27 августа 2014 г. |
Дело N А26-7955/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Гафиатуллиной Т.С. и Сергеевой И.В.
при участии от открытого акционерного общества "Карельский окатыш" Дмитриева А.Н. (доверенность от 02.12.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Костомукшского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.01.2014 (судья Богданова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Полубехина Н.С.) по делу N А26-7955/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Карельский окатыш", место нахождения: 186930, Республика Карелия, г. Костомукша, Звездная ул., д. 52, ОГРН 1021000879316, ИНН 1004001744 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к администрации Костомукшского городского округа, место нахождения: 186931, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Строителей, д. 5, ОГРН 1021000880779, ИНН 1004002554 (далее - Администрация), с иском о признании недействительной односторонней сделки по изменению условий договора от 14.12.2011 N 88/8 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 40 049 031 кв.м с кадастровым номером 10:04:0026502:828, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, промышленная площадка ОАО "Карельский окатыш".
Решением от 10.01.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.05.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 10.01.2014 и постановление от 15.05.2014 и отказать в иске.
Податель жалобы указывает на следующее: суды пришли к неправильному выводу о том, что в отношении спорного участка применяется льготный порядок определения арендной платы в размере 2 % кадастровой стоимости земельного участка, предусмотренный пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ); указанный размер арендной платы устанавливается только для земельных участков, на которых расположены такие особые объекты, как линии электропередачи, связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), в то время как на спорном земельном участке расположены объекты промышленно-хозяйственного назначения; указанная ставка действовала только в период переоформления права бессрочного пользования, то есть до 01.07.2012; расчет арендной платы за спорный земельный участок должен производиться на основании Закона Республики Карелия от 10.06.2013 N 1712 "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия" (далее - Закон N 1712-ЗРК), то есть в размере 30 % от кадастровой стоимости земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в отзыве на жалобу.
От Администрации поступило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя.
В соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации(далее - АПК РФ) отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, у Общества на праве постоянного (бессрочного) пользования находился земельный участок площадью 40 049 031 кв.м с кадастровым номером 10:04:0026502:828, расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, промышленная площадка ОАО "Карельский окатыш", относящийся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (свидетельство о государственной регистрации названного права от 25.11.2011). Участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Администрации от 10.11.2011 N 1197 для указанного участка установлен следующий вид разрешенного использования "для добычи и разработки полезных ископаемых".
В порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на основании пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ Администрация постановлением от 12.12.2011 N 1360 предоставила указанный земельный участок Обществу в аренду.
На основании указанного постановления стороны заключили договор от 14.12.2011 N 88/8 аренды названного земельного участка на срок по 18.06.2032 (в редакции протокола урегулирования разногласий).
Договор зарегистрирован в установленном порядке.
По акту приема-передачи от 21.12.2011 земельный участок передан арендатору.
Пунктом 3 договора предусмотрено, что размер арендной платы рассчитывается в соответствии с Положением об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 N 125-П с учетом изменений, утвержденных постановлением Правительства Республики Карелия от 21.04.2009 N 86-П. Размер арендной платы приведен в приложении N 2, являющемся неотъемлемой частью договора.
В пункте 6 договора указано, что изменение размера арендной платы производится при изменении действующего законодательства, в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства Республики Карелия, публикуемыми в установленном порядке, но не чаще одного раза в год путем направления арендатору письменного уведомления с приложением расчета.
Постановлением от 31.01.2013 N 52 Администрация отменила свое постановление от 10.11.2011 N 1197 и указала иной вид разрешенного использования спорного участка - "для размещения объектов промышленно-хозяйственного назначения".
Администрация 18.09.2013 направила Обществу уведомление N 1, в котором сообщила об изменении с 24.06.2013 арендной платы на основании Закона N 1712-ЗРК. Расчет арендной платы был произведен с применением ставки, установленной названным Законом, в размере 30 % от кадастровой стоимости земельного участка, равной 3 031 711 646 руб. 70 коп. Размер платы в месяц по расчету Администрации составил 75 792 91 руб. 17 коп.
Указанный размер кадастровой стоимости был определен исходя из того, что спорный участок имеет вид разрешенного использования "для размещения объектов промышленно-хозяйственного назначения", установленный постановлением Администрации от 31.01.2013 N 52.
Общество, считая, что размер арендной платы должны производиться из расчета 2 % от кадастровой стоимости земельного участка, равной 16 420 102 руб. 71 коп. и рассчитанной с учетом того, что участок имеет вид разрешенного использования "для добычи и разработки полезных ископаемых", обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций удовлетворили иск Общества, посчитав, что расчет арендной платы, представленный в уведомлении Администрации от 18.09.2013 N 1, не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Закону N 137-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным.
Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата; порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды; общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Подпунктом "д" пункта 3 Постановления N 582 предусмотрено, что в отношении земельных участков, право аренды на которые переоформлено в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, годовая арендная плата не может превышать 2 % от кадастровой стоимости земельного участка. Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ. Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с названным пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением их кадастровой стоимости.
Поскольку материалами дела подтверждается факт переоформления Обществом спорного участка в аренду с одновременным прекращением права постоянного (бессрочного) пользования, суды пришли к правильному выводу о том, что размер арендной платы не должен превышать 2% от кадастровой стоимости названного участка, поэтому Администрация неправильно применила при расчете арендной платы ставку, установленную Законом N 1712-ЗРК, в размере 30 % от кадастровой стоимости участка.
Поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 23.10.2013 по делу N А26-4493/2013 признано незаконным постановление Администрации от 31.01.2013 N 52 и установлено, что видом разрешенного использования спорного участка следует считать добычу и разработку полезных ископаемых, суды признали, что при расчете арендной платы Администрация также исходила из неправильной кадастровой стоимости участка, определенной с учетом неверного вида разрешенного использования.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды пришли к обоснованному выводу о том, что односторонняя сделка Администрации по изменению арендной платы не соответствует требованиям законодательства и является недействительной.
Доводы, приведенные в жалобе, аналогичны доводам, которым была дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.01.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 по делу N А26-7955/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Костомукшского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.