14 июля 2014 г. |
Дело N А56-42048/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Гафиатуллиной Т.С. и Кадулина А.В.,
при участии от администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Денисова В.В. (доверенность от 10.01.2014), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области Мушниковой Е.А. (доверенность от 25.06.2014), от Управления Росреестра по Ленинградской области Некрасова С.Н. (доверенность от 19.05.2014), от ЗАО "Интернейшнл Пейпер" Гурченко Е.В. (доверенность от 11.07.2014), Смирнова И.А. (доверенность от 17.06.2014) и Лебедева О.С. (доверенность от 17.06.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.11.2013 (судья Егорова Д.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 (судьи Серикова И.А., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-42048/2013,
установил:
Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, место нахождения: 188800, Ленинградская область, Выборгский р-н, г. Выборг, Советская ул., д. 12, ОГРН 1054700191391 (далее - администрация района), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847215135 (далее - Управление Росимущества), о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 47-00-1/1998-3315-1 и 47-00-1/1998-6197.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра), открытое акционерное общество "Светогорск" (далее - ОАО "Светогорск"), которое в порядке процессуального правопреемства заменено закрытым акционерным обществом "Интернейшнл Пейпер" (далее - ЗАО "Интернейшнл Пейпер").
Решением суда от 12.11.2013 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.02.2014 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит решение и постановление отменить, исковые требования удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что администрация не может являться истцом по требованию о признании отсутствующими прав Российской Федерации противоречит закону и судебным актам по делу N А56-28759/2012.
Податель жалобы указывает, что суд первой инстанции не учёл постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по делу N А56-34352/2013, в котором суд исследовал вопрос возможности отнесения спорных земельных участков к федеральной собственности.
Податель жалобы полагает, что основания для регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки отсутствовали, а также указывает на несоблюдение при разграничении собственности на земельные участки Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю"
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Интернейшнл Пейпер" просит решение и постановление оставить без изменения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель администрации района подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Управления Росреестра поддержал доводы подателя жалобы. Представители Управления Росимущества и ЗАО "Интернейшнл Пейпер" обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 14.04.2013 N 00/011/2013-39-2 и от 15.04.2013 N 00/011/2013-39-1 28.08.1998 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельные участки с условными номерами 47-00-1/1998-6197 и 47-00-1/1998-6197.
Ссылаясь на то, что записи в ЕГРП о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки нарушают права истца, препятствуя распоряжению данными участками и получению арендной платы, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование иска администрация ссылается на то, что процедура, установленная статьей 6 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", утратившего силу с 01.07.2006 в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002, утратившим силу с 30.06.2006, в отношении упомянутых земельных участков не проводилась, основания для регистрации права федеральной собственности на земельные участки отсутствовали, земельные участки являются не разграниченными в собственности, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Администрация, ссылается на то, что является лицом, осуществляющим распоряжение указанными земельными участками, и считает, что запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) нарушает права администрации, так как препятствует распоряжению земельными участками.
Суд первой инстанции установил, что в соответствии с пунктами 4 и 5 плана приватизации производственного объединения "Светогорск", утвержденного Председателем Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом 29.03.1994, подлежащее приватизации государственное предприятие являлось федеральной собственностью в соответствии с пунктом 2 Приложения N 2 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Суд установил, что на земельных участках располагаются объекты недвижимости, находящиеся в долевой собственности Российской Федерации. Суд применил статью 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и пришёл к выводу о том, что право государственной собственности Российской Федерации на спорные земельные участки возникло в силу прямого указания закона
Суд сослался на то, что иск заявлен администрацией не в защиту субъективных прав муниципального образования на земельные участки, а в защиту административных правомочий по распоряжению государственными землями, в связи с чем сделал вывод о том, что требование администрации не подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами, сделанными судом первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды обоснованно исходили из того, что администрация, оспаривая право федеральной собственности на земельные участки, не заявляет о наличии у муниципального образования права собственности на эти объекты.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что на спорных земельных участках располагалось государственное предприятия, находившееся в федеральной собственности, имущество которого приватизировано в 1994 году, сделали правомерный вывод о том, что спорные земельные участки остались в федеральной собственности.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения и постановления не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.11.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 по делу N А56-42048/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т. И. Сапоткина |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.