02 сентября 2014 г. |
Дело N А26-7950/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Ракчеевой М.А., Рудницкого Г.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Карельский окатыш" Дмитриева А.Н. (доверенность от 02.12.2013),
рассмотрев 28.08.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Костомукшского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелии от 09.01.2014 (судья Денисова И.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 (судьи Серикова И.А., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А26-7950/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Карельский окатыш", место нахождения: Республика Карелия, г. Костомукша, Звездная ул., д. 52, ОГРН 1021000879316, ИНН 1004001744 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Костомукшского городского округа, место нахождения: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Строителей, д. 5, ОГРН 1021000880779, ИНН 1004002554 (далее - Администрация), о признании уведомления от 19.09.2013 N 1, изменяющего условия договора аренды от 14.12.2011 N 87/8, недействительным.
Решением суда от 09.01.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.04.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация указывает, что решение и постановление вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, поэтому просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций неправильно истолкованы положения пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), расчет арендной платы за спорный земельный участок должен производиться на основании Закона Республики Карелия от 10.06.2013 N 1712-ЗРК "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия" (далее - Закон N 1712-ЗРК), то есть в размере 30% от его кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.
От Администрации поступило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя.
Законность и обоснованность обжалуемых решения и постановления проверены в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 14.12.2011 N 87/8 аренды земельного участка площадью 3 979 760 кв.м с кадастровым номером 10:04:0026502:829 сроком действия с 21.06.2012 по 18.06.2032.
Участок предоставлен для размещения объектов промышленно-хозяйственного назначения.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 19.06.2012.
На момент заключения договора размер арендной платы составлял 274 271 руб. 79 коп. в месяц и рассчитывался в соответствии с Положением об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 N 125-П (с учетом изменений).
Договором аренды в редакции дополнительного соглашения от 10.04.2013 N 1 арендная плата определена на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитана в процентах (два процента).
В соответствии с пунктом 6 договора изменение размера арендной платы производится при изменении действующего законодательства в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства Республики Карелия, публикуемыми в установленном порядке, но не чаще одного раза в год. Изменение размера арендной платы, производится письменным уведомлением арендатора. Указанное уведомление направляется арендатору не позднее, чем за 30 дней до момента изменения арендной платы.
Уведомлением от 19.09.2013 N 1 Администрация сообщила Обществу об увеличении размера арендной платы на основании Закона N 1712-ЗРК, согласно которому размер ежемесячной арендной платы с 24.06.2013 составил 7 374 495 руб. 28 коп. Расчет арендной платы произведен с применением ставки, установленной названным Законом, в размере 30% от кадастровой стоимости земельного участка.
Ссылаясь на то, что указанное уведомление противоречит действующему законодательству Российской Федерации, размер арендной платы должны производиться из расчета 2% от кадастровой стоимости земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, посчитав, что расчет арендной платы, приложенный к уведомлению от 19.09.2013 N 1, не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Закону N 137-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), удовлетворили иск Общества.
Кассационная инстанция считает выводы судов правильными и не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование объектом аренды должна определяться с учетом установленной полномочным органом ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести такие земельные участки в собственность.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 названной статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
В абзаце четвертом пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ оговорено, что изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с названным пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Подпунктом "д" пункта 3 Постановления N 582 предусмотрено, что в отношении земельных участков, право аренды на которые переоформлено в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, годовая арендная плата не может превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Суды установили, что Общество относится к субъектам, на которые распространяет свое действие пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, заключив договор от 14.12.2011 N 87/8 Общество переоформило право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, поэтому к нему применимы установленные законом ограничения размера арендной платы, а Администрация неправомерно посчитала возможным изменение арендной платы в связи с вступлением в силу Закона N 1712-ЗКР.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды пришли к обоснованному выводу о том, что односторонняя сделка Администрации по изменению арендной платы не соответствует требованиям законодательства и является недействительной.
Судами обеих инстанций дана оценка всем доводам, приведенным Администрацией по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, ее податель повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелии от 09.01.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу N А26-7950/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Костомукшского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Захарова |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.