Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Тарасюка И.М., Яковца А.В.,
рассмотрев 21.06.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2010 (судья Кузнецова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Мельникова Н.А.) по делу N А42-3705/2010,
установил
Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 624 146 руб. 37 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением в июле - декабре 2007 года льгот на основании Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона от 24.11.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Законы о предоставлении льгот).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Комитет уточнил заявленные требования и просил взыскать с Российской Федерации в лице Минфина РФ 463 423 руб. 32 коп. убытков. Суд принял иск к рассмотрению с учетом его уточнения.
Решением от 29.12.2010 с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Комитета взыскан о463 423 руб. 32 коп. убытков, возникших в результате предоставления мер социальной поддержки.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.03.2011 решение от 29.12.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление и вынести новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Минфин РФ ссылается на то, что перечислил Мурманской области все предусмотренные в федеральном бюджете средства для реализации указанных льгот. При этом судом не установлена недостаточность финансирования. Таким образом, как полагает Минфин РФ, основания для возмещения истцу убытков отсутствуют. Податель жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Комитетом возмещены расходы, связанные с предоставлением льгот отдельным категориям граждан. Минфин РФ указывает, что в нарушение статьи 65 АПК РФ заявитель не представил доказательств, подтверждающих понесенные расходы.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет и Управление социальной защиты населения комитета по труду и социальному развитию Мурманской области (далее - Управление) заключили государственный контракт от 16.03.2007 N 15ф о компенсации расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Согласно пункту 1.1 государственного контракта предметом контракта является возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг, оказываемых гражданам, указанным в приложении 1 в соответствии с Законами о предоставлении льгот, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652; приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28.03.2005 N 243; постановлением Правительства Мурманской области от 15.03.2007 N 121-ПП.
Перечень поставщиков по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, согласован сторонами в приложении 4 к государственному контракту от 16.03.2007 N 15ф и изменен дополнительным соглашением от 11.09.2007 N 1.
Согласно пункту 2.2.1 государственного контракта Управление при поступлении от Комитета документов, указанных в пункте 2.1.1 данного контракта, производит автоматизированную сверку в течение пяти рабочих дней и составляет акт результатов сверки (приложение 3), подтверждающий численность граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки, и сумму расходов по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, подлежащую возмещению в соответствии с нормативными актами, указанными в пункте 1.1. данного контракта.
По результатам автоматизированной сверки Комитет перевыставляет Управлению счета по категориям льготников не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, по предоставленным мерам социальной поддержки лицам по оплате жилищно-коммунальных услуг (пункт 2.1.3).
В силу пункта 2.2.2 государственного контракта на основании акта по результатам автоматизированной сверки и поступления от Комитета сведений, указанных в пунктах 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5 контракта, Управление производит перечисление средств предприятиям (учреждениям, организациям) для возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг в пределах выделенных средств.
Пунктом 4.1 государственного контракта предусмотрено, что он действует с момента подписания по 31.12.2007 и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007.
Письмом от 15.09.2009 N 08-10/2157, направленным Министерством здравоохранения в адрес заместителя главы администрации города Мурманска, сообщено, что в связи с завершением соответствующего финансового года и истечением срока действия государственных контрактов от 16.03.2007, заключенных между Управлением и Комитетом и определяющих порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, вопрос финансирования обязательств 2007 года не может быть положительно решен.
Комитет, ссылаясь на то, что в результате предоставления льгот у него возникли убытки, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды пришли к выводу, что требования истца являются обоснованными как по праву, так и по размеру, и удовлетворили иск. Судами установлено, что расходы Комитета в полном объеме не возмещены.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, льготы по оплате жилья и коммунальных услугах предоставлялись в соответствии с Федеральным законами о льготах.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23), при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, отнесены вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
При этом в силу пункта 1 статьи 26.3 указанного Закона данные полномочия осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
Согласно приложению 29 к Федеральному закону от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2007 год" Мурманской области из Фонда компенсаций на реализацию указанных льгот выделено 394 914,4 тыс. руб.
Постановлением Правительства Мурманской области от 15.03.2007 от 15.03.2007 N 121-ПП утверждены Правила расходования субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджету Мурманской области для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов (далее - Правила N 121-ПП).
Пунктом 7 Правил N 121-ПП предусмотрено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, оказываемых гражданам, производится на основании договоров, заключаемых Учреждениями социальной защиты населения с исполнителем, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги населению (комитет городского хозяйства, управляющая организация, товарищество собственников жилья, службы муниципального заказчика и другие организации и лица на основании статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 8 и 9 Правил N 121-ПП в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что расчеты с исполнителем, осуществляющим соответствующие виды деятельности, производятся территориальными органами на основании документов, подтверждающих фактические расходы. Территориальные органы ведут учет граждан, воспользовавшихся правом на меры социальной защиты по оплате жилья и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания).
Как следует из материалов дела и установлено судами, факт предоставления льгот подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно: ведомостями распределения начисленных льгот по поставщикам услуг, выставленными ресурсоснабжающими организациями счетами-фактурами, платежными поручениями.
Таким образом, довод Минфина РФ о недоказанности оказанных услуг опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
Довод подателя жалобы о том, что факт недостаточности денежных средств не установлен судами, также опровергается выводами судов нижестоящих инстанций.
Кроме того, согласно статье 286 АПК РФ и пункту 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.1999 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" арбитражный суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в конкретном деле применительно к его фактическим обстоятельствам, установленным судом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Переоценка доказательств, проверенных и оцененных судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем кассационную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 по делу N А42-3705/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.