06 августа 2014 г. |
Дело N А21-8084/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Самсоновой Л.А.,
судей Константинова П.Ю. Кудина А.Г.,
при участии от Муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" Маклыгина А.О. (доверенность от 10.01.2014 N 35),
рассмотрев 04.08.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.12.2013 (судья Генина С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу N А21-8084/2013,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236000, г. Калининград, Комсомольская ул., 12, ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (далее - Управление) в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и установления лимитов сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами в реку Светлая (выпуск N 10), содержащийся в письме от 24.06.2013, и обязании Управления выдать указанное разрешение с установлением лимитов на сброс для выпуска N 10.
Решением от 11.12.2013 суд признал незаконным отказ Управления в выдаче разрешения Предприятию на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и установление лимитов на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами в реку Светлая (выпуск N 10), содержащийся в письме от 24.06.2013, и обязал Управление рассмотреть вопрос о выдаче Предприятию разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект- река Светлая).
Постановлением от 14.04.2014 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты.
Податель считает, что план снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты на 2013-2014и годы не предусматривал в 2013 году реализацию мероприятий, направленных на снижение сбросов загрязняющих веществ в реку Светлая.
В судебном заседании представитель Предприятия возражал против удовлетворения жалобы.
Представители Управления, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 23.05.2013 Предприятие обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения и установления лимитов на сброс загрязняющих веществ в водный объект - река Светлая с приложением необходимых документов.
Письмом от 24.06.2013 (исх. 3904-п) Управление отказало Предприятию в удовлетворении этого заявления, указав со ссылкой на пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), что лимиты на сбросы могут устанавливаться только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, а представленный План на 2013 год мероприятий, направленных на снижение сбросов загрязняющих веществ в реку Светлую (далее - План), по мнению Управления, не предусматривает в 2013 году реализацию мероприятий, направленных на снижение сбросов загрязняющих веществ в реку Светлую.
Предприятие оспорило данный отказ Управления в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования, отметив, что поскольку во II квартале 2014 года Планом предусмотрено закрытие спорного выпуска в реку Светлая, а установление лимитов возможно только на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и реализации других природоохранных проектов, срок действия подлежащих выдаче разрешения и лимитов, должно определить Управление с учетом перечисленных обстоятельств.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 23.05.2013 Предприятие обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения и установления лимитов на сброс загрязняющих веществ в водный объект - реку Светлая с приложением необходимых документов.
Письмом от 24.06.2013 (исх. 3904-п) Управление отказало Предприятию в удовлетворении названного заявления, указав со ссылкой на пункт 3 статьи 23 Закона N 7-ФЗ, что лимиты на сбросы могут устанавливаться только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, а представленный План, не предусматривает в 2013 г. реализацию мероприятий, направленных на снижение сбросов загрязняющих веществ в реку Светлую.
Предприятие оспорило отказ Управления в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявление Предприятия, исходя из недоказанности Управлением в порядке части 5 статьи 200 АПК РФ правомерности принятия обжалуемого отказа.
Кассационная инстанция считает данные выводы судов правомерными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона N 7-ФЗ при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Отдел водных ресурсов по Калининградской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления, рассмотрев 31.05.2012 представленный Предприятием расчет допустимого сброса загрязняющих веществ, утвердил нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в реку Светлая (выпуск N 10) со сточными водами, поступающими от Предприятия, сроком действия до 31 декабря 2015 года.
План снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты - Калининградский залив, река Светлая) на 2013 - 2014 годы согласован Управлением 07.05.2013.
Названный план содержит мероприятия, касающиеся снижения сброса в реку Светлая (пункт 1).
Предполагаемое закрытие выпуска в реку Светлая во II квартале 2014, в связи с завершением реконструкции Восточной водопроводной станции, свидетельствует об осуществлении Предприятием мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, на что обоснованно указал суд в решении.
Как отметили суды, указанные обстоятельства также подтверждаются решением Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-2635/2013, которым суд обязал Управление согласовать Предприятию План снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на 2012 - 2014 годы, касающийся, в том числе, и осуществления природоохранных мероприятий в отношении река Светлая (выпуск N 10).
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, и им была дана надлежащая правовая оценка.
Управление, вопреки требованиям пункта 5 статьи 200 АПК РФ не доказало соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту.
С учетом изложенного оснований для переоценки выводов судов о незаконности отказа Управления у кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.12.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу N А21-8084/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.