21 июля 2014 г. |
Дело N А05-10746/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Власовой М.Г.,
судей Афанасьева С.В., Марьянковой Н.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КОЛПИНО" Гасяка Р.Б. (доверенность от 31.01.2014 N 0008), Сивкова Д.С. (доверенность от 13.01.2014 N 0008),
рассмотрев 17.07.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.01.2014 (судья Распопин М.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 (судьи Зорина Ю.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А05-10746/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КОЛПИНО", место нахождения: 196652, Санкт-Петербург, город Колпино, Загородная улица, дом 9, строение 3, ОГРН 1057810222392, ИНН 7817302330 (далее - Общество), о взыскании 429 166,71 руб. платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования с 05.09.2012 по 11.09.2012 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением от 16.01.2014, оставленном без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.04.2014, в иске отказано.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить решение от 16.01.2014 и постановление от 21.04.2014 и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, суды пришли к неверному выводу о недоказанности вины грузополучателя в задержке вагонов. Кроме того, ОАО "РЖД" считает, что суды необоснованно применили при разрешении настоящего спора нормы статей 10 и 11 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), касающиеся порядка отправления груза.
В отзыве на кассационную жалобу Общество возражает против её удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
ОАО "РЖД", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.10.2008 ОАО "РЖД" (перевозчик) и общество с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС АРХАНГЕЛЬСК" (контрагент; далее - ООО "КНАУФ ГИПС АРХАНГЕЛЬСК") заключили договор N 5/16 на эксплуатацию принадлежащего указанному обществу железнодорожного пути необщего пользования на станции Глубокое-Новое, примыкающего стрелочными переводами N 6 и 19 к железнодорожному пути необщего пользования N 3, принадлежащего открытому акционерному обществу "Светлозерсклес" (далее - ОАО "Светлозерсклес"), с согласия указанного общества.
Параграфом 4 договора от 10.10.2008 предусмотрено, что сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на пути N 1, 2 станции Глубокое-Новое; дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом контрагента. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом контрагента на путь N 3 ОАО "Светлозерсклес" или путь N 4 контрагента, дальнейшая их уборка производится локомотивом перевозчика.
В соответствии с параграфом 7 договора от 10.10.2008 количество вагонов в каждой сдаваемой контрагенту передаче устанавливается: на пути N 1 станции - не более 70 вагонов, на пути N 2 станции - не более 70 вагонов.
Согласно параграфу 8 договора от 10.10.2008 технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования составляет 2 часа, при этом время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов на выставочном пути до момента их возвращения на выставочный путь.
Пунктом "а" параграфа 9 договора от 10.10.2008 предусмотрено, что грузополучатель перечисляет перевозчику плату за пользование вагонами, принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателя. Оплата производится по ставкам, установленным тарифным руководством N 2. При задержке приема или отправления собственных и арендованных вагонов грузополучатель вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере 50% от сумм, приведенных в таблице N 9 тарифного руководства N 2.
Кроме указанного договора 23.01.2009 ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "КНАУФ ГИПС АРХАНГЕЛЬСК" (плательщик) заключили договор N 5Р22-0038/09 о порядке расчетов за транспортные услуги, в соответствии с пунктом 3.4.6 которого (в редакции дополнительного соглашения от 15.01.2012 N 4 и протокола разногласий к указанному соглашению) в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от плательщика, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению срока доставки вагонов, перевозчиком в соответствии со статьей 39 Устава взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении N 3 к указанному договору.
В случае нарушения плательщиком, являющимся грузополучателем, на железнодорожной станции назначения технологического срока оборота вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, не зависящим от перевозчика (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), с плательщика, являющегося грузополучателем, взимается плата за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении N 3 к указанному договору.
В связи с реорганизацией ООО "КНАУФ ГИПС АРХАНГЕЛЬСК" в форме присоединения к Обществу, соглашениями от 01.07.2010 произведена замена сторон в договорах от 10.10.2008 и 23.01.2009.
В период с 05.09.2012 по 11.09.2012 на путях общего пользования станции Юрас произошла задержка вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД".
По факту простоя 58 вагонов, имевшего место с 17 ч. 10 мин 05.09.2012 до 10 ч. 39 мин 11.09.2012, ОАО "РЖД" 05.09.2012 составило акты общей формы N 7/1, 7/2 и 11.09.2012 N 109, в которых указало причину задержки - нарушение грузополучателем (Обществом) технологического срока оборота вагонов.
В связи с задержкой в соответствии с пунктом 3.4.6 договора от 23.01.2009 ОАО "РЖД" начислило Обществу 429 166,71 руб. платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования и обратилось в арбитражный суд с указанным иском.
Суды первой и апелляционной инстанций посчитали заявленные требования необоснованными и отказали в их удовлетворении.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Согласно статье 33 Устава перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению в установленные сроки.
В соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Размер платы за такое пользование определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из договоров от 10.10.2008 и 23.01.2009 усматривается, что ОАО "РЖД" и Общество согласовали размер платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику.
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Пунктами 6.6 и 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС России) от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27), предусмотрено, что о причинах задержки груза (в том числе по причине занятости фронтов выгрузки) и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о задержании груза на станции с указанием причин задержки и срока, на который увеличивается срок доставки. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика. Срок доставки груза увеличивается в случаях задержки вагона на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.
Порядок оформления задержки вагонов, в том числе в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 3.2.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при составлении акта общей формы в пути следования перевозчиком составляется, как правило, два экземпляра: первый прикладывается к перевозочному документу, второй хранится в делах перевозчика. О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика. При составлении акта общей формы в пути следования в случаях, указанных в Правилах N 27, аналогичная отметка делается на оборотной стороне дорожной ведомости с левой стороны свободного поля.
В силу пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке даются распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
В материалах дела имеются акты общей формы по фактам задержки не принадлежащих перевозчику вагонов на путях общего пользования, составленные ОАО "РЖД" на станции назначения Глубокое-Новое (от 11.09.2012 N 109), а также в пути следования на станции Юрас (от 05.09.2012 N 7/1 и 7/2). Во всех актах в качестве причины задержки вагонов указано невыполнение грузополучателем, а именно Обществом, технологического срока оборота вагонов.
Указанные акты составлены в соответствии с требованиями Правил N 45, поэтому следует признать необоснованным вывод судов двух инстанций о том, что в них перевозчиком не отражены причины задержки спорных вагонов, в отношении которых начислена плата за время их нахождения на железнодорожных путях общего пользования. Возражения Общества на акте от 11.09.2012 сводятся к тому, что сам ответчик непосредственно от подачи "вагонов не отказывался и на бросание поезда согласия не давал". Вместе с тем указанные в возражениях обстоятельства должны быть доказаны грузополучателем. Такие доказательства в деле отсутствуют.
Суд кассационной инстанции не согласен с выводами судов о том, что ОАО "РЖД" не представило бесспорных доказательств, свидетельствующих о реальной причине задержки вагонов, а также о зависимости данной причины исключительно от ответчика и о наличии вины грузополучателя в задержке вагонов. Сделанные представителем Общества возражения в актах общей формы должны быть оценены судом при новом рассмотрении в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ - в совокупности с иными представленными в материалы дела доказательствами.
Кассационная инстанция считает необоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что ОАО "РЖД" в нарушение положений статей 10 и 11 Устава и пункта 22.1 Правил N 26 само допустило избыточный подход вагонов на станцию назначения (Глубокое-Новое). В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие данный вывод вину ОАО "РЖД" в задержке вагонов грузополучателя на железнодорожных путях общего пользования. Представленные в дело памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов не могут являться такими доказательствами, так как свидетельствуют о нарушении ответчиком установленного параграфом 8 договора от 10.10.2008 и равного 2 часам технологического срока оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в нем доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку содержащиеся в оспариваемых судебных актах выводы не соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а также судами не были исследованы все обстоятельства рассматриваемого дела, вынесенные ими решение и постановление подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть вышеизложенное, в полной мере установить фактические обстоятельства дела и оценить представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 65 - 71 АПК РФ. При принятии решения по делу необходимо решить также вопрос о распределении судебных расходов, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.01.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 по делу N А05-10746/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
С.В. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.