31 июля 2014 г. |
Дело N А26-5116/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина, судей Константинова П.Ю., Самсоновой Л.А.,
при участии от Министерства финансов Республики Карелия Пахоменко Р.В. (доверенность от 27.02.2013 N 16.2-12),
рассмотрев 29.07.2014 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства внутренних дел по Республике Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 по делу N А26-5116/2013 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.),
установил:
Администрация Петрозаводского городского округа, место нахождения: 185910, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 2, ОГРН 1021000538481 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации убытков в размере 2 783 273 руб., возникших в результате внеочередного предоставления жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел. Иск принят с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определениями от 03.09.2013 и от 26.11.2013 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство внутренних дел Республики Карелия (далее - МВД РК), Министерство финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК), Управление федерального казначейства по Республике Карелия.
Решением суда первой инстанции от 10.01.2014 (судья Погорелов В.А.) исковые требования удовлетворены - с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации взысканы убытки в размере 2 783 273 руб.
Постановлением апелляционного суда от 16.04.2014 названное решение изменено, резолютивная часть судебного акта изложена в следующей редакции: взыскать с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации 2 783 273 руб. убытков.
В кассационных жалобах Минфин РФ и МВД РК просят постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателей жалоб, Минфин РФ не является надлежащим ответчиком по делу; исковые требования необоснованны по размеру.
В судебном заседании представитель Минфина РК возражал против удовлетворения кассационных жалоб Минфина РФ и МВД РК.
Иные лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, решением Петрозаводского городского суда от 04.07.2002 N 2-10680/20 на Администрацию возложена обязанность предоставить Волкову В.А. благоустроенное жилое помещение на семью из трех человек по нормам жилищного законодательства.
Определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12.08.2010 утверждено мировое соглашение, заключенное между Администрацией и Волковым В.А.
Во исполнение указанных решения и определения Администрация приняла постановление от 26.08.2010 N 2864. Волкову В.А по договору социального найма жилого помещения от 26.08.2010 N 67-О предоставлена однокомнатная благоустроенная квартира, общей площадью 30,9 кв.м., в том числе жилой - 17,0 кв.м. по адресу: город Петрозаводск, улица Фрунзе, дом 14-а, квартира 33.
Решением Петрозаводского городского суда от 26.11.2003 на Администрацию возложена обязанность предоставить Тарасову Д.Ю. благоустроенное жилое помещение в пределах жилой площади в размере 25,65 кв.м. на семью из трех человек, по степени благоустройства применительно к условиям города Петрозаводска.
Определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06.07.2010 утверждено мировое соглашение, заключенное между Администрацией и Тарасовым Д.Ю.
Во исполнение указанных решения и определения Администрация приняла постановление от 19.07.2010 N 2282. Тарасову Д.Ю. по договору социального найма жилого помещения от 19.07.2010 N 60-О предоставлена однокомнатная благоустроенная квартира, общей площадью 36 кв.м., в том числе жилой - 18.1 кв.м., по адресу: город Петрозаводск, Лесной проспект, дом 5, квартира 149.
На основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации зарегистрировано право собственности за Тарасовым Д.Ю.
В соответствии с заключением эксперта N Э-298/13 общая стоимость переданных в социальный наем жилых помещений составляет 2 783 273 руб.
Сославшись на понесенные убытки в результате выбытия данных квартир из муниципальной собственности, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав за Администрацией право на компенсацию понесенных расходов, связанных с обеспечением жильем сотрудников органов внутренних дел, исковые требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция изменила решение суда первой инстанции, поскольку суд не указал публично-правовое образование, за счет казны которого подлежат удовлетворению исковые требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает жалобы Минфин РФ и МВД РК не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Закон о милиции) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Законом о милиции, иными нормативными актами не установлен порядок предоставления жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел. В связи с этим таким гражданам возможно предоставление помещений по договорам социального найма.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений сотрудникам милиции по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", часть 1 статьи 30 Закона о милиции, обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов.
Положения статьи 30 Закона о милиции в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам органов внутренних дел жилую площадь и федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Возмещение расходов Администрации на обеспечение жильем сотрудников органов внутренних дел не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципальных жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел относящихся к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что эти жилые помещения являются муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования.
Предоставив жилые помещения Волкову В.А и Тарасову Д.Ю., Администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этими квартирами, поскольку они обременены жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данных жилых помещений не может исполнить собственные обязательства.
Компенсация расходов Администрации должна осуществляться за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.06.2010 N 2280/10. В связи с этим отклоняется довод Минфина РФ и МВД РК о том, что Минфин РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что рыночная стоимость квартир составляет 2 783 273 руб., расчет проверен, признан верным.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 по делу N А26-5116/2013 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства внутренних дел по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.