9 июля 2014 г. |
Дело N А56-78594/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Марьянковой Н.В., судей Дмитриева В.В., Шпачевой Т.В.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Завод по механизированной переработке бытовых отходов" Кичевой А.Л. (доверенность от 18.11.2013 N 132), от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Прыгичева А.В. (доверенность от 07.07.2014 N 01-19/6642),
рассмотрев 09.07.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Завод по механизированной переработке бытовых отходов" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2013 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 (судьи Абакумова И.Д., Борисова Г.В., Лопато И.Б.) по делу А56-78594/2012,
установил:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Завод по механизированной переработке бытовых отходов", место нахождения: 188689, Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Янино-1, ОГРН 1037816014015, ИНН 7806044006 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным и отмене требования от 31.10.2012 N 04/28/10881 Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, место нахождения: 191104, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Департамент), об уплате 1 075 031, 77 руб. за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением от 18.04.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014, иск Предприятия удовлетворен частично. Требование Департамента N 04-28/10881 признано недействительным в части уплаты платежей за негативное воздействие за 1 и 2 кварталы 2012 года в части, превышающей однократный размер таких платежей. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение - признать незаконным обжалуемое требование Департамента от 31.10.2012 N 04/28/10881.
Податель жалобы указывает, что Предприятие не является собственником предназначенных для размещения отходов, и поэтому его нельзя отнести к субъектам платы за негативное воздействие на окружающую среду; действующее законодательство Российской Федерации не возлагает на Предприятие обязанность уплачивать платежи за негативное воздействие на окружающую среду в пределах лимитов, утвержденных для третьей организации.
Предприятие считает, что Департамент не представил доказательства негативного воздействия на окружающую среду при размещении отходов закрытого акционерного общества "Пилон" (далее - ЗАО "Пилон"), а факт размещения отходов не является основанием требовать внесения спорной платы.
По мнению подателя жалобы, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Предприятие несет ответственность за неуплату ЗАО "Пилон" спорных платежей в соответствии с заключенным с ним договором, является неправомерным, поскольку это не предусмотрено данным договором.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Департамента с ними не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности Предприятия является выполнение комплекса мероприятий по обращению с отходами (кроме радиоактивных), в том числе по их сбору, переработке, обезвреживанию, использованию, транспортированию, размещению на основании лицензии от 27.02.2010 N ОТ-19-000169(78) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов 1-4 класса опасности, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и действующей до 27.02.2015.
В 1 и 2 кварталах 2012 года Предприятие разместило на полигоне отходы ЗАО "Пилон" (образователь отходов), что подтверждается:
- расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года ЗАО "Пилон", приложением к расчету за негативное воздействие на окружающую среду за 1 кв. 2012 года ЗАО "Пилон" (справка о сдаче - приемке строительных отходов за 1 квартал 2012 года, направляемых Предприятию на размещение);
- расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года ЗАО "Пилон", приложением к расчету за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2012 ЗАО "Пилон" (справка о сдаче - приемке строительных отходов за 2 квартал 2012 года, направляемых Предприятию на размещение).
- пояснительной запиской ЗАО "Пилон" к расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2012 года.
Согласно расчету задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за 1-2 кварталы 2012 года, произведенной Департаментом, а также справкам о сдаче отходов ЗАО "Пилон" на размещение, размер платы за размещение отходов составил 1 075 031, 75 руб.
Департамент в адрес Предприятия 31.10.2012 выставил требование N 04-28/10881 об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов от ЗАО "Пилон"), в том числе:
- за сверхлимитное размещение 192625 тонн отходов 4 класса опасности за 2 квартал 2012 года в сумме 637 575,27 руб.;
- за сверхлимитное размещение 5037,5 тонн отходов 5 класса опасности за 1 квартал 2012 года в сумме 437 456,50 руб.
В требовании Департамент указал, что Предприятие является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов, так как непосредственно осуществляет специализированную деятельность по размещению отходов в специально оборудованных местах.
Считая, что требование Департамента не соответствует нормам действующего законодательства и незаконно возлагает обязанности, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприятие обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов от ЗАО "Пилон") является заявитель, в связи с чем ему было направлено требование Департамента об уплате платежей. Учитывая разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 05.03.2013 N 5-П о том, что пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированной организации не должен применяться в случаях, когда размещаемые отходы образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, суды первой и апелляционной инстанций признали недействительным спорное требование Департамента в части начисления Предприятию платежей в сумме, превышающей однократный размер платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Исходя из расчета однократного размера платы за негативное воздействие на окружающую среду размер платежа составил за 1 квартал 2012 года - 87 491,30 руб., а за 2 квартал 2012 года - 127 515,05 руб., всего подлежало уплате 215 006,35 руб.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок), нормы которого конкретизированы в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190.
В соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, который ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
С учетом позиции, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08, субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду является юридическое лицо, осуществляющее специализированную деятельность по размещению отходов.
Суд кассационной инстанции считает, что субъект платы за размещение отходов определен Департаментом и судебными инстанциями правильно, поскольку Предприятие является специализированной организацией по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
Предприятие, занимаясь размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Законом N 89-ФЗ, является субъектом платы за размещение отходов.
Суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что предусмотренное в заключенном между Предприятием и ЗАО "Пилон" договоре условие о возложении на ЗАО "Пилон" обязанности уплачивать платежи за негативное воздействие на окружающую среду не означает, что фактически такие платежи осуществлялись. Кроме того, документальное подтверждение данного довода в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ Предприятие не представило.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что не имеется оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу N А56-78594/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Завод по механизированной переработке бытовых отходов" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.