Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Серовой В.К., Тарасюка И.М.,
при участии от муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" Таранина А.А. (доверенность от 10.02.20100) и Семеновой Н.И. (доверенность от 28.01.2011), от правительства Калининградской области Глущенко А.в. (доверенность от 24.12.2010),
рассмотрев 29.03.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.08.2010 (судья Лобанова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А21-3085/2010,
установил
Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к правительству Калининградской области (далее - Правительство КО) о взыскании задолженности в размере 142 310 руб. 73 коп.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Предприятие уточнило заявленные требования и просило взыскать с Правительства КО 154 руб. 27 коп. задолженности за водоснабжение и водоотведение, а также 112 903 руб. 05 коп. за превышение норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (далее - ПДК). Суд принял иск к рассмотрению с учетом его уточнения.
Решением от 03.08.2010 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.11.2010 решение оставлено без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие и Администрация Калининградской области (абонент) заключили договор от 23.11.2001 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.
Дополнительным соглашением от 18.08.2008 к данному договору абонентом определено Правительство КО. Указанным соглашением также изменен порядок учета количества израсходованной воды.
В соответствии с пунктом 1 договора стороны обязались руководствоваться действующими Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации и действующими правилами и техническими условиями приема сточных вод абонентов и организаций в системы канализации населенных пунктов.
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 Предприятие обязалось обеспечивать питьевой водой абонента, принимать сточные воды в систему канализации, систематически, не реже 1 раза в квартал, контролировать качество сточных вод, отводимых абонентом и его субабонентами в канализацию организации водопроводно-канализационного хозяйства путем отбора проб.
Пунктом 3.2 договора предусмотрены обязанности абонента; в частности, абонент обязался не превышать концентрации загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в системы канализации организации водопроводно-канализационного хозяйства, установленные в соответствии с действующим законодательством и решением органов местного самоуправления.
В разделе 5 договора установлено, что расчеты с абонентом за отпущенную питьевую воду и принятые сточные воды производятся по ценам и тарифам, утвержденным мэрией Калининграда или действующим законодательством Российской Федерации и предусмотренными для 11-й, 111-й групп водопотребителей. Доведение до абонента информации об изменении цен и тарифов должно быть подтверждено его росписью в карточке абонента.
Согласно пункту 5.4 договора в соответствии с действующим законодательством и решением органов местного самоуправления размер платы за превышение нормативов сброса сточных вод в системы канализации организации водопроводно-канализационного хозяйства рассчитывается исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах.
Предприятие, ссылаясь на то, что абонент не исполнял надлежащим образом условия договора и требования действующего законодательства в части контроля за концентрацией загрязняющих веществ, и руководствуясь постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 17.03.2008 N 416 (далее - Постановление N 416) произвело расчет платы за превышение ПДК исходя из усредненных показателей и предъявило к оплате за период с ноября 2008-го по июль 2009 года соответствующие счета на сумму 112 903 руб. 05 коп.
Поскольку абонент не оплатил выставленные счета, а также задолженность за водопотребление и водоотведение в размере 154 руб. 27 коп., Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, посчитав недоказанным превышение ответчиком допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе сточных вод в систему канализации истца, отказал в удовлетворении иска. При этом суд также установил отсутствие задолженности в размере 154 руб. 27 коп.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
Пунктом 65 Правил N 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии с пунктом 67 Правил N 167 анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
В силу пункта 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с Постановлением N 1310 постановлением Правительства КО от 25.09.2007 N 563 в пределах предоставленных ему приведенными положениями полномочий утвержден Порядок взыскания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации населенных пунктов Калининградской области (далее - Порядок), которым предусмотрен механизм взимания организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отпуск воды из системы коммунального водоснабжения и (или) прием (сброс) сточных вод в системы коммунальной канализации Калининградской области и эксплуатирующей эти системы, платы с абонентов, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы коммунальной канализации населенных пунктов Калининградской области.
Пунктом 5 Порядка установлено, что плата за сброс загрязняющих веществ с концентрациями, превышающими допустимые концентрации, утвержденные в установленном порядке, определяется по формуле, исходя из фактической концентрации загрязняющего вещества в сточных водах.
Согласно пункту 10 Постановления N 563 фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов определяются путем выполнения аналитических измерений состава и свойств сточных вод по аттестованным методикам. Выполнение измерений производится силами лаборатории принимающей организации или сторонних аккредитованных лабораторий в пробах сточных вод, отбираемых принимающей организацией в контрольных колодцах абонентов на выпусках в системы канализации. При отсутствии у абонента в контрольных колодцах автоматических пробоотборников (для обеспечения отбора усредненной пробы сточных вод) принимающей организацией отбираются разовые пробы сточных вод не реже одного раза в 3 месяца.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что оплата за превышение ПДК осуществляется на основании аналитических измерений.
Администрация городского округа "Город Калининград" приняла Постановление N 416, для расчета платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах для абонентов непромышленной сферы, не представляющих результаты аналитических измерений состава и свойств сточных вод по аттестованным методикам.
Руководствуясь Постановлением N 416, Предприятие производило расчет платы за сброс загрязняющих веществ по усредненным фактическим концентрациям загрязняющих веществ и выставляло Правительству КО извещения о взимании платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов со сточными водами, сбрасываемыми в городскую канализацию.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Предприятие обратилось с требованием о взыскании задолженности за период с ноября 2008 года по июль 2009 года и выставило Правительству КО извещения о взимании платы. При этом в качестве основания взимания платы в извещениях от 14.12.2008, от 19.01.2009, от 17.02.2009, от 17.03.2009, от 15.04.2009, от 19.05.2009, от 18.06.2009, от 15.07.2009, от 19.08.2009 указано: "Усредненные результаты химического анализа сточных вод" (том дела 1, листы 56 - 54).
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие проведение анализов сточных вод абонента в указанный период. При этом в извещениях от 10.09.2009 N 3411, от 08.10.2009 N 3772, от 10.11.2009 N 4181 в качестве основания взимания платы указано: "Акт отбора проб сточных вод от 26.08.2009", "Результаты химического анализа сточных вод".
Довод подателя жалобы о том, что он проводил контрольный отбор проб сточных вод, суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку в материалы дела истец представил акт отбора проб сточных вод от 26.08.2009, а просит взыскать задолженность за превышение ПДК в период с ноября 2008-го по июль 2009 года.
Поскольку в данном деле Предприятие просит взыскать задолженность за превышение норм ПДК загрязняющих веществ, а не плату в качестве ответственности за нарушение абонентом своей обязанности по представлению показаний загрязняющих веществ, суды правомерно отказали в иске.
Предприятием в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие превышение ПДК загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых ответчиком в систему канализации в период с ноября 2008-го по июль 2009 года, а также расчет задолженности по усредненным показателям.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о недоказанности исковых требований следует признать правомерным.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, которые являются законными и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.08.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 по делу N А21-3085/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.