25 августа 2014 г. |
Дело N А52-2708/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Константинова П.Ю.,
при участии от Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области Михайлова С.А. (доверенность от 31.10.2013 N 19/355), от общества с ограниченной ответственностью "Европа Плюс" Кузнецова М.В. (доверенность от 24.07.2014 N 04), Никифоровой В.А. (доверенность от 24.07.2014 N 01), Гогиной Т.В. (доверенность от 24.07.2014 N 03), Петрова А.А. (доверенность от 24.07.2014 N 02), от общества с ограниченной ответственностью "Карго Плюс" Никифоровой В.А. (доверенность от 26.11.2013 N 4), Гогиной Т.В. (доверенность от 26.11.2013 N 2), Петрова А.В. (26.11.2013 N 3),
рассмотрев 18.08.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Европа Плюс" на решение Арбитражного суда Псковской области от 09.01.2014 (судья Орлов В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 (судьи Ралько О.Б., Докшина А.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А52-2708/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Европа Плюс", место нахождения: 180007, Псковская обл., г. Псков, ул. Киселева, д. 8, ОГРН 1066031009736, ИНН 6020005079 (далее - ООО "Европа плюс", Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными действий Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области (далее - Управление) по аннулированию регистрации транспортного средства RENAULT MAGNUM 460 и обязании восстановить регистрационный учет.
Определением суда от 21.11.2013 к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Карго Плюс" (далее - ООО "Карго Плюс").
Решением от 09.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 28.04.2014 апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты.
Податель жалобы считает, что безопасность транспортного средства была подтверждена свидетельствами о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности, доказательств обратного Управление не представило, выданные ранее свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности не опровергнуты, ходатайств о проведении экспертизы для установления безопасности конструкции транспортного средства Управлением не заявлялось.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Карго Плюс" указывает на необходимость отмены судебных актов.
В судебном заседании представители ООО "Европа плюс" и ООО "Карго Плюс" поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ООО "Карго Плюс" по договору купли-продажи от 18.06.2012 приобретено транспортное средство - автомобиль грузовой (тягач седельный) RENAULT RG04A136A, 1995 года выпуска, идентификационный номер (VIN) VF6RGO4A1REP57092, паспорт транспортного средства 10 ТК 295229, выданный Сортавальской таможней 01.11.2001.
ООО "Карго Плюс" 08.08.2012 выдано свидетельство о регистрации транспортного средства - грузового автомобиля RENAULT RG04A136A, государственный регистрационный знак А518КВ60.
ООО "Карго Плюс" 29.08.2012 обратилось в Управление с заявлением на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, в соответствии с которым просило рассмотреть вопрос о замене рамы и кабины на автомобиле RENAUL RG04A136A на раму и кабину грузового автомобиля RENAULT MAGNUM 460, номер рамы VF617CKA000000253.
Управление 05.09.2012 на основании экспертного заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства от 30.08.2012 N 1461/12, выданного представительством института безопасности дорожного движения по Псковской области - ООО "Престиж-М", и заявления-декларации об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства выдало свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности серии 60 АА 488638.
По заявлению ООО "Карго Плюс" в регистрационные данные о транспортном средстве внесены изменения в связи с заменой номерного агрегата - рамы и кабины, выдано свидетельство о регистрации транспортного средства серия 60 ХУ N 274982. В соответствии с указанным свидетельством Управлением зарегистрирован грузовой автомобиль RENAULT MAGNUM 460, идентификационный номер (VIN) VF617CKA000000253.
ООО "Карго Плюс" 06.09.2012 обратилось в Управление с заявлением на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, в соответствии с которым просило рассмотреть вопрос о замене двигателя на автомобиле RENAULT MAGNUM 460 и об установке бортового кузова.
Управление 11.09.2012 на основании экспертного заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства и заявления-декларации об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства выдало свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности серии 60 АА 488666.
В регистрационные данные о транспортном средстве 12.09.2012 внесены изменения, выдан паспорт транспортного средства серии 60 НН 110409, по заявлению ООО "Карго Плюс" транспортное средство снято с регистрационного учета для продажи.
ООО "Карго Плюс" и ООО "Европа Плюс" 13.09.2012 заключили договор купли-продажи грузового (бортового) автомобиля RENAULT MAGNUM 460, идентификационный номер (VIN) VF617CKA000000253, мощность двигателя 460 л.с.
ООО "Европа Плюс" 18.09.2012 выдано свидетельство серии 60 ХУ 276487 о регистрации транспортного средства - грузового автомобиля RENAULT MAGNUM 460, государственный регистрационный знак М358КА60.
На основании заключения Управления, утвержденного 12.08.2013, свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности серии 60 АА 488638 аннулировано как выданное в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" и приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору", МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области предписано аннулировать произведенные с транспортным средством RENAULT RG04A136A, (VIN) VF6RGO4A1REP57092, государственный регистрационный знак А518КВ60, регистрационные действия, связанные с изменением конструкции транспортного средства.
Письмом от 23.08.2013 ООО "Европа Плюс" извещено о том, что на основании заключения проверки, проведенной по факту законности внесения изменений в конструкцию транспортного средства RENAULT MAGNUM 460 государственный регистрационный знак М358КА60, регистрационные действия с указанным транспортным средством аннулированы.
ООО "Европа Плюс" оспорило в арбитражный суд действия Управления по аннулированию регистрации транспортного средства RENAULT MAGNUM 460 и потребовало обязать Управление восстановить регистрационный учет.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, отметив, что последовательной заменой основных агрегатов автомобиля RENAULT RG04A136A - рамы (шасси), кабины, двигателя, установки кузова, фактически создано новое транспортное средство автомобиль RENAULT MAGNUM 460, выпуск которого в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением требований вышеприведенных положений норм действующего законодательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктами 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и пунктами 1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Приказ N 1001) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
Согласно пункту 3 Правил регистрации не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 в соответствии с Законом о техническом регулировании утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (далее - Технический регламент), которым установлены требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
Разделом III Технического регламента установлены критерии, формы оценки соответствия транспортных средств применительно к различным транспортным средствам и документы, подтверждающие оценку соответствия.
Подраздел 4 раздела III Технического регламента определяет оценку соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.
Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
В силу пункта 81 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 83 Технического регламента номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации.
Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена в приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (далее - Приказ N 1240).
В пунктах 4 - 7 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2 к Приказу N 1240, далее - Порядок) установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
Согласно пункту 13 Порядка техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.
Пунктом 14.1 Порядка определен перечень документов, которые должен представить собственник транспортного средства в подразделение ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. В данный перечень входит заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию (в случаях, предусмотренных пунктом 7).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение N 4) или отказывает в его выдаче (пункт 14.3 Порядка).
В соответствии с пунктом 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу N 1240) изменением конструкции транспортного средства считается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Из пункта 3 Порядка следует, что базовое транспортное средство - это сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения; составные части и предметы оборудования - агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.
Пунктом 5 Технического регламента определено, что "базовое транспортное средство" - транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Таким образом, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется, следовательно, сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.
Как следует из пункта 37 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом N 1001 (утратившего силу с 15.10.2013), допускалась замена кузова легкового автомобиля и автобуса, кабины грузового автомобиля, в том числе на другую модель (модификацию). При этом такая замена расценивалась как внесение изменений в конструкцию зарегистрированного транспортного средства, регистрационные действия производятся на основании свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности, выданного Госавтоинспекцией.
В соответствии с пунктом 37 данного Административного регламента в графе "МАРКА, МОДЕЛЬ" свидетельства о регистрации транспортного средства и карточки учета транспортных средств указывались марка, модель установленного кузова (кабины), а в графе "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ" делалась отметка "Замена кузова (кабины)" с указанием даты соответствующего изменения.
В данном случае ООО "Карго Плюс" 06.09.2012 было выдано свидетельство серии 60 ХУ N 274982 о регистрации транспортного средства, в котором в графе "Марка, модель" было указано RENAULT MAGNUM 460, идентификационный номер (VIN) VF617CKA000000253, государственный регистрационный знак А518КВ60, а в графе "Особые отметки" указано на установку рамы и кабины (том 1, лист дела 146).
Между тем, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, анализ указанных положений позволяет утверждать, что в данном случае замена рамы транспортного средства не может рассматриваться как изменение конструкции транспортного средства в соответствии с Порядком, поскольку затрагиваются такие конструктивные особенности автомобиля, в результате которых базовое транспортное средство прекращает свое существование.
Суды выяснили, что установленная на автомобиль RENAULT RG04A136A рама от автомобиля грузового RENAULT MAGNUM 460 ввезена на территорию Республики Беларусь по грузовой таможенной декларации N 06542/270812/0025696, в описательной части декларации указано, что рама поставляется "в сборе с топливными баками, ресиверами, электрооборудованием, радиатором, передним бампером с 2 фарами, передними крыльями, гидро и пневмошлангами, аккумуляторным ящиком, выхлопной трубой, карданом, мостами и колесами, без двигателя и кпп" (том 1, листы дела 91-93).
Согласно пункту 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств ввезенная продукция соответствует понятию "шасси" - наземному механическому устройству на колесном ходу, не оснащенному кабиной, и (или) двигателем, и (или) кузовом, не предназначенному для эксплуатации.
Замена рамы (шасси) транспортного средства фактически повлекла невозможность идентифицировать автомобиль RENAULT RG04A136A, поскольку его идентификационный номер был утрачен в результате указанной операции. Как следует из диагностической карты от 05.09.2012, после переоборудования техническими специалистами указанное транспортное средство было идентифицировано как автомобиль RENAULT MAGNUM 460 с указанием соответствующего идентификационного номера VF617CKA000000253 (том 2, лист дела 27).
В свидетельствах о регистрации транспортного средства, выданных Госавтоинспекцией, после внесения указанных выше изменений, идентификации автомобиля возможна только по раме.
Таким образом, подразделением Госавтоинспекции при осуществлении регистрационных действий в связи с заменой рамы (шасси) фактически присвоен идентификационный номер иного транспортного средства, которое не эксплуатировалось на территории Российской Федерации.
В данном случае свидетельство серии 60 АА 488666 о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности получено на основании процедуры, предусмотренной Порядком, который применяется только при внесении изменений в конструкцию транспортных средств.
Между тем, как было указанно выше, в данном случае была осуществлена замена рамы транспортного средства, а не изменение конструкции транспортного средства.
Таким образом, следует признать, что по спорному транспортному средству не было установлено его соответствие требованиям безопасности в рамках надлежащей предусмотренной законодательством процедуры.
В связи с этим суды пришли к правильному выводу о том, что у Госавтоинспекции отсутствовали основания для выдачи свидетельства серии 60 АА 488666 о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в связи с заменой рамы транспортного средства на основании представленных заявителем документов.
При этом в силу пункта 51 Правил регистрации при прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
Поскольку последовательной заменой основных агрегатов автомобиля RENAULT RG04A136A - рамы (шасси), кабины, двигателя, установки кузова, фактически создано новое транспортное средство автомобиль RENAULT MAGNUM 460, то его выпуск в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением требований вышеприведенных положений норм действующего законодательства.
Учитывая данные положения, Управление правомерно аннулировало действия по регистрации транспортного средства RENAULT MAGNUM 460.
В данном случае Управление не вышло за пределы своих полномочий, установленных указанными выше нормативными актами, поскольку не делало выводов, о как таковой технической безопасности транспортного средства.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, аннулирование регистрации в данном случае не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, Техническим регламентом).
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявления Общества о признании недействительными действий Управления по аннулированию регистрации транспортного средства RENAULT MAGNUM 460.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 09.01.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу N А52-2708/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Европа Плюс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.