г. Санкт-Петербург |
|
31 марта 2011 г. |
Дело N А42-3705/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Горбик В.М., Мельниковой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Куклиной Ю.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-3400/2011)
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2010г.
по делу N А42-3705/2010 (судья Кузнецова О.В.), принятое
по иску Комитета по развитию городского хозяйства Администрации города Мурманска
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области
3-и лица: 1) Министерство финансов Мурманской области, 2) Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области, 3) МУП "Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр", 4) ГОУ "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска"
о взыскании 463 423 руб. 32 коп.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-их лиц: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области (далее - Министерство финансов) о взыскании убытков в сумме 624 146 руб. 37 коп., возникших в связи с предоставлением в июле-декабре 2007 года мер социальной поддержки населению на основании Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона от 24.11.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 26.11.1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", Федерального закона от 10.01.2002г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
В судебном заседании представитель истца заявил ходатайство об уменьшении размера исковых требований. Просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытки, понес?нные в связи с предоставлением мер социальной поддержки населению в период с июля по декабрь 2007 года, в сумме 463 423 руб. 32 коп. В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшение исковых требований принято судом.
Решением суда от 29.12.2010г. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска взысканы убытки, понесенные в связи с предоставлением мер социальной поддержки населению, в размере 463 423 руб. 32 коп.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит решение от 29.12.2010г. отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать Комитету в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, согласно Приложению N 4 к Закону Мурманской области от 28.12.2006г. N 828-01-ЗМ "Об областном бюджете на 2007 г." и Приложению N 1 к Закону Мурманской области от 01.07.2008г. N 991-01-ЗМО "Об исполнении областного бюджета за 2007 г." в доход областного бюджета в 2007 г. поступили субвенции из Фонда компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме 394 914 400 руб.
Таким образом, Минфином Российской Федерации на лицевой счет Департамента финансов Российской Федерации были перечислены субвенции в полном объеме, в связи с чем отсутствуют основания для возмещения истцу убытков в сумме 463 423 руб. 32 коп. за счет казны Российской Федерации.
Кроме того, Минфин Российской Федерации несет ответственность только перед субъектом Российской Федерации, то есть Мурманской областью, а перед исполнителем, представляющим жилищно-коммунальные услуги населению ни в силу закона, ни в силу договора Минфин Российской Федерации ответственность не несет.
По мнению подателя апелляционной жалобы, истцом не доказано наличие убытков, а также не доказан размер исковых требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство финансов Мурманской области указывает, что в части недоказанности наличия убытков у истца полностью поддерживает позицию Министерства финансов Российской Федерации и считает, что решение по делу N А42-3705/2010 в указанной части вынесено по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для дела, в связи с чем подлежит отмене.
В отзыве на апелляционную жалобу МУП "Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр" просит решение от 29.12.2010г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 16.03.2007г. между Комитетом и Управлением социальной защиты населения комитета по труду и социальному развитию Мурманской области (УСЗН) заключен государственный контракт N 15ф компенсации расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного государственного контракта предметом контракта является возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг, оказываемых гражданам, указанным в приложении N 1 (льготоносители), в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; Федеральным законом от 24.11.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах"; Федеральным законом от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Федеральным законом от 26.11.1998г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"; Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска"; Федеральным законом от 10.01.2002г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004г. N 652; приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28.03.2005г. N 243; постановления Правительства Мурманской области от 15.03.2007г. N 121-ПП.
Перечень поставщиков по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, согласован сторонами в Приложении N 4 к государственному контракту N 15ф от 16.03.2007г. и изменен дополнительным соглашением N 1 от 11.09.2007г.
В силу пункта 2.1.1 государственного контракта N 15ф от 16.03.2007г. Комитет не позднее 10-го числа, следующего за отчетным, представляет отдельно по поставщикам в соответствии с Приложением N 4 список граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки в электронном виде (формат dbf в соответствии с Приложением N 2) на электронных носителях с сопроводительным письмом, в котором указано количество записей, сформированных МУП "МРИВЦ".
Согласно пункту 2.2.1. государственного контракта N 15ф от 16.03.2007г. УСЗН при поступлении от Комитета документов, указанных в пункте 2.1.1 данного контракта, производит автоматизированную сверку в течение 5-ти рабочих дней и составляет акт результатов сверки (Приложение N 3), подтверждающий численность граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки, и сумму расходов по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, подлежащую возмещению в соответствии с нормативными актами, указанными в пункте 1.1. данного контракта.
По результатам автоматизированной сверки Комитет перевыставляет УСЗН счета по категориям льготников не позднее 20-го числа, следующего за отчетным, по предоставленным мерам социальной поддержки лицам по оплате жилищно-коммунальных услуг (пункт 2.1.3. государственного контракта N 15ф от 16.03.2007г.).
В соответствии с пунктом 2.2.2. государственного контракта N 15ф от 16.03.2007 г. на основании акта по результатам автоматизированной сверки и поступления от Комитета сведений, указанных в пунктах 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5 контракта УСЗН производит перечисление средств предприятиям (учреждениям, организациям) для возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, в пределах выделенных средств.
Контракт действует с момента подписания по 31.12.2007г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007г. (пункт 4.1. государственного контракта N 15ф от 16.03.2007г.)
Согласно договору поручения от 01.06.2005г., заключенному между Комитетом и МУП "МРИВЦ", МУП "МРИВЦ" производит начисление мер социальной поддержки населению. На основании имеющихся данных МУП "МРИВЦ" производит расчет льгот и формирует выходные формы в формате, согласованном с Комитетом и УСЗН, после чего предоставляет эти данные в УСЗН для проведения автоматизированной сверки списков льготных категорий граждан.
По техническим причинам Комитетом и УСЗН своевременно и в полном объеме не была проведена в электронном виде автоматизированная сверка списков граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки в июле-декабре 2007 года.
Письмом от 15.09.2009г. N 08-10/2157, направленным Министерством здравоохранения в адрес заместителя главы администрации города Мурманска, сообщено, что в связи с завершением соответствующего финансового года и истечением срока действия государственных контрактов от 16.03.2007г., заключенных между УСЗН и Комитетом и определяющих порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в настоящее время не может быть положительно решен вопрос финансирования обязательств 2007 года.
Полагая, что предоставление льгот, предусмотренных федеральными законами, повлекло возникновение у него убытков, Комитет обратился в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 7 Правил расходования субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджету Мурманской области для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства Мурманской области от 15.03.2007г. N 121-ПП (далее - Правила N 121-ПП), отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, оказываемых гражданам, производится на основании договоров, заключаемых Учреждениями социальной защиты населения с исполнителем, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги населению (комитет городского хозяйства, управляющая организация, товарищество собственников жилья, службы муниципального заказчика и другие организации и лица на основании статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Расчеты с исполнителем, осуществляющим соответствующие виды деятельности, производятся учреждениями социальной защиты на основании документов, подтверждающих фактические расходы. Учет граждан, воспользовавшихся правом на меры социальной защиты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) ведут учреждения социальной защиты (пункты 8, 9 Правил N 121-ПП).
Истец как исполнитель коммунальных услуг от своего имени заключил договоры с ресурсоснабжающими организациями. По условиям договоров, заключенных с ресурсоснабжающими предприятиями, в силу статей 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации Комитет несет обязательства по 100% оплате поставленного населению коммунального ресурса вне зависимости от предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных действующим законодательством. Объем и стоимость поставленных ресурсов подтверждаются выставленными в адрес Комитета счетами-фактурами.
Ответчик не представил доказательств в опровержение вывода суда первой инстанции о том, что поставленные ресурсы подлежат оплате и были оплачены Комитетом в полном объеме.
Расходы Комитета, связанные с предоставлением льгот, не были возмещены в полном объеме, в связи с чем у Комитета возникли убытки в размере 463 423 руб. 23 коп.
Размер убытков подтверждается ведомостями распределения начисленных льгот по поставщикам услуг, выставленными ресурсоснабжающими организациями счетами-фактурами, результатами сверки с ГОУ "ЦСПН г. Мурманска", платежными поручениями.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что проведенная сверка подтверждает лишь количество граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки, но не сумму, подлежащую возмещению, не принимается апелляционным судом, поскольку в соответствии с пунктом 2.2.2 контракта, акт, составленный в результате автоматизированной сверки, является основанием для перечисления средств в счет возмещения расходов.
Подателем апелляционной жалобы не опровергнуто установленное судом первой инстанции обстоятельство возвращения неиспользованных остатков субвенций 2007 г. на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в федеральный бюджет платежным поручением от 01.04.2009г. N 4 на сумму 184 217 757 руб. 61 коп., в связи с чем заявленные требования правомерно удовлетворены судом за счет ответчика - Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Комитета.
С учетом вышеизложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29 декабря 2010 года по делу N А42-3705/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2846/2008
Истец: МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго"
Ответчик: ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани
Кредитор: Арбитражный суд Астраханской области