не менее 5 кабельтовых.
29. Суда с динамическим принципом поддержания за 5 кабельтовых до захода в акваторию морского порта и подходной канал и до выхода из акватории морского порта и подходного канала должны следовать в водоизмещающем состоянии.
30. Маломерным судам, спортивным парусным и прогулочным судам запрещается:
швартоваться к плавучим и стационарным средствам навигационного оборудования, молам, волноломам и становиться на якорь вблизи них11;
подходить к грузовым причалам без разрешения капитана морского порта и согласования с оператором морского терминала;
подходить к судам, осуществляющим грузовые операции, маневрировать в непосредственной близости от судов, находящихся в движении, стоящих на якоре или у причалов;
затруднять движение других судов, создавая помехи судам, заходящим в морской порт, выходящим из морского порта или маневрирующим в акватории морского порта.
31. Доставка людей на суда, стоящие на рейде, осуществляется при волнении моря не более 1 метра, отсутствии зыби и силе ветра до 11 метров в секунду.
32. При возникновении периодических резонансных горизонтальных колебаний масс воды в акватории морского порта и на подходном канале движение судов не допускается, за исключением отвода судов от причалов на якорные стоянки во избежание повреждения причалов, для обеспечения безопасности судов и гидротехнических сооружений.
33. Зона действия СУДС ограничена береговой линией и прямыми линиями, соединяющими по порядку точки с координатами:
№ 1 44°10'33'' северной широты и 38°56'23'' восточной долготы;
№ 2 44°06'41'' северной широты и 38°51'09'' восточной долготы;
№ 3 43°58'20'' северной широты и 39°03'02'' восточной долготы;
№ 4 44°02'14'' северной широты и 39°08'20'' восточной долготы.
34. Капитаны судов, внешние капитаны полностью автономных судов, следующих в морской порт, за один час до входа в зону действия СУДС должны установить радиосвязь с СУДС на 10 канале связи ОВЧ.
35. Связь с СУДС в морском порту осуществляется на 10 канале связи ОВЧ (позывной «Туапсе-Трафик-Контроль»).
36. Суда, находящиеся в зоне действия СУДС, должны нести постоянную радиовахту на 10 канале связи ОВЧ.
37. При выходе из строя главного двигателя или рулевого устройства, или технических средств судовождения, влияющих на безопасность мореплавания, капитаны судов, внешние капитаны полностью автономных судов должны незамедлительно уведомить об этом СУДС и капитана морского порта. При потере радиосвязи с СУДС капитаны судов, внешние капитаны полностью автономных судов должны незамедлительно уведомить об этом СУДС и капитана морского порта любыми доступными средствами связи.
38. Стоянка судов в морском порту осуществляется на якорных стоянках №№ 417 и 418 (сведения о якорных стоянках морского порта приведены в приложении № 6 к Обязательным постановлениям), а также у причалов морского порта (сведения о технических возможностях морского порта в части приема судов и причалах приведены в приложении № 7 к Обязательным постановлениям).
39. Постановка судов на якорь должна осуществляться на расстоянии не менее 3 кабельтовых друг от друга и от линии створных знаков, ведущих в морской порт, в соответствии с указаниями СУДС12. В гидрометеорологических условиях, характеризующихся периодическими резонансными горизонтальными колебаниями масс воды, штормовыми ветрами южных направлений со скоростью более 14 метров в секунду и с высотой волн более 2 метров, или при аварийных ситуациях с судами постановка судов на якорь во внутренней части акватории морского порта в районе разворотного круга и юго-западного волнолома допускается только с буксирным обеспечением.
40. Суда на якорных стоянках должны нести постоянную радиовахту на 10 канале связи ОВЧ.
41. Буксиры должны встречать суда, следующие на вход в морской порт, в 5 кабельтовых к югу от Первомайского волнолома.
42. Одновременное проведение швартовных операций на смежных причалах в морском порту не допускается.
43. При швартовных операциях винт судна должен быть погружен в воду не менее чем на 2/3 части. Ступица винта должна быть погружена в воду полностью.
44. Швартовка судна к причалу осуществляется швартовщиками, число которых определяется из расчета:
для судна вместимостью до 200 - 1 швартовщик;
для судна вместимостью от 201 до 2 000 - 2 швартовщика;
для судна вместимостью от 2 001 до 5 000 - 3 швартовщика;
для судна вместимостью от 5 001 до 10 000 - 4 швартовщика;
для судна вместимостью от 10 001 до 30 000 - 6 швартовщиков, при швартовке с использованием береговых лебедок - не менее 4 швартовщиков;
для судна вместимостью свыше 30 000 - 8 швартовщиков, при швартовке с использованием береговых лебедок - не менее 6 швартовщиков, а также руководитель швартовщиков, обеспеченный радиосвязью с лоцманом или капитаном судна.
45. При получении штормового предупреждения о развитии периодических резонансных горизонтальных колебаний масс воды суда, стоящие у причалов, должны перейти от причалов на якорные стоянки морского порта или выйти в море для штормования.
46. Швартовка судов осуществляется:
к причалам №№ 1, 1б, 2, 5, 6 и 6а - правым бортом;
к причалам №№ 3, 4, 9 и 9а - левым бортом;
к причалам №№ 1а, 6в, 10, 11, 11а, 12, 12а, 13, 16 и 17 и причалу Зерновой - левым и правым бортами.
47. Швартовные операции у причала № 1а ограничиваются погодными условиями, при которых скорость ветров южных направлений не должна превышать 10 метров в секунду, скорость ветров северных направлений - 12 метров в секунду, высота ветровой волны - 1 метр, высота зыби - 0,5 метра.
48. При ветре скоростью до 10 метров в секунду швартовка судна к причалу № 1а производится левым бортом, при ветрах северных направлений скоростью от 10 до 12 метров в секунду швартовка к причалу № 1а производится правым бортом.
49. Швартовные операции у причала № 1а производятся с судами дедвейтом до 119 456 тонн, длиной до 250 метров и шириной до 45 метров.
50. В темное время суток швартовные операции с судами у причала № 1а осуществляются при следующих условиях:
длина судна не более 230 метров, ширина судна не более 32,2 метра;
район якорной стоянки № 417 в точках 7, 11 и 15 свободный от судов;
скорость ветра до 8 метров в секунду, волнение моря высотой не более 0,6 метров.
51. Швартовка судов длиной более 230 метров к причалу № 1а допускается в светлое время суток.
52. Отшвартовка судов длиной более 230 метров в темное время суток от причала № 1а допускается при следующих условиях:
район якорной стоянки № 417 в точках 7, 11 и 15 свободный от судов;
судно ошвартовано к причалу левым бортом носом на выход;
скорость ветра до 8 метров в секунду, волнение моря высотой не более 0,6 метров.
53. Швартовные операции у причала № 6б производятся правым бортом судна, ограничиваются погодными условиями, при которых скорость ветров южных направлений не должна превышать 10 метров в секунду, скорость ветров северных направлений - 12 метров в секунду, высота ветровой волны - 1 метр.
54. При швартовке одновременно двух судов к причалам №№ 1а и 1б первым швартуется судно к причалу № 1б, вторым швартуется судно к причалу № 1а.
55. Швартовные операции у причала № 1б производятся с судами дедвейтом до 53 712 тонн, длиной до 185,93 метров и шириной до 32,23 метров.
56. Швартовка судов к причалу № 1б при стоящем у причала № 1а судне производится при следующих условиях:
район якорной стоянки № 417 в точках 7, 11, 15 свободный от судов;
скорость ветра до 8 метров в секунду, волнение моря высотой не более 0,6 метров;
длина судна, ошвартованного у причала № 1а, не более 230 метров, ширина не более 32,2 метра;
на время швартовных операций судна у причала № 1б приостанавливаются грузовые операции на причале № 1а.
57. Отшвартовка судна от причала № 1б при стоящем судне у причала № 1а осуществляется при условиях, указанных в пункте 56 Обязательных постановлений.
58. Стоянка судов у причалов №№ 1а и 1б ограничивается погодными условиями, при которых скорость ветров южных направлений не должна превышать 12 метров в секунду, скорость ветров северных направлений - 14 метров в секунду, высота ветровой волны и зыби - 1 метр.
59. При погрузке на суда, стоящие у причалов №№ 1а и 1б, бензинов, природных газолинов и легких дистиллятов судовая система возврата паров должна быть подсоединена к береговой линии отвода паров на рекуперацию.
60. Швартовные операции к причалам №№ 1 и 2 производятся с использованием судов для завозки швартовых концов.
61. Швартовные операции с судами длиной более 230 метров у причала № 1 производятся в светлое время суток при отсутствии судов у причала № 2.
62. При стоянке судна длиной 250 метров у причала № 1 швартовные операции судов у причала № 2 не производятся.
63. Швартовные операции с судами длиной более 190 метров к причалу № 4 производятся с частичным использованием причала № 3.
64. Швартовные операции с судами длиной более 200 метров к причалу № 5 производятся с частичным использованием причала № 6.
65. Швартовные операции с судами длиной более 170 метров к причалу № 6 производятся с частичным использованием причала № 5.
66. Швартовные операции у причала № 6а производятся с судном длиной до 215 метров или с двумя судами суммарной длиной не более 228 метров при длине одного из судов до 100 метров и суммарной длиной не более 223 метров при длине обоих судов более 100 метров. При швартовке двух судов к причалу № 6а первым ставится судно в корень причала, расстояние между судами должно быть не менее 15 метров.
67. Швартовные операции у причала № 6в производятся с судами длиной не более 110 метров.
68. Швартовные операции с судами длиной до 250 метров к причалу Зерновой производятся при осадке судна не менее 6,8 метров. Стоянка расчетного судна длиной 250 метров у причала Зерновой допускается при скорости ветра не более 17 метров в секунду.
69. При выполнении швартовных операций, стоянке и производстве погрузочно-разгрузочных работ у причалов №№ 6а и 6в и причала Зерновой не допускается крен судна на борт, противоположный борту, которым судно ошвартовано к причалу.
70. Швартовка судов длиной более 140 метров к причалу № 9 допускается при отсутствии судов у причала № 10.
71. Швартовные операции с судами длиной более 230 метров у причала № 9 производятся в светлое время суток с частичным использованием причала № 10.
72. Швартовные операции с судами длиной более 230 метров у причала № 10 производятся в светлое время суток с частичным использованием причалов №№ 9 и 11.
73. Швартовные операции с судами длиной более 230 метров у причала № 11 производятся в светлое время суток с частичным использованием причала № 10.
74. Подход судов к причалам №№ 12, 12а, 13, 14, 15, 16 и 17, глубоководному причалу № 1 и хозяйственному причалу, а также отход судов от указанных причалов допускается при отсутствии судна у причала № 11а и при скорости ветра не более 10 метров в секунду.
75. В целях безопасного маневрирования и прохода судов по каналу к причалам №№ 12 - 17, глубоководному причалу № 1 и хозяйственному причалу необходимо оставлять свободным от судов участок причала № 12а на пикетаже ПК600-620. В целях безопасного маневрирования и прохода судов по каналу от причалов №№ 12 - 17, глубоководного причала № 1 и хозяйственного причала необходимо оставлять свободным от судов участок причала № 12а на пикетаже ПК600-620.
76. Швартовка судов длиной от 160 метров до 190 метров к причалам №№ 12 и 12а производится в светлое время суток при скорости ветра не более 6 метров в секунду.
77. Швартовные операции с судами длиной более 150 метров у причала № 12 производятся с частичным использованием причалов №№ 12а и 13.
78. Отшвартовка судов длиной от 160 метров до 190 метров от причалов №№ 12 и 12а производится в светлое время суток при скорости ветра не более 8 метров в секунду.
79. Швартовные операции с судами типа «Ro-Ro» или «Ro-Ro passenger» у причала № 13 производятся при отсутствии судов у причала № 12 или № 14.
80. При условии стоянки судна типа «Ro-Ro» или «Ro-Ro passenger» у причала № 14 длиной от 141,3 метров до 155,0 метров швартовные операции с судами длиной до 125,0 метров к причалу № 13 производятся с использованием причала № 12 с последующей перетяжкой судна на швартовых концах. Во избежание поперечного перемещения судна длиной до 125,0 метров от причала № 12 к причалу № 13 при стоянке судна длиной от 141,3 метров до 155,0 метров у причала № 14 перетяжка должна осуществляться с помощью 2 буксиров, располагающихся в носовой и кормовой оконечностях правого борта судна.
81. При условии стоянки судна типа «Ro-Ro» или «Ro-Ro passenger» у причала № 14 длиной до 141,3 метров швартовные операции с судами длиной до 152,0 метров к причалу № 13 производятся с использованием причала № 12 с последующей перетяжкой судна на швартовых концах. Во избежание поперечного перемещения судна длиной до 152,0 метров от причала № 12 к причалу № 13 при стоянке судна длиной до 141,3 метров у причала № 14 перетяжка должна осуществляться с помощью 2 буксиров, располагающихся в носовой и кормовой оконечностях правого борта судна.
82. Швартовные операции с судами типа «Ro-Ro» или «Ro-Ro passenger» длиной от 125 метров до 155 метров у причала № 13 производятся при стоянке судна у причала № 12 не менее пикетажа ПК200 и отсутствии судна у причала № 14.
83. Швартовные операции с судами длиной до 152,8 метров лагом к причалу № 14 производятся с частичным использованием причала № 15.
84. Швартовные операции с судами длиной до 152,8 метров лагом к причалу № 15 производятся с частичным использованием причала № 14.
85. Швартовные операций с судами типа «Ro-Ro» или «Ro-Ro passenger» длиной до 145 метров, шириной до 21 метра к причалу № 15 производятся при условии стоянки судна типа «Ro-Ro» или «Ro-Ro passenger» длиной до 155 метров у причала № 14 и отсутствии судна у причала № 16.
86. Швартовные операции судов типа «Ro-Ro» или «Ro-Ro passenger» длиной до 155 метров к причалу № 14 производятся при условии стоянки судна типа «Ro-Ro» или «Ro-Ro passenger» длиной до 145 метров у причала № 15 и отсутствии судов у причалов №№ 12 и 13.
87. Швартовные операции судов типа «Ro-Ro» или «Ro-Ro passenger» длиной до 155 метров к причалу № 14 производятся при условии стоянки судна длиной до 155 метров лагом у причала № 13 и отсутствии судна у причала № 15.
88. Швартовные операции с судами типа «Ro-Ro» или «Ro-Ro passenger» длиной от 145 метров до 155 метров к причалу № 15 производятся при отсутствии судов у причалов №№ 14 и 16. Для судов длиной от 151 метра до 155 метров швартовные операции с судами типа «Ro-Ro» или «Ro-Ro passenger» производятся в светлое время суток.
89. В случае наличия судов, ошвартованных у причалов №№ 16 и 14, швартовные операции судов типа «Ro-Ro» или «Ro-Ro passenger» к причалу № 15 не производятся ввиду ограниченности акватории между судном, ошвартованным у причала № 14, и судами, ошвартованными у причала № 16.
90. В случае наличия судов, ошвартованных у причалов №№ 13 и 15, швартовные операции судов типа «Ro-Ro» или «Ro-Ro passenger» к причалу № 14 не производятся ввиду ограниченности операционной акватории между судном, ошвартованным у причала № 13, и судном, ошвартованным у причала № 15.
91. Отшвартовка судов типа «Ro-Ro» или «Ro-Ro passenger» от причалов №№ 14 и 15 производится в любой очередности при условии, что причал № 16 свободен от судов.
92. Швартовные операции с судами типа «Ro-Ro» или «Ro-Ro passenger» длиной до 153,9 метров к глубоководному причалу № 1 производятся кормой судна.
93. Швартовные операции с судами длиной до 85 метров лагом к глубоководному причалу № 1 осуществляются любым бортом.
94. При получении прогноза погоды об усилении ветра более 17 метров в секунду необходимо предпринять действия по отводу судов типа «Ro-Ro» или «Ro-Ro passenger» от причалов №№ 14 и 15, судов длиной до 150 метров и судов длиной до 153,9 метров от глубоководного причала № 1.
95. При получении прогноза погоды об усилении ветров северо-восточного и северного направлений более 16 метров в секунду, северо-западного направления более 15 метров в секунду, южного направления более 14 метров в секунду необходимо предпринять действия по отводу судов типа «Ro-Ro» или «Ro-Ro passenger» от причалов №№ 14 и № 15 длиной 155 метров.
96. При получении прогноза погоды об усилении ветров северо-восточного и северного направлений более 17 метров в секунду, северо-западного направления более 16 метров в секунду, южного направления более 14 метров в секунду необходимо предпринять действия по отводу судов типа «Ro-Ro» или «Ro-Ro passenger» от причалов №№ 14 и 15 длиной 151 метров.
97. Во время стоянки судов у причалов в морском порту допускается кратковременная работа гребными винтами на минимальных оборотах для проверки готовности судовой энергетической установки к маневренным операциям.
98. Стоянка судов, за исключением судов, осуществляющих грузовые, бункеровочные или балластные операции, у причалов №№ 1а, 1б, 1, 2, 3, 4, 5 и 6 не допускается.
99. Стоянка судов у причалов морского порта допускается борт к борту (лагом) не более чем в 2 корпуса13.
100. Бункеровочные операции в морском порту осуществляются с судов- бункеровщиков на якорных стоянках №№ 417 и 418, у причалов по согласованию с оператором морского терминала, а также с использованием береговых бункеровочных магистралей, где это технически возможно. У глубоководного причала № 1, причалов №№ 15 и 16 и причала в ковше допускается бункеровка судов топливом с автомашины. Причалы должны быть оборудованы средствами противопожарной безопасности, локализации и ликвидации аварийного разлива топлива в количестве, достаточном для ликвидации возгорания и ликвидации аварийного разлива топлива при бункеровке топливом с автомашины.
101. Бункеровка судов на якорных стоянках №№ 417 и 418 производится по заявке капитана судна, с разрешения капитана морского порта при силе ветра не более 11 метров в секунду, волнении моря не более 0,5 метра и отсутствии зыби, а также при подтверждении готовности технических средств локализации и ликвидации разлива нефтепродукта, указанных в плане предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов14.
102. Бункеровка судов не допускается:
при проведении грузовых операций на судне с аммиачно-нитратными удобрениями;
при проведении грузовых операций на судне с грузами 3 класса опасности ИМО;
при проведении огневых работ в радиусе менее 100 метров от места осуществления бункеровки;
в случае отсутствия готовности технических средств локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов, указанных в плане предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
103. Выполнение водолазных работ в акватории морского порта осуществляется с разрешения капитана морского порта15 на основании заявления на проведение водолазного спуска и (или) водолазных работ, которое подается капитану морского порта и должно содержать наименование исполнителя работ, цель, дату, время и место проведения водолазных работ.
104. В морском порту осуществляется прием сточных и нефтесодержащих вод, всех категорий мусора, за исключением мусора категории G, предусмотренных Приложениями I, IV и V к МАРПОЛ.
Судно должно сдавать сточные и нефтесодержащие воды, мусор на приемные сооружения морского порта на основании заявления, которое подается судовладельцем через морского агента оператору причала. Судам, объемы сборных танков (контейнеров) которых не позволяют обеспечить нормативное накопление отходов на период перехода в следующий порт захода, не сдавшим до выхода из морского порта нефтесодержащие воды, нефтяные остатки, мусор с соблюдением требований МАРПОЛ, выход из морского порта не разрешается.
105. В морском порту не принимаются отходы с судов, связанные с операциями с грузами 1, 2, 6-8 классов опасности ИМО.
106. Перед заходом судна в морской порт и на весь период пребывания судна в морском порту все судовые клапаны, клинкеты и другие запорные устройства, через которые может быть произведен сброс нефтесодержащих вод и вредных веществ за борт, должны быть закрыты, обжаты и опломбированы экипажем судна.
107. Сброс изолированного балласта в морском порту разрешается, если балласт был принят согласно Правилу D-2 или принят и заменен согласно Правилу D-1 Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управления ими 2004 года16.
108. В связи с гидрометеорологическими условиями и технологическими особенностями терминалов ограждение бонами танкеров, осуществляющих грузовые операции с нефтепродуктами у причалов №№ 1 - 6, производится в случае угрозы либо фактического разлива нефтепродуктов по схеме экстренной постановки бонов и формирования мобильного нефтесборного ордера силами аварийно-спасательного формирования.
При проведении грузовых операций с нефтепродуктами у причалов №№ 1а и 1б танкеры должны быть ограждены бонами, обеспечивающими локализацию возможных зон разлива нефти и нефтепродуктов17.
109. На время швартовных операций бункеровщика к судну грузовые операции приостанавливаются и возобновляются после окончания шланговки бункерных шлангов.
110. Противоэпидемиологические мероприятия в отношении судна, на котором выявлен больной с симптомами заболеваний, представляющих опасность для окружающих18, должны осуществляться у причала № 11а либо на якорной стоянке, указанной капитаном морского порта.
111. Связь с судами, находящимися в акватории морского порта, осуществляется на каналах связи ОВЧ. Информация о дополнительных средствах связи для передачи информации, включая номера телефонов, размещается в сети «Интернет» по адресу: www.bsamp.ru.
112. Связь с судами в районе А1 ГМССБ обеспечивается береговой станцией морского порта (позывной «Туапсе-Центр»), имеющей опознаватель морской подвижной службы19 (MMSI) 002734413.
113. В морском порту не допускается ведение радиопереговоров на каналах связи ОВЧ, указанных в приложении № 5 к Обязательным постановлениям, не связанных с управлением движением судов и безопасностью мореплавания20.
114. Морской порт входит в зону действия морского района А1 ГМССБ, информационно связанного с морским спасательно-координационным центром Новороссийск.
115. Связь в морском районе А1 ГМССБ обеспечивается работой базовой станции на горе Паук с радиусом действия 37,4 морских миль с центром в точке 44°07'00" северной широты и 39°03'00" восточной долготы.
116. Морской порт принимает суда с осадкой до 15 метров, длиной до 250 метров и шириной до 45 метров.
117. Сведения о фактических глубинах в акватории и у причалов морского порта, а также проходные осадки судов доводятся капитаном морского порта до сведения мореплавателей и операторов морских терминалов ежегодно и при изменении таких сведений путем размещения в сети «Интернет» по адресу: www.bsamp.ru.
118. Грузовые операции с опасными грузами 3 и 9 классов опасности ИМО осуществляются у причалов №№ 1а, 1б, 1 - 6, с опасными грузами 4, 5 и 9 классов опасности ИМО у причалов №№ 6а, 6в, 9, 10, 11, 12, 12а и 13.
В целях учета движения, перевалки и хранения опасных грузов в границах морского порта операторы морских терминалов по запросу капитана морского порта обязаны предоставлять капитану морского порта информацию о движении, перевалке и хранении опасных грузов.
Информация об опасных грузах должна направляться капитану морского порта21 в сети «Интернет» по адресу: www.bsamp.ru или иным доступным способом (в том числе непосредственно капитану морского порта).
Капитан морского порта должен информировать мореплавателей об изменении порядка предоставления информации об опасных грузах, используя средства связи.
119. Судно с опасными грузами у причала морского порта должно быть готово к незамедлительному отходу от причала.
120. При наличии признаков наступления грозовых явлений в морском порту все грузовые операции с опасными грузами должны быть прекращены.
121. При возникновении угрозы акта незаконного вмешательства в морском порту капитан судна, внешний капитан полностью автономного судна либо лицо командного состава, включая внешний экипаж полностью автономного судна, ответственное за охрану судна, должны информировать об этом должностное лицо объекта инфраструктуры морского порта, ответственное за охрану, а также капитана морского порта, используя средства связи.
122. Капитан судна, внешний капитан полностью автономного судна либо лицо командного состава, включая внешний экипаж полностью автономного судна, ответственное за охрану судна, должен предоставить капитану морского порта информацию об уровне охраны судна, находящегося в морском порту, а также о любых изменениях в уровнях охраны судна.
123. Оповещения о возникновении угрозы актов незаконного вмешательства в морском порту и об изменении уровня охраны судна, а также подтверждение получения указанных оповещений осуществляется незамедлительно с момента возникновения указанных в оповещениях обстоятельств на каналах связи ОВЧ.
124. Обо всех происшествиях, связанных с обнаружением подозрительных предметов или взрывных устройств, о признаках подготовки и проведении актов незаконного вмешательства, фактах незаконного проникновения на суда, при получении какой-либо информации о подготовке террористических актов, а также обо всех нарушениях или подозрительных лицах в морском порту капитаны судов, находящихся в морском порту, незамедлительно информируют капитана морского порта и должностное лицо портового средства, ответственное за охрану, на рабочих каналах связи ОВЧ, а также дополнительными средствами связи, которые доводятся до сведения заинтересованных лиц капитаном морского порта.
125. Передача гидрометеорологической информации судам, находящимся в морском порту, осуществляется центром СУДС 2 раза в сутки в 09.00 и 15.00 часов по московскому времени на 10 канале связи ОВЧ.
126. СУДС передает штормовое предупреждение на 10 канале связи ОВЧ при получении штормового предупреждения от Туапсинского гидрометеобюро.
127. В случае изменения навигационной, гидрометеорологической обстановки в морском порту СУДС уведомляет капитанов судов, находящихся в морском порту, на 10 канале связи ОВЧ.
------------------------------
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 1997 г. № 813 «О создании и функционировании Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности».
2 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2022 г., регистрационный № 68677; с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 декабря 2023 г. № 396 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 марта 2024 г., регистрационный № 77468). В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2021 г. № 395 данный акт действует до 1 сентября 2028 г.
3 Абзац второй пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 г. № 1240 «Об установлении государственных систем координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы».
4 Пункт 361 перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. № 2665-р.
5 Главы 2.3-2.5, 2.9 Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1965 года. Принят Резолюцией Ассамблеей Международной морской организации (ИМО) от 27 сентября 1965 г. № A.81(IV). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о Международной морской организации от 6 марта 1948 г. Конвенция вступила в силу для СССР 17 марта 1958 г.
6 Вступила в силу 3 февраля 1974 г. и являлась обязательной для СССР в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. № 947 «О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года».
7 Пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ). Пункты 43 и 45 Общих правил.
8 Часть 2 статьи 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ.
9 Пункт 20 Общих правил.
10 Пункт 2 статьи 90 КТМ.
11 Пункт 110 Общих правил.
12 Пункт 22 Общих правил.
13 Пункт 76 Общих правил.
14 Пункт 1 статьи 16.1. Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Пункт 100 Общих правил.
15 Пункт 15 Общих правил.
16 Является обязательной для Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 256 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года». Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 8 сентября 2017 г.
17 Пункт 120 Общих правил.
18 Часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
19 Пункт 19.30 статьи 19 Регламента радиосвязи, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2018 г. № 685-р. Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с пунктом (37) 1 статьи 6 Устава Международного союза электросвязи, ратифицированного Федеральным законом от 30 марта 1995 г. № 37-Ф3 «О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи» и вступившего в силу для Российской Федерации 1 августа 1995 г.
20 Пункт 36 Общих правил.
21 Абзац девятый пункта 69 Общих правил.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Обязательным постановлениям
(пункт 5)
Подходной канал морского порта ограничен прямыми линиями, соединяющими по порядку точки с координатами:
№ 1 44°05'13,00'' северной широты и 39°04'10,60'' восточной долготы;
№ 2 44°04'59,21'' северной широты и 39°04'08,40'' восточной долготы;
№ 3 44°05'00,00'' северной широты и 39°04'03,04'' восточной долготы;
№ 4 44°05' 11,62'' северной широты и 39°04'04,95'' восточной долготы.
Ширина подходного канала составляет 120 метров.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Обязательным постановлениям
(пункт 12)
Район обязательной лоцманской проводки судов в морском порту ограничен береговой чертой и прямыми линиями, соединяющими по порядку точки с координатами:
№ 1 44°05'11,2'' северной широты и 39°04'35,6'' восточной долготы;
№ 2 44°05'04,2'' северной широты и 39°04'32,7'' восточной долготы;
№ 3 44°04'58,7'' северной широты и 39°04'12,6'' восточной долготы;
№ 4 44°02'35,0'' северной широты и 39°04'12,0'' восточной долготы;
№ 5 44°03'12,0'' северной широты и 39°03'24,0'' восточной долготы;
№ 6 44°05'11,0'' северной широты и 39°04'03,0'' восточной долготы.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к Обязательным постановлениям
(пункт 13)
Дедвейт судов | Минимальное количество буксиров и их суммарная мощность в киловаттах (не менее) | |||
---|---|---|---|---|
Швартовка | Отшвартовка | |||
До 5 000 тонн | 2 | 440 | 2 | 440 |
От 5 001 до 10 000 тонн | 2 | 2400 | 2 | 2400 |
От 10 001 до 35 000 тонн | 2 | 2800 | 2 | 2800 |
От 35 001 до 50 000 тонн | 2 | 4900 | 2 | 4900 |
Свыше 50 000 тонн | 2 | 6600 | 2 | 6600 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к Обязательным постановлениям
(пункт 15)
Наименование отходов | Технические средства | Емкость |
---|---|---|
Нефтесодержащие воды | Специализированное судно | 2 танка, всего 216 м3 |
Нефтесодержащие воды | Станция очистки балластных вод | 3 000 м3 |
Сточные воды | Специализированное судно | 2 танка, всего 125 м3 |
Сухой мусор | Самоходные баржи, специализированный автомобиль для транспортировки к месту утилизации снятого с баржи сухого мусора | 16 контейнеров по 0,75 м3, всего 12,0 м3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
к Обязательным постановлениям
(пункты 19 и 69)
Абонент | Позывной | Каналы связи очень высокой частоты | |
---|---|---|---|
рабочий канал | резервный канал | ||
Служба управления движением судов | Туапсе-Трафик-Контроль | 10 | 67 |
Инспекция государственного портового контроля морского порта Туапсе | Туапсе-Порт-Контроль | 9 | - |
Лоцманская служба Туапсинского управления Азово-Черноморского бассейнового филиала федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» | Туапсе-Лоцман | 12 | 11 |
Лоцманская служба акционерного общества «Роснефтефлот» | Туапсе-Лоцман | 69 | 74 |
Береговая станция морского района А1 Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности морского порта | Туапсе-Центр | 5, 25 | - |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
к Обязательным постановлениям
(пункт 38)
Якорная стоянка № 417 ограничена прямыми линиями, соединяющими по порядку точки с координатами:
№ 1 44°04'24'' северной широты и 39°01'36'' восточной долготы;
№ 2 44°05'18'' северной широты и 39°02'36'' восточной долготы;
№ 3 44°05'06'' северной широты и 39°03'42'' восточной долготы;
№ 4 44°03'18'' северной широты и 39°03'24'' восточной долготы.
Якорная стоянка № 418 ограничена прямыми линиями, соединяющими по порядку точки с координатами:
№ 1 44°02'48'' северной широты и 39°04'18'' восточной долготы;
№ 2 44°04'18'' северной широты и 39°05'00'' восточной долготы;
№ 3 44°02'24'' северной широты и 39°07'24'' восточной долготы;
№ 4 44°01'30'' северной широты и 39°06'15'' восточной долготы.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
к Обязательным постановлениям
(пункт 38)
Наименование причала | Расположение причала | Технические характеристики | |
---|---|---|---|
длина причала (метров) | глубина (проектная) у причала (метров) | ||
Причал № 1а | 44°05'00,6'' северной широты, 39°04'16,3'' восточной долготы | 310,53 | 15,94 |
Причал № 1б | 44°05'03,6'' северной широты, 39°04'27,8'' восточной долготы | 250,40 | 12,64 |
Причал № 1 | 44°05'15,0'' северной широты, 39°04'37,8'' восточной долготы | 300 | 13 |
Причал № 2 | 44°05'19,3'' северной широты, 39°04'45,4'' восточной долготы | 170 | 11,5 |
Причал № 3 | 44°05'25,6'' северной широты, 39°04'40,0'' восточной долготы | 188 | 9,75 |
Причал № 4 | 44°05'22,6'' северной широты, 39°04'32,6'' восточной долготы | 195 | 11,5 |
Причал № 5 | 44°05'23,4'' северной широты, 39°04'32,4'' восточной долготы | 213 | 12 |
Причал № 6 | 44°05'26,4'' северной широты, 39°04'39,8'' восточной долготы | 167 | 9,75 |
Причал № 6а | 44°05'30,6'' северной широты, 39°04'28,0'' восточной долготы | 258 | 12,94 |
Причал № 6в | 44°05'31,4'' северной широты, 39°04'36,0'' восточной долготы | 154,45 | 5,6 |
Причал № 7 | 44°05'37,2'' северной широты, 39°04'29,4'' восточной долготы | 72,1 | 6,1 |
Вспомогательный причал (пассажирский причал № 7а) | 44°05'36,4'' северной широты, 39°04'33,8'' восточной долготы | 168,3 | 3,44 |
Причал № 8 | 44°05'37,6'' северной широты, 39°04'29,0'' восточной долготы | 69,98 | 6,1 |
Причал зерновой | 44°05'36,1'' северной широты, 39°04'05,6'' восточной долготы | 255 | 13,94 |
Причал зерновой Б | 44°05'36,6'' северной широты, 39°04'06,5'' восточной долготы | 250 | 3,8-9,7 |
Причал № 9а | 44°05'41,9'' северной широты, 39°03'58,8'' восточной долготы | 67 | 7Д |
Причал № 9 | 44°05'39,2'' северной широты, 39°03'55,8'' восточной долготы | 180 | 11,5 |
Причал № 10 | 44°05'35,2'' северной широты, 39°03'50,2'' восточной долготы | 180 | 11,5 |
Причал № 11 | 44°05'31,0'' северной широты, 39°03'44,4'' восточной долготы | 191 | 13,5 |
Причал № 11а | 44°05'30,8'' северной широты, 39°03'38,6'' восточной долготы | 170,74 | 9,75 |
Причал № 12 | 44°05'41,4'' северной широты, 39°03'47,6'' восточной долготы | 140 | 9,25 |
Причал № 12а | 44°05'36,2'' северной широты, 39°03'40,8'' восточной долготы | 303 | 9,75 |
Причал № 13 | 44°05'44,9'' северной широты, 39°03'52,6'' восточной долготы | 177 | 5,2 - 9,25 |
Причал № 14 | 44°05'48,6'' северной широты, 39°03'53,2'' восточной долготы | 148,31 | 6,1 |
Причал № 15 | 44°05'51,0'' северной широты, 39°03'50,0'' восточной долготы | 60,28 | 6Д |
Причал № 16 | 44°05'50,8'' северной широты, 39°03'44,8'' восточной долготы | 193,51 | 5,5 |
Причал № 17 | 44°05'49,0'' северной широты, 39°03'36,7'' восточной долготы | 209,32 | 5,5 |
Глубоководный причал № 1 | 44°05'48,8'' северной широты, 39°03'22,3'' восточной долготы | 157,5 | 7,2 |
Хозяйственный причал | 44°05'49,0'' северной широты, 39°03'28,5'' восточной долготы | 144,73 | 6 |
Причал № 1 ковша | 44°05'32,0'' северной широты, 39°04'44,4'' восточной долготы | 95 | 4,5 |
Причал № 2 ковша | 44°05'31,5'' северной широты, 39°04'41,3'' восточной долготы | 86,2 | 4,5 |
Набережная у нефтепирса (лоцманский причал) | 44°05'28,6'' северной широты, 39°04'42,3'' восточной долготы | 60,44 | 6,5 |
Железобетонный пирс в ковше | 44°05'34,5'' северной широты, 39°04'43,о'' восточной долготы | 52,68 | 3,5 |
Причал в ковше | 44°05'34,2'' северной широты, 39°04'38,9'' восточной долготы | 63,3 | 4,44 |
Гидротехническое сооружение (причал портофлота в ковше) | 44°05'35,8'' северной широты, 39°04'41,9'' восточной долготы | 136,25 | 1,94 |
Причал мехмастерских | 44°05'41,1'' северной широты, 39°04'06,50'' восточной долготы | 39,1 | 2,50 - 4,00 |
Утверждены новые обязательные постановления в морском порту Туапсе. Они заменят постановления 2012 г.
Определены правила захода в порт и выхода из него, плавания судов, стоянки, обеспечения экологической безопасности, пользования специальными средствами связи.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2025 г. и действует до 1 марта 2031 г.