11 августа 2014 г. |
Дело N А56-57528/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Захаровой М.В.,
судей Ракчеевой М.А., Рудницкого Г.М.,
при участии от открытого акционерного общества "УНИПАК" Звоновой А.А. (доверенность от 06.08.2014), от Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга Кузиной А.Ф.(доверенность от 09.01.2014 N 21),
рассмотрев 07.08.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "УНИПАК" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2013 (судья Иванилова О.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-57528/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "УНИПАК", место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Белы Куна, д. 32, ОГРН 1037835013886, ИНН 7816060825 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, место нахождения: Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 62, ОГРН 1037843006431, ИНН 7825493504 (далее - Комитет), об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 20 737 кв. м с кадастровым номером 78:13:0740405:5, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Белы Куна, д. 32, лит. А, равной его рыночной стоимости - 68 680 944 руб., определенной по состоянию на 15.03.2012, и обязании Комитета внести в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) изменения в запись о кадастровой стоимости указанного участка.
Определением от 30.09.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Санкт-Петербургу, место нахождения: Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 62, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (далее - филиал Кадастровой палаты), и Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1-3, 6-й подъезд, ОГРН 1067847547151, ИНН 7840335245.
Определением от 20.11.2013 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", место нахождения: Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 привлечено в качестве ответчика.
Решением суда от 24.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.04.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 24.12.2013 и постановление от 15.04.2014 и удовлетворить иск.
Податель жалобы считает, что поскольку кадастровая цена земли является налогооблагаемой базой, ее установление в завышенном размере препятствует свободному осуществлению предпринимательской деятельности ввиду необоснованного увеличения налогового бремени, так как увеличение кадастровой стоимости влечет повышение размера земельного налога.
Кроме того, судами не дана оценка представленному Обществом отчету от 08.07.2013 N 230/з "Об определении рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Белы Куна, д. 32, лит. А" (далее - Отчет), из которого следует, что кадастровая стоимость спорного участка значительно превышает рыночную.
В отзыве на кассационную жалобу филиал Кадастровой палаты просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка общей площадью 20 737 кв. м с кадастровым номером 78:13:0740405:5, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Белы Куна, д. 32, лит. А.
Согласно кадастровой выписке от 28.01.2013 N 78/201/13-5039 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 108 175 804,70 руб.
Общество обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, установленную в Отчете, то ее следует установить в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) равной рыночной стоимости.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной по состоянию на 15.03.2012, не может повлечь изменение сведений, внесенных в ГКН, и восстановление нарушенных прав истца, поэтому не усмотрели правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Кассационная инстанция считает выводы судов правильными.
Согласно статье 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Общество, не оспаривая достоверности сведений о кадастровой стоимости спорного участка, внесенных в ГКН органом кадастрового учета, просит установить его кадастровую стоимость равной рыночной стоимости по состоянию на 15.03.2012 с целью корректировки своих налоговых обязательств.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения. В силу пункта 1 статьи 391 того же Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе в целях налогообложения, с момента их внесения в ГКН.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 разъяснено, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в ГКН в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Суды правомерно посчитали, что требования истца направлены на изменение неактуальной кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, поскольку по состоянию на 12.08.2013 утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге. Установление кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 15.03.2012 при отсутствии спора о достоверности кадастровой стоимости, действовавшей в указанный период, невозможно.
Выводы судов соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11.
Учитывая изложенное, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 по делу N А56-57528/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "УНИПАК" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Захарова |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.